ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Международной академии КОНКОРД организует сотрудничество между между учеными, творческими и деловыми людьми многих стран. Данная статья посвящена сотрудничеству в области экономических наук и их приложений.
Ключевые слова: Международная академия КОНКОРД, научные и творческие проекты, экономические науки, Бизнес ЖИПТО, бренды будущего.
Исследования профессора Жан-Поль Гишара
Жан-Поль Гишар является координатором связей Университета Ницца-София Антиполис (УНСА) с Восточной странами [1]. Для распространения информации об его научном творчестве нами осуществлен перевод его наиболее интересной книги [2] на русский язык [3]:
КИТАЙСКАЯ «ПАРТИЯ-ГОСУДАРСТВО» И МУАЬТИНАЦИОНААЬНЫЕ ФИРМЫ
Жан-Поль Гишар
В книге Жан-Поля Гишара, профессора Факультета права и политических наук Университета Ницца - София Антиполис, директора Центра по Сотрудничеству с Восточными странами (СРЕ) анализируются дисбалансы в международной торговле и в обрабатывающей промышленности, приводящие к бурному экономическому развитию Китая и более или менее глубокой деиндустриализации большинства стран. Эти процессы влекут за собой рост социальных проблем не только в странах с развитой экономикой, но и по всему миру. Рост безработицы и неполная занятность, а также крайне неблагоприятные перспективы в сфере занятости порождают в широких слоях населения чувство страха и тревоги за будущее, которое представляется непредсказуемым и угрожающим. Следствием становится рост антиглобализма, все большее недоверие широких масс к оторвавшимся от них глобализировавшимся элитам, многие другие процессы, угрожающие стабильности современного общества. Разработка и проведение крупнейшими странами согласованной политики, направленной на противодействие китайской экономической экспансии, стала фактически условием их дальнейшего существования.
В книге Жан-Поля Гишара, профессора Факультета права и политических наук Университета Ницца - София Антиполис, директора Центра по Сотрудничеству с Восточными странами (СРЕ) анализируются дисбалансы в международной торговле и в обрабатывающей промышленности, приводящие к бурному экономическому развитию Китая и более или менее глубокой деиндустриализации большинства стран. Эти процессы влекут за собой рост социальных проблем не только в странах с развитой экономикой, но и по всему миру. Рост безработицы и неполная занятность, а также крайне неблагоприятные перспективы в сфере занятости порождают в широких слоях населения чувство страха и тревоги за будущее, которое представляется непредсказуемым и угрожающим. Следствием становится рост антиглобализма, все большее недоверие широких масс к оторвавшимся от них глобализировавшимся элитам, многие другие процессы, угрожающие стабильности современного общества. Разработка и проведение крупнейшими странами согласованной политики, направленной на противодействие китайской экономической экспансии, стала фактически условием их дальнейшего су-
Приведем оглавление этой книги, выпущенной также в виде спецвыпуска журнала FIDЛP-EUROTALENT-CONCORDE (2016, N 5):
ВВЕДЕНИЕ
Глава I : КРИЗИС И ЕГО ОТРИЦАНИЕ
1) Трудности развитых стран
2) Кризис, внешняя торговля и Китай
3) Отказ принять во внимание глубокую природу кризиса
Глава II : МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИРМЫ И КИТАЙ
1) Меркантилизм и европейское господство в мире
2) Иллюзии о силе демократических систем
3) Альянс мультинациональных фирм и Китая
4) Прибыль и тоталитарная система
5) Апогей и запрограммированный упадок мультинациональных фирм
6) Какой мир готовит эта сделка между КПК и мультинациональными фирмами?
Глава III : ОРГАНИЗАЦИЯ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА
И НЕОБХОДИМОСТЬ НАЦИОНАЛИЗМА
1) Мир в состоянии войны
2) Тоталитарное общество
3) Необходимость национализма
4) Амбиции и стратегия КПК
Глава IV : ВАЛЮТА И КИТАЙСКИЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ
1) Валютный протекционизм
2) Рост протекционизма
3) Но что же делает ВТО?
4) Юань против доллара
5) "Валютная война" и идеология КПК
Глава V : КИТАЙСКИЕ ФИРМЫ И МИР
1) Китайские компании и их выход на внешний мир
2) Будущее многонациональных фирм перед китайскими гигантами
3) Китайские предприятия за рубежом
4) Геополитика и контроль сырья
5) Поддержка китайским правительством своих компаний
Глава VI : УСИЛЕНИЕ КИТАЙСКОГО ВЛИЯНИЯ В МИРЕ
1) Китайское могущество, бессилие других стран
2) Утверждение национализма
3) Усиление протекционизма
4) Геополитика новой холодной войны
Глава VII: ЕВРОПА В СМЯТЕНИИ
1) Иллюзия могущества Европы
2) Европейское фиаско
3) Брюссель против Eвропы
4) Особая роль Германии в рамках Европейского Союза
5) Германо-китайский пакт
6) Любопытный консенсус об устойчивости евро
7) Япония пытается снизить курс своей валюты
8) Обречено ли евро?
9) Европейский Союз в глубоком политическом кризисе
Глава VIII: ПРОТИВОСТОЯНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И КИТАЯ
1) С 2008 по 2012 год, США сдерживают китайское наступление
2) Американское "спасение" Европы
3) Американские выборы и про-китайское деловое лобби
4) Доллар, борьба за золото весной 2013 года и Количественное смягчение
5) Кто вызывает кризис развивающихся стран?
6) Продолжение китайского наступления: интернационализация юаня
7) «Тихоокеанская» зона свободной торговли: с Китаем или без него?
8) "Евро-атлантическая зона свободной торговли": каков ее смысл?
9) 2013, ужасный год?
ЭПИЛОГ, 2025
Соединенные Штаты / Соединенное Королевство
Латинские страны (Франция, Италия, Испания) / Германия / Россия
Япония / Индия / Африка и Ближний Восток / Латинская Америка
А Китай?
В настоящее время профессор Гишар работает над фундаментальной трехтомной монографией об экономической истории России и СНГ. Исследования Гишар представляют интерес для широкого круга специалистов по экономике и международным отношениям.
Профессор Жан-Поль Гишар награжден Медалью Пифагора Международной академии КОНКОРД за многолетнюю плодотворную деятельность по развитию сотрудничества между университетами Франции и СНГ
Во время конференции Международной академии КОНКОРД в Университете Ницца-София Антиполис (2015, 2016)
Исследования по человеческому капиталу
Академия КОНКОРД участвует в исследованиях по проблемам развития человеческого капитала (НС). По мнению Ю.А.Корчагина, автора обзорной статьи [4]:
« В Послании В. В. Путин сообщил: "Вклад добавленной интеллектуальной стоимости <...> в ВВП России - менее 1%. Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель - 12%, в Германии - 7-8, а у наших соседей в Финляндии - 20.» Это текст Президента РФ. А интеллектуальная стоимость - ядро человеческого капитала наряду со специалистами. Это я насчет низких значений стоимости российского человеческого капитала на душу населения.
А споры, дискуссии, новые методы расчетов человеческого капитала очень нужны. Многие научные институты вообще избегают оценок стоимости человеческого капитала. Вскрывается огромная разница между передовыми странами мира и развивающимися странами.»
В этой статье разработана « методика расчета индекса эффективности НС и методика оценки его стоимости :
« Для расчетов использовались международные и другие частные индексы...
Такой подход позволяет количественно оценить национальный НС путем использования интегральных страновых международных показателей, что, с одной стороны, упрощает расчеты, а с другой — делает их более прозрачными и достоверными. » ( [4], с. 83-87).
Полученные для России результаты удивляют:
« Стоимость накопленного за 30 лет национального НС на душу населения России, рассчитанная по методике, изложенной выше, к 2011 году составила 14.5 тыс долл и в 87 раз меньше американского, в 39 раз меньше немецкого, в 42 раза японского, в 1.3 раза меньше китайского. »
Автор методики объясняет полученные им слишком низкие значения стоимости российского человеческого капитала на душу населения тем, что в России: « в отличие от многих других стран она падала за последние 30 лет ». Принимая к сведению это объяснение мы ждем, что статья Ю.А.Корчагина вызовет научную дискуссию на страницах нашего журнала и будут проанализированы существующие и предложены новые методы расчета человеческого капитала. Мы намерены участвовать в выработке объективных методов расчета НС и развивать инновационные проекты, способствующие развитию человеческого капитала в России, Казахстане и других странах.
Бизнес ЖИПТО
Фирма ЛЕГО из Дании получила в 2016 году доход боле 5 миллиардов евро. Однако сравнительный анализ ЖИПТО и ЛЕГО показывает значительно больший ассортимент изделий и услуг ЖИПТО, несравнимо высокие возможности игры ЖИПТО как стимулятора профессионального и массового творчества [5].
Будет создан стратегический альянс фирм, заинтересованных в производстве изделий и оказании услуг ЖИПТО. Это будет соглашение о кооперации независимых фирм из разных стран для оптимального использования бренда ЖИПТО для получения синергии объединенных и взаимодополняющих ресурсов компаний.
Опишем основные модели бизнеса ЖИПТО [6] на основе новаторского подхода к построению бизнеса [7-12], дающие темы для более подробных разработок и исследований силами экономистов и наших партнеров.
Модели Бизнеса ЖИПТО, ориентированные на потребителя. Потребителем изделий и услуг ЖИПТО может быть каждый человек, ибо ЖИПТО является игрой с множеством вариантов на любой вкус, украшением интерьера, легко персонализируемым оригигинальным подарком или сувениром. Для эффективного использования в качестве стимулятора художественного, литературного и даже математического творчества изделия ЖИПТО должны сопровождаться
соответствующими материалами. Для руководителей кружков, педагогов и родителей должно быть организовано распространение нужных им учебно-методических и других материалов.
Проблема учета потребительских запросов дает тему для большого количества исследований: от ученических до диссертационных по педагогике, психологии, маркетингу и др. Постоянные изменения в поведении потребителей, в обществе, в системах образования делают такие направления исследования актуальными и в будущем. Это увеличивает в свою очередь ценность ЖИПТО как стимулятора творчества от детского сада до университета. На желании потребителей ЖИПТО участвовать в турнирах, выставках, школах творчества, семинарах, конференциях, фестивалях основано развитие (образовательного, культурного, творческого) туризма ЖИПТО.
Модели Бизнеса ЖИПТО на основе пирамиды продукции. Разнообразие потребительских предпочтений позволяет формировать пирамиды продукции, в основе которых лежат дешевые изделия, а на вершине — очень дорогие. Прибыль концентрируется на вершине такой пирамиды.
Например, основа пирамиды изделий ЖИПТО состоит из бесплатных наборов, создаваемых семьями, педагогами и любителями Искусства ЖИПТО в соответствии с «Генеральной лицензией на использование ЖИПТО в педагогических целях».
Модели Бизнеса ЖИПТО с многослойной (мультипликационной) прибылью. В модели многослойной прибыли выгоды получаются несколько раз — за счет многократного (мультипликационного) использования ЖИПТО, его характерной особенности, торговой марки JIPTO® или услуг. В частности, это касается наших партнеров: производителей подарков и сувениров, мебели и другой продукции.
Модели Бизнеса ЖИПТО блокбастерного типа. Блокбастерами называются популярные и высокодоходные произведения в кино, литературе, поп-культуре, информатике и др. Примером удачного использования этой модели является корпорация «Disney», где в качестве основы для создания многослойной системы получения прибыли применяются не только модели прибыли блокбастерного типа, но и снимаются блокбастерные фильмы.
В литературе ЖИПТО уже имеются романы, отмеченные престижными литературными премиями [13, 14] и написан первый сценарий [15]. Это направление
будет развиваться и должно привести к созданию блокбастерных фильмов. ЖИПТО-книги, в том числе ЖИПТО-комиксы, на основе произведений широко известных авторов и художников, компьютерные ЖИПТО и в особенности забавная версия Жиптоманси могут также стать произведениями блокбастерного типа.
Модели Бизнеса ЖИПТО коммутирующего типа. Надежды получить значительные доходы от ЖИПТО связаны только с моим авторским правом и интеллектуальной собственностью на него, охрана которых обеспечивается международной Бернской конвенцией и усилением ВТО (Всемирной торговой организации). При этом я буду признавать соавторами по конкретным наборам ЖИПТО талантливых художников-оформителей, авторов наборов фишек из скульптурных миниатюр, не говоря о соавторах педагогических и других книг по ЖИПТО, включая комиксы и сказки с обложками в виде поля ЖИПТО. При таком массовом стимулировании творческих сил значительно увеличиваются шансы, что ЖИПТО войдет во многие дома, как украшение интерьера и стимулятор художественного, литературного и другого творчества (вплоть до математического) для воспитания подрастающего поколения и отбора новой творческой продуктивной элиты.
Поэтому бизнес ЖИПТО в скором времени будет характеризоваться наличием большого числа производителей, поставщиков и распространителей, взаимодействующих с большим числом покупателей и потребителей услуг. Посредниками, через которых будут проходить различные коммуникации, являются ФИДЖИП (Международная федерация ЖИПТО, созданная по инициативе ЮНЕСКО в 1993 году) и создаваемая группа фирм JIPTO International. . Научный и педагогический Проект ЖИПТО является пилотным проектом руководимой мною Международной академии КОНКОРД. Тандем ФИДЖИП-КОНКОРД может выполнить роль коммутатора не только для Проекта ЖИПТО, но и для других самоокупаемых международных проектов.
Модель Бизнеса ЖИПТО на основе местного лидерства. Наша стратегия основана на комплексном внедрении ЖИПТО в регионах, в которых имеются благоприятные условия и в переходе от регионального внедрения к внедрению в рамках государства.
Модели Бизнеса ЖИПТО на основе фактического стандарта. Деятельность федерации ФИДЖИП и ее партнеров, организация турниров и других мероприятий, нарастание объема публикаций по Проекту ЖИПТО и материалов в мировых СМИ создало устойчивые официальные и фактические стандарты.
Модели Бизнеса ЖИПТО на основе бренда. Бренд часто понимается как торговая марка. В этом смысле ЖИПТО является брендом, ибо торговая марка JIPTO зарегистрирована мною во всех странах Европейского сообщества.
В более широком понимании бренд на самом деле создают сами потребители
[10]:
« Бренд дает людям ощущение причастности к чему-то общезначимому. Бренд соединяет. Это осознание наглядно демонстрирует позиция создателей знаменитого кофейного бренда Starbucks. В их понимании бренд - это сплетение отношений компании, ее партнеров и клиентов.
Они, эти отношения, базируются на ценностях и представлениях о мире. Компании, считает Starbucks, редко сами создают бренды, они только делают первый
шаг в нужном направлении, а дальше бренды строят клиенты, ведь бренд - это отношения.»
Брендинг ЖИПТО принципиально важен для всех участников движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ, умеющих получить от участия в этом движении не только моральное удовлетворение, но и материальную отдачу. Причем эта отдача может выражаться, например, в экономии времени и средств на поиски подарков друзьям и близким, ибо наборы ЖИПТО легко персонализируются к любому празднику и случаю и служат оригинальными подарками. Они используются для украшения квартиры, избавляя, например, от необходимости покупать картины, стимулируя творчество семьи.
Поэтому ЖИПТО является брендом будушего [10]:
« Бренды будущего должны направлять свои усилия на стимулирование творческой активности потребителей, «развлекая» их и в то же время гарантируя неизменную надежность и качество. Это основные носители связей и ценностей, при четком определении которых брендинг будет являться более эффективным методом нахождения целевой аудитории, чем традиционная потребительская сегментация.
Моделирование сильного бренда будущего предполагает, что не бренд будет искать свою аудиторию, а она будет находить бренд... Бренду, самостоятельно сегментирующему свой рынок, по мнению Гэда, не понадобятся ни географическая, ни демографическая информация, ни знание стереотипов поведения потребителей. Клиенты бренда станут его дружественными защитниками и посланцами. Они и будут определять его силу - и с точки зрения маркетинга, и в денежном выражении.»
Мы приглашаем к сотрудничеству деловых людей, осознающих, что в условиях роста конкуренции нетрадиционные механизмы поддержания бренда - наиболее предпочтительный вариант для привлечения потенциальных покупателей [12]:
« Современный маркетинг предлагает ряд нововведений, направленных на поддержание бренда. Один из них - установление эмоционального контакта с покупателями...
Маркетолог Рейнер Иверз уверен, что сейчас успех компаний зависит от креативного мышления и творческих решений. В современных рыночных условиях теряют свою актуальность давно известные «статусные символы», заключающиеся лишь в обладании и потреблении конкретных товаров. На первый план в завоевании внимания покупателя выходят «статусные навыки». Имеются в виду такие навыки, которые потребитель может развить в себе с помощью обучения со стороны производителя продукта, тем самым подтвердив свой собственный статус. В данном случае под статусом понимается умение что-либо делать лучше остальных и, самое главное, возможность рассказать об этом. Именно этот факт интересен для бренд-менеджеров. Метод обучения потребителей с целью поддержки бренда как раз способствует формированию «статусных навыков» и, соответственно, увеличивает лояльность покупателей.»
ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ является международным движением, призванным стать массовым и мировым, поэтому перед серьезными участниками Бизнеса ЖИПТО открываются заманчивые перспективы.
Модель прибыли от общей специализации. Например, будет выгодно специализироваться в таком потребительском сегменте, как хобби типа «Сделай сам», чтобы удовлетворить потребности потребителей, которым интересно самим что-то мастерить.
Модель прибыли на основе удовлетворения особых потребностей, имеющих индивидуальный характер. Неограниченные возможности персонализации ЖИПТО делают интересным это направление бизнеса.
Модель прибыли на основе первоначально созданной базы потребителей.
Прибыль от продажи базовой продукции может быть относительно мала, а основная маржа будет получаться при реализации сопутствующих товаров и услуг.
Модель прибыли временного типа. Преимущества, получаемые тем, кто первый вышел на рынок, позволяют получать дополнительные поступления, и это происходит до тех пор, пока действия последователей не начинают «съедать» его маржу. Поэтому потенциальным партнерам не надо тянуть с сотрудничеством с нами.
Мы будем продолжать всемерно развивать международное движение ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ с целью быстрого превращения ФИДЖИП в настоящую всемирную массовую федерацию и усиления престижа Международной академии КОНКОРД в интересах всех участников этого движения. При этом ФИДЖИП усилит свою деятельность и в качестве хозяйственной ассоциации фирм, желающих сотрудничать с автором ЖИПТО.
Будет создан стратегический альянс фирм, заинтересованных в производстве изделий и оказании услуг ЖИПТО. Это будет соглашение о кооперации независимых фирм из разных стран для оптимального использования бренда ЖИПТО для получения синергии объединенных и взаимодополняющих ресурсов компаний.
Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Из отобранных автором ЖИПТО фирм будет образована группа компаний JIPTO International.
Литература
1. Томский Г.В. Международные проекты с вузами и научными центрами Франции, 2016 (Amazon Kindle). - 77 c.
2. Jean-Paul Guichard. L'Etat-parti chinois et les multinationales - L'inquiétante alliance. -L'Harmattan, 2014. - 233 p.
3. Гишар Ж.-П. Китайское партия-государство и мультинациональные фирмы. - Изд-во «Новый хронограф», 2018. - 215 с.
4. Корчагин Ю.А. Человеческий капитпл — основной фактор развития инновационной экономики // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 49-90.
5. Томский Г. В. ЖИПТО как пример проекта со взрывным эффектом (Tomski G. Sur l'efficacité économique du Projet JIPTO) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2013, N 1, p. 3-24.
6. Томский Г. В. Маркетинг ЖИПТО (Tomski G. Marketing JIPTO) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-35.
7. Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- 448 с.
8. Hayek A. Les business models de l'Internet pour réussir. - P. : HEC, 2009. - 55 p.
9. Шилина Ю. Секреты современного брендинга // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod, 2010, № 2 (http: //re-port.ru/articles/71647/ ).
10. Голубков Е.П. Еще раз о понятии «Бренд» // Маркетинг в России и за рубежом, 2006, №2.(http://www.mavriz.ru/articles/2006/2/4115.html).
11. Старостина Е. Новые тенденции в разработке механизмов поддержания бренда // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod, 2010, № 1 (http://re-port.ru/articles/66704/).
12. Манихин А.А. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика, 2010, N 4 (40), с. 135-142. (http://www.creativeconomy.ru/articles/3210/).
13. Pellerin M.-A. N'oublie pas d'avoir peur. - Gallimard, 2000. - 315 p.
14. Pellerin M.-A. Inokenti. - Albin Michel, 2004. - 235 p.
15. Tomski G. Poursuites sibériennes. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.