Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА)'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодилов Анатолий Васильевич, Бруз Владимир Виленович, Кузнецова Ирина Васильевна

Цель. Анализ приоритетных национальных проектов как инструмента социально-экономического развития Московского региона. Процедура и методы. В статье рассмотрено состояние хода подготовки и реализации стратегии развития страны, приоритетных национальных проектов в условиях негативного влияния санкций и коронавирусной инфекции на экономику региона. При проведении исследования применены методы анализа, синтеза, исторический метод и метод сравнительного анализа. Результаты. В ходе работы было выяснено, что в среднесрочной перспективе, несмотря на неблагоприятные факторы, государству удастся добиться положительных результатов в выполнении приоритетных национальных проектов, что обеспечит поступательное развитие страны и стабильность в обществе. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солодилов Анатолий Васильевич, Бруз Владимир Виленович, Кузнецова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY NATIONAL PROJECTS AS A TOOL FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW REGION)

Aim. To analyze priority national projects as a tool for the socio-economic development of Moscow region. Methodology. The article examines the course of preparation and realization of the country development strategy, as well as the priority national projects in the conditions of sanctions and the COVID infection and their negative influence on the economy of the region. The main methods of research are: analysis, synthesis, the historical method and the method of comparative analysis. Results. In the course of the work, it was found that in the medium term, despite the unfavorable factors, the state will be able to achieve positive results in the implementation of priority national projects, which will ensure the progressive development of the country and stability in the society. Research implications. The research results contribute to the theory and practice of state and municipal government in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА)»

УДК 332.02

DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-95-103

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА)

Солодилов А. В., Бруз В. В., Кузнецова И. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Анализ приоритетных национальных проектов как инструмента социально-экономического развития Московского региона.

Процедура и методы. В статье рассмотрено состояние хода подготовки и реализации стратегии развития страны, приоритетных национальных проектов в условиях негативного влияния санкций и коронавирусной инфекции на экономику региона. При проведении исследования применены методы анализа, синтеза, исторический метод и метод сравнительного анализа. Результаты. В ходе работы было выяснено, что в среднесрочной перспективе, несмотря на неблагоприятные факторы, государству удастся добиться положительных результатов в выполнении приоритетных национальных проектов, что обеспечит поступательное развитие страны и стабильность в обществе.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегия развития страны, приоритетные национальные проекты, государственное управление, государство, граждане, регион

PRIORITY NATIONAL PROJECTS AS A TOOL FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW REGION)

A. Solodilov, V. Bruz, I. Kuznetsova

Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytischi 141014, Moscow region, Russian Federation Abstract

Aim. To analyze priority national projects as a tool for the socio-economic development of Moscow region. Methodology. The article examines the course of preparation and realization of the country development strategy, as well as the priority national projects in the conditions of sanctions and the COVID infection and their negative influence on the economy of the region. The main methods of research are: analysis, synthesis, the historical method and the method of comparative analysis. Results. In the course of the work, it was found that in the medium term, despite the unfavorable factors, the state will be able to achieve positive results in the implementation of priority national projects, which will ensure the progressive development of the country and stability in the society. Research implications. The research results contribute to the theory and practice of state and municipal government in the Russian Federation.

Keywords: country development strategy, priority national projects, public administration, state, citizens, region

© CC BY Солодилов А. В. , Бруз В. В. , Кузнецова И . В. , 2021.

TIT

Введение

В условиях санкций, негативного влияния коронавирусной инфекции на экономику страны решение проблем социально-экономического положения граждан весьма актуально . Приоритетные национальные проекты являются тактическими звеньями реализации Стратегии развития РФ1, способствуют решению сложных проблем, развитию проектного подхода в сфере государственного управления

Важнейшая задача политической сферы общества - определять стратегию развития страны и ресурсы для решения данной сложной задачи Важнейшим институтом данной сферы является государство, которое определяет механизм решения проблем2 .

Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что государство в своём развитии никогда не стоит на месте, постоянно совершенствует подходы и методы к управлению . От политики государства зависит многое: уровень благосостояния самого государства, его положение на внешнеполитической арене, а также качество жизни граждан . Несмотря на неблагоприятные факторы в 2019-2020 гг. , граждане ждут реального улучшения жизни

Современный характер экономических отношений и критическое положение в экономике и социальной сфере России требуют более углублённого методологического осмысления экономических проблем, определения путей выхода из системного кризиса на основе оптимального использования механизма программно-целевого управления [6, с . 291].

Современный этап развития общества, государства и государственного управления имеет тенденцию к поиску оптимальных, эффективных, результативных приёмов, моделей и методов управления, которые будут отвечать запросам современности, быстро реагируя на изменяющиеся внешние и внутренние условия, жизненные ценности и стандарты; всё это обусловило необходимость внедрения и дальнейшего использования проектного подхода в государственном и муниципальном управлении

«Приоритетный национальный проект» и его показатели

Проектный подход как инструмент государственного и муниципального управления в Российской Федерации нашёл своё отражение и реализацию в приоритетных национальных проектах, что имеет стратегическое значение для развития государства, поскольку применение данного подхода в рамках реализации приоритетных национальных проектов способствует повышению эффективного использования ресурсов, стимулированию инновационной направленности, а также дальнейшей модернизации страны

Следует отметить, что ряд учёных предприняли попытки представить научное определение самого понятия «приоритетный национальный проект» . По мнению Р. Е . Артюхова, он представляет собой комплексную систему мероприятий с чётко обозначенными социально-экономическими ориентирами и контролируется государством [1]. А. С. Матненко считает, что данное понятие можно рассматривать как механизм программно-целевого решения важнейших задач развития страны [4]. А. С. Бедняков и

1 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р) // Министерство экономического развития РФ : [сайт]. URL: https://www. economy, gov. ru/material/dokumenty/ edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_ planovyy_period_do_2030_goda.html (дата обращения: 14.11.2021)

2 Указ Президента РФ от 30.06.2016 N 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/40945 (дата обращения: 14.04.2021)

Л . А. Миэринь полагают, что приоритетные национальные проекты - это инструмент реализации целей национального развития [2], а Е . В . Покачалова и М . П . Петров утверждают, что это инструмент государственной политики, а также внутрисистемные управленческие образования [5]. Мы же полагаем, что приоритетные национальные проекты являются тактическими единицами реализации Стратегии РФ .

К сожалению, сравнительный анализ, проведённый в рамках данного исследования, показал, что идёт снижение многих показателей достижения национальных целей в Стратегии развития РФ до 2030 г. по сравнению с 2024 г. Так, из 20 пунктов показателей: 11 пунктов провалены и перенесены на 6 лет, либо скорректированы в сторону ухудшения к 2030 г., 3 пункта перенесены на 6 лет, но при этом в 2019 г. по этим показателям была положительная динамика, в 4 пунктах была изменена формулировка, которая не привела ни к положительной, ни к отрицательной динамике, и лишь 2 пункта из всех национальных целей были успешными, и была произведена корректировка в сторону улучшения к 2030 г. (занятие населения физической культурой и улучшение качества городской среды в 1,5 раза) .

Конечно, вряд ли простой гражданин занимался детальным анализом, насколько неэффективна была работа государственной власти по достижению национальных целей . Но все эти провалы отражаются на жизни обычных людей . Люди всё чаще устраиваются на работу не потому, что им нравится та или иная профессия, а потому, что нужны деньги для удовлетворения всего лишь базовых, первичных потребностей, т. е . жизнь направлена лишь на выживание

Много вопросов вызывают и неясные формулировки показателей, например, «воспитание на основании духовно-нравственных ценностей народов» и т. д . Для такой цели очень сложно выработать показатели Если же таковые и будут, как определить их целесообразность и адекватность?

В любом случае, сейчас в конце 2021 г. можно с уверенностью говорить о провале национальных целей, которые были поставлены на 2024 г. Это и заставляет действующую власть переосмысливать и принимать новую стратегию развития

Необходимо отметить, что, разрабатывая национальные цели, Президент РФ ставит задачи, по которым можно оценивать работу власти1 . Приоритетные национальные проекты, внедрённые Президентом Российской Федерации В . В . Путиным, по своей сути являются инновационным подходом к государственному управлению . На начальном этапе было введено только 4 проекта. Итогом использования проектного метода в государственном управлении на современном этапе стала реализация уже 12 национальных проектов

Приоритетные национальные проекты имеют ряд особенностей:

1) наличие индивидуального набора конкретных целей и результатов их достижения;

2) концентрацию денежных средств на ключевых моментах государственных программ;

3) наличие особой системы управления при реализации приоритетных национальных проектов .

Предпосылки применения приоритетных национальных проектов при

управлении регионом

Исходя из истории разработки, принятия, применения и совершенствования приоритетных национальных проектов, целесообразно выделить комплекс предпосылок (факторов), которые обусловили востребованность разработки и даль-

1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» //

Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/news/63728 (дата обращения: 21.04.2021) .

нейшего использования новых подходов к решению важнейших вопросов развития государства. К предпосылкам применения приоритетных национальных проектов при управлении регионом следует отнести:

1) последствия изменений законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Изменения, внесённые утверждением новой законодательной базы, окончательно высветили необходимость построения эффективных управленческих моделей взаимодействия между всеми управленческими звеньями системы власти Обновление нормативно-правовой базы выявило ряд недостатков, связанных с нехваткой ресурсов (человеческих, финансовых, информационных, нематериальных и интеллектуальных), а также запаздывание регулирования на всех уровнях власти Именно данные недостатки ярко показали, что в Российской Федерации необходимо как можно быстрее вводить управление «по приоритетам» для более эффективного функционирования государства как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных звеньев;

2) экономическую ситуацию, сложившуюся в государстве, которая продемонстрировала необходимость решения не только первоочерёдных трудностей, но и «застарелых», не менее насущных проблем современной жизнедеятельности общества;

3) тенденцию неоднородности общества (у одних людей больше возможностей и ресурсов, чем у других) . В связи с этим внедрение приоритетных национальных проектов необходимо для того, чтобы у всех людей был равный доступ ко всем ресурсам, имеющимся у государства (качественная медицина, доступное образование, жильё) .

В то же время повышение самостоятельности регионов в этих вопросах должно усилить и их ответственность за результаты деятельности, за укрепление собственной экономической базы, а также за решение проблем в социальной сфере и в жилищно-коммунальном хозяйстве [3, с. 13]. В основном рост регионального валового продукта возможно получить, развивая малое и среднее предпринимательство В апреле 2021 г. в Калининградской области прошла Всероссийская конференция инфраструктуры развития предпринимательства . В её рамках Минэкономразвития России подвело итоги первой Национальной премии институтов развития за минувший год Победителями в номинации «Максимальный охват» стали подмосковные центры «Мой бизнес» . За 2020 г. они провели почти 44 тыс. консультаций для представителей малого и среднего предпринимательства, самозанятых и даже просто желающих открыть свой бизнес жителей региона1 . Учитывались работа не только на уровне субъекта, но и в муниципальных образованиях, проведение очных и онлайн-консультаций, а также количество обращений за дополнительными услугами В целом по стране центры «Мой бизнес» осуществили более 1 млн кон-сультаций2 для предпринимателей в период пандемии в 2020 г

Реализация приоритетных национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» в условиях пандемии

На основании отчёта Счётной палаты Российской Федерации о достижении показателей по национальным проектам за 2020 г. , аудиторами был сделан вывод, что некоторые показатели, установленные в Паспорте, например, национального проекта «Здравоохранение», не будут достигнуты или будут достигнуты не в полном объёме В пандемию Счётная палата контролировала, насколько эффективны меры

1 Максимальный успех // Подмосковная неделя. 2021. 17 апр .

2 Там же .

поддержки населения и бизнеса. «Правительство упорядочило выплаты врачам, и в настоящее время количество спорных ситуаций минимальное», - подчеркнул глава Счётной палаты Алексей Кудрин, выступая с отчётом о работе ведомства в Совете Федерации за 2020 г.1 .

Смогут ли регионы при сложной экономической ситуации реализовать принятые паспорта реализации приоритетных национальных проектов на уровне субъектов РФ?

В Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обеспокоены ростом долговой нагрузки во многих регионах. По словам первого заместителя председателя комитета Елены Перминовой, в 22 регионах долг снизился, в 15 -остался неизменным, а в 48 - вырос! Дефицит региональных бюджетов в целом в 2020 г. составил 676,6 млрд руб . , а в 2019 г. наблюдали профицит 4 млрд руб . Из-за антикризисных мер увеличились на 15% расходы регионов, а общий долг вырос на 383 млрд руб . и составил 2,5 трлн руб . Это максимум за последние 10 лет2 .

В этой связи Президент РФ предложил провести реструктуризацию бюджетных кредитов, которые были предоставлены регионам в прошлом году для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии, и пролонгировать срок их погашения до 2029 г 3

Счётная палата считает, что работа с долгами субъектов РФ - важнейшая задача для всех органов власти . Поэтому она направила в Минфин свои предложения по данному вопросу. Кроме того, необходимо наращивать усилия по борьбе с бедностью Сегодня 19,9 млн человек живут с доходами ниже прожиточного уровня Пятая часть бедных в России лишена социальной поддержки4

Пандемия СОУГО-19 внесла свои коррективы не только в реализацию, финансирование и исполнение национальных проектов, но и в желаемые от их реализации результаты . В данном вопросе следует обратить внимание на следующие моменты [10].

1. Динамика ожидаемой продолжительности жизни свидетельствует, что ожидаемый целевой результат к 2024 г. - 78 лет - не будет достигнут; на данном этапе такие показатели ожидаются не ранее 2025 г., но, как обратила внимание Счётная Палата, в случае неулучшения или ухудшения ситуации в стране данный показатель может быть не достигнут и к 2030 г

2 . Минздрав в ноябре 2020 г. предлагал скорректировать целевые показатели снижения смертности по госпрограмме «Развитие здравоохранения» на 2020 г , увеличив показатель смертности для трудоспособного возраста на 28,6% по сравнению с плановым - с 419 до 539,2 на 100 тыс . населения . Предложенные правки, по данным ведомства, необходимы в связи с «существенным увеличением риска недостижения плановых значений» из-за пандемии коронавируса, введённого режима повышенной готовности и самоизоляции

3 . В январе 2021 г. министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко сообщил, что в 2020 г. кассовое исполнение национального проекта «Здравоохранение» превысило 96% При этом, по данным Минфина РФ, на 01 12 2020 исполнение бюджета нацпроекта на 2020 г. составило 78,9% (242,7 млрд руб . из 307,6 млрд) . Лидером по исполнению бюджета (100%, или 30 млн руб . ) с июня 2020 г. является федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг»

М . А . Мурашко в прямом эфире в рамках всероссийской акции «Неделя здоровья» заявил, что: «Национальный проект "Здравоохранение" реализуется . Конечно,

Пятая часть бедных в России лишена соцподдержки // Парламентская газета. 2021. 2-8 апр . Пятая часть бедных в России лишена соцподдержки // Парламентская газета. 2021. 2-8 апр . Послание Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года [Электронный ресурс] // http://www. kremlin .ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 22.04.2021) .

Пятая часть бедных в России лишена соцподдержки // Парламентская газета 2021 2-8 апр

2

определённые коррективы сегодняшнее сложное время внесло В частности, по ряду направлений мы были вынуждены изменить сроки проведения»1

Таким образом, можно отметить, что пандемия СОУГО-19 внесла существенные коррективы в жизнь всей страны, все силы направлены на борьбу с пандемией, уменьшение числа заражённых и умерших, стабилизацию ситуации . В конце 2021 г. ситуация остаётся напряжённой из-за крайне низких темпов вакцинации населения, всплеска числа заболевших и умерших Однако благодаря принятым мерам нового введения локдауна удалось избежать, и в сфере восстановления экономики Российской Федерации наблюдаются определённые позитивные изменения В складывающейся ситуации многим показателям национальных проектов сделают «поблажки» и их достижение перенесут на поздние сроки

По мнению мэра Москвы С С Собянина, именно здравоохранение является приоритетным направлением, и, несмотря на пандемию, власти Москвы не забывают и о реализации национальных проектов, по которым достигнуты уже многие показатели: в Адресную инвестиционную программу на 2021-2023 гг. внесли около 70 медицинских объектов, в т. ч . 36 поликлиник, 20 больничных корпусов и 4 подстанции скорой помощи2 Кроме того, в 2021 г будет достроено около 1 млн м2 зданий медицинского назначения: инфекционный центр, поликлиники, больницы, диагностические центры В частности, планируется достроить многопрофильный медицинский центр с родильным домом на территории новой Москвы в Коммунарке

Пандемия коронавируса стала ударом по многим направлениям для всего населения Поэтому многие регионы усилили законодательную работу в социальной сфере Не стало исключением и Подмосковье Так, для одиноко проживающих жителей старше 65 лет увеличили помощь по социальному контракту с 60 до 250 тыс. руб В 2020 г депутаты Московской областной думы постоянно мониторили систему здравоохранения региона Не забывали и о поддержке малого и среднего бизнеса3 . Для данных субъектов экономики был поддержан ряд законопроектов: продление налоговых каникул до 1 января 2022 г., льготы для арендодателей, возможность компенсации до 85% затрат на аренду, ремонт и приобретение оборудования для социально ориентированных некоммерческих организаций4 . И всё же в приоритете - здравоохранение

В ближайшее время в Красногорске начнётся строительство уникальной больницы - первого областного многопрофильного детского центра (в учреждении будут оказывать медицинскую помощь по 28 профилям) На строительство выделено порядка 14 млрд руб Параллельно в регионе в ближайшее время модернизируют и обновят примерно 80 поликлиник и больниц5 Высшее учебное заведение, которое будет готовить врачей по международным стандартам, откроется на базе филиала МГИМО в Одинцово6 . Ещё одна инициатива - внедрение голосового помощника с 18 марта 2021 г.: сервис в автоматическом режиме дозванивается до людей пожилого возраста и приглашает их пройти вакцинацию от ковида7

Мурашко заявил, что пандемия внесла коррективы в реализацию нацпроекта «Здравоохранение» // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass . ru/nacionalnye-proekty/9543403 (дата обращения: 21.04.2021).

Официальный сайт Мэра г. Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos .ru (дата обращения: 14.04.2021) .

Поддержка по всем направлениям Областные парламентарии отчитались об итогах работы за 2020 год // Подмосковье сегодня 2021 19 фев

Поддержка по всем направлениям Областные парламентарии отчитались об итогах работы за 2020 год // Подмосковье сегодня 2021 19 фев

Прямой разговор с жителями Подмосковья // Время. 2021. 3 апр . Там же Там же

V4100y

Достигнуты определённые положительные моменты в реализации приоритетного национального проекта «Образование» Московская область - один из лидеров по строительству и вводу в эксплуатацию школ

Строительство школ и их расширение за счёт возведения пристроек - важнейшая для региона программа Ежегодно в области число школьников вырастает на 43 тыс . человек . Если в 2013 г. в Подмосковье насчитывалось 644 тыс . учеников, то в 2021 г их стало уже 942 тыс Если данная тенденция сохраниться, то к 2023 г в регионе будет 1 млн школьников!1. Когда наблюдается устойчивая тенденция роста численности детей, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру Как отметила министр образования Московской области Ирина Каклюгина, к 2024 г в области построят ещё 97 школ . Причём в ближайшие годы особое внимание уделят муниципалитетам, где остро ощущается нехватка ученических мест Для этого в государственную программу внесли изменения и дополнительно включили новые школы Кроме того, некоторые учреждения начнут строить раньше намеченного срока Так, 2 новых учреждения на 1 350 и 825 мест появится в микрорайоне Павшинская Пойма в Красногорске . Ещё 2 школы возведут в Нахабино . Ждут перемен и микрорайон Восточный в Звенигороде, где в 5 школах занимаются на 2 тыс . детей больше, чем рассчитаны данные учреждения. Строительство новой школы на 1100 учеников серьёзно облегчит ситуацию .

Больше станет мест для школьников и в жилом комплексе «Гусарская баллада» в Одинцово Здесь к сентябрю 2023 г будет построена новая школа на 2 200 мест. Осенью 2021 г. начинается строительство крупного учреждения в Лобне . Новая школа на 1 100 мест в ближайшее время появится в микрорайоне 25А в г. о . Мытищи, где до сих пор не было ни одного учебного заведения . Кроме того, запланировано создание новых ученических мест в городских округах Подмосковья -Химках, Истре, Щёлкове, Чехове .

С 2013 г. в Подмосковье возвели 166 учреждений, как за бюджетные, так и за инвестиционные деньги2 К 2024 г регион пополнится ещё 97 школами Губернатор Московской области А . Ю . Воробьёв поручил ответственным ведомствам и главам держать на контроле реализацию программы, уделив особое внимание качеству и срокам выполнения работ. Как видим, положительная динамика в реализации государственной программы «Образование» видна

Заключение

Проведённый анализ свидетельствует о том, что эффективность национальных проектов зависит от нескольких факторов: организации управления, информационного и материального обеспечения Организация управления подразумевает достижение взаимодействия всех уровней власти, чёткого распределения полномочий, администрирования, координации и своевременного исполнения Главной особенностью национальных проектов является наличие особой структуры и системы управления, которая подразумевает непосредственное и постоянное участие руководящего звена национального проекта в его мониторинге и реализации; именно для достижения больших результатов во главе национальных проектов стоят куратор, руководитель и администратор

Говоря о региональном уровне реализации национальных проектов, следует отметить, что обеспечиваются постоянный мониторинг, комплексный анализ, прогнозирование, планирование исполнения национальных проектов Руководящее звено любого

1 Прямой разговор с жителями Подмосковья // Время . 2021. 3 апр .

2 Школьный бум // Подмосковье сегодня . 2021. 14 апр .

национального проекта держит ситуацию в регионах на постоянном контроле, чтобы быстро и оперативно отреагировать на изменения внешней среды .

Таким образом, приоритетные национальные проекты являются важнейшим инструментом социально-экономического развития регионов . Субъекты РФ Московского региона - г. Москва и Московская область - показывают хорошую динамику их реализации Масштаб и многогранность приоритетных национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит за рамки отдельных, государственных программ . Более того, являясь тактическими единицами реализации Стратегии развития РФ, они, безусловно, будут вносить свой весомый вклад в развитие как регионов, так и РФ в целом .

Однако необходимо изменять налоговую систему Концентрация денежных средств на уровне федерации ухудшает финансово-экономическое положение регионов . У подавляющего количества регионов долговая нагрузка растёт. Ведь в основном ставку на рост региональной экономики делают за счёт развития малого и среднего предпринимательства. А в условиях пандемии данные субъекты экономики пострадали больше всего Будут богатые регионы, значит, будет и процветающая Россия

Статья поступила в редакцию 26.04.2021. ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхов Р. Е . Роль Федерального казначейства в обеспечении «прослеживаемости» хода реализации приоритетных национальных проектов // Финансовая безопасность . 2020. № 26 . С. 6-9 .

2. Бедняков А. С. , Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019 . № 4 (118). С. 20-26.

3. Бруз В. В. Актуальные проблемы экономики и государственного управления современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 8-18.

4 Матненко А С Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность Омск: Русь, 2007. 142 с.

5 . Почалова Е. В . , Петров М . П . Приоритетные национальные проекты в государствен-

ном управлении: нормативная основа и организационное измерение // Вестник Саратовской юридической академии . 2012 . № 3 (86). С. 94-102.

6 . Савкина Р. В . Национальные проекты в системе мер по достижению целей эффектив-

ного развития экономики // Инновации и инвестиции 2020 № 4 С 287-293

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Artyukhov R. E . [The role of the Federal Treasury in ensuring the «traceability» of the implementation of priority national projects]. In: Finansovaya bezopasnost [Financial security], 2020, no . 26, pp . 6-9 .

2. Bednyakov A. S . , Mierin L. A. [National projects of Russia: problems and solutions]. In: Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of St . Petersburg State University of Economics], 2019, no . 4 (118), pp . 20-26.

3. Bruz V. V. [Actual problems of Economics and public administration in modern Russia], In: Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2018, no. 3, pp. 8-18 .

4 . Matnenko A . S . Prioritetnye natsionalnye proekty i byudzhetnaya deyatelnost [Priority national projects and budgetary activities] Omsk, Rus Publ , 2007 142 p

V102y

5 . Pochalova E . V. , Petrov M . P. [Priority National Projects in Public Administration: Regulatory

Framework and Organizational Dimension], In: Vestnik Saratovskoi yuridicheskoi akademii [Bulletin of Saratov Law Academy], 2012, no. 3 (86), pp. 94-102.

6 . Savkina R. V. [National projects in the system of measures to achieve the goals of effective

economic development]. In: Innovatsii i investitsii [Innovation and Investment], 2020, no . 4, pp. 287-293.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Солодилов Анатолий Васильевич - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Московского государственного областного университета; e-mail: solodilov-anatol@mail. ru

Бруз Владимир Виленович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного областного университета; e-mail: vvb54@yandex. ru

Кузнецова Ирина Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Московского государственного областного университета; e-mail: iv. kuznecova@mgou.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anatoly V Solodilov - Cand . Sci. (History), Assoc . Prof. , Departmentally Head, Department of the of State and Municipal Administration, Moscow Region State University; e-mail: solodilov-anatol@mail. ru

Vladimir V Bruz- Dr. Sci . (History), Assoc. Prof. , Department of State and Municipal Management, Moscow Region State University; e-mail: vvb54@yandex. ru

Irina V Kuznetsova - Cand . Sci . (Economics), Assoc . Prof. , Department of Management, Moscow Region State University; e-mail: iv. kuznecova@mgou.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Солодилов А. В. , Бруз В. В . , Кузнецова И . В . Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономического развития (на примере Московского региона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 4. С. 95-103. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-95-103

FOR CITATION

Solodilov A . V. , Bruz V. V. , Kuznetsova I . V. Priority National Projects as a Tool for Socio-Economic Development (On the Example of Moscow Region). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2021, no . 4, рр . 95-103. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-95-103

Viosy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.