Научная статья на тему 'Приоритеты государственной политики стимулирования прямых иностранных инвестиций в российскую экономику'

Приоритеты государственной политики стимулирования прямых иностранных инвестиций в российскую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синякова А. Ф.

Мировой рынок ПИИ характеризуется превышением спроса над предложением, и страны-реципиенты, формируя благоприятный инвестиционный климат, ведут конкурентную борьбу за привлечение средств в национальную экономику. В связи с этим приоритетным определяющим фактором является активная государственная инвестиционная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты государственной политики стимулирования прямых иностранных инвестиций в российскую экономику»

приоритеты государственной Политики стимулирования прямых иностранных инвестиций в российскую Экономику

СИНЯКОВА А.Ф.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России,

преподаватель, г Москва, пр-т Вернадского, д. 76

Мировой рынок ПИИ характеризуется превышением спроса над предложением, и страны-реципиенты, формируя благоприятный инвестиционный климат, ведут конкурентную борьбу за привлечение средств в национальную экономику. В связи с этим приоритетным определяющим фактором является активная государственная инвестиционная политика.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, конкурентоспособность, стимулирование ПИИ, инвестиционная политика, модернизация экономики, привлечение прямых иностранных инвестиций, направления и приоритеты социально-экономического развития

Коды классификатора JEL: Б 22, F 21

П Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику имеет стратегическое значение, ^ преследует долговременные цели создания в России социально-ориентированной экономики с высоким ка-0 чеством жизни населения, основанной на рыночных механизмах, а также среднесрочные цели поддержания устойчивого экономического роста. Зарубежные капиталовложения несут в себе потенциал технологического обновления основных фондов предприятий, увеличения экспорта товаров и услуг, импорта технологий, ^ интеграции нашей страны в мировое хозяйство, что в итоге ведет к повышению конкурентоспособности государства в целом. Позитивное влияние прямых иностранных инвестиций на микро- и макроэкономические Ш процессы в национальной экономике сохраняется также в условиях кризиса.

;> Существенное увеличение объемов финансирования требует благоприятного инвестиционного климата, который в нашей стране пока находится на стадии формирования, несмотря на проведение в настоящее вреде мя государственной инвестиционной политики. В настоящее время в России роль государства и его политика

□ в отношении прямых иностранных инвестиций, в частности, сохраняющиеся административные барьеры, не

□ соответствуют международным стандартам и требованиям, что подтверждается оценками Всемирного экономического форума (ВЭФ), исследованиями группы Всемирного банка [1].

Структура, объем и динамика прямых иностранных инвестиций в Россию за последнее десятилетие по-

Ш

О

2 казывает проблемы, связанные с недостатками существующей системы привлечения ПИИ. Во-первых, это

| количественная проблема, которая заключается в недостаточном объеме поступающих в страну инвестиций,

0 накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике на начало 2008 года составлял 220,6 ф млрд. долл. США, в 2007 г. поступило 120,9 млн. долл. США, доля прямых иностранных инвестиций состави-§ ла 23% [7]. Во-вторых, качественная проблема, которая связана с недостатками структуры привлекаемых > средств. Основная часть вложений концентрируется в сырьевых отраслях, доля высокотехнологичных секто-£5 ров очень мала; прямые зарубежные инвестиции неравномерно распределены между регионами РФ, основная

1 доля вложений приходится на Москву и добывающие регионы. Кроме того, число стран-инвесторов остается ф весьма ограниченным на протяжении десятилетия, а средства, поступающие из оффшорных зон в последние н^ годы, нельзя в полной мере называть прямыми иностранными инвестициями, поскольку в большинстве своем о. они являются репатриацией ранее вывезенного российского капитала.

^ Определение перспектив привлечения ПИИ в экономику страны, особенно на средне- и долгосрочный ^ период до 2010-2015 годов, представляется достаточно сложной задачей. Экспертные оценки прогнозируемых объемов привлечения иностранных инвестиций разнятся в широком диапазоне от 50 млрд. долл. в год

о до 100-150 млрд. долл. в год [5]. Согласно последнему Докладу о мировых инвестициях 2008 ЮНКТАД, Россия

9 находится на 28 месте по привлекательности для зарубежных инвесторов в 2008-2010 гг. [9]. Очевидно, что

^ такую оценку необходимо соотносить с прогнозами развития национальной экономики и инвестиционного

£2 процесса, с одной стороны, и мирового хозяйства, международного движения прямых иностранных инвести-

о ций, с другой.

^ Министерством экономического развития РФ подготовлена программа, носящая название «Основные наЦ правления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» [4], в £ ней предпочтение отдается сценарию модернизации экономики, основанному на усилении роли государства ® в обеспечении благоприятных условий экономической деятельности, включая финансовую стабильность.

Реализация программы должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум на 5% в год в среднем на протя-

^ жении 10-летнего периода. Финансирование экономического роста в значительной мере будет обусловлено

си сокращением масштабов оттока капитала. Валовые сбережения, согласно прогнозу, будут составлять до 30%

^ ВВП, так что потенциал роста будет оставаться высоким в течение всего периода. Это означает, что экономи-

о ческий рост должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвес-

о тиций в основной капитал. Таким образом, данная стратегия направлена на то, чтобы максимально задейс-

^ твовав потенциал роста, сделать экономику страны привлекательной для долгосрочного инвестирования.

Другим источником финансирования роста станут иностранные инвестиции, однако существенный приток иностранного капитала будет возможен, на основании данного анализа, по мере того как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер.

Для ускорения темпов зарубежного инвестирования и достижения перспективных целей экономического развития, в том числе повышения конкурентоспособности России, государство стремится к формированию благоприятного инвестиционного климата в целом и применению различных механизмов привлечения капиталовложений. Предпосылкой достижения данных целей выступают диверсификация форм привлечения ПИИ в экономику и более эффективное использование уже применяемых форм, таких как венчурное финансирование, лизинг, концессионные соглашения, проектное финансирование.

Одним из широко применяемых в международной практике механизмов привлечения зарубежных инвестиций является лизинг. Схема лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства, росту продаж, развитию финансовых механизмов, в особенности для сферы среднего и малого бизнеса. Рост доли лизинговых услуг в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличился с 0,1% в 1994 году до 15,5% в 2007 году, а доля лизинга в ВВП России составляет 3% [6]. По данным Европейской конфедерации национальных лизинговых ассоциаций, среднее значение доли инвестиций по лизингу в общем объеме инвестиций в Германии, например, составило 16%, в Чехии - 19,8%, в США 32,7% [2]. Положительный опыт данного инвестиционного источника может быть использован для финансирования в отдельных отраслях российской экономики.

Институт венчурного инвестирования доказал свою эффективность как способ прямого финансирования компаний среднего и малого бизнеса в сфере высоких технологий. Преимущества венчурных инвестиций заключаются в том, что от компании-реципиента не требуется гарантий и кредитной истории, а размер предоставляемых средств не связан с объемами оборота и экономическими результатами работы компании, П то есть финансирование может быть осуществлено на ранних важных стадиях разработки продукта. Для ^ развития венчурного инвестирования была создана ОАО «Российская венчурная компания», однако число о проектов венчурного финансирования не велико.

Еще одной перспективной формой привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику могли бы стать концессионные соглашения, широко распространенные в практике зарубежных стран. □ Концессии представляют собой систему договоров между государством и частным инвестором в отношении ^ государственной или муниципальной собственности или монопольных видов деятельности. Концессия прак- ^ тически всегда означает исключение из национальных режимов (налогового, таможенного), либо дополнение этих режимов обязанностями и обременениями (концессионные платежи, реализация инвестиционных программ), и включает также обязательство государства не ухудшать для компаний условий в течение опре- (д деленного срока («дедушкина оговорка»). □

Наиболее распространенными формами концессий являются концессионное соглашение, сервисное со- ^ глашение, лицензия с гражданско-правовыми оговорками, совместное предприятие. Все их можно объединить в две большие группы: концессии в области недропользования и концессии в области инфраструктуры. В российских условиях наиболее эффективными представляются концессионные проекты в транспортной сфере, которые предполагается реализовывать посредством механизма государственно-частного партнерства.

Анализируя привлечение зарубежных капиталовложений, нельзя рассматривать только их положительные стороны, не затронув возможных отрицательных эффектов на экономику принимающей стороны. Во время проходившего в 2008 году Петербургского международного экономического форума в рамках конференций обсуждался вопрос: «Иностранные инвестиции - привлекать или защищаться». Россия - это единственная страна из группы крупнейших стран с высокой численностью населения БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), обеспечивающая себя самостоятельно энергией. Развивающиеся рынки, включая нашу страну, ф обладают очень высоким потенциалом и привлекательны для инвесторов, работающих в сфере инноваций. В инновационных инвестициях заинтересована и страна-реципиент, однако в настоящее время инноваци-

О

О

ö I—

ф

I—

S

0 а ф

со S

1

>

Ö

онные компании используют емкие рынки динамично развивающихся стран преимущественно для экспорта ^ своей продукции, так 80% доходов компании Nokia, 50% доходов компании IBM за последний год получены о

I_

0

1_

о

на развивающихся рынках.

В привлечении инвестиций существует три основных подхода, во-первых, что инвестиции нужны, во-вторых, что страна может обходиться без внешних капиталовложений, в-третьих, что инвестиции нужны на определенных условиях. В условиях глобализации, когда финансовые рынки стали международными, не- ^ продуманность в инвестировании может повлечь негативные последствия и вызвать кризисные явления на ^ рынках нескольких стран. Застраховаться в данном случае можно с помощью максимальной диверсификации о вложений, ограничения на приток капиталов в страну могут привести к ухудшению ситуации на внутреннем ^ рынке, превышающей краткосрочные выгоды протекционистской инвестиционной политики. 1 Инвестиционная политика нашей страны направлена на привлечение инвесторов, однако существует о два типа капиталовложений, в которых Россия не заинтересована. Прежде всего, это прямые иностранные & капиталовложения, целью которых является не развитие объекта инвестирования, то есть повышения конкурентоспособности компании, а наоборот ограничение ее деятельности, в том числе возможностью работать о только на внутреннем рынке. И во-вторых, это инвестиции, которые приносят не передовые технологии, а ^ технологии прошлого, использование которых всегда предполагает догоняющий путь развития. | В результате благоприятной для экономики нашей страны конъюнктуры на международных рынках энер- о гетических ресурсов в течение последних нескольких лет, России удалось аккумулировать значительные о средства. Темп прироста валютных доходов, связанных с ростом цены на нефть, повышался на протяжении (Т)

последних двух лет, валютные поступления не могли быть полностью вложены сразу, не вызвав закономерной инфляции, и требовали сбережений. Для этой цели был создан Стабилизационный фонд РФ, преобразованный в 2008 году в два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, с капиталом, превышающим 160 млрд. долларов. В ситуации кризиса ликвидности и замедления темпов экономического роста накопленные резервы могут компенсировать возникающие риски и помочь в реализации бюджетной и социальной политики. Таким образом, нефтяные доходы, подверженные колебаниям в условиях финансового кризиса, не снижают значения привлечения прямых зарубежных инвестиций в российскую экономику.

Государственные приоритеты в области прямых иностранных инвестиций могут касаться отдельных видов деятельности, отраслей, корпораций-инвесторов, стран-экспортеров капитала, регионов привлечения средств.

Наряду со стимулированием целых отраслей продуктивным подходом может оказаться стимулирование отдельных видов деятельности. К числу приоритетов государства относится стимулирование конкурентоспособного экспорта, также важным является увеличение числа фирм, способных вести конкурентную борьбу на международном уровне с тем, чтобы конкурентоспособность стала устойчивой и сопровождалась ростом доходов государства. В свою очередь, страна также может предоставлять льготы, например, основываясь на зарубежном опыте, при экспорте свыше 70% продукции предприятия с иностранным участием, занятого в сфере материального производства или сфере услуг, может предоставляться освобождение от уплаты налога, снижение экспортных и импортных пошлин.

Кроме этого, государство заинтересовано в стимулировании импорта новых технологий независимо от отраслевой принадлежности инвестиционного проекта. Например, если предприятие с иностранным участием импортирует для своей деятельности технологию, не используемую в России или качественно более высокого уровня, такие предприятия могут подлежать льготному налоговому и таможенному режимам. ^ При проведении государственной политики привлечения иностранных инвестиций выбираются наибо-Ь лее приоритетные отрасли. Зарубежные инвесторы в нашей стране ориентируются преимущественно на ^ вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств, то X есть добывающие отрасли, пищевую промышленность, торговлю. Хотя все эти сферы и важны для экономики России, не все они определяют экономический рост на перспективу. В связи с этим необходимо предпринимать меры по изменению структуры притока капиталов. Наиболее перспективными отраслями являются высокотехнологичные отрасли: информационные технологии, аэрокосмическая, атомная промышленность. От развития этих отраслей во многом зависит будущее национальной экономики, у них есть большой потенциал привлечения зарубежных капиталов. Также государственная политика направлена на стимулирование Ь отраслей, имеющих характер «узких мест» в экономике (их недостаточное развитие препятствует развитию 00 всей хозяйственной системы страны). К ним относятся инфраструктурные отрасли, включая транспорт, до-О рожное строительство.

¡=у У России имеются государственные приоритеты в отношении иностранных компаний-инвесторов, с ф крупнейшими инвесторами заключаются индивидуальные соглашения, тем самым формируется определен-0 ная группа экспортеров капитала, пользующихся привилегированным статусом в сфере правового регули-ф рования их деятельности. Важным представляется не создание благоприятных условий для ограниченного ё круга компаний, а совершенствование законодательства и административного режима с целью сделать его о. более привлекательным для большинства инвесторов.

ЕЕ Целевое привлечение прямых иностранных инвестиций в интересах выравнивания уровней экономике ческого развития регионов является широко распространенной практикой, в частности, ее активно реализу-ф ют страны ЕС в рамках программ регионального развития [3, с. 95]. Проводившаяся в России в 90-е гг. поли-о тика создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон не была эффективной, и требуется новая стратегия, направленная на использование ресурсного потенциала регионов.

0 Активизация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику требует з расширения числа стран-инвесторов. Задачей государственной политики является стимулирование инвести-^ ций компаний - технологических лидеров из стран ЕС, Японии. Расширение инвестиционных возможностей

о. развивающихся стран и увеличение экспорта ими инвестиций выдвигает в число перспективных инвесторов Южную Корею, Малайзию, Сингапур. Привлечение новых инвестиционных партнеров наиболее рационально возможно в рамках соблюдения режима наибольшего благоприятствования.

Обеспечить привлечение ПИИ в российскую экономику в перспективе в масштабах и структуре, соот-§ ветствующих растущим потребностям, интересам страны и национальным приоритетным целям, практически невозможно без улучшения государственного механизма их регулирования, включающего законодательно-£ правовую базу, а также административные структуры и методы их деятельности. Основными направлениями ^ совершенствования государственного регулирования должны стать мероприятия по:

1 1) совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов;

о 2) улучшению институциональной структуры управления прямыми иностранными инвестициями, вклю-ш чая вопросы выработки государственной политики в отношении ПИИ, расширения числа инвесторов,

'! создания организационных условий для их эффективной деятельности;

о 3) развитию региональной политики привлечения прямых зарубежных инвестиций, координацию регу-■т лирования на федеральном и региональном уровнях.

Ц 4) активизации участия в международном регулировании прямых иностранных инвестиций, включая ° заключение соглашений о поощрении и защите капиталовложений и избежании двойного налогооб-

9 ложения, а также присоединения к многосторонним международным соглашениям и участия в реги-

он ональном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.