Научная статья на тему 'Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона'

Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДА / ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТОВ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА. FISCAL POLICY / BUDGET FLOW PARAMETERS BUDGETS / DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багданова Людмила Васильевна

Результатами исследования является представленный мониторинг расходов субъектов СЗФО, что позволяет теоретически дать оценку приоритетам бюджетной политики СЗФО, ее влиянию на расходную часть бюджетов региона. Обоснованы направления совершенствования процесса бюджетного планирования. В статье представлены рекомендации по недопустимости неэффективного использования бюджетных средств в регионах. Субъекты СЗФО и муниципальные образования должны к 2014 году разработать такие региональные программы, которые приведут к повышению эффективности расходов, и приступить к их внедрению с 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона»

Багданова Л.В. Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона

Опубликовано в №9 (33), сентябрь 2013 Раздел

• государственное управление

Авторы: Багданова Людмила Васильевна аспирант

Россия, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономике kuka.78@list.ru

Bagdanova Liudmila Vasilevna postgraduate student

Russia, Saint-Petersburg state University service and Economics

• Аннотация: Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Соглашение № 14.B37.21.1995 (The study was supported by the Ministry of education and science of Russian Federation, project № 14.B37.21.1995). Результатами исследования является представленный мониторинг расходов субъектов СЗФО, что позволяет теоретически дать оценку приоритетам бюджетной политики СЗФО, ее влиянию на расходную часть бюджетов региона. Обоснованы направления совершенствования процесса бюджетного планирования. В статье представлены рекомендации по недопустимости неэффективного использования бюджетных средств в регионах. Субъекты СЗФО и муниципальные образования должны к 2014 году разработать такие региональные программы, которые приведут к повышению эффективности расходов, и приступить к их внедрению с 2014.

The results of the study is submitted to the monitoring of the expenditures of the subjects of the NWFD, which can theoretically give an assessment of the priorities of the budget policy of the NWFD, its impact on the expenditure side of budgets of the region. Grounded directions of improvement of the budget planning process. The article presents recommendations for inadmissibility no efficient use of budget funds in the regions, subjects of northwestern Federal district and municipalities should in 2014 to develop a regional program, which will improve the efficiency of expenditure, and begin its implementation in 2014.

• Ключевые слова: Бюджетная политика, бюджетные расхода, параметры бюджетов, развитие региона.

Fiscal policy, budget flow parameters budgets, development of the region.

• Выходные данные статьи: Багданова Л.В. Приоритеты бюджетной политике СЗФО и ее влияние на расходную часть бюджетов региона // Современные технологии управления, 2013. - №09 (33). - ISSN 2226-9339. - Режим доступа к журн.: http://sovman.ru

В связи с проведениями реформ в бюджетной сфере РФ новым для России становится трехлетний бюджет и его расчет по новым бюджетным правилам, которые позволят свести к минимуму зависимость госказны от колебания цен на мировом рынке энергоресурсов, а также повысить точность долгосрочного прогнозирования доходов и

расходов. Кроме того, в соответствии с новыми бюджетными правилами будут формироваться и основные характеристики бюджета на более долгий срок - до 2030 года.

В приоритетах Минфина РФ - однозначно сохранить модернизацию социальной сферы и ЖКХ, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации. Доходы федерального бюджета РФ составят в

2013 году 12,3 триллиона рублей, в 2014 году - 13,6 триллиона, в 2015 году - 15,2 триллиона рублей. Расходы планируются в объеме 13,3 триллиона рублей в 2013 году. В

2014 году они увеличатся до 14,1 триллиона рублей, в 2015 году - до 15,3 триллиона рублей.[1]

В 2013-2015 органами власти СЗФО четко и системно сформированы цели, задачи и приоритеты бюджетной политики на среднесрочную перспективу. Главные цель бюджетной политики регионов - это обеспечение социальной защищенности жителей, минимизация негативных социальных явлений, предоставление качественных бюджетных услуг, развитие инфраструктуры, обеспечивающей экономический рост, комфортность и престижность жизни в регионе.

Бюджетная политика в регионе проводиться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», в котором определены следующие основные задачи:

• обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; продолжение интеграции бюджетного планирования в процесс;

• формирование и реализация долгосрочной стратегии развития региона;

• совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти СЗФО и внедрение программных бюджетов на всех уровнях;

• повышение эффективности и прозрачности государственного управления;

• формирование рациональной сети государственных учреждений, совершенствование перечня, повышение доступности и улучшение качества оказываемых ими услуг[ 1].

В процессе исследования приоритетов среднесрочной региональной бюджетной политики СЗФО в отношении расходов по субъектам за 2006-2011годы была выявлена динамика повышения бюджетных расходов (табл. 1) .

Таблица1. Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО

Наименование субъектов Российской Федерации 2006 год, млн.руб. 2007 год, млн.руб. 2008 год, млн.руб. 2009 год, млн.руб. 2010 год, млн.руб Исполнен о на 01.01.201 2

Северо-Западный федеральный округ 404 556 542,45 545 076 011,22 734129 993,21 715175 311,86 777891 346,4 883 949 9 42,60

Архангельская область 27132 825,01 36 611 350,52 55 790 521,83 55 688 704,83 61188 787,7 68418 825,1

Вологодская область 32 177 385,02 42 609 015,00 50 562 493,70 46 583 934,44 53031 927,0 58354 816,0

г. Санкт-Петербург 186 134 262 447 359 778 326 190 3628631 40931548

978,26 202,06 491,08 351,26 15,0 8,0

20 939 26 889 36 335 39391 4186042 48

Калининградская область 064,12 938,87 691,29 390,71 0,0 929604,0

34 607 44 556 62 291 66890 69146 80124

Ленинградская область 686,72 921,49 192,25 877,62 520,5 390,35

29 010 38 507 47 391 48 877 49608 55817

Мурманская область 151,03 630,83 473,92 684,68 534,2 895,4

Ненецкий автономный 6 524 10 384 9 810 10 092 11029 11475

округ 013,29 458,69 330,06 658,83 835,2 452,7

12 341 14 624 22 833 25 311 26638 28101

Новгородская область 135,78 023,11 632,22 293,49 741,0 036,0

10 072 13 563 17 587 20 571 21618 28302

Псковская область 441,92 372,28 645,17 123,14 202,0 236,0

16 216 21 074 27 402 29 162 32339 36094

Республика Карелия 011,75 926,08 011,56 167,30 621,0 036,0

29 400 33 807 44 346 46 415 48565 49331063,

Республика Коми 849,55 172,30 510,12 125,55 642,8 5

До 2009 г. в СЗФО в целом и в каждом входящем в него субъекте наблюдался рост расходов консолидированных бюджетов. Исключение составил в 2008 г. только Ненецкий автономный округ, где рост расходов составил 94,47% по отношению к предыдущему году. В 2009 г. сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов, входящих в СЗФО, составило 2,58% за счет сокращения расходов в Архангельской и Вологодской областях, а также в г. Санкт С.- Петербурге на 0,18%; 7,87% и 9,34% соответственно. (см.

рис 1).

Рисунок 1. Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО 20062011 гг. (в % к предыдущему периоду)

За 2010 г. расходы составили 777 891 346,4 млн. руб., или 108,8 % по отношению к предыдущему году. Наименьший рост (39,32%) отмечен в Калининградской области, а наибольший - 49, 55% и 49, 64% - в Вологодской области и республике Карелия соответственно. В 2011 году наблюдается рост расходов в 9 субъектах округа. Сокращение расходов произошли в Вологодской область (-3,8%) и Ненецком автономном округе(-5,3%). В целом по региону расходы составили 883 949 942,60 млн. руб., или 113,45% по отношению к 2010 году.

Характер бюджетов всех регионов СЗФО носит ярко выраженную социальную направленность. Это видно из табл. 2.

Таблица 2. Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по разделам классификации расходов

Раздел классификации расходов Фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по разделам классификации расходов

2006 год, млн.руб 2007 год, млн.руб. 2008 год, млн.руб 2009год млн.руб 2010год, млн.руб. 2011 год, млн. руб.

Северо-Западный федеральный округ: все расходы 372 447,81 426 854,58 659 500,24 640 947,71 779 135,99 9 883 949,94 3

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 30 895,152 38 910,633 45 157,611 50 710,137 53 351,385 60 175,022

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 44 284,040 269 722,148 118 342,642 113 843,383 126 070,87 9 147 386,16 5

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 85 522,155 46 328,506 150 994,906 113 843,383 113 020,89 5 124 329,92 8

ОБРАЗОВАНИЕ 91 333,098 70 843,773 145 231,532 150 214,797 167 057,11 7 189 935,15 8

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗ. К-РА И СПОРТ 71 951,700 нет данных 110 000,201 102 046,067 106 748,88 9 155 209,34

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 48 461,667 1 049,522 89 773,348 110 289,939 119 033,73 8 123 183,87 7

За 2006-2011 гг. расходование средств консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по основным направлениям стабильно увеличивалось в абсолютных размерах и составило по итогам 2009 г. 600 947,71 млн. руб. Снижение темпов роста расходов (97,18%) произошло только в 2009 г. за счет таких направлений, как: национальная экономика (96,19%), ЖКХ (75,3%) , здравоохранение, физкультура и спорт (92,7%). По остальным группам расходов темп их роста сохранился и составил: общегосударственные вопросы -112,29%, образование - 103,43%, социальная политика - 122,85%.

Как известно, финансирование образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Соотношение расходов по видам образования для каждого из уровней бюджетной системы РФ зависит от установленных законодательством полномочий в сфере образования (полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Проектом федерального бюджета на 2013 год расходы по разделу

«Образование» предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015 году. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2013 году - 492,2 млрд. рублей. (табл. 3).

Таблица 3. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере образования (млрд. рублей)

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Образование, всего 2 453,4 2 754,1 2 897,0 3 156,5

удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % 10,8 11,2 11,0 11,0

в том числе:

Федеральный бюджет 614,8 597,4 544,3 573,0

Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов 1 838,6 2 156,7 2 352,7 2 583,5

Это обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. [Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов [2]

Общая сумма расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО на образование в 2006 г. составило 91 333,14 млн. руб., а в 2011 г. эта сумма составила 189 935,16 млн. руб. За 2006-2011 гг. расходование средств консолидированных бюджетов субъектов СЗФО по образование стабильно увеличивалось как в абсолютных размерах и так и в относительных. Темп их роста сохраняется по СЗФО в течение всего периода и составил 164,47% по сравнению к 2006 году.(см.табл. 4)

Таблица 4. Образование: Динамика темпов роста расходов консолидированных бюджетов субъектов СЗФО

Темпы роста к предыдущему периоду

Наименование субъектов Российской Федерации 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2006-к 2011 гг.

СевероЗападный федеральный округ 127,55% 77,57% 205,00% 103,43% 111,21% 113,69% 164,47%

Архангельская область 119,78% 85,03% 198,13% 97,82% 110,24% 124,76% 164,47%

Вологодская область 117,02% 73,96% 191,03% 93,60% 114,63% 107,06% 164,80%

г. Санкт-Петербург 124,67% 74,96% 232,17% 102,45% 117,61% 109,59% 178,29%

Калининградская область 162,00% 84,12% 180,58% 100,75% 105,56% 123,81% 132,25%

Ленинградская область 117,90% 81,54% 188,82% 107,66% 103,59% 111,51% 153,04%

Мурманская область 167,21% 69,11% 223,94% 107,14% 104,38% 115,62% 165,76%

Ненецкий автономный округ 131,73% 89,76% 177,98% 108,43% 118,28% 89,27% 165,82%

Новгородская область 128,05% 75,74% 195,49% 108,82% 106,21% 106,38% 173,22%

Псковская область 126,10% 92,46% 177,49% 104,96% 113,38% 114,36% 161,12%

Республика Карелия 124,89% 80,10% 184,69% 105,07% 100,71% 116,74% 172,25%

Республика Коми 123,64% 74,57% 179,47% 112,64% 107,71% 128,94% 155,42%

В целом по СЗФО среднегодовая доля собственных расходов на раздел «Образование» за 2006-2011 гг. находилась в интервале 6,15%-16,87% всех расходов собственных бюджетов субъектов, входящих в СЗФО. (рис. 2).

субъекта) за период 2006-2011 гг. на образование

Резюмируя, можно сказать, что несмотря на экономический кризис, в большинстве своем региональные власти смогли обеспечить на своих территориях эффективное финансирование сферы образования в 2006 - 2011 гг., не допустив в этом вопросе значительных провалов.

В целом же по СЗФО наблюдается значительный рост в социальном направлении. В Карелии, например, расходы на социальную политику составят 26 5%, на образование -29%, на здравоохранение - 18%. В Мурманской области расходы на "социалку" выросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 12,5 % (на 1,2 миллиарда рублей). Образование "подорожало" на 1,5 миллиарда рублей (рост 18,7%).

Необходимость роста социальных расходов при сохранении дефицитности бюджетов объясняется двумя факторами:

• во-первых, региональные власти стремятся не допустить социальной напряженности из-за отмены различных дотаций и льгот.

• во-вторых, тратить деньги на социальные направления обязывают федеральные инициативы. В этом году, к примеру, субъекты Федерации наделили полномочиями по содействию занятости населения и выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью (раньше эти затраты нес федеральный бюджет). Во вторых региональные расходы на образование выросли из-за запланированного повышения заработной платы бюджетникам на 6,5 % и учителям на 22 %.[5]

В 2013 - 2015 годах решение задач социально-экономического развития СЗФО будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, обеспечение исполнения принятых обязательств. Будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного Программной повышения эффективности бюджетных расходов.

Также политика в сфере расходования бюджетных средств СЗФО в 2013 -2015 годах будет сконцентрирована на повышении эффективности осуществляемых и принимаемых расходных обязательств, координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования[3 ].

Для повышения эффективности расходования народных денег на уровне регионов необходимо разработать такие механизмы, которые были бы направленные на решение следующих задач:

• Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Формирование проектов бюджетов субъектов округа на плановый период 2014 и 2015 годов должны осуществляться исходя из необходимости недопущения дефицита бюджета и сокращения ассигнований по наименее эффективным направлениям расходов с целью реализации принятых на федеральном и региональном уровнях решений по индексации социальных обязательств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Безусловное исполнение принятых социальных обязательств, реализация положений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Более 60% расходов окружного бюджета направляется на финансовое обеспечение социального сектора - образование, здравоохранение, развитие культуры, физической культуры и спорта, социальную защиту населения.

• Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, дальнейшее внедрение программно-целевых принципов в деятельность органов региональной исполнительной власти.

• Реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг, модернизация сети учреждений, оказывающих государственные услуги за счет бюджетных средств, обеспечение обратной связи с потребителями услуг.

• Повышение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. Вся информация, касающаяся распоряжения бюджетными средствами, в доступной и наглядной форме должна размещаться в сети Интернет.

Библиографический список:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-Ф3 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.11.2012 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Комментарии к изменениям, принятым в 2010-2012 годах (ст. ст. 131, 138, 142.1)// Сибирское унив.изд-во, 2012 год.

3. Великанов О. Выживание в условиях противоречий // «Эксперт Северо-Запад», №50-2011г. (546).

4. Клебанов И.И. Приоритеты социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа 2010-2011 год//«Эксперт Северо-Запад» №2-2010г. (107-108).

5. Белоглазова Г., Вылегжанина У. Регионы свели счеты // «Российская газета» - Экономика Северо-Запада №5675 (2) интернет-газета от 01.01.12 http://www.rg.ru/2012/01/11/reg-szfo/budget.html (дата обращения 21.09.13).

Reference

1. Federal law of the Russian Federation of 30 November 2011 N 371 -FZ "On the Federal budget for the year 2012 and the planned period of 2013 and 2014" [Federalnyi zakon Rossiiskoi Federatcii ot 30 noiabria 2011 g. N 371-FZ "O federalnom biudzhete na 2012 god i na planovyi period 2013 i 2014 godov"]. legal-reference system «Consultant Plus». Last. update 12.11.2012.

2. The Budget Code of the Russian Federation. Comments on the changes adopted in 2010-2012 (Julian. 131, 138, 142.1) [Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatcii. Kommentarii k izmeneniiam, priniatym v 2010-2012 godakh (st. st. 131, 138, 142.1)]. Siberian univ.izd of, 2012.

3. Velikanov O. Survival in conditions of contradictions [Vyzhivanie v usloviiakh protivorechii]. «The Expert Northwest». №502011. (546).

4. Klebanov I.I. Priorities of flax-economic development of the North-West Federal district 2010-2011 [Prioritety sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia Severo-Zapadnogo federalnogo okruga 2010-2011 god]. «The Expert Northwest». №2-2010. (107-108).

5. Beloglazova G., Vylegzhanina U. Regions settled scores [Regiony sveli schety]. «Rossiyskaya Gazeta»-the Economy of the North-West. №5675 (2). Online Newspaper on 01.01.12 01.01.12 http://www.rg.ru/2012/01/11/reg-szfo/budget.html (reference date 21.09.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.