Научная статья на тему 'Приоритетные тенденции в лесном образовании и обеспечение начальной профессиональной подготовки специалистов лесохозяйственного профиля'

Приоритетные тенденции в лесном образовании и обеспечение начальной профессиональной подготовки специалистов лесохозяйственного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЛЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / «ЛЕСНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почитаева Маргарита Вилховна

Статья посвящена вопросам начального профессионального лесного образования школьников в рамках «лесной педагогики» нового направления педагогической науки, формирующейся в последние годы в рамках образования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Почитаева Маргарита Вилховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные тенденции в лесном образовании и обеспечение начальной профессиональной подготовки специалистов лесохозяйственного профиля»

УДК 378:371.3:574

ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛЕСНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ

PRIORITY TRENDS IN FORESTRY EDUCATION AND PROVIDING PRIMARY PROFESSIONAL TRAINING OF FORESTRY SPECIALISTS

М. В. Почитаева

M. V. Pochitaeva

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. Статья посвящена вопросам начального профессионального лесного образования школьников в рамках «лесной педагогики» - нового направления педагогической науки, формирующейся в последние годы в рамках образования для устойчивого развития.

Abstract. The article is devoted to primary forestry education of schoolchildren in terms of «forestry pedagogics», which is a new trend in pedagogical science. It has been recently formed in education for sustainable development.

Ключевые слова: экологическое образование для устойчивого развития, лесное образование, подготовка специалистов, «лесная педагогика».

Keywords: environmental education for sustainable development, forestry education, professional training, «forestry pedagogics».

Актуальность исследуемой проблемы. Несмотря на то, что начальная профессиональная подготовка школьников к приобретению лесных специальностей имеет в России давнюю историю, ее роль в процессе непрерывной подготовки будущих специалистов лесохозяйственного профиля изучена недостаточно. В отечественной образовательной практике лесное образование учащихся чаще всего рассматривается в контексте школьного экологического образования, что значительно сужает его возможности. За рубежом в последние несколько лет в рамках образования для устойчивого развития выделилось новое направление - «лесная педагогика», ориентирующее школьников на изучение экономических, экологических, социальных и культурных аспектов леса и предусматривающее ведение массовой просветительской работы на природе. Вместе с тем до настоящего времени не сложилось четкого понимания этого понятия. В связи с этим видится актуальным раскрыть содержание понятия «лесная педагогика» и разграничить виды образовательной деятельности, обеспечивающие начальную профессиональную подготовку школьников, опираясь на приоритетные тенденции в отечественном и зарубежном образовании.

Материал и методика исследований. Предлагаемое исследование является результатом сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников психологопедагогической и научно-методической литературы, а также исследований в области профессионального лесного образования. При этом осуществлялся анализ нормативноправовых документов (Меморандума непрерывного образования Европейского Союза, Концепции устойчивого развития, федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 250100 Лесное дело) и отчетов осуществленных проектов в рамках зарубежной «лесной педагогики». Проведенный обзор был осуществлен благодаря реализации на базе Марийского государственного технического университета проекта Темпус «Рамка квалификаций в лесном хозяйстве: сближение стандартов России и Европейского Союза» (Qualifications framework in forestry: approaching EU and RF standards, сроки осуществления - 2011-2013 гг.).

Результаты исследований и их обсуждение. В работах зарубежных исследователей J. L. Innes, A. B. Temu и других прослеживается идея о том, что в странах Содружества профессиональное лесное образование длительное время связывалось исключительно с вопросами лесного менеджмента [4], [7]. К числу основных тенденций модернизации современного лесного образования эти авторы относят: 1) повышение интереса к междисциплинарным исследованиям, позволяющим связать проблемы леса и окружающей среды, обеспечения безопасности питания, бедности; 2) широкое внедрение в образовательную практику курсов, изучающих этические и управленческие аспекты; 3) инвестирование образовательных программ переподготовки кадров; 4) способствование осознанию стратегической важности лесных программ среди молодежи.

Изучение научно-педагогических источников показало, что в настоящее время в странах Европы и США уже действуют различные программы, нацеленные на массовое вовлечение школьников в процесс изучения и охраны леса в рамках «лесной педагогики». Так, в Норвегии в различных лесных образовательных программах ежегодно принимают участие от 150 до 180 тысяч детей, что составляет 30 % всех школьников [6]. Это говорит о высокой востребованности и значимости подобных мероприятий для формирования мировоззрения устойчивого лесопользования.

Международный проект «Лесной портфель и устойчивое развитие» (Case forest and sustainable development), поддерживаемый Европейским союзом, рассматривает лесную педагогику как одну из форм обучения и направлен на распространение соответствующей методологии, проверку предлагаемых методик, улучшение взаимодействия между педагогами и формирование ответственности за будущее леса [3].

Работа в рамках проекта Темпус «Рамка квалификаций в лесном хозяйстве: сближение стандартов России и Европейского Союза» позволила получить сведения о том, что в отечественном лесном образовании в последние годы наметилась активизация международного сотрудничества, что способствует внедрению инновационного опыта в образовательную практику лесных вузов и факультетов. Другой важной тенденцией является повышение интереса к возрождению школьных лесничеств и организации начальной профессиональной «лесной» подготовки на базе высших учебных заведений. Тем не менее, недостаточное методическое обеспечение и отсутствие подготовленных специалистов, способных эффективно вести занятия с детьми в рамках лесного образования, существенно затрудняют эту работу. В связи с этим изучение опыта «лесной пе-

дагогики» может оказаться востребованным в условиях России, особенно учитывая специфику Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающей «привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования» [5].

Проведенный нами обзор отечественной и зарубежной научной литературы показал, что понятие «лесное образование» и его содержание применительно к профессионально-педагогической подготовке школьников и студентов, изучающих лесные специальности, до настоящего времени определены не были. В России работа со школьниками в русле лесного образования чаще всего рассматривалась как часть школьного экологического образования. Тем не менее, «лесное образование» и «экологическое образование» не являются тождественными понятиями, что объясняется разными исходными установками и конечными целями. Таким образом, работа в области «лесной педагогики» выходит за рамки экологического образования, требует конкретизации сущности и содержания лесного образования применительно к российским условиям.

Одной из существенных проблем содержания современного лесного образования является отсутствие определения понятия «лесная педагогика» и ее задач. В связи с этим нами были предложены следующие авторские определения.

Лесная педагогика - это одно из направлений образования для устойчивого развития, наука о целенаправленном процессе передачи опыта и подготовки человека в области устойчивого лесопользования, ставящая своей целью формирование лесоэкологической культуры широких слоев населения через профильное обучение, вовлечение подрастающего поколения в практическую, исследовательскую и экологопросветительскую деятельность по охране и воспроизводству лесных богатств, лесоэкологическую пропаганду, решение локальных практических природоохранных проблем, организацию активного познавательного отдыха на природе на основе идей экологической этики и всестороннего развития личности обучающихся.

К числу основных ее задач можно отнести:

- формирование культуры устойчивого лесопользования и экоэтического мировоззрения по отношению к лесу, основываясь на профессиональных знаниях о лесе, профессиональном опыте педагогов и специалистов лесной отрасли;

- обеспечение личностного развития обучающихся на основе «образования через всю жизнь»;

- решение практических природоохранных проблем лесной отрасли, включая экономические, экологические, социальные и культурные аспекты.

В структуре отечественной лесной педагогики видится целесообразным различать три направления, которые были определены нами следующим образом.

Лесное (лесоэкологическое) образование - процесс приобретения знаний, умений, навыков по предметам лесного профиля за счет обучения на базе образовательных учреждений. Его конечной целью является профессиональная подготовка будущих специалистов лесного профиля и формирование мировоззрения устойчивого лесопользования.

Лесное (лесоэкологическое) просвещение - целенаправленное информирование широких слоев населения по вопросам устойчивого лесопользования, решения проблем лесной отрасли (включая экономические, экологические и социокультурные аспекты), охраны биологического разнообразия, редких и исчезающих видов, формирования по-

зитивного отношения к особо охраняемым природным территориям, противодействия лесным пожарам и минимизации ущерба территориям при организации массового отдыха на природе.

Лесная (лесоэкологическая) пропаганда - это проведение отдельных акций и кампаний в искомой области (пропаганда охраны конкретных видов на конкретной территории, распространение знаний о том, какие конкретные действия каждого человека могут оказывать позитивное либо негативное воздействие на лес и отдельные виды, его населяющие, и другое).

Важность своевременной профессиональной ориентации школьников и их начальной профессиональной подготовки для дальнейшей работы в лесной отрасли признана специалистами ведущих лесотехнических вузов нашей страны. В России такая работа пока еще не оформилась в четко организованную систему, хотя уже сейчас есть интересные примеры ее осуществления. Так, например, при факультете лесного хозяйства и экологии Марийского государственного технического университета на протяжении ряда лет действуют специализированные профориентационные классы, осуществляется взаимодействие со школьными лесничествами, активно поддерживаются различные формы массовой просветительской работы. На базе Воронежской государственной лесотехнической академии работа со школьниками ведется через школьные лесничества. В Уральском государственном лесотехническом университете в целях начальной профессиональной подготовки создана Малая лесная академия. В Пермском крае на базе лесотехнического факультета Пермской государственной лесной академии после длительного перерыва восстанавливается работа школьных лесничеств.

Таким образом, на сегодняшний день начальная профессиональная подготовка школьников в разных регионах России представлена по-разному. По мнению специалистов лесной отрасли, приобретение учащимися знаний о лесе с ранних лет нередко играет решающую роль в выборе будущей профессии. Наиболее эффективными методами обучения считаются те, которые позволяют обучающимся приобретать опыт практической работы при тесном общении с опытными преподавателями-производственниками [2]. С. А. Костерин считает, что «начальная профессиональная подготовка является первым звеном в системе непрерывной многоступенчатой профессиональной подготовки специалистов, хотя не сопровождается выдачей документа государственного образца. Начальная профессиональная подготовка осуществляется в двух сферах: дополнительного образования детей и основного и среднего общего образования. ... Современное образование детей должно быть готово предоставлять допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку» [1, 24]. Это еще раз подчеркивает значимость начальной профессиональной подготовки школьников для обеспечения преемственности школьного и вузовского лесного образования.

Резюме. Проведенный обзор исследований, посвященных отечественному и зарубежному лесному образованию, позволяет сделать вывод о том, что в последние годы здесь наметилась тенденция к специализации ряда направлений, имеющих свою специфику и практическую значимость. В сложившихся условиях значительный интерес представляет «лесная педагогика», выделившаяся как одно из направлений образования для устойчивого развития и приобретающая за рубежом все большую популярность. Развитие отечественного лесного образования на базе учреждений основного и дополнительного образования при ведущей роли лесных вузов и факультетов в условиях международного

сотрудничества создает на сегодняшний день все необходимые предпосылки для выделения российской лесной педагогики в рамках педагогической науки в самом ближайшем будущем. Важную роль в этом процессе может сыграть изучение опыта использования зарубежных лесных образовательных программ для школьников. Их поддержка правительствами многих стран Европейского Союза уже сегодня способствует формированию в обществе идеи устойчивого лесопользования и осознанию системообразующей роли леса как основы экономической стабильности регионов и государств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костерин, С. А. Начальная профессиональная подготовка учащихся в системе дополнительного образования детей / С. А. Костерин // Экологическое дополнительное образование в Республике Марий Эл : сб. ст. - Йошкар-Ола, 2007. - С. 24-25.

2. Турецких, И. А. Опыт работы по воспитанию подрастающего поколения / И. А. Турецких // Экологическое дополнительное образование в Республике Марий Эл : сб. ст. - Йошкар-Ола, 2007. - С. 14-15.

3. Gustaffson, M. Case forest pedagogics towards sustainable development: Final report public part / M. Gustaffson. - Stockholm : Swedish Forest Agency, 2008. - 18 p.

4.Innes, J. L. Professional Education in Forestry / J. L. Innes, D. Ward // Commonwealth forests 2010: An overwiew of the forests and forestry sectors of the countries of the Commonwealth. - Edinburgh, 2010. -P. 76-93.

5.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/.

6. Learning with the forest [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skogkurs.no/LMS_engelsk.pdf.

7. Temu, A. B. Future forestry education: responding to expanding societal needs [Электронный ресурс] /

A. B. Temu, A. Kiwia. - Режим доступа: www.worldagrofrestry.org/sea/Portals/1/Policy%20Brief-

Future%20Forestry%20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.