Научная статья на тему 'Приоритетные направления управления инновационным развитием АПК региона'

Приоритетные направления управления инновационным развитием АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
260
72
Поделиться
Журнал
Terra Economicus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Тер-григорьянц А. А.

Выделены проблемы инновационной деятельности в агропромышленном комплексе на современном этапе его функционирования, определены особенности реализации инновационной стратегии развития АПК, сформулированы основные направления государственной инновационной политики в сфере агропромышленного производства на региональном уровне.

Priority Areas for Innovation Development Agribusiness in the Region

Problems of innovative activity in agriculture at the present stage of its functioning are defined, features of realization of innovative strategy of development of agrarian and industrial complex are allocated, the basic directions of the state innovative policy in sphere of agro-industrial manufacture on regional level are formulated.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления управления инновационным развитием АПК региона»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ АПК РЕГИОНА

ТЕР-ГРИГОРЬЯНЦ А.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский государственный технический университет, e-mail: ann_ter@mail.ru

Выделены проблемы инновационной деятельности в агропромышленном комплексе на современном этапе его функционирования, определены особенности реализации инновационной стратегии развития АПК, сформулированы основные направления государственной инновационной политики в сфере агропромышленного производства на региональном уровне.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; инновация; социально-экономическое развитие; регион; стратегия; управление.

Problems of innovative activity in agriculture at the present stage of its functioning are defined, features of realization of innovative strategy of development of agrarian and industrial complex are allocated, the basic directions of the state innovative policy in sphere of agro-industrial manufacture on regional level are formulated.

Keywords: agriculture; innovation; social and economic development; region; strategy; management.

Коды классификатора JEL: Q16, R11.

Устойчивое и конкурентное развитие агропромышленного комплекса обеспечивается, прежде всего, наличием эффективной среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с рациональной системой образования, конкурентной национальной инновационной системой, целостной аграрной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определено, что одной из основных целей аграрной политики государства является «создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства». При этом развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений аграрной политики, в том числе на региональном уровне.

В целом под инновацией (нововведением) понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или

© Тер-Григорьянц А.А., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [5]. Другой точкой зрения является рассмотрение инновации как процесса реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующего удовлетворению существующих потребностей на рынке и приносящего экономический эффект [1].

По нашему мнению, отождествление инновации с нововведением некорректно, поскольку важно не только разработать, но и внедрить новшество, получить необходимый эффект. Вместе с тем трактовка инновации с позиций процесса производства новой продукции (работ, услуг) не отражает такое важное свойство инновации, как ее способность генерировать различные виды эффекта в результате внедрения. В результате считаем возможным определить инновацию как конечный результат внедрения нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Следует отметить, что к инновационной относят вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков [4].

Инновационная деятельность в АПК региона представляет собой особый вид деятельности, который характеризуется рядом особенностей: во-первых, она охватывает все этапы цикла создания новых технологий, товаров, работ, услуг; во-вторых, предусматривает их рациональное использование отдельными хозяйствующими субъектами.

Данные факты обусловливают наличие следующих типов инновационной деятельности в АПК: стратегическая (в сфере разработки нововведений) с выходом на формирующийся российский рынок инноваций с предложениями по внедрению нововведений в различных отраслях АПК и текущая в виде практического использования нововведений в конкретных производственных структурах в целях повышения производственно-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов АПК.

Российскими учеными разработано в последнее время достаточно большое количество инноваций в сфере АПК. Вместе с тем степень их реализации у конкретных товаропроизводителей была и остается малой величиной. При этом большая часть разработок по истечении двух-трех лет становится неизвестной как для разработчиков, заказчиков, так и потребителей научно-технической продукции. Наличие государственной монополии на результаты научно-технической деятельности, отсутствие материальной заинтересованности ученых—авторов научной продукции, отсутствие реальных рычагов и структур управления ин-

новационной деятельностью в АПК обусловили модернизацию производства на основе наукоемких технологий лишь в некоторых хозяйствах или на отдельных предприятиях.

В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы научного творчества, открытого обмена информацией и международного сотрудничества, положение российской науки могло бы качественно измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период социально-политического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали новые серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научноисследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере [2].

Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки» определен ряд положений государственной политики в сфере науки [2]:

• выделение средств из федерального бюджета на финансирование научноисследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3% его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;

• обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов;

• создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;

• развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств;

• поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научнотехнических и опытно-конструкторских разработок;

• введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;

• создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах;

• создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.

Принятые указы и постановления, несомненно, оказали положительное влияние на развитие и совершенствование отечественной аграрной науки, однако эффективность их применения в отраслях АПК недостаточна.

На фоне недостатка собственных финансовых ресурсов, значительного сокращения долгосрочного кредитования и бюджетной поддержки становится все более очевидной необходимость оживления инвестиционного процесса в сельском хозяйстве, направленного на внедрение в широких масштабах современных технологий, наращивание производственных мощностей. Привлечение в аграрный сектор капитала, разработка эффективной инновационной стратегии развития

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

АПК — все это выступает важнейшим фактором достижения высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей, стабилизации и устойчивости экономики в целом.

Стратегическое управление как научная концепция сформировалась на основе теорий организации, управления и планирования, учета затрат и результатов, маркетинга, сконцентрировав и объединив в себе их методологический аппарат для целей практического управления в новых хозяйственно-экономических условиях. При этом стратегию необходимо понимать как процесс направляемого, допустимого и приемлемого движения хозяйственной системы по определенным ориентирам среди действующих ограничений с учетом выделенных приоритетов.

В соответствии со стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации (утверждена Межведомственной комиссией по научноинновационной политике протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) модель стратегического управления инновационным развитием АПК можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рис. 1. Реализация инновационной стратегии развития АПК

К основным направлениям реализации государственной инновационной политики в АПК на региональной уровне относятся [3]:

♦ формирование отраслевой инновационной системы в АПК региона, функционирующей на основе эффективной региональной научно-технической политики государства;

♦ активизация деятельности региональных научных учреждений по проведению фундаментальных и прикладных исследований;

♦ нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в региональном АПК;

♦ развитие региональной инфраструктуры инновационных процессов, системы сертификации и продвижения научно-технических разработок, подготовки и переподготовки кадров;

♦ развитие и совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК региона;

♦ государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей региона с целью улучшения их финансово-экономического состояния, восстановления платежеспособности и возможности осуществления инновационной деятельности;

♦ совершенствование конкурсной системы экспертизы и отбора инновационных проектов и программ с целью их реализации в региональном АПК;

♦ формирование экономического механизма управления и стимулирования инновационных процессов в АПК региона на всех уровнях, включая отдельное предприятие;

♦ развитие предпринимательства в инновационной сфере, расширение долевого участия частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов в региональном АПК;

♦ подготовка кадров высокой квалификации для субъектов инновационной деятельности;

♦ развитие межрегионального и международного сотрудничества при организации инновационной деятельности в АПК региона.

Эффективная реализация стратегии инновационного развития АПК требует коренного совершенствования управления инновационной деятельностью в регионе в направлении создания благоприятного инвестиционного климата путем рационального сочетания государственного финансирования науки с развитием инновационного предпринимательства в отрасли. Комплексность развития инновационных процессов по различным направлениям на основе системы рыночных регуляторов относится к числу важнейших условий успешной реализации региональной инновационной политики, способствующей ускоренному выходу АПК большинства регионов Российской Федерации из кризисной ситуации, обеспечению стабилизации и дальнейшего эффективного и конкурентного развития агропромышленного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. № 2-3. С. 98. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998.

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

2. Доктрина развития российской науки (утв. Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884).

3. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы / Под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, В.Г. Савенко. М.: ООО «Столичная типография», 2008.

4. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г., № Пр-576).

5. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998.