5. Единый портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/
6. Аналитический сайт «Cnews analytics» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.cnews.ru/
7. Электронные госуслуги: озвучены проблемы и планы развития до 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.plusworld.ru/daily/elektronnie-gosuslugi-ozvucheni-problemi-i-plani-razvitiya-do-2015-g/
УДК33 Султуханов Б.И.
РГЭУ(РИНХ)
Науч. рук.: к.э.н., доц. Богославцева Л.В.,
ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД.
Аннотация: В статье отражены приоритеты бюджетного финансирования Ростовской области, теоретические подходы к определению эффективности расходов бюджета и практические направления повышения эффективности расходов областного бюджета Ростовской области. В статье предпринята попытка обоснования применения термина «эффективность» по отношению к расходам бюджетов, что может позволить исключить разночтения в применении этого термина на практике.
Ключевые слова: расходы бюджетов, приоритеты финансирования, эффективность расходов бюджетов
Бюджетная политика Ростовской области в сфере расходов направлена
на исполнение действующих расходных обязательств с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования.
В целях создания условий для эффективного использования средств областного бюджета в среднесрочном периоде продолжится применение подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях финансовых ограничений таких как:
- оптимизация бюджетных расходов с учетом необходимости исполнения приоритетных направлений;
- инвентаризация публичных обязательств и мер социальной поддержки;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- обеспечение реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных услуг;
- планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам областной и муниципальной собственности только при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы;
- повышение эффективности расходов в части предоставления средств областного бюджета внебюджетному сектору экономики;
- недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, необеспеченных финансовыми источниками и другие. [3]
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 при формировании областного бюджета учтено решение о сокращении расходов областного бюджета на 5 процентов в реальном выражении, за исключением социально и законодательно защищенных статей (оплата труда с учетом начислений,
социальная поддержка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обслуживание государственного долга Ростовской области, резервный фонд Правительства Ростовской области).
Повышение эффективности бюджетных расходов на оказание услуг является одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования и финансирования. Правительство Ростовской области несет ответственность за принятые на себя расходные обязательства и должно приводить доказательства того, что израсходованные бюджетные средства принесли определенный результат или истрачены с эффектом. Причем полученные эффекты должны быть достаточно достоверны и подтверждаться определенными практическими результатами.
Содержание эффективности расходов областного бюджета соответствует положениям ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. Одним из принципов бюджетной системы, установленных указанной статьей является принцип эффективности использования бюджетных средств. Кроме того, статья 158 Бюджетного кодекса закрепляет за главными распорядителями бюджетных средств бюджетные полномочия по обеспечению результативности использования бюджетных средств, а ст. 162 закрепляет за получателем бюджетных средств полномочия, по обеспечению результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.[ 1 ]
Интересно отметить, что Бюджетный кодекс в 2014 году был дополнен статьей 270.1 «Внутренний финансовый аудит», в соответствии с которой органы исполнительной власти Ростовской области вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие подготовку и реализацию мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования
бюджетных средств. В данном случае результативность фактически рассматривается как «совокупность» эффективности и экономности, что не соответствует формулировке принципа в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Однако, несмотря на широкое применение в Бюджетном кодексе Российской Федерации терминов «эффективность» и «результативность», их значения четко не определены.[4]
Главной проблемой при определении эффективности бюджетных расходов остается вопрос о том, что понимать под результатами их осуществления. Этот вопрос должен решаться индивидуально для каждого направления расходования средств. Многие исследователи считают, что на начальном этапе расчет показателей эффективности можно основывать не на показателях эффекта и результата, а на оперативно-сетевых или производственных показателях деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
Анализ подходов к определению эффективности бюджетных расходов позволяет сделать вывод, что различные исследователи используют одни и те же термины, но вкладывают в них различное значение и используют различные методы расчета соответствующих показателей.
Международная практика реформирования бюджетного процесса нацелена на повышение эффективности бюджетных расходов и развивается в направлении развития системы управления государственными финансами по критериям результативности, введения различных форм мониторинга, оценки и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации идет по тому же пути. [2]
В международной практике средствами повышения эффективности бюджетных расходов являются также привлечение к оказанию бюджетных услуг частного сектора, реорганизация бюджетных учреждений, что приводит к повышению их самостоятельности в распоряжении ресурсами,
ответственности за достижение финансовых результатов и тем самым к росту эффективности расходования средств. [5]
В целом, можно констатировать, что модель повышения эффективности расходов бюджетов, реализуемая в Ростовской области предусматривает распределение бюджетных средств между бюджетополучателями в зависимости от достижения ими конкретных результатов, обеспечивая тем самым наиболее эффективное расходование бюджетных средств и повышения качества государственных услуг/
Приоритетом бюджетной политики Ростовской области в сфере расходов на современном этапе и в среднесрочной перспективе является предоставление качественных и конкурентных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru
2. Программа повышении качества управления общественными и муниципальными финансами до 2018г .// Официальный сайт Президента Российской Федерации [www.kremlin.ru].
3. Об основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях
налоговой политики Ростовской области на 2016 - 2018 годы. //www.donland.ru.
4. Богославцева Л.В. Эффективная бюджетная политика как базовый принцип ответственного управления общественными финансами. //Научные труды sworld. 2015. Т. 17. № 1 (38). С. 59-65.
5. Заболотнева, Л. К вопросу об эффективности и результативности
бюджетных расходов / Л. Заболотнева, Е. Захарченко // Бюджет и финансы. -2009. - № 2. С.31.
УДК65 Тараненко Ю.С.
ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.э.н.,доц. Некрасова В.В.
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Важнейшими предпосылками успешного развития является формирование, развитие и рациональное использование кадрового потенциала в организации. Каждый специалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности. Традиционный набор этих свойств, учитываемый организацией, сводится к перечню кадровых данных о возрасте, образовании, квалификации, стаже работы и т.д., которые далеко не полно отражают ценность кадрового потенциала.
В понятии «кадровый потенциал» особое смысловое значение имеет слово потенциал. Макарченко М.А. и Антонов А.А. под термином «потенциал» понимают возможность и готовность осуществления какой-либо деятельности. Возможность рассматривается как наличие условий и ресурсов для осуществления деятельности, а готовность - как наличие субъектов, которые готовы эту деятельность выполнять и координировать.359 То есть данное понятие может иметь как субъективный характер, если речь
359 Макарченко, М.А. Кадровый инновационный потенциал в структуре инновационного потенциала организации / М.А. Макарченко, А.А. Антонов // Научный журнал НИУ ИТМО: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 1. - С. 44.