Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»: задачи и ход выполнения
И. В. Костюченко,
директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта
В соответствии с решениями, принятыми на состоявшемся 13 июля 2016 г. под руководством президента В. В. Путина заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также рядом последующих совещаний [1, 2, 3], Министерством транспорта осуществляется реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
Ключевая цель проекта «Безопасные и качественные дороги» — обеспечение хорошего состояния дорог и сокращение числа аварийно-опасных участков в 36 городских агломерациях с населением свыше 500 тыс. человек в каждой. Общая протяженность дорожной сети городских агломераций в рамках проекта составляет почти 50 тыс. км. Плановый период реализации проекта охватывает сроки с ноября 2016 г. по март 2026 г.
Основные результаты реализации проекта к 2026 г. должны быть следующими. В избранных городских агломерациях необходимо привести не менее 85 % дорожной сети в нормативное состояние по показателям ровности и сцепления с учетом требований тех-регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» [4, 5]. Таким образом, количество аварийно-
опасных участков на дорогах данных агломераций должно сократиться до 15 % от уровня 2016 г. Кроме того, в рамках проекта предстоит внедрить интеллектуальные системы управления дорожным движением и объектами транспортной инфраструктуры. Уже в 2017 г. планируется внедрить общественно доступную информационно-аналитическую систему контроля за формированием и эффективностью использования бюджетных средств, а также систему мониторинга качества и уровня аварийности дорог. Система мониторинга должна в том числе обрабатывать обратную связь: пользователи смогут загружать в нее фото и видео, фиксирующие нарушения правил дорожного движения, вносить данные об аварийно-опасных участках дорог [5].
В рамках проекта планируется обеспечить реализацию программ приведения в нормативное транс-портно-эксплуатационное состояние и развития автомобильных и муниципальных дорог крупнейших городских агломераций (программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций, далее — ПКРТИ). ПКРТИ разрабатывается и реализуется администрациями субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований, владельцами автомобильных дорог. Каждая такая программа должна предусматривать консолидацию ресурсов за счет всех возможных источников (федеральных целевых программ, региональных и муниципальных программ и т. д.) для решения поставленных приоритетных задач [6].
На первом этапе, в период до 2018 г. включительно, планируется разработать и реализовать ПКРТИ в части некапиталоемких мероприятий, связанных преимущественно с выполнением работ по содержанию, обустройству и ремонту дорожной сети. После 2018 г. предполагается осуществление мероприятий в части капиталоемких проектов, связанных со строительством и реконструкцией дорог. При этом снижение количества аварийно-опасных участков на дорогах крупнейших городских агломераций до 2018 г. должно произойти не менее чем на 50 %, а в срок до 2025 г. — не менее чем на 85 %. Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуата-ционному состоянию, к 2018 г. должна составлять не менее 50 %. Кроме этого, в результате осуществления Проекта ожидаются снижение протяженности дорог, работающих в режиме перегрузки в час пик, а также увеличение доли граждан, подтверждающих улучшение ситуации на дорожной сети городских агломераций.
Реализация Проекта предусматривается в три этапа: I этап — до 2018 г. включительно, II этап — 2019-2021 гг., III этап — 2022-2025 гг. [5, 7].
В соответствии с решениями, принятыми главой государства, председателем правительства, проектным комитетом, в приоритетном проекте участвуют 36 субъектов Федерации, в которых расположены 38 городских агломераций, включающих, в свою очередь, 39 крупнейших городов России (с учетом сдвоенной Самарско-Тольяттин-ской агломерации и без Москвы и Санкт-Петербурга). Критерием отбора агломераций является численность на-
селения — не менее 500 тыс. человек.
Как уже указывалось, основным инструментом реализации мероприятий приоритетного проекта в регионах являются программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций. Под термином «городская агломерация» понимается образуемая крупнейшим городским округом — «ядром агломерации» — и муниципальными образованиями-«спутниками» многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности с наличием маятниковой трудовой миграции населения в пределах одних суток.
Под термином «дорожная сеть городской агломерации» понимается совокупность расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующие объекты улично-дорожной сети:
• магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;
• магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пе-шеходные и пешеходно-транспортные районного значения;
• улицы и дороги местного значения (наиболее загруженные): улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
Кроме того, необходимо особо обратить внимание на то, что в рамках ПКРТИ должны быть хорошо отработаны подходы к взаимодействию между всеми собственниками дорог — федеральными, региональными и местными
властями. При этом цели такого взаимодействия — построение устойчивой и эффективной системы транспортного обслуживания населения и создание условий для грузоперевозчиков в условиях городской среды. Таким образом, речь идет о синхронизации всех действий исходя из решения общих задач.
Кроме того, в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» предполагается осуществить синхронизацию с мероприятиями по благоустройству в рамках другого приоритетного проекта — «Формирование комфортной городской среды», основного направления стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда». Для этих целей Минтрансом и Минстроем в настоящее время вырабатывается единая политика по координации мероприятий для предупреждения накладок при выполнении работ, а также синхронизации мероприятий проектов с целью максимизации социального и экономического эффектов.
При осуществлении всех необходимых мероприятий по проекту особое внимание уделяется соблюдению нормативов, правил и требований, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [8] и направленных на обеспечение безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями.
Освоение проекта и, соответственно, ПКРТИ проводится пошагово, исходя из приоритета решаемых задач.
Первый шаг — реализация преимущественно неотложных, быстрореализуемых мероприятий по приведению дорожной сети в нормативное состояние и устранению очагов аварийности. Это могут быть капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, объектов улично-дорожной сети и иных объектов. Также речь идет о работах по организации дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения, в том числе за счет оборудования участков дорожной сети тросовым и барьерным ограждениями, средствами освещения, искусственными неровностями для ограничения скоростного режима. Кроме того, здесь предусматриваются оборудование перекрестков и наземных пешеходных переходов средствами освещения и светофорного регулирования, оснаще-
8 | «Транспорт Российской Федерации»
№5 (72) 2017
ние наземных пешеходных переходов и мест остановок общественного транспорта защитным и информационным оборудованием, введение ограничений скоростного режима и др.
Напомню, что целевые показатели первого шага — доведение протяженности дорожной сети агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 50 %, сокращение в два раза количества очагов аварийности. Также параллельно создается задел для второго шага — реализации мероприятий, направленных на изменение качественного состояния транспортной сети агломерации. Для этого организуется работа субъектов Федерации по разработке и актуализации документов транспортного планирования, в том числе комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, схем дорожного движения и самих ПКРТИ. Эта деятельность ведется на основе транспортного моделирования и лучших мировых и отечественных практик.
Приступать к реализации второго шага субъекты могут уже сейчас, единственное ограничение — сначала должны быть достигнуты целевые показатели, установленные на 2018 г.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. в нормативном состоянии находилась 21 тыс. км, или 42 % автомобильных дорог агломераций. В этой сети зафиксировано 2827 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
На 2017 г. запланировано следующее:
• проведение ремонтно-восстано-вительных работ в отношении 6500 км автомобильных дорог, что позволит довести общую протяженность дорожной сети городских агломераций, находящуюся в нормативном состоянии, почти до 26 тыс. км, или 52 %;
• проведение мероприятий по ликвидации 1558 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, что позволит сократить количество мест концентрации ДТП более чем в два раза.
Общий бюджет приоритетного проекта составляет 65,5 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета 31,25 млрд рублей. В настоящее время проект развивается в соответствии со сроками, определенными паспортом и сводным планом.
Следует признать, что на старте проекта наблюдались некоторые от-
клонения. Мы планировали завершить контрактацию работ по объектам в рамках ПКРТИ к 31 марта 2017 г., но ряд субъектов эту задачу в срок не выполнил. Однако была своевременно проведена необходимая работа и ситуацию удалось выправить. Все объекты, изначально включенные в программы, законтрактованы. Это придает уверенности, что все мероприятия в рамках ПКРТИ будут происходить точно в срок.
По состоянию на 25 сентября 2017 г. фактически выполнены работы:
• по восстановлению покрытия автомобильных дорог (укладке верхних слоев дорожной одежды) в отношении 76 % от общего объема запланированных работ;
• по ликвидации 774 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Исполнение бюджета проекта составляет 36,85 млрд рублей (56,28 %).
Сегодня выстроена система успешного управления проектом с использованием информационной системы, что позволяет получать оперативную информацию о ходе реализации проекта в оперативном режиме (СОУ «Эталон): мониторинг выполнения работ как на местах через представителей учреждений Росавтодора, так и посредством проведения селекторных совещаний с субъектами Федерации, выездных мероприятий. Во всех субъектах, участвующих в проекте, в ходе строительного сезона с мониторинговыми визитами побывало руководство Минтранса и Рос-автодора.
Кроме того, утвержденным паспортом проекта «Безопасные и качественные дороги» предусмотрено внедрение общественно доступной информаци-
онно-аналитической системы контроля за формированием и эффективностью использования средств дорожных фондов.
Данная информационно-аналитическая система будет, в частности:
• обеспечивать возможности по мониторингу соблюдения субъектами Федерации требований бюджетного законодательства в части направления в дорожные фонды средств за счет предусмотренных источников в полном объеме;
• содержать сведения о планируемых направлениях расходования средств соответствующих дорожных фондов, в том числе планы закупок в части осуществления дорожных работ, включая пообъектные перечни участков дорожной сети и иных объектов, в отношении которых планируется осуществлять указанные работы;
• содержать сведения о выполненных дорожных работах, включая сведения о гарантийных обязательствах подрядных организаций;
• обеспечивать возможности для общественного мониторинга ситуации на автомобильных дорогах, получения обратной связи от пользователей дорожной сети, в т. ч. посредством использования автоматизированных мобильных предложений.
Также создан прототип системы контроля формирования и расходования дорожных фондов. Сейчас ведется тестирование, мы собираем комментарии потенциальных пользователей, чтобы учесть их в процессе «доводки» системы. В тестировании принимают участие члены общественно-делового совета проекта. В 2018 г. после отработки на примере участвующих в проекте
субъектах Федерации действие системы планируется экстраполировать на дорожное хозяйство по всей территории России.
В рамках законотворческой деятельности Минтрансом разработан проект Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение термина «городская агломерация». Так, он определен как совокупность прилегающих друг к другу муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, население которых превышает 400 тыс. жителей, характеризующаяся устойчивыми транспортными и пассажиропотоками между указанными муниципальными образованиями, пространственной концентрацией проживания населения, производства и потребления, развитыми трудовыми, деловыми, учебными, культурными, бытовыми и рекреационными связями. В настоящее время указанный проект федерального закона внесен на рассмотрение в Государственную Думу.
На последнем заседании общественно-делового совета (20 сентября 2017 г.) был высказан ряд предложений по совершенствованию системы государственных закупок в части дорожной деятельности с целью повышения качества выполняемых работ. Эти предложения в настоящее время прорабатываются, мы с коллегами из открытого правитель-
ства и представителями экспертного сообщества разработали видение по целевой модели рынка работ, связанных с дорожным хозяйством.
Эти предложения направлены на решение следующих задач:
• создание условий для конкуренции между подрядными организациями, которая будет стимулировать повышение качества выполняемых работ и снижение их стоимости, в том числе с учетом стоимости работ на всем жизненном цикле объекта;
• обеспечение возможности для доступа на рынок подрядных организаций разных уровней, роста и развития данных организаций за счет формирования «лестницы квалификаций» (механизма, предусматривающего проведение отбора подрядных организаций по критериям, дифференцированным в зависимости от сложности работ);
• формирование «рынка квалифицированного исполнителя», ориентирующего спрос на отбор наиболее опытных и хорошо зарекомендовавших себя подрядчиков.
Данные предложения сейчас находятся на рассмотрении в Правительстве РФ. □
Литература
1. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13.07.2016 г. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/52504 (дата обращения 25.09.2017 г.).
2. Перечень поручений правительства Российской Федерации от 3.08.2016 г.
№ ДМ-П6-4620. URL: http://rosdornii. ru/files/aglomeration/44.pdf (дата обращения 23.09.2017 г.).
3. Заседание Президиума Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21.11.2016 г. URL: http://government.ru/news/25338 (дата обращения 12.09.2017 г.).
4. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». URL: http:// docs.cntd.ru/document/902 3078 34 (дата обращения 20.09.2017 г.).
5. Паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги». URL: http://government.ru/projects/ selection/656/25519 (дата обращения 23.09.2017 г.).
6. Безопасные и качественные дороги. Приоритетный проект Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http:// bkd.rosdornii.ru/about (дата обращения 23.09.2017 г.).
7. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. URL: https:// www.mintrans.ru/activity/detail. php?SECTION_ID=2845 (дата обращения 23.09.2017 г.).
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o (дата обращения 12.09.2017 г.).
10 | «Транспорт Российской Федерации:
№5 (72) 2017