Научная статья на тему 'Приоритетные направления социально-экономического развития региона в условиях модернизации (на примере Краснодарского края)'

Приоритетные направления социально-экономического развития региона в условиях модернизации (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODERNIZATION / RESTRUCTURING OF THE REGIONAL ECONOMY / COMPETITIVENESS / INVESTMENTS / CLUSTERS / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксаев Феликс Эдуардович

Для российского государства в настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о новом векторе и приоритетах развития территорий. Поиск целевых приоритетов, определяющих направления экономической, технологической и социальной модернизации, реализация их задача администрации, бизнеса и общества каждого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксаев Феликс Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT PRIORITIES IN IMPROVEMENT TIME (EVIDENCE FROM KRASNODAR TERRITORY)

Nowadays the issue of a new vector and priorities of territorial development is becoming particularly urgent for the Russian multiregional state. Search of the target priorities defining areas of economic, technological and social modernization, their implementation are tasks of the administration, business and society in each region.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления социально-экономического развития региона в условиях модернизации (на примере Краснодарского края)»

УДК 332.1

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Ф.Э. АКСАЕВ

(Ростовский государственный экономический университет)

Для российского государства в настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о новом векторе и приоритетах развития территорий. Поиск целевых приоритетов, определяющих направления экономической, технологической и социальной модернизации, реализация их - задача администрации, бизнеса и общества каждого региона.

Ключевые слова: модернизация, реструктуризация региональной экономики, конкурентоспособность, инвестиции, кластеры, инновационная деятельность.

Введение. Стратегическая цель России, которую озвучил Президент в Послании Федеральному собранию РФ в 2009 г. - тотальная модернизация. Это качественное обновление не только экономики, но и абсолютно всех сторон жизни нашей страны. Эта национальная задача стоит перед страной, каждым регионом, предприятием, компанией. Конечная цель модернизации - превращение России в Великую державу с конкурентоспособной экономикой, высоким уровнем жизни населения.

Целенаправленные действия региональной администрации по социально-экономическому развитию региона - обязательная и, можно сказать, центральная функция органов власти региона, позволяющая решать проблемы кризиса, его негативных последствий и осуществлять модернизацию экономики, направленную на повышение конкурентоспособности региона.

Целевые приоритеты регионального развития. Для модернизации в регионах необходимо решить ряд принципиальных вопросов: поиск отраслевых и технологических приоритетов, определяющих направления экономической и технологической модернизации; формирование достаточной экономической мотивации для бизнеса с целью обеспечения активной модернизации региональной экономики и перехода к инновационной модели экономического роста; формирование эффективной модели финансовой поддержки структурной и технологической модернизации региональной экономики (рисунок).

Укрепление демократии, защита прав человека

Целевые приоритеты регионального управления

Разработка и реализация стратегии развития

Создание и обслуживание социально-бытовой инфраструктуры

Обеспечение Создание условий

жизнедеятельности для деятельности

населения предприятий

1 г Обеспечение

Развитие культуры, правовой

сохранение традиции и экологической

безопасности

Региональная

экономическая

политика

Финансово-

налоговая

политика

Создание и обслуживание производственной инфраструктуры

Целевые приоритеты регионального развития

Для наиболее эффективного достижения целей и задач регионального развития необходимо отметить два ключевых момента: первый - это необходимость реструктуризации экономики регионов; второй- формирование системы эффективного управления на всех уровнях хозяйствования. От решения этих задач зависит, насколько экономика регионов станет управляемой и конкурентоспособной. Прогрессивное изменение социально-экономической структуры региона, обеспечивающее экономное использование его ресурсов и максимальное удовлетворение производственных потребностей территории, в значительной степени зависит от эффективности выполнения хозяйственной функции управления регионом, которая фактически «отвечает» за экономику региона.

Структура экономики региона является одним из важнейших факторов, предопределяющих эффективное функционирование и развитие региона в современных условиях. В свою очередь, структурная перестройка экономики региона, осуществляемая в соответствии с современными требованиями рынка (как внутреннего, так и внешнего) и необходимостью роста качества жизнедеятельности населения, будет означать очередную жизненную стадию развития региона и должна послужить фундаментальной основой для повышения эффективности воспроизводственных процессов, формирования полюсов роста, активации и широкого распространения инноваций, улучшения условий местного развития и перехода к созданию постиндустриального общества.

Любая региональная система предполагает наличие своей внутренней структуры и элементов. Основываясь на этом, регионы функционируют и как единая система воспроизводства, и как внутренний элемент макроэкономической воспроизводственной системы всей страны. Следовательно, структурирование экономики региона должно ориентироваться на решение общегосударственных социально-экономических задач, но учитывая специфику развития каждого конкретного региона. Структура производства конкретного региона должна быть построена таким образом, чтобы между ее элементами существовали устойчивые связи. Наилучший вариант - когда все отрасли в процессе своей деятельности соприкасаются друг с другом. Это дает возможность передачи потенциала развития от конкурентоспособных отраслей тем, которые еще не достигли такого уровня.

М. Портер, исследовавший реализацию сравнительных преимуществ через образования кластеров взаимосвязанных подотраслей, пришел к выводу, что повсеместное развитие кластеров можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик [1].

Основой для решения практических проблем организационного оформления территориально-производственной интеграции могут являться территориально-производственные комплексы, кластеры, корпорации. Поэтому одна из задач в системе повышения конкурентоспособности региона - выявить потенциал к формированию кластеризации региона.

В условиях перехода на модернизационный путь развития можно выделить следующие основные тенденции развития:

1. Осуществление инновационного управления, использование достижений технического прогресса, компьютеризация управления производственными процессами, повышение роли производительности и качества для успеха в конкуренции путем синтеза деятельности людей и использование технологических факторов производства.

2. Решение проблемы привлечения инвестиций как на уровне предприятия (разработка инвестиционных проектов), так и на уровне региона (создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработка региональных инвестиционных программ, создание и совершенствование институциональных структур и т.д.).

3. Интенсивное развитие интеграционных процессов во всех сферах управленческой деятельности как внутри региона, так и с внешней средой. Проведение интеграционной политики

является главным резервом стабильности и эффективности экономической деятельности на уровне региона и предприятия.

Каждому региону нужна собственная программа модернизации, которая должна охватить все отрасли экономики и социальную сферу. Каждому из них необходимо решить следующие задачи: модернизация экономики, направленная на повышение ее эффективности; осуществление структурных сдвигов; обеспечение высоких темпов экономического роста через повышение инвестиционной и инновационной активности предприятий; сохранение традиционных отраслей специализации; создание новых производств на базе передовых технологий; обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; привлечение инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорение процессов обновления основных производственных фондов, обеспечение эффективности капиталовложений; повышение энергоэффективности экономики; развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивающего еще и эффективную занятость населения; повышение конкурентоспособности экономики, наращивание ее экспортного потенциала; обеспечение доступности базовых социальных благ и услуг, оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения; сокращение дифференциации в уровне социально-экономического развития муниципальных образований; масштабное развитие кадрового потенциала региона.

Разработка региональными органами политики повышения конкурентоспособности и эффективность ее реализации во многом определяются тем, насколько полно учитываются основные характеристики и возможность территории. Таким образом, одно из ключевых условий, возникающих перед регионами - четкое выяснение набора направлений регионального развития, которые будут этому способствовать.

Для этого необходимо:

1) диверсифицировать структуру экономики за счет создания кластеров с высокой добавленной стоимостью: индустриального, транспортно-логистического, курортного и агропромышленного;

2) обеспечить технологическую модернизацию и внедрение инноваций, связанных с созданием новых прорывных технологий, продуктов и рынков.

Приоритетные направления Краснодарского края. В новые требования Кубань должна вписаться быстрее остальных регионов, так как обладает значительными конкурентными преимуществами: довольно диверсифицированной экономикой, занимает ведущие позиции в таких областях, как привлечение инвестиций, внедрение новых технологий в сельское хозяйство, поддержка малого и среднего бизнеса.

Комплекс антикризисных мер позволил Краснодарскому краю оказаться в числе немногих регионов, устоявших на ногах.

Итоги 2009 года таковы:

- ВРП снижен не более чем на 3% (в России - на 10%, а в некоторых регионах - на 20%);

- доля края в валовом региональном продукте России составила 2,4%, как в благополучном 2008 году;

- не допущена волна банкротств, за год банки выдали 500 млрд. рублей кредитов на развитие регионального сектора экономики;

- не допущено массовых увольнений и долгов по зарплате, удалось снять проблему безработицы (0,9%, что ниже российского уровня в 3 раза);

- по объему доходов консолидированного бюджета край занимает шестое место в России, хотя в 2008 году- девятое;

- Кубань остается одним из центров привлечения инвестиций в России. Их объем вырос почти на 12% к 2008 году. Тогда как в целом по стране произошло падение на 19%.

Надо отметить, что в последние годы развитие экономики Краснодарского края идет преимущественно по модернизационному типу, требующему постоянного притока дополнительных энергетических, финансовых, трудовых (высококвалифицированных кадров) ресурсов.

На наш взгляд, сложившуюся структуру и направление деятельности экономики края менять нет оснований, необходимо внедрять наукоемкие, высокотехнологичные, ресурсосберегающие технологии в такие отрасли, как промышленность (топливно-энергетическая, машиностроение, пищевая, деревообрабатывающая, химическая и т. д.), агропромышленный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, строительство, транспорт, малый бизнес и т.д., создавая отраслевые НИИ, вкладывать инвестиции в человеческий капитал. Огромную роль в этом сыграл и новый кластерный принцип экономического развития Краснодарского края.

Промышленность никогда не являлась сильной стороной Краснодарского края, но именно эта отрасль создает максимальную добавленную стоимость и определяет ситуацию в экономике. Поэтому дополнить исторически аграрную специализацию края долгосрочной программой индустриализации является важным моментом модернизации и повышения конкурентоспособности экономики края.

Индустриальным направлением должны стать глубокая переработка древесины и сталепрокатный комплекс. Центром кластера деревообработки должен стать завод по производству плит МДФ в Апшеронске. Здесь создается крупнейшее предприятие полного цикла заготовки и переработки древесины мощностью 300 тысяч куб. м. плит МДФ в год. Вокруг него будет формироваться целый комплекс смежных производств: мебельных, строительных и т. д.

Для металлургического кластера опорным является электрометаллургический завод в Абинском районе мощностью 500 тыс. тонн проката, запущенный в 2010 году. Это первое предприятие такого профиля на юге России. В течение ближайших трех лет комбинат превратится в сталепрокатный комплекс полного цикла и будет производить полтора миллиона тонн проката в год. Запуск первой очереди стеклотарного завода в Крымске позволит в перспективе создать кластер стекольной промышленности.

Развитие кластерных схем позволит восполнить существующий на рынке дефицит из древесины и металлоизделий. Даст возможность быстро создать сеть поставщиков, прямо заинтересованных в качестве поставляемых полуфабрикатов и комплектующих, что повысит конкурентоспособность всех участников кластера.

В промышленности с начала 2010 года удалось не только переломить отрицательную динамику, но и выйти на траекторию роста - 103,5%.

Системно решаются задачи энергетического обеспечения экономического роста региона.

Разработана программа перспективного развития электроэнергетического комплекса на 2010-2016 годы. В ее рамках, в частности, будет завершена реконструкция Краснодарской ТЭЦ, строятся две парогазовые электростанции в Сочи, а также другие объекты генерации и сетевого хозяйства. В целом в 2013 году край сможет полностью удовлетворить свою потребность в энергии.

Строительство - это вторая отрасль после промышленности, по которой ударил финансовый кризис. Опыт прошлых глобальных кризисов показал, что строительство жилых комплексов и дорог помогло выйти из кризиса, депрессии.

В 2010 году в Динском районе края открыт первый в регионе завод по производству газобетонных блоков, положивший начало крупнейшим преобразованиям в стройиндустрии всей страны.

Газобетонные блоки конкурентоспособны и будут востребованы на рынке стройматериалов. Газобетонные блоки - прочный, легкий, экологичный материал, причем в два раза дешевле кирпича. Завод способен выпускать до 300 тысяч кубических метров в год, которых хватит на строительство 500 тысяч м2 жилья.

Край в целом по отрасли в 2009 году сработал на 104,5% роста к 2008 году и удержал 2-е место по вводу жилья (после Московской области).

Свою роль, безусловно, здесь сыграл олимпийский проект и внедрение инновационных технологий.

В стране растет осознание важности экономической роли сельского хозяйства. Президентом в Послании Федеральному собранию был сделан акцент и на модернизацию производства агропромышленного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса необходимо для обеспечения продовольственной безопасности.

Показательно и развитие АПК в крае. В сложном 2010 году собран практически рекордный урожай зерна - 10,5 млн. т., 900 тыс. т. риса.

Проблема увеличения производства овощей, фруктов и продуктов животноводства остается актуальной для Краснодарского края. Нет сомнения, что изменить ситуацию в животноводстве и некоторых отраслях растениеводства (овощеводство, выращивание плодов, винограда) помогут индивидуальные предприниматели, работающие в АПК. Это 18300 крестьянско-фермерских хозяйств, 3030 юрлиц, занятых в малых формах хозяйствования, 2800 индивидуальных предпринимателей, 887000 личных подсобных хозяйств. Они производят большую часть овощей, фруктов, картофеля, мяса. В последние 5 лет государство активно помогает им выделением участков, дотациями, субсидиями. И результаты ощутимы.

Остается острая необходимость технического перевооружения агропромышленного комплекса Кубани. Определены главные направления стратегии технической модернизации. Это ежегодное обновление сельскохозяйственной техники на 8-10%, причем только техникой нового поколения; повышение энерговооруженности хозяйств, снижение расхода топлива до 50-60 кг на 1 га пашни (сегодняшний показатель 75 кг).

Все это возможно при возросшей господдержке сельского хозяйства, а окупаемость вложений будет больше затрат в десятки раз.

Выполнение госпрограммы развития сельского хозяйства и федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» имеет для администрации Кубани особо важное значение, так как половина населения - жители села. Работа в этом направлении продолжается не первый год на условиях софинансирования федерального и краевого бюджетов. В 2009 году на улучшение жилищных условий кубанцев выделено почти 400 млн. рублей из краевого бюджета. В 2010 году введено 3,5 млн. м2 жилья.

Вторая задача - модернизация инфраструктуры села: обеспечение газом, водопроводом, дорогами и т.д.

Для модернизации села необходима подготовка кадров как массовых профессий, так и специалистов высшего звена, способных применять новые современные технологии. Ставится задача повышения качества жизни на селе до уровня мегаполисов.

Возвращение государства в качестве поддерживающего и регулирующего фактора в агропромышленный сектор экономики на перспективу создает возможность реализации, плодотворного использования страной огромного природного сельскохозяйственного потенциала, которым оно обладает.

«В принципе, российское земледелие может стать третьим по важности источником экспортных поступлений после «нефтянки» и «оборонки». Подъем агропромышленного сектора в известном смысле может стать дополнительным ускорителем всего экономического развития России, поскольку его доля ВВП составляет по разным данным от 6 до 8%, а в сельской местности проживает 38 млн. человек, или 27% населения страны» [2].

Краснодарский край - основной производитель продукции АПК в Российской Федерации. Занимая менее трех процентов российской пашни, Кубань дает почти 12% продовольствия.

Постоянный спрос на продовольствие определяет стабильность его производства. Сельское хозяйство в меньшей степени, чем другие отрасли подвержено воздействию кризиса, так как объективных условий для сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции не возникает, кроме того, разразившийся несколько ранее продовольственный кризис резко увеличил спрос на продовольствие, прежде всего на зерно, которое стало главным продуктом в объеме российского экспорта.

На протяжении двух последних сезонов Россия занимает третье место по экспорту пшеницы. (На первых двух местах находятся США и Евросоюз, на четвертом - Канада.)

Для развития всех отраслей экономики, безусловно, важен комфортный бизнес-климат региона. У Краснодарского края накоплен уникальный для России опыт. Третий год подряд край лидирует в рейтинге авторитетного журнала «Форбс». В первую десятку вошли г. Краснодар -первое место, Сочи - 9-е место.

Но главным источником современного экономического роста является внедрение новых, наиболее прогрессивных форм и методов организации региональной инновационной деятельности.

Все больше утверждается понимание того, что становление инновационной экономики в России возможно прежде всего на основе ее региональных звеньев. Поэтому ключевой задачей федеральной региональной политики становится именно формирование пространственной стратегии инновационного развития [3].

В осуществлении этой цели роль и значение отдельных регионов России различна. Необходимо найти оптимальный для каждого региона путь перехода к инновационному типу развития. Этот путь в значительной мере определяется современным состоянием его социальноэкономического развития, набором и состоянием отдельных компонентов инновационной системы от фундаментальных исследований до внедрения.

Исследование социально-экономического развития Краснодарского края позволяет сделать вывод о готовности экономики края к переходу на инновационный путь развития.

Краснодарский край обладает достаточно высоким инновационным потенциалом. Научновнедренческий комплекс представлен 68 организациями, ведущих научные исследования и разработки, а также научными подразделениями предприятий, конструкторскими бюро, кафедрами высших учебных заведений, 35 вузами, в том числе 12 государственными, 83 среднеспециальными учебными заведениями.

По ряду показателей Краснодарский край обладает лучшим в Южном федеральном округе научно-исследовательским потенциалом, сосредоточенным в высших учебных заведениях и научно- исследовательских институтах, а город Краснодар входит в десятку лучших городов России по показателям инновационной активности. Кубань попала в число 25 опорных территорий, выбранных для реализации проекта «Национальная инновационная система».

Заключение. В условиях формирования в нашей стране современной экономики инновационного типа, по сути дела, отпадает необходимость в разделении отраслей на приоритетные (передовые) и обычные (посредственные). Сегодня каждая отрасль может стать прогрессивной и перспективной посредством глубокой переработки сырья и применения высокотехнологических процессов в конкретных производствах. Все дело в инновационно-технологической перестройке производственно-хозяйственной деятельности каждого предприятия в соответствии с требованиями внутреннего и глобального рынков.

Таким образом, перед органами управления регионами стоит задача разработки и внедрения инновационной стратегии развития региона, которая, на наш взгляд, должна являться совокупностью установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.

Библиографический список

1. Портер М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер; под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

2. Ковалев Е. Земля надежды / Е. Ковалев // Прямые инвестиции. - 2009. - №12. - С.20.

3. Бухвальц Е. Российская Федерация на критическом рубеже развития / Е. Бухвальц // Вопросы экономики. - 2008. - №9. - С.75.

Материал поступил в редакцию 02.03.11.

References

1. Porter M. Mejdunarodnaya konkurenciya : per. s angl. / M. Porter; pod red. V. D. Schetinina. - M.: Mejdunarodnye otnosheniya, 1993. - In Russian.

2. Kovalev E. Zemlya nadejdy / E. Kovalev // Pryamye investicii. - 2009. - №12. - S.20. - In

Russian.

3. Buhval'c E. Rossiiskaya Federaciya na kriticheskom rubeje razvitiya / E. Buhval'c // Voprosy ekonomiki. - 2008. - №9. - S.75. - In Russian.

REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT PRIORITIES

IN IMPROVEMENT TIME

(EVIDENCE FROM KRASNODAR TERRITORY) F.E. AKSAYEV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Rostov State University of Economics)

Nowadays the issue of a new vector and priorities of territorial development is becoming particularly urgent for the Russian multiregional state. Search of the target priorities defining areas of economic, technological and social modernization, their implementation are tasks of the administration, business and society in each region. Keywords: modernization, restructuring of the regional economy, competitiveness, investments, dusters, innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.