Научная статья на тему 'Приоритетные направления социального развития региональных социумов и меры нивелирования социальных рисков и угроз (на примере республики Башкортостан)'

Приоритетные направления социального развития региональных социумов и меры нивелирования социальных рисков и угроз (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ / МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ВЫРАВНИВАНИЕ ДОХОДОВ / UNIVERSAL SOCIAL ISSUES / LEVEL OF SOCIAL DIFFERENTIATION / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL RISKS AND THREATS / MEASURES AND MECHANISMS OF SOCIAL POLICY / EQUALIZATION OF INCOME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свинухова Ю.Н.

Современное состояние российского общества определяется наличием ряда характеристик, способных провоцировать различные социальные риски и угрозы. И универсальной проблемой для различных региональных социумов, в первую очередь, выступает рост уровня социальной дифференциации. Цель работы определить основные приоритеты стимулирования социализации экономики региональных социумов и приоритетные направления регулирования для повышения уровня их социально-экономического развития. В работе представлена система мер и комплекс экономических рычагов, способных выступить существенной предпосылкой сокращения высокого уровня социальной дифференциации населения и интенсификации социального развития в регионах.The current state of Russian society is determined by the presence of a number of characteristics that can provoke various social risks and threats. And the universal problem for various regional societies, in the first place, is the increase in the level of social differentiation. The purpose of the work is to determine the main priorities of stimulating the socialization of the economy of regional societies and the priority areas of regulation to increase the level of their socio-economic development. The paper presents a system of measures and a set of economic levers that can serve as an essential prerequisite for reducing the high level of social differentiation of the population and the intensification of social development in the regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Свинухова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления социального развития региональных социумов и меры нивелирования социальных рисков и угроз (на примере республики Башкортостан)»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИУМОВ И МЕРЫ НИВЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ И УГРОЗ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Ю.Н. Свинухова, научный сотрудник

Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук» (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10333

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН №075-01211-20-01 на 2020 г.

Аннотация. Современное состояние российского общества определяется наличием ряда характеристик, способных провоцировать различные социальные риски и угрозы. И универсальной проблемой для различных региональных социумов, в первую очередь, выступает рост уровня социальной дифференциации. Цель работы - определить основные приоритеты стимулирования социализации экономики региональных социумов и приоритетные направления регулирования для повышения уровня их социально-экономического развития. В работе представлена система мер и комплекс экономических рычагов, способных выступить существенной предпосылкой сокращения высокого уровня социальной дифференциации населения и интенсификации социального развития в регионах.

Ключевые слова: универсальные общественные проблемы, уровень социальной дифференциации, социальное развитие, социальные риски и угрозы, меры и механизмы социальной политики, выравнивание доходов.

Современное состояние российского общества определяется наличием ряда характеристик, способных провоцировать различные социальные риски и угрозы. И в первую очередь, это: рост уровня социальной дифференциации, повышение уровня социального недоверия, рост уровня девиаций и делинквентного поведения, недостаточность трудовых ресурсов. Конечно, можно сказать, что каждая из обозначенных общественных проблем носит универсальный характер, то есть в той или иной мере присуща различным обществам и региональным социумам на различных этапах развития. Однако масштабы и глубина их распространения в современном российском обществе предопределяют основные направления и проблемные приоритеты, формирующие зоны особо пристального внимания государственного управления. Иными словами, все выше обозначенные проблемы и определяют круг основных направлений социального развития, в рамках которых формируются

общероссийские отрицательные тренды, требующие введения соответствующих мер и механизмов регулирования, обеспечивающих условия достижения приоритетных общенациональных задач, улучшения качества жизни людей и дальнейшего социально-экономического роста.

Сегодня, именно высокие показатели коэффициента фондов как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, свидетельствуют о крайней актуальности проблемы формирования чрезмерных социальных дистанций, определяя российское общество как крайне биполярный социум. Высокий уровень социальной дифференциации и неравенства в регионах выступает важнейшей проблемой социального развития, и может сдерживать накопление человеческого и физического капитала [1] значительными слоями населения, ограничивает возможности вертикальной социальной мобильности и динамики социальной структуры в целом. Высокий уровень социальной дифференциации способен

вести к социально-политической нестабильности и росту социальной напряженности и конфликтного потенциала в обществе.

При анализе необходимо учитывать не только динамику внутри региональных тенденций социального неравенства населения, но и наличие на российском пространстве четко оформившейся вертикали анализа - межрегиональной дифференциации. Проблему межрегиональной дифференциации и необходимость выравнивания уровня и качества жизни населения между различными регионам обуславливает существующая неоднородность финансирования регионов и затрат на социальные программы. В современных условиях России показатели социальной дифференциации существенно разняться между регионами. При этом часть регионов, преимущественно это промышленно развитые или «богатые регионы», обладает высокими показателями дифференциации, часть -характеризуется показателями, где доля низкодоходной части населения выше, чем в среднем по стране. С учетом этих обстоятельств, при формировании системы мер выравнивания доходов необходимо исходить из принципа совершенствования политики перераспределения средств с помощью социальных трансфертов из федерального бюджета.

Анализ показал, что сегодня при общем росте доходов населения в большинстве регионов России, равно как и в Республике Башкортостан коэффициенты социального расслоения (фондов и Джини) в длительном временном периоде превышают свои предельно-допустимые значения. При этом, в анализе динамических рядов показателей социальной дифференциации, Республика Башкортостан относится к числу регионов в Российской Федерации, где данные тенденции хотя и соотносятся с общероссийскими, но проявляются наи-

более интенсивно. Для Республики Башкортостан децильный показатель коэффициента фондов (соотношение между средними уровнями доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами) [2] значительно выше относительно остальных регионов России, что в целом указывает на актуальность вопроса социальной поляризации. Хотя и при положительном тренде, сама динамика региона по коэффициенту фондов, как и по темпам прироста среднедушевых денежных доходов населения менее значительна относительно некоторых регионов в своем федеральном округе. Данное обстоятельство выступает основанием косвенного аргумента сложившимся показателям и тенденциям миграции на территории региона.

Следует отметить, что Республика Башкортостан относится к числу регионов-лидеров по показателю коэффициента фондов и по России в целом и в ПФО, в частности. Следовательно, формирование уровня социального благополучия населения в республике ограничивается влиянием роста такого фактора, как глубина социального неравенства и дифференциации населения. В длительном временном периоде отмечается превышение предельно-допустимых значений коэффициента фондов в 1,5 раз. И это не удовлетворяет основным приоритетам социальной политики в части уменьшения дифференциации населения по уровню доходов и указывает на эскалацию проблемы «богатых и бедных» [3; 4]. При возможностях прогнозирования динамики коэффициента фондов [5] с помощью построения линии тренда мы видим, что ее темпы за ближайший пятилетний период хотя и будут иметь положительные тенденции, но по-прежнему останутся выше уровня своего минимально-допустимого значения (рисунок).

Рис. Динамика коэффициента фондов в Российской Федерации и Республике Башкортостан и формирование линии тренда с учетом прогноза до 2030 г. относительно предельно-

допустимого значения

Данные с учетом прогноза показывают, что именно уровень социальной дифференциации среди населения по уровню доходов, как ключевой фактор в динамике социальных процессов в Республике Башкортостан, в прогнозном периоде должен оформить зону особо пристального внимания социального управления. Без соответствующего государственного вмешательства, направленного на реформу налоговой системы и политики перераспределения доходов, динамика увеличения доходов богатых и обнищания остальных слоев населения будет только увеличиваться. Выравнивание доходов населения на территории региона должно войти в число основных проблемных приоритетов, что требуют введения соответствующих приоритетных мер и механизмов регулирования, без которых невозможен дальнейший социально-экономический рост региона. И это особенно актуально для данного регионального социума, с учетом складывающейся динамики по показателю дифференциации населения по доходам относительно всех остальных субъектов Российской Федерации. Соответственно, основные приоритеты стимулирования социализации экономики региона и приоритетные направления регулирования для повышения уровня социально-

экономического развития, это: смягчение социальной дифференциации населения, основанное на мерах, позволяющих нивелировать последствия действия отраслевого и территориального фактора роста со-

циальной дифференциации и приоритет политики выравнивания доходов.

Анализ проведенной нами интегральной оценки социальности региона позволил объективно определить приоритеты дальнейших социальных преобразований, которые будут направлены на согласование интересов основных целевых групп -прежде всего, населения, бизнеса и власти. Очевидно, что с учетом того, что решающую роль в формирование низходящего тренда по уровню социальности Республики Башкортостан внесли, прежде всего, показатели дифференциации населения по доходам и расходов населения на здравоохранение и образование, дальнейшие приоритеты социальной политики должны концентрироваться в области политики выравнивая доходов населения в регионе [6]. Очевидно, что все предпринимаемые меры политики выравнивания доходов населения в условиях регионального развития должны базироваться на следующих принципах: сдерживания роста высоких заработных плат и высоких доходов от собственности, введения мер по обеспечению опережающего роста низких заработных плат, преимущественно в бюджетном секторе, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В целом, вышеперечисленные принципы должны выступить основой формирования соответствующей системы мер и мероприятий, направленной на регулирование в области доходов населения в регионе. В настоящее время проведение политики смягчения дифференциации населения по

уровню доходов осложняется наличием в региональных социумах следующих факторов:

- дифференциацией в структуре и уровнях социальных расходов и затрат региональных бюджетов на социальную сферу и программы социальной поддержки относительно других регионов;

- ростом неравенства при сохранении условий накопления и наследования имущества;

- низким уровнем занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста;

- неэффективностью категориальной модели социальных трансфертов населению.

Это означает, что без соответствующих корректив в данных направлениях, динамика увеличения доходов богатых и обнищания остальных слоев населения будет только увеличиваться.

Следует отметить, что существующее усиление регионального неравенства по структуре и уровням социальных расходов (расходов на социальную сферу) региональных бюджетов связано с разным уровнем и качеством обеспеченности населения в различных регионах услугами социальной сферы, ЖКХ, социальной защиты [7]. Динамика расходов на социальную защиту (пенсионеров, малоимущих, семей с детьми и т.д.) одновременно указывает на приоритетные направления региональной социальной политики и способна снизить уровень социальной дифференциации населения в каждом конкретном регионе. Приоритеты региональной социальной политики по отраслям социальной сферы обеспечивают доступ населения региональных социумов к различным социальным программам как факторам сокращения внутрирегиональной и межрегиональной дифференциации потребления социальных благ.

Кроме того, одним из действенных и популярных инструментов государственного регулирования доходов является установление минимального размера оплаты труда. Однако в условиях регионов России только его применение считается недостаточным и не приводит к необходимому эффекту сокращения дифференциации на-

селения. Существующий МРОТ рядом исследователей считается чрезвычайно низкой законодательно установленной планкой, формирующей проблему низкой цены труда в Российской Федерации [8]. Одной из главных мер здесь должно стать установление МРОТ, не просто обеспечивающего прожиточный минимум, физиологический уровень выживания как меры по борьбе с абсолютной бедностью, а меры, позволяющей достичь принятый минимальный государственный социальный стандарт жизни как условие реализации социальных прав и социальных гарантий граждан в каждом конкретном регионе.

Очевидно, что актуальными направлениями, корреспондирующими со смягчением социальной дифференциации на территории республики, которые будут стимулировать соответствующие социальные сдвиги, обеспечивающие выравнивание социальной структуры должны выступить:

- реализация мер по повышению уровня социальной поддержки семей с детьми и одиноких матерей с детьми,

- повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере,

- активизация со стороны бизнеса различных форм благотворительности и поддержки бесплатного образования, здравоохранения, культуры, благотворительной поддержке общественных проектов,

- активизация формирования социальных фондов предприятий на социальную поддержку работников, развитие гражданской и социальной ответственности производства и бизнеса.

Кроме этого на федеральном уровне активные дискуссии приобретает вопрос реформирования политики налогообложения граждан, что в той или иной степени должно найти отражение и на региональном уровне.

Поэтому, существенной предпосылкой сокращения высокого уровня социальной дифференциации населения и интенсификации социального развития в региональных социумах послужит дополнение существующих мер и механизмов - повышение доходов населения, в том числе за счет увеличения размера среднемесячной начисленной заработной платы работников

организаций в полтора раза, следующим комплексом экономических рычагов:

- обеспечение устойчивого повышения уровня доходов за счет доведения заработной платы в бюджетных секторах экономики не ниже чем до средней по региону и обеспечение ее дальнейшего роста за счет индексации не ниже чем на прогнозируемый уровень инфляции;

- апробация на территории региона методики выравнивания доходов путем освобождения от подоходного налога малоимущих граждан за счет введения необлагаемого минимума и внедрения ставки НДФЛ на уровне 15-25% для категорий граждан с доходами свыше 1,5 млн руб.;

- апробация на территории региона перевода категориальной модели предоставления социальных трансфертов на адресную, с учетом критериев нуждаемости и оценки уязвимых домохозяйств;

- предоставления стимулирующих субсидий из регионального бюджета работодателям, имеющим в штате женщин с детьми дошкольного возраста, что позволит повысить адаптационные и конкурентные возможности, а также уровень занятости и доходов данной категории населения;

- реформирование системы налогообложения на территории Республики Башкортостан в части освобождения лиц пенсионного возраста от уплаты транспортного налога в дополнение к уже существующей мере освобождения от дорожных сбо-

стане данная мера применена только к определенным категориям льготников, хотя в ряде других регионов данная мера уже принята. Пенсионеры освобождаются от дорожных сборов, а введение выше обозначенной меры позволит расширить их потребительские возможности.

Предлагаемый комплекс мер носит элементы «точечного» стимулирующего воздействия, а, следовательно, основан на эффективности определения конкретных потребностей и особенностей социально-экономического развития конкретного регионального социума. Он направлен на ограничение степени влияния на социальную дифференциацию таких доминантных факторов как, гендер, семейное положение, состав и размер семьи, область и специфика трудовой деятельности, тем самым позволяя смягчить социальную дифференциацию населения, детерминируя изменения структуры потребления в сторону ее улучшения, стимулируя соответствующие социальные сдвиги за счет роста благосостояния населения.

Таким образом, на основе выявленных устоявшихся трендов социального развития региональных социумов, определено, что одной из основных целей или приоритетов социального развития является снижение уровня социальной дифференциации населения и сокращение чрезмерных социальных дистанций, выравнивание уровня и качества жизни населения на территории регионов.

ров. Следует отметить, что в Башкорто-

Библиографический список

1 Ишмуратова Д.Ф. Оценка удовлетворенности трудом в контексте реализации человеческого капитала // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2019. - № 3. - С. 6973.

2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Указом Президента РФ № 208 от 13 мая 2017 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/69cfe05b-c0dc-4876-95aa-а901378ЬГёсГ/0001201705150001.рёГ?МОБ=Л.1РЕКЕ8& CACHEID=69cfe05b-c0dc-4876-95aa-a901378bfdcf (дата обращения: 21.04.2020г.)

3. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно-критических значений показателей состояния Российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №4 (22). - С. 22-41.

4. Каримов А.Г. Проблема бедности работающего населения как фактор поляризации экономического пространства разноуровневых территорий // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-2 (86). - С. 857-860.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. - 1162 с.

6. Свинухова Ю.Н. Коэффициент фондов в России: тенденции, основные факторы роста и меры по их устранению // Национальная безопасность / nota bene. - 2019. - № 2. - С. 1526.

7. Шаховская Л.С., Климкова К.О. Социально-экономическая дифференциация населения в Российской Федерации: бедность, региональный аспект // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2016. - № 4 (48). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4840 (дата обращения: 23.04.2020 г.)

8. Леонтьева А.Г. Дифференциация социальных расходов в российских регионах и меры по ее снижению // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - №79 (2). - С. 380-389.

PRIORITY DIRECTIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIETIES AND MEASURES OF LEVELING SOCIAL RISKS AND THREATS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Yu.N. Svinukhova, Researcher

Researcher at the Institute of Socio-Economic Research, a separate structural unit of the Federal State Institution Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)

Abstract. The current state of Russian society is determined by the presence of a number of characteristics that can provoke various social risks and threats. And the universal problem for various regional societies, in the first place, is the increase in the level of social differentiation. The purpose of the work is to determine the main priorities of stimulating the socialization of the economy of regional societies and the priority areas of regulation to increase the level of their socio-economic development. The paper presents a system of measures and a set of economic levers that can serve as an essential prerequisite for reducing the high level of social differentiation of the population and the intensification of social development in the regions.

Keywords: universal social issues, level of social differentiation, social development, social risks and threats, measures and mechanisms of social policy, equalization of income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.