ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки в условиях ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Угланов Д.Г., аспирант, Орловский Государственный Аграрный Университет
Исследуются проблемы обеспечения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обоснование роли единой системы планирования, распределения и оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители, финансовый кризис.
PRIORITIES OF THE STATE SUPPORT IN THE FINANCIAL CRISIS
Uglanov D., The post-graduate student, Orel State Agrarian University
Problems of maintenance of the state support of agricultural commodity producers Are investigated. A substantiation of a role of uniform system ofplanning, distribution and an estimation of efficiency of use of the budgetary funds allocated for support of agriculture of the Russian Federation.
Keywords: the state support, agricultural commodity producers, financial crisis.
В настоящее время, в связи с финансовым кризисом, наблюдается повышенное внимание государства к проблемам сельского хозяйства, так, вступил в силу Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», разработан проект концепции развития сельских территорий, реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, как продолжение мер, определенных приоритетным национальным проектом «Развитие АПК». Причем предварительные результаты показывают высокую степень отзывчивости отрасли на финансовую государственную поддержку.
Вместе с тем, следует признать, что социально-экономическая ситуация в отечественном агропромышленном комплексе все еще остается сложной. Положение усложняется финансово-экономическим кризисом, который привел к тому, что финансирование отдельных отраслей аграрного сектора экономики сократится, как минимум, на 25%, а в некоторых случаях и до 60%. По-прежнему, в сравнении с развитыми зарубежными странами, уровень государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в России остается довольно-таки низким (по различным оценкам - менее 2% от расходной части консолидированного бюджета).
Без четко сформированного и эффективно функционирующего организационно-экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства будет сложно обеспечить заданный уровень продовольственной безопасности государства.
Многие проблемы обеспечения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей до сих пор остались неразрешенными и требуют дополнительных исследований в данной области. В настоящее время так и не создана единая система планирования, распределения и оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства Российской Федерации. Отсутствуют научно обоснованные методики как планирования размеров (объемов) бюджетных субсидий, так и организации мониторинга за их эффективным использованием в хозяйственной деятельности субъекта.
На наш взгляд так же мало уделено внимания целесообразности применения той или иной формы государственной поддержки. Мало исследована эффективность опосредованной поддержки сельскохозяйственного производства.
Не отработаны региональные модели организации государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствует целостный организационно-экономический механизм государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Исследование сущности механизма государственной поддержки позволило отметить две специфические особенности, которые значительно отличают его от других факторов. Во-первых, речь идет о том, что данный экономический механизм, в отличие от других факторов, формируется на нескольких уровнях и как минимум на трех: Российской Федерации, субъекта федерации, муниципального образования. Во-вторых, он реализуется на тех же уровнях, на которых и формируется. Отсюда и выражения «федеральная господдержка», «региональная государственная поддержка сельхозто-
варопроизводителей», «механизм поддержки на уровне муниципального образования». Такая многоуровневая система построения господдержки предполагает и синхронное их взаимодействие. Сбои в механизме государственной поддержки, сформированном на уровне страны, могут вызвать дополнительные импульсы дестабилизирующего характера в сельскохозяйственных организациях. И, наоборот, элемент механизма государственной поддержки более высокого порядка (механизм федерального уровня) может усиливаться в конкретном сельском районе, на уровне конкретного субъекта хозяйствования. Так, например, льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей (косвенная форма поддержки) на уровне федерации может быть усилено дополнительными льготами областного характера.
Среди основных характеристик такого механизма государственной поддержки (по форме - открытый, а по типу - организационно-экономический) мы выделяем: иерархичность, многоблочность и многокомпонентность, способность к трансформации, взаимосвязь и взаимозависимость его элементов, системность и комплексность построения, целенаправленность и эффективность, стабильность функционирования, научность и динамичность, восприимчивость к инновациям, способность к адаптации. Представленные характеристики и принципы взаимосвязаны и в целом определяют требования к созданию и функционированию такого рода механизмов.
В процессе исследования были выявлены классификационные признаки и осуществлена классификация экономических механизмов государственной поддержки. Так их можно классифицировать в зависимости от уровня их формирования и функционирования, то есть по критерию субъектности; по природе возникновения (сформированы спонтанно, в результате целенаправленных действий правительства, созданы под влиянием теневых структур); по функционированию элементов механизма (функционируют без сбоев, с редкими сбоями, с частыми сбоями); по структуре основных блоков (трехблочные, четырехблочные, многоблочные). Принципиальная модель организационно-экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства представлена на рисунке 1.
В отличие от ряда исследователей, которые сводят государственную поддержку лишь к выплатам из государственного бюджета и определяют ее как совокупность прямых выплат сельхозтоваропроизводителям, мы рассматриваем государственную поддержку с позиций организационно-экономического механизма, включающие в себя меры (рычаги и инструменты) организационно-управленческого, финансово-экономического, технико-технологического, социального, мотивационного, экологического и правового характера, которые воздействуя многофакторно, создают благоприятные организационно-экономические условия для эффективного функционирования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Гармонично сформированный механизм государственной поддержки способен противостоять экстремальному воздействию внешних экономических и политических факторов, международных, рыночных факторов конкуренции.
Рис. 1. Принципиальная модель организационно-экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства
Исследования показывают, что эффективный механизм государственной поддержки формируется с соблюдением следующих принципов; своевременность и упреждающий характер оказания поддержки; достаточность выделяемых бюджетных средств приоритетность в распределении бюджетных ассигнований; адресность и доступность госбюджетной поддержки; гласность и гибкость; учет региональных особенностей; прозрачность и контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 400тыс. бюджетополучателей. Наибольшая их доля приходится на Приволжский федеральный округ - 38%, а на депрессивный Дальневосточный - только 2%. По числу единиц получателей государственной поддержки лидируют личные подсобные хозяйства - 83%; на долю сельскохозяйственных организаций приходится лишь 5%. Но объем государственной поддержки распределяется таким образом, что сельскохозяйственным организациям достается большая часть господдержки - более 70% всего объема, а на долю ЛПХ приходится только 3%.
Организационно-экономический механизм государственной поддержки реализуется через три основные формы - прямую, косвенную и опосредованную. Впервые рассматривается не только как механизм улучшения финансового положения отечественных сельхозтоваропроизводителей, в условиях кризиса, но и как стратегический ресурс для инновационного развития такой уникальной отрасли как сельское хозяйство.
Необходимость формирования новой парадигмы обусловлена целым рядом различного рода макроэкономических и внутрисистемных факторов. Но самый главный в этой череде - это разрушение отечественного сельхозпроизводства за годы современных агрореформ и утрата страной, частичной, продовольственной независимости. Россия теряет обжитые сельские территории. Социально-трудовая сфера села до сих пор не может оправиться от охватившего ее современного кризиса. Вот почему необходима новая парадигма с более совершенным механизмом государственной поддержки аграрного сектора экономики.
Организационно-экономический механизм государственной поддержки, как важнейшая подсистема единой системы государственного регулирования АПК в новой экономике, должен формироваться с соблюдением следующих основополагающих принци-
пов: достаточность выделяемых бюджетных средств и строгое выполнение запланированных показателей бюджетного финансирования; своевременность оказания поддержки и содействия в решении неотложных проблем развития аграрного сектора; упреждающий характер мер поддержки, предотвращающий дестабилизацию аграрного рынка; целевой характер государственной поддержки; приоритетность в распределении бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку аграрного сектора экономики; адресность госбюджетной поддержки; доступность государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей из различных хозяйственных укладов; гласность при планировании размеров поддержки, распределении бюджетных средств, их использовании, учете и контроле; гибкость поддержки, т.е. учет и своевременное реагирование на изменения ситуации на аг-ропродовольственном рынке; учет региональных особенностей при формировании единого рыночного пространства страны, а также при софинансировании целевых программ; прозрачность механизмов оказания поддержки как с точки зрения движения бюджетных средств, так и с точки зрения критериев ее оказания; контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки.
Важнейший элемент новой модели поддержки - это планирование размеров государственной поддержки. Критерий здесь должен быть один: размеры государственной поддержки должны быть увязаны с конечными результатами производства, нормативами затрат и обеспечивать, в конечном итоге, уровень продовольственной безопасности по основным видам продовольствия (согласно разработанной и узаконенной доктрине). Размер государственной бюджетной поддержки АПК на первом этапе может быть «привязан» к доле сельского хозяйства в формировании ВВП (следует добиваться размеров господдержки, хотя бы 4-5% от расходной части федерального бюджета).
На региональном уровне, соответственно, параметры задаются с учетом регионального валового продукта. На втором этапе, на наш взгляд, желательно переходить к нормативным подходам планирования с учетом форм прямой, косвенной и опосредованной поддержки. Финансовые ресурсы планируются под заданный темп прироста валовой и товарной продукции с учетом их вложения в основной, оборотный и человеческий капитал. В конечном итоге -рациональные и обоснованные размеры государственной поддержки будут способствовать ведению расширенного воспроизводства (обеспечивая общую рентабельность в хозяйствующих субъектах - 35 - 40%). Такой подход, на наш взгляд, должен учитывать и изъятие ресурсов из сельского хозяйства из-за укоренившегося диспаритета цен (по оценкам ВНИИЭСХ, из отрасли ежегодно изымается 18-20% товарной продукции).
На наш взгляд, поддержка должна носить стимулирующий, а не поддерживающий характер. Поддержку уже следует рассматривать как стратегический ресурс, позволяющий использовать новейшую технику и прогрессивные технологии, внедрять инновации.
На наш взгляд, механизм поддержки должен сочетать в себе, различные формы ее обеспечения - прямую (субсидирование), косвенную (льготное налогообложение) и опосредованную (впрямую не связанную с аграрным производством) государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Гармоничное сочетание этих форм государственной поддержки придает механизму дополнительную устойчивость и эффективность. При определенных условиях их взаимодействие может вызвать и кооперативный эффект. В процессе исследования была разработана основная схема региональной стратегии государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, рисунок 2.
На наш взгляд, стратегия формируется из следующих взаимосвязанных элементов: определение генеральной цели, обоснование
приоритетных направлений господдержки, выделение субъектов АПК - бюджетополучателей; выбор методов и форм господдержки; разработка конкретных мер господдержки, формирование механизма реализации мер государственной поддержки.
Проведенные нами исследования позволяют сделать заключение о том, что в стране до настоящего времени не создана четкая и
единая методология государственной поддержки отечественного сельского хозяйства. Формирующийся механизм государственной поддержки не отвечает пока в полной мере запросам аграрного сектора экономики. Сбои наблюдаются в таких его подсистемах, как: прямое субсидирование, льготное кредитование, агрострахование, лизинг.
Рис. 2. Принципиальная схема разработки стратегии государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей регионального АПК