Р.А. Маметов
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
PRIORITIES FOR IMPROVING THE STATE REGULATION OF LABOR MIGRATION IN KYRGYZ REPUBLIC
Аннотация. Сложившаяся тенденция к оттоку населения предопределяет политику государства в области миграции, миграционные процессы в Кыргызской республике имеют стихийный характер. Необходимо формировать устойчивую систему регулирования трудовой миграцией. Мобильность людей в поисках трудоустройства получила широкое распространение, учитывая это, необходимо обеспечить эффективное управление трудовой миграцией, чтобы максимально увеличить ее положительное влияние и свести к минимуму отрицательные эффекты для страны, а также для самих трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Abstract. The current trend to an outflow of the population determines the state policy on migration, the migration processes in the republic have kyrgyzskoy spontaneous. Necessary to form a stable system of regulation of labor migration. The mobility of people in search of employment is widespread, considering it is necessary to ensure effective management of labor migration in order to maximize its positive effects and minimize negative effects for the country, as well as the migrant workers themselves and theirfamilies.
Ключевые слова. Миграционные процессы, трудоспособный возраст, торговля людьми, межгосударственное сотрудничество, международная организация.
Keywords. Migration, working age, human traffic, interstate cooperation, international organization.
Сложившаяся тенденция к оттоку населения предопределяет политику государства в области миграции. Вопросы управления, упорядочения и стабилизации миграции выступают в качестве приоритетных направлений государственной политики. Происходит совершенствование законодательства во всех секторах миграционного спектра. В последние годы продолжается наращивание регуляторного потенциала для управления мобильностью мигрантов. Учитывая, что миграция является трансграничным или транснациональным явлением, важное значение придается сотрудничеству с зарубежными государствами, вовлеченными в данный процесс.
Миграционные процессы имеют стихийный характер. Количество граждан осуществляющих трудовую деятельность за рубежом легально, составляет не более 10% от общего числа занятых трудовых мигрантов [3]. Это связанно с отсутствием в республике системы управления миграционными процессами, и ее институционального обеспечения. На недостаточном уровне развит порядок легального трудоустройства за рубежом. Проблемы пребывания трудовых мигрантов в странах пребывания, зачастую возникают из-за правовой неграмотности или не соблюдения трудовыми мигрантами законодательства в государстве нахождения.
Миграционные показатели учитывает демографические показатели республики. Численность населения ежегодно вступающего в трудоспособный возраст составляет в среднем 100 тыс. человек, в то время как объем миграционного оттока стабилизировался в последние годы на уровне 20-25 тыс. человек, таким образом, ежегодный прирост трудоспособного населения в ближайшие годы сохранится на уровне 75-80 человек. Темпы воспроизводства населения несколько сократились по сравнению с началом 80-х годов, но все еще остается на достаточно высоком уровне и составляет от 65-70 тыс. человек ежегодно. Таким образом, продолжается естественный прирост населения, который сохранится и в ближайшие годы.
Наряду с этим, отмечается необходимость формирование устойчивой системы регулирования трудовой миграцией. Мобильность людей в поисках трудоустройства получила широкое распространение, Учитывая это, необходимо обеспечить
эффективное управление трудовой миграцией, чтобы максимально увеличить ее положительное влияние и свести к минимуму отрицательные эффекты для страны, а также для самих трудящихся- мигрантов и членов их семей.
Увеличение потоков трудовой миграции влечет за собой активизацию таких негативных проявлений как нелегальная миграция, незаконный вывоз и торговля людьми.
Подавляющее большинство трудовых мигрантов занято в странах-рецепиентах на непривлекательных, опасных и низкооплачиваемых работах, не требующей определенной профессиональной подготовки и квалификации. Среди трудовых мигрантов из Кыргызской республики становится все больше выходцев из малых городов и сел [2, с.88], которые менее образованны и не имеют четкой трудовой квалификации, зачастую это выпускники средних образовательных учреждений, которые вынуждены направляется за ее пределы. Данная категория трудовых мигрантов не имеют специальности и по это трудоустраиваются по профессиям не требующей квалификационной навыков. Низкий образовательный и профессиональный уровень предопределяет низкооплачиваемый характер трудовой активности рабочих мигрантов.
Миграционная политика республики в перспективе должна гармонировать с программой стратегического развития страны (СРС). Комплексные мероприятия по миграционной политике должны иметь место в контексте общей стратегии занятости населения, с соответствующим взаимодействием другими стратегиями и концепциями - образовательными, торговыми, инвестиционными.
Основной задачей государственной политики на рынке труда и миграции населения Кыргызской республики в рамках стратегии должно стать обеспечение социально-экономических, правовых, международно-договорных предпосылок и условий их динамичного развития, преодоления негативных последствий для достижения, ускоренного повышения уровня занятости населения, достаточной регулируемости миграционных процессов по направлениям, масштабам и составу, способствующих устойчивому и динамичному экономическому подъему, укреплению национальной безопасности и обеспечению надлежащих условий для реализации прав всех слоев представленных в трудовой миграции.
В государственном управлении необходимо изменить способ принятия решений в сфере миграционных процессов на различных уровнях. Таким образом, чтобы иметь четкую, поддержанную обществом, стратегию, которая позволяет опираться на аналитику, делающим возможным просчитать альтернативные варианты решений, ресурсы и последствия принятых решений, иметь средства управления процессом реализации принятых решений.
Необходимые меры в отношении миграции должна стать технологией работы с разными интересами. Технологическая последовательность стандартных процедур, обеспечивающая необходимое качество продукта - правительственного решения в сфере управления трудовой миграцией, должно опираться на согласование позиций различных ведомств в государстве.
Другим аспектом потенциала регулирования миграционных процессов является создание системы мониторинга и оценки реализации целей и задач миграционной политики. Существующая система требует качественного и количественного наполнения, усиление ее компетентности и способности анализировать конкретную ситуацию и принимать адекватные решения. В этом ключе будет высоко оцениваться консультационная, материально-техническая поддержка со стороны международных организаций.
В условиях недостаточного государственного контроля за миграционными процессами широкое распространение получили случаи незаконной вербовки и торговля людьми. Большую озабоченность вызывает факты организации незаконной миграции и торговля людьми с целью дальнейшей трудовой эксплуатации.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость усиления государственной политики, направленной на решения проблем связанных с трудовой миграцией населения. Отмечается активизация усилий государственных органов,
направленных на упорядочения и регулирования миграционных процессов.
В короткий промежуток времени Кыргызская республика присоединилась и ратифицировала основополагающие международные документы, приняла основные законодательные акты, касающихся вопросов о регулировании трудовой миграции. Подписаны межгосударственные соглашения о защите прав и интересов трудящихся мигрантов с основными принимающими государствами. В процесс обсуждения проблем трудовой миграции и выработке мер, направленных на стабилизацию ситуаций включаются общественные институты, неправительственные организации.
Вопросы эффективного управления миграции рассматривается на региональном уровне. Происходит активный диалог, для осуществления согласованных действий по регулированию миграционных процессов. В государствах участниц СНГ особая миграционная активность населения, относительно новой феномен, в связи с чем существуют определенные трудности. Проводятся межгосударственные консультации на различных уровнях [1, с.43].
Наиболее актуальными являются вопросы защиты прав трудовых мигрантов, вопросы, связанные с оптимизацией преимуществ организованной трудовой миграции, формирование институционального потенциала и межведомственного взаимодействия, а также предупреждения незаконной миграции.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, необходимо усилить и принять необходимые изменения и дополнения в действующее миграционное законодательство, с целью совершенствования нормативно-правовой базы путем:
• гармонизации нормативно-правовой базы Кыргызской республики с нормами международного права в сфере трудовой миграции населения;
• выработки критериев иммиграционных и трудовых квот дифференцированно к различным категориям мигрантов в зависимости от вклада в развитие республики;
• усиления ответственности работодателей за незаконное привлечение трудовых мигрантов.
Литература
1. Фирсова Н.А. Политико-правовые проблемы миграции в условиях глобализации. - Бишкек, 2009.
2. Эргешбаев У.Ж. Миграционные процессы в Кыргызстане и их социально-экономические последствия. - Ош, 2009.
3. Официальный сайт Национального статистического комитета КР [Электр. ресурс]: www.nasstat.kg.