приоритеты экономической политики предприятий российского зернопродуктового комплекса
УДК 338.45
Арсен Азидович Татуев
докт. экон. наук, профессор каф. «Маркетинг и реклама» ФГБОУ «Южно-Российс-кий государственный университет экономики и сервиса» Эл .почта: [email protected]
В статье рассматриваются инновационные приоритеты формирования концепции устойчивого развития зернопродуктовых комплексов в современных условиях, направленные на обеспечение предпосылок интеграции интеллектуальной собственности в технологические и управленческие процессы хозяйствующих субъектов перерабатывающей промышленности.
Ключевые слова: зернопродуктовый комплекс, экономические инновации, полюс роста.
Arsen A. Tatuyev
Doctor of Economics professor «Marketing and advertizing» «Southern Russian state university of economy and service» E-mail: [email protected]
PRIORITIES OF ECONOMIC POLICY OF THE ENTERPRISES OF THE RUSSIAN ZERNOPRODUKTOVY COMPLEX
in article innovative priorities of formation of the concept of a sustainable development of zernoproduktovy complexes in the modern conditions, directed on providing preconditions of integration of intellectual property in technological and administrative processes of managing subjects of processing industry are considered.
Keywords: zernoproduktovy complex, economic innovations, growth pole.
1. Введение
Теории размещения, разрабатываемые в последние десятилетия, не отвергая наследия классиков размещения сельскохозяйственного и промышленного производства и их последователей, смещают акценты на иные виды размещаемой деятельности и факторы размещения. [1 ]
2. Теоретические аспекты размещения инноваций
Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых промышленно-технологических комплексов.
В новых теориях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия - на нематериальные факторы размещения. [2] К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанность людей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-аналитического инструментария.
Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа) или на интересы государства (советская школа). Более современные теории объясняют закономерности размещения в условиях противоречивости индивидуальных, групповых (корпоративных, региональных) и государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского описания исследуемых ситуаций, новые теории анализируют и прогнозируют поведение участников процесса размещения в условиях риска и неопределенности. [3]
Важным этапом в развитии теории размещения стало исследование процесса создания и распространения инноваций. Зарубежной наукой была сформулирована теория диффузии инноваций как пространственного процесса.
Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.) может бьггь трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна генерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии; возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Эта теория отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений.
С теорией диффузии инноваций тесно связана теория жизненного регионального цикла. Она рассматривает процесс производства товаров как процесс с несколькими стадиями: появление нового продукта, рост его производства, зрелость (насыщение), сокращение. На стадии инноваций требуются большие персональные контакты, поэтом}' наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города. Активное производство может быть размещено в периферийных регионах, но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение производства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприятных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например в виде создания научных и научно-гфактических центров (технополисы, наукограды и т.п.).
Теории структуризации и эффективной организации экономического пространства опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения - промышленных и транспортных узлов, агломерации, территориально-производственных комплексов, городских и сельских поселений разного типа.
Получившая широкое признание теория полюсов роста усиливает теорию
Экономика, Статистика и Информатика 307 №3(2), 2012
центральных мест, используя более современные достижения экономической науки (в частности, метод «заграгы-вы-пуск» В. Леонтьева). Вместе с тем она во многих отношениях соприкасается с теорией производственно-территориальных комплексов.
В основе идеи полюсов роста лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий, формированию полюсов экономического роста.
Западные экономисты показали, что в качестве полюсов роста можно рассматривать не только совок}'пности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса. По их определению, региональный полюс роста представляет собой набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. [4] Таким образом, полюс роста можно трактовать как географическую агломерацию экономической активности или как совокупность городов, располагающих комплексом быстро развивающихся производств.
Теоретические положения о полюсах развития используются во многих странах при разработке стратегий пространственного экономического развития. При этом идеи поляризованного развития по-разному приспосабливаются, когда речь идет о хозяйственно освоенных регионах или о новых регионах хозяйственного освоения. В первом случае поляризация происходит в результате модернизации и реструктуризации промышленных и аграрных регионов, создания в них передовых (инновационных) производств вместе с объектами современной производственной и социальной инфраструктуры. Такой подход применялся во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии и других странах с достаточно высокой плотностью хозяйственной
деятельности.
Во втором случае наиболее характерными полюсами роста становятся промышленные узлы и особенно территориально-производственные комплексы, которые позволяют комплексно осваивать природные ресурсы, создавая технологическую цепочку производств вместе с объектами инфраструктуры. Основной экономический эффект достигается благодаря концентрации и агломерации.
Теория формирования территориально-производственных комплексов в новых регионах детально разработана учеными новосибирской школы. [5] Эта теория использует математическое моделирование структуры, размещения и динамики территориально-производственных комплексов. Она предполагает активное организационное и экономическое участие государства в создании территориально-производственных комплексов посредством про-граммно-целевого планирования и управления.
Принцип функциональной дифференциации экономического пространства используется также в теориях (концепциях) взаимодействия центра (ядра) и периферии.
Широкое распространение получил анализ по принципу определения сильных и слабых сторон региона, в процессе которого оцениваются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и кризисных процессов. Первоочередному анализу подвергаются объективные данные о ресурсах региона;
- человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых в той или иной сфере производства, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВРП на душ)' населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);
- природные ресурсы (использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);
- экономические ресурсы (структура местной экономики: превалирующие отрасли производства, которые
развиваются быстрее; приватизация; собственность на землю; общественные и частные инвестиции; состав и объем муниципальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; «экспортная» деятельность предприятий региона).
Уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой стадии развития - индустриальной, постиндустриальной или доинду-стриальной - находится регион. В зависимости от этого можно выделить приоритетные направления, определить, в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается добавленная стоимость, на этой основе еще раз уточнить цели экономического развития региона.
В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги - все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональном}' развитию.
На результатах анализа сильных и слабых сторон региона строится стратегия использования имеющихся и создание новых местных преимуществ. В рамках такой стратегии предусматривается использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся развитию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом, формируются нереализованные региональные преимущества.
Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных
№3(2), 2012 308
факторов развития региона в целом: социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.
Подводя некоторые итоги рассуждения, следует отметить нарастание актуальности проблем устойчивости развития территориальных образований. Производственные предприятия, экономические структуры, институты власти регионов, городов и районов постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов. До сих пор в российских условиях не преодолены угрозы разрушения, в том числе физического, систем жизнеобеспечения населения - производственной и социальной инфраструктуры, снабжения продовольствием, топливом, электроэнергией и т.п.
Формируемый рынок, в конечном счете, должен привести к относительном}' выравниванию территориального развития посредством перелива капиталов, рабочей силы, технологий в регионы, где эффективность их использования выше, и т. п. Однако на первоначальном этапе его становления имеющиеся диспропорции, как правило, усиливаются. Стремление к выживанию стимулирует тенденции автаркии, что, в свою очередь, сдерживает развитие рынка, ограничивает его пространство.
Э. Развитие концепции устойчивого сбалансированного развития социально-экономических систем на основе инновационного подхода
Исследование путей формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функционального обоснования соот-ветсгв5'ющих рыночных и административных методов еще не закончено в силу многих причин: утраты методологических ориентиров, неясности перспектив территориальной социально-экономической организации России, отсутствия научной концепции перехода от преимущественно административных к рыночным отношениям и др.
Кроме того, исследование проблем устойчивости и устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов или вопросов в
различных, иногда мало связанных друг с другом областях теории и практики. Только в последнее время стали появляться работы, в которых предприняты попытки разрешить эти вопросы с позиций общесистемных представлений, в частности научного обоснования концепции формирования условий устойчивого развития экономики региона. [6]
Делая некоторые выводы, следует подчеркнуть, что научная концепция устойчивости и устойчивого развития экономики регионов, в настоящее время преимущественно включает следующие компоненты:
- теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия - в определенных пределах по силе и времени - внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям;
- указания на то, что истоки этого качества кроются в объективном существовании разнообразных пропорций; это можно рассматривать как специфический ресурс, имеющий определенный потенциал, соответствующим образом воспроизводимый, в особых формах проявляющийся и используемый;
- выделение устойчивого развития экономики региона в качестве специфического объекта управления в рыночной модели хозяйствования;
- критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для регионов разной таксономии и типов развития;
- обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических пропорций;
- обоснование путей преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать экологическое содержание устойчивости и устойчивого развития; сохранение во многом абстрактных воззрений на проблемы устойчивости территориальных социально-экономических систем, сложившихся под воздействием более синергетики, чем практики региональной организации; указания на то, что наиболее значимыми факторами нарушения устойчивого
развития экономики региона являются опасность физического разрушения основных фондов, усиления автаркии, отказ от корректировки реформ, в час-тностиусиления их социальной направленности, государственного регулирования и стимулирования производства.
Всестороннее обоснование концепции устойчивости и устойчивого развития экономики региона позволяет раскрыть содержание этого качества (экономическое, социальное, институциональное и др.), а также его потенциал, алгоритм наилучшего использования и т. п.
Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть результат противоречивого взаимодействия множества факторов и условий. Важнейшими из последних являются так называемые региональные «точки роста». Вообще, среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов, или центров роста, начало которой было положено разработками Ф. Перроу. [4]
В этих подходах экономическое пространство правомерно определять как силовое поле, напряженность которого неравномерна. В направлении к полюсам действуют определенные центростремительные силы, но существуют и силы центробежные. Эти полюсы как бы группируют нововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в результате образуют территориальные концентрации. Последние характеризуются, в частности, тем, что четко прослеживается связь между производимым совокупным доходом и инвестициями, экономическим и социальным уровнем развития и т.п.
Таким образом, региональный полюс роста представляет собой сочетание развивающихся и расширяющихся отраслей, способных вызвать экономический рост в зоне своего влияния. Исследователями также установлено, что возникновение территориальных «точек роста» обусловлено: во-первых, неравномерностью масштабов и эффективности производства; во-вторых, наличием особо удобных территорий для размещения предприятий нескольких сопряженных отраслей; в-третьих, набирающей сил}' тенденцией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеется высоко-тешологический потенциал, и другими причинами.
Например, потенциал устойчивости и устойчивого развития специфичес-
Экономика, Статистика и Информатика 309 №3(2), 2012
ких анклавов (технополисов, наукоградов, свободных экономических зон и т.п.) находится в прямой зависимости от их географического положения; преимуществ производственного и социального инфраструктурного комплекса по сравнению с аналогичными комплексами потенциальных инвесторов; степени развития рыночных институтов; наличия относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы; степени преодоленное™ правовых, политических и административно-бюрократических препятствий при организации новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала, и др.
Концепция «точек роста» применительно к территориальной организации нашей страны и ее регионов, а во многих случаях городов и районов может стать на практике весьма продуктивной. Это определяется тем, что цивилизация движется к постиндустриальной фазе и «локомотивами» и экономики, и социальной сферы, и общественно-политических механизмов все более становятся прорывы в технике и технологам. Они, однако, во всех существующих отраслях произойти одновременно не могут.
Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т.е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориентируется на использование достижений научно-техническо-го прогресса для создания новых продуктов и технологий, формирования спроса, новых рынков и т.п. В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осуществлять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использования доходов для социальных нужд региона и развития производств, проектирования на локальный рынок.
Таким образом, к настоящем)' времени российскими учеными проведено большое количество глубоких исследований, посвященных проблемам государственного регулирования экономического развития регионов, в том числе зарубежному опыту в этой сфере. В этих исследованиях делается справедливый упор на необходимость сокращения диспропорций в уровне эко-
номического развития россииских регионов, т.е., в определенной мере, предлагается в этом отношении следовать по пути экономически развитых стран. [7]
4. Формирование стратегических целей развития предприятий пищевой промышленности на основе определения потребностей населения
В то же время, на наш взгляд, целесообразно провести интересы населения в процессы формирования основ региональной экономики, - с одной стороны. С другой, - исследовать основные внутренние источники регионального саморазвития, на что пока не обращается должного внимания.
Эти интересы населения в рыночных условиях представлены параметрами совокупного спроса. В таком случае, устойчивость и социальная сбалансированность региональной экономики должна выражаться в определенной концентрации доходов населения на данной территории.
Растущая концентрация доходов, в свою очередь, неизбежно приведет либо к нарушению целостности региональной экономики (в случае, если основная часть доходов начнет в виде расходов концентрироваться в другом регионе), либо к усилении ее целостности (когда основная часть расходов населения будет осуществляться в рамках региональной экономики).
Это означает, что основные статьи расходов населения становятся основными факторами устойчивости или дезинтеграции регионов. Таким образом, в современных условиях складываются новые экономические отношения, связанные с обеспечением устойчивости и сбалансированности социально-экономического развития регионов. Они представлены в структурах и пространственной концентрации доходов и расходов населения.
При этом, важнейшей особенностью региональной экономики является конкурентоспособность региона, а для большинства аграрно-ориентирован-ных регионов, в том числе регионов Южного федерального округа, такая конкурентоспособность наиболее остро проявляется на зерновом и зернопро-дукговом рынке. Устойчивость и стабильность конкурентной позиции региона находится в прямой зависимости от научно-технического и кадрового потенциала, от стабильности воспроизводственных процессов в социально-экономической системе региона. Конкурен-
тоспособность региона формируется для усиления позитивного состояния этого явления за счет развития и освоения конкурентного потенциала и формирования адекватного этому потенциал}' хозяйственного порядка на территории с учетом реализации возможностей развития институционального обеспечения региональных процессов.
Агропромышленный комплекс региона функционально интегрирует в своем развитии (или дезинтегрирует при деградации) все перечисленные группы факторов, пусть и в разной степени. При этом устойчивость региональной экономики в рыночных условиях должна характеризоваться преимущественной концентрацией доходов и расходов населения на данной территории: во-пер-вых, растущие доходы населения могут становиться фактором ослабления устойчивого развития региональной экономики в том случае, если основная часть доходов начнет в виде расходов концентрироваться в других регионах; во-вторых, эти доходы становятся одним из ведущих факторов укрепления ее устойчивости в случае, когда основная часть расходов населения будет осуществляться в рамках региональной экономики.
При таком подходе важнейшим фактором региональной устойчивости в российских условиях становятся предпочтения населения в части расходов на приобретение продуктов питания. Эта статья расходов населения устойчиво держится на уровне четвертой части создаваемого валового внутреннего продукта. Других статей расходов населения или государства, сравнимыми по объему с расходами на приобретение продуктов питания, в современной российской практике не существует. Поэтому ориентация на данный сегмент спроса населения должна стать главным приоритетом региональной экономической политики (рис. 1).
Ориентация на столь значительный спрос населения региона на продукты питания и соответствующее развитие агропромышленного комплекса, становятся, на наш взгляд, основными необходимыми и достаточными условиями формирования конкурентоспособности региона.
Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает возможности крупного капитала, порождает стимулы развития про-
№3(2), 2012 310
и$во детва товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных, отношений в каждом регио-нс она проявляется по-разному.
Поэтом)' основы региональной зю -номической политики должны строиться на ориентации значительной части производств на основные параметры спроса со стороны населения региона. Пока эти параметры спроса не получат своего удовлетворения за счет регионального производства, сложно будет говорить не только об устойчивости и социально-акономичсской сбалансированности региональной экономики в современных российских условиях., но и о каких-либо перспективах а флективного регионального развития вообще. 5. Заключение
Соответственно, формирование региональной экономической политики должно начинаться с определения наиболее перспективных направлений реа-
лизации потребностей населения в продуктах питания, на которые, как пат уже отмечали, концентрируется основная часть потребительских расходов населения. Способность обеспечить Эта потребности соответствующим развитием агропромышленного комплекса становится не только формой разрешения противоречия конкурентоспособности, но и главным фактором социально-экономической сбалансированности региональной экономики. Поэтому в условиях современного Этапа проводимых рыночных реформ необходимо более строго рассмотрел, особенности формирования продовольственного спроса и предложения в регионах и определения основных тенденций функционального развития российского зерно-продуктового комплекса.
ЛЬтгерахура
1. Дегтярев Д. С. Государственный
хозяйственный уклад: особенности управления и реформирования // Экономика сельскохозяйственных и перера-батьшакяцих предприятий. - 2007. - №3.
2. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии/ Под ред. В.Е. Селиверстова. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
3 Евстигнеева Л., Евстигнеев Р Гло -бализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления, 2003.—№1.
4. ГракбергА.Г Основы региональной экономики. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2003.
5. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии/ Под ред. В .Е. Селиверстова. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
6. Региональная экономика: Учеб. гюссбие/Под ред. В И Видяпина иМ.В. Степанова. - М: ИНФРА-М,2005; Саби-
Структура совокупного спроса населения региона
Региональные детерминанты отраслевого развития
Отраслевая структура
Агропромышленный
комплекс lt: III
t ni
-f—ПГ
Зернопродуктовый^ комплекс ,—
Отрасли
производственной 1,1'
сферы 14
региональной Ш1
экономики III1
>11Г
Отрасли сферы устуг региональной экономики
Региональный ресурсный потенциал
совокупные "доходы домашних хозяйств и региональных производителей
=>
Региональный потенциал экономического развития
V
Соппально-экономпческое положение населения региона
Рис. L Приоритеты региональной зкон(лшческой политики
Экономика, Статистика и Информатика 311 №3(2), 2012
това Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. - 2003. - № 2.
7. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление; Учеб. пособие для вузов. — М.: Юниги-ДАНА, 2002.
References
1. Degtyaryov D. S. State economic way: features of management and reforming//Economy of the agricultural and processing enterprises. - 2007. -No. 3.
2. The regional policy directed on reduction of social and economic and legal asymmetry / Under the editorship of V.E.Seliverstov. — Novosibirsk: Siberian agreement, 2000.
3. Yevstigneyev L., Yevstigneyev R. Globalization and Russian regions// Problems of the theoiy and practice of management, 2003. —No. 1.
4. Granberg A.G. Bases of regional economy. - M: GU VShEIDES, 2003.
5. The regional policy directed on reduction of social and economic and
legal asymmetry / Under the editorship of V.E.Seliverstov. — Novosibirsk: Siberian agreement, 2000.
6. Regional economy: Studies, a grant / Under the editorship of Vidyapin and M. V. Stepanova. - M: INFRA-M, 2005; Sabitova N. M. About concept of financial capacity of the region and methodology of its assessment//Finance. - 2003. - No. 2.
7. Gavrilov A.I. Regional economy and management: Studies, a grant for higher education institutions. — M: Yuniti-DANA, 2002.