Научная статья на тему 'Организация дополнительного образования подрастающего поколения эколого--лесной направленности в Красноярском крае'

Организация дополнительного образования подрастающего поколения эколого--лесной направленности в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / SCHOOL FORESTRY / ADDITIONAL EDUCATION / EDUCATION / NATURE PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усанин В. С.

В статье отражается опыт экологического воспитания молодежи на региональном уровне. Подчеркивается значимость проводимой политики в сфере лесохозяйственного образования с целью сохранения, восстановления и бережного отношения к лесным богатствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR RISING GENERATION IN THE ECOLOGICAL AND FOREST ORIENTATION IN KRASNOYARSK REGION

Experience of the ecological education for youth on the regional level is described in the article. Conducted policy value in the sphere of forestry education in order to keep, reconstruct and relate carefully to forest resources is emphasized.

Текст научной работы на тему «Организация дополнительного образования подрастающего поколения эколого--лесной направленности в Красноярском крае»

УДК 372.8: 630

В.С. Усанин

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЛЕСНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

В статье отражается опыт экологического воспитания молодежи на региональном уровне. Подчеркивается значимость проводимой политики в сфере лесохозяйственного образования с целью сохранения, восстановления и бережного отношения к лесным богатствам.

Ключевые слова: школьное лесничество, дополнительное образование, воспитание, охрана природы.

V.S. Usanin ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR RISING GENERATION IN THE ECOLOGICAL AND FOREST ORIENTATION IN KRASNOYARSK REGION

Experience of the ecological education for youth on the regional level is described in the article. Conducted policy value in the sphere of forestry education in order to keep, reconstruct and relate carefully to forest resources is emphasized.

Keywords: school forestry, additional education, education, nature protection.

В настоящее время, в силу различных причин, таких, как усиление влияния человеческой деятельности на экологическую обстановку различных природных территорий, постоянно увеличивающегося объема использования и заготовки лесных ресурсов, что, в свою очередь, влечет усиление антропогенной нагрузки на лесные экосистемы, все более становятся актуальными вопросы сохранения, восстановления, бережного отношения и грамотной политики в области пользования природными ресурсами. Успешность усилий, направленных на грамотное и сбалансированное природопользование, прежде всего, базируется на экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Вовлечение молодежи в творческую, практическую, природоохранную, учебно-исследовательскую деятельность может способствовать формированию у подростков грамотной гражданской позиции, её закрепления в социально значимой деятельности.

В Красноярском крае одним из перспективных направлений в сфере экологического образования молодежи является движение школьных лесничеств. В настоящее время в крае действуют более 100 школьных лесничеств, объединяющих порядка двух тысяч подростков.

В России школьные лесничества начали образовываться во второй половине XX века. Этот процесс проходил в основном в сельской местности на базе лесных хозяйств районов. В период советской власти школьники помогали лесным хозяйствам в выполнении работ по сохранению и выращиванию лесов, знакомились с основами лесной науки, выполняя самостоятельные исследовательские работы.

Однако в 90-е годы прошлого столетия школьные лесничества лишились государственной поддержки, что явилось следствием закрытия многих из них.

В 1996 году Рослесхоз издал приказ «Об активизации работы школьных лесничеств». В этот период на федеральном уровне появилось понимание того, что система профессионального и экологического образования в лесной отрасли теряет свои позиции. После этого возобновилась работа школьных лесничеств и в Красноярском крае. После большого перерыва в поселке Шушенское на базе Шушенского заповедника прошел десятый слет школьных лесничеств [1].

В городе Красноярске при Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ) работает Малая эколого-лесная академия, которая осуществляет деятельность в следующих направлениях: курирует работу школьных лесничеств, проводит анализ учебно-методической деятельности педагогов и руко-

водителей школьных лесничеств в области лесной экологии; проводит научно-практические семинары, конференции, олимпиады; вовлекает школьников в научно-поисковую работу; принимает участие в организации и проведении слетов коллективов школьных лесничеств совместно с Агентством лесной отрасли Красноярского края, управлением образования, Краевой станцией юных натуралистов; организует и проводит экспедиции, летние и зимние экологические школы; оказывает помощь в деле привития детям бережного, рационального отношения к природе. В работу малой академии вовлекаются преподаватели лесохозяйственного факультета, кандидаты и доктора наук, являющиеся квалифицированными специалистами в области лесного хозяйства и лесной науки.

В сфере экологического образования проводится работа со школьниками в районах края в течение всего учебного года педагогами дополнительного образования в сельских школах, а также руководителями школьных лесничеств. Ребята занимаются по разработанным образовательным программам, изучают основы рационального природопользования, принимают активное участие совместно с работниками лесного хозяйства в непосредственном проведении лесохозяйственных работ. Это изготовление и установка аншлагов, проведение противопожарной пропаганды и агитации с местным населением, забота о лесных животных; осуществление научно-исследовательской работы по актуальным проблемным темам лесных богатств своего района. Следует отметить высокую социальную значимость работы подростков в школьных лесничествах, так как это является решением проблемы досуга и проведения свободного от учебы время в сельской местности, где слабо развиты или отсутствуют различные центры и развлекательные заведения, присущие крупным городам.

В Красноярске школьники принимают участие в различных конференциях и семинарах, проводимых на лесохозяйственном факультете СибГТУ. По итогам этих мероприятий наиболее интересные доклады и статьи ребят отмечаются почетными грамотами и призами. Такое поощрение является стимулом для дальнейших исследований школьников, позволяющих совершенствовать им свои навыки и выходить на новый уровень подготовки научно-исследовательских работ и проектов.

Разрабатываемые ребятами под руководством педагогов проекты по благоустройству территорий своих сел и деревень, сохранению биологического разнообразия, редких и исчезающих видов растений и животных, проведению противопожарных и защитных мероприятий ежегодно участвуют в конкурсах краевого и общероссийского уровня. Наиболее перспективные и грамотные проекты получают поддержку со стороны администраций районов, а также органов управления лесным хозяйством и имеют практическое внедрение. Эксперты из числа преподавателей СибГТУ, работников Агентства лесной отрасли отмечают улучшение качества проектов и научно-исследовательских работ школьников, занимающихся в школьных лесничествах и учебно-образовательных центрах. Во многом это является результатом сотрудничества преподавателей СибГТУ с предприятиями и организациями, ежегодно организующими работу школ лесной экологии, сборы и слеты коллективов школьных лесничеств. Это краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевая станция юных натуралистов», Агентство лесной отрасли Красноярского края.

В рамках ежегодных сессий краевой школы лесной экологии ребята съезжаются из многих районов Красноярского края, слушают лекционные занятия по дисциплинам лесного профиля, учатся собирать экспериментальный материал непосредственно в лесной среде, овладевают навыками его обработки и оформление в виде научно-исследовательской работы. Исследуя процессы возобновления леса, роста и развития лесов, методы оценки лесных ресурсов, воспроизводства лесов, недревесной продукции леса, сообщества лесных животных и птиц, ребята овладевают навыками рационального природопользования, глубже познают окружающий мир, учатся бережному отношению к природе и лесным богатствам края.

В работе школы принимают участие не менее 100 подростков. Проводимые опросы и анкетирование школьников показывают, что ребята очень положительно относятся к таким мероприятиям, подчеркивают их значимость и необходимость, высказывают желание в повторном своем участии, так как приобретают не только новые умения и навыки, но и новых друзей.

Ежегодно Агентство лесной отрасли Красноярского края, краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевая станция юных натуралистов», СибГТУ организуют и проводят слет коллективов школьных лесничеств Красноярского края, на который съезжаются не менее 50 команд. Слет - это итоговое мероприятие для юных лесоводов, которое проводится с целью совершенствования экологического образования, привлечения молодежи к природоохранной и учебноисследовательской работе по устойчивому лесопользованию, охране и защите лесов и лесных ресурсов. На слет в качестве гостей приезжают также участники школьных лесничеств Иркутской области, Республики Тыва и Бурятии. Учеными СибГТУ на слете проводятся полевые практикумы по изучению лесных экоси-

стем, которые направлены на подготовку участников слета к конкурсам. Ребята пополняют свои знания в области морфологии и систематики растений, животных, обсуждают теоретические аспекты лесоводства, лесной таксации, лесных культур, почвоведения, лесной экологии и пирологии. Практикумы проводятся на лесных объектах: в дендрарии, на лесокультурных площадях. После этого ребята используют все знания, полученные в интенсивных школах лесной экологии, во время работы на своих территориях и практически применяют их в конкурсах юных лесоводов, юных ботаников и зоологов. По результатам конкурсов победители получают ценные призы, а также возможность вне конкурса поступить на лесохозяйственный факультет СибГТУ. Педагогическими командами Краевой станции юных натуралистов и психологов Красноярского государственного педагогического университета проводятся социально-психологические тренинги, участники которых формируют модель организации собственной деятельности в коллективе и осваивают коммуникативные техники взаимодействия друг с другом, что раскрывает новые возможности самопознания. Значимой составляющей слета является краевой лесной конкурс «Подрост». Его участники представляют материалы, отражающие природоохранную, лесохозяйственную, эколого-просветительскую, учебно-исследовательскую деятельность школьных лесничеств и других детских объединений эколого-биологической направленности, а также образовательную и воспитательную деятельность педагогов и руководителей школьных лесничеств в течение года. В рамках слета проводится выставка-конкурс средств наглядной агитации «Сохраним лес живым» с целью воспитания у школьников активной гражданской позиции через эколого-просветительскую деятельность, развитие интереса к проблемам охраны лесов средствами художественного творчества. Также на слете работают творческие мастерские «Лесным пожарам нет!». Здесь подростки разрабатывают проекты по ландшафтному дизайну и благоустройству лесных зон отдыха, рисуют аншлаги и плакаты, сочиняют стихи на природоохранную тематику, создают презентации по подготовленным проектам с использованием компьютерной техники.

Сотрудники малой эколого-лесной академии также принимают участие в проведении выездных интенсивных школ по приглашению управлений образования сел и городов края. На базе детских оздоровительных лагерей организуются практические занятия в лесу со школьниками разных классов, которые не являются членами коллективов школьных лесничеств. При этом ребята в возрасте от 10 до 17 лет впервые узнают о характере лесной среды, его составных компонентах, учатся правильно вести себя в лесу, ориентироваться на местности, заботится о зверях и птицах.

Для педагогов дополнительного образования и руководителей школьных лесничеств в течение года проводятся семинары по организации работы школьных лесничеств, организации исследовательской деятельности школьников, по разработке программ занятий с юными лесоводами. Большое внимание при работе семинаров уделяется разработке заданий для учащихся, правильной постановке эксперимента, обработке, обсуждению и презентации полученных данных, оформлению работы.

Следует отметить, что в последний год, заметно снизилось бюджетное финансирование работ, в частности, дополнительное образование школьников, а также на работу школьных лесничеств сейчас очень важно сохранить сложившийся коллектив педагогов и работников лесничеств в крае, который успешно справлялся со всеми задачами. Ведь за последние годы накоплен большой опыт работы и получены неплохие результаты в области эколого-лесного образования молодежи.

Литература

1. Роль школьных лесничеств в экологическом воспитании молодежи / З.В. Ерохина [и др.] // Экологообразовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения: мат-лы VI Всерос. науч.-метод. семинара. - СПб.: Крисмас+, 2008. - 432 с.

2. О формировании экологического мировоззрения и культуры / О.Ю. Маркова [и др.] // Экологообразовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения: мат-лы VI Всерос. науч.-метод. семинара. - СПб.: Крисмас+, 2008. - 432 с.

'--------♦-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.