Научная статья на тему 'Приоритетные направления реализации принципов логистики в сфере услуг'

Приоритетные направления реализации принципов логистики в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / УСЛУГИ / LOGISTICS / LOGISTICS SYSTEM / MATERIAL FLOW / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дёмин Евгений Эдуардович

В статье аргументируется необходимость обоснования областей применения логистических принципов в деятельности предприятий сферы услуг. Характеризуются тенденции развития этой отрасли. Определяются приоритеты логистики в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of the principles of logistics service providers

The article discusses the need for justification of applications of the principles of logistics activities in the service industries. Characterized by trends in the industry. Determine priorities in the field of logistics services.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления реализации принципов логистики в сфере услуг»

Евгении Эдуардович ДЁМИН — аспирант кафедры систем технологий и товароведения СПбГЭУ.

Е.Э. ДЕМИН

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.

^ ^ ^

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ УСЛУГ*

Широкая практика применения логистических норм и правил отечественными производственными и торговыми предприятиями не только положительно отражается на эффективности их хозяйственной деятельности, но и способствует распространению логистических инноваций в не свойственных им экономических областях. Процесс такой диффузии уже принял неотвратимый характер, причем в качестве потенциальных объектов приложения логистических приемов сегодня рассматриваются не просто надотраслевые, но и околоземные образования. Например, в [2] ставится вопрос о «логистике космического мусора». Такое авторское видение, по нашему мнению, следует рассматривать как яркий пример глобального логистического мышления, значимость которого недооценивать нельзя. На этом фоне обращает на себя внимание то, что отдельные отрасли экономики обойдены вниманием специалистов по логистике и управлению цепями поставок. И здесь, в первую очередь, необходимо назвать сферу услуг.

Справедливости ради следует сказать, что эта ситуация сегодня медленно, но исправляется. В этом отношении, однако, не стоит придавать особый статус работе [5], хотя ее название красноречиво свидетельствует о том, что она претендует на исследование логистических вопросов в сфере услуг. В этом случае мы не сталкиваемся с частным вариантом игры слов, а попадаем в терминологическую ловушку, поскольку логистические операции классифицируются не как услуги, а как объекты менеджмента. Хотя термин «логистические услуги» устойчиво используется в научном обороте, и при этом ни у кого не вызывает сомнений, что, например, логистический провайдер специализируется именно на предоставлении услуг подобного типа [1]. Целесообразно также отметить, что такой типовой вид логистической деятельности, как дистрибьюция, в рамках международной классификации имеет статус одного из видов услуг [3]. Отечественная институциональная практика подобный подход поддерживает [6]. Это проявляется во введении с начала следующего года новой формы классификационных признаков услуг, призванных упростить статистическое наблюдение за ними, к числу которых относятся операции: 1) вызывающие изменение физического состояния товара; 2) связанные с товарообменом. Нельзя также не отметить положительную динамику возрастания количества публикаций. посвященных проблемам логистики в туристской индустрии, которая представляет собой ведущую компоненту сферы услуг. Однако, к сожалению, их предметное содержание зачастую является спорным по той простой причине, что основной акцент в них делается на необходимости управления потоками «услуг». Начало таким рассуждениям положила работа [7], в которой и была введена в на-

ГРНТИ 81.88.01 ©Е.Э. Дёмин, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.

умный оборот данная категория. Известные характеристики услуг, такие как их незапасаемость и нетранспортируемость, почему-то были проигнорированы, что и послужило причиной непрекращающегося абсурдного «парада» категорий «поток услуг» в отечественных публикациях.

На предприятиях сферы услуг, несомненно, существуют традиционные области приложения логистических действий, к числу которых относятся: материально-техническое обеспечение; организация перевозок, в том числе пассажиров; управление заказами; стратегическое планирование логистических взаимодействий; информационное обеспечение и др. Однако логистический менеджмент в сервисных организациях имеет ярко выраженную специфику. Она заключается в том, что в деятельности предприятий этой отраслевой принадлежности управление материальными и иными логистическими потоками всецело подчиняется императивам обслуживания клиентов, которое предусматривает непосредственное взаимодействие с ними, а зачастую и установление личностных контактов [4]. Отличительной чертой такого процесса является наличие у него невещественной составляющей, величина которой варьируется в зависимости от вида предоставляемой услуги. На производстве несколько иная ситуация, так как требования, например к материально-техническому снабжению, задаются в основном исходя из технологической логики поступления материальных ресурсов в производственное потребление.

Необходимо отметить, что величина материальных затрат в сфере услуг несравнимо ниже, чем в промышленности. Однако это не умаляет актуальности использования логистических принципов в сервисных отраслях, прежде всего, по той причине, что сфера услуг вносит основной вклад в ВВП. Причем ее роль в экономике страны постоянно возрастает. В первую очередь речь идет о платных услугах для населения, динамика изменений объемов потребления которых, несмотря на невысокие доходы домохозяйств, с завидным постоянством демонстрирует положительный настрой (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения объемов платных услуг населению в РФ [8]

Однако территориальная неравномерность предоставления объемов таких услуг сохраняется достаточно долгое время (см. рис. 2). Эта ситуация, несомненно, предопределяется особенностями городского и сельского расселения в России, а также интенсификацией урбанизационных процессов, которые приводят к тому, что пики потребления платных услуг населению наблюдаются исключительно в крупных агломерационных центрах. Необходимо отметить, что такая территориальная специфика создает логистические трудности на пути организации предоставления услуг населению на коммерческой основе в периферийных сервисных зонах по причине сложности налаживания гарантированного и экономически эффективного материально-технического обеспечения.

ДФО УФО ЮФО СФО СЗФО ПФО

О 5 10 15 20 25 30 35

%

Рис. 2. Распределение федеральных округов РФ по критерию их удельной доли в общем объеме платных услуг в 2012 г. [там же]

Торговое сальдо по внешнеторговым сделкам, связанным с предоставлением услуг по линии мирохозяйственных связей со странами дальнего зарубежья, для РФ является отрицательным (см. рис. 3, 4). Дисбаланс наблюдается, прежде всего, между экспортом и импортом услуг по организации деловых и личных поездок. Обращает на себя внимание наличие в категории «прочие деловые услуги», весомость которой очень значительна, услуг, связанных с обслуживанисм товарообменных операций. Представляется, что к их числу относится широкий ряд логистических услуг, например таких, как международная транспортная экспедиция и построение цепей поставок. В условиях глобализации спрос на такие услуги объективно возрастает.

Прочие деловые услуги ' !

Страхование з Услуги ч. лиц. и в сф. культ, и отдыха □ Плата за польз, ингел. собствен. ■ Гос. услуги и Финансовые услуги Техн. обслуж. и рем. товаров I Переработка товаров 3-ей стороны -I

Телеком., компьют. и инф. услуги ^^^^ Строительство Поездки (деловые, личные) I

Транспортные услуги , ,

0 10 20 30 40

%

Рис. 3. Распределение услуг по экспорту из РФ в страны дальнего зарубежья по критерию их удельной доли в общем объеме услуг в 2012 г. [там же]

Прочие деловые услуги Перераб. товаров 3-ей стороны Услуги ч. лиц. и в сф. культ, и отдыха Услуги по техн. обслуж. и рем. товаров Страхование Гос. услуги Финансовые услуги Телеком., компьют. и инф. услуги Строительство Плата за польз, интел. собствен-тью Транспортные услуги Поездки (деловые, личные)

■ □ ■ □ н

0 10 20 30 40 50 60

%

Рис. 4. Распределение услуг по импорту в РФ из стран дальнего зарубежья по критерию их удельной доли в общем объеме услуг в 2012 г. [там же]

Существуют все основания утверждать, что процесс увеличения вклада сферы услуг в развитие экономики страны будет постоянно возрастать. Это означает, что общий масштаб деятельности по материально-техническому обеспечению инфраструктурных потребностей предприятий этой отрасли также будет расти, т. е. функциональные логистические проблемы в ней еще больше актуализируются. Кроме того, следует ожидать интенсификации тенденции вовлечения таких предприятий в территориально-производственные и территориально-сбытовые кластеры, что, соответственно, поставит перед ними задачу стратегического позиционирования в таких структурах с учетом перспектив вхождения в конкретные цепи поставок. Симптомами актуальности решения такой задачи следует считать: 1) институционализацию национальной кластерной политики, предусматривающую развертывание опорной сети логистических центров в стране; 2) проявление на региональном уровне местными властями кластерных, в том числе, логистических, инициатив; 3) реорганизацию производственных структур, преследующую своей целью передачу внутрифирменных сервисных процессов внешних исполнителям; 4) развитие аутсорсингового движения в стране; 5) становление рынка услуг логистических провайдеров; 6) строительство новых производственных предприятий, продукция которых нуждается в специальных видах обслуживания; 7) рост затрат домохозяйств на потребление различных услуг; 8) трансформацию предметного содержания товарного обмена, обусловленную требованиями потребителей делать неотъемлемыми элементами поставок товаров предоставление дополнительных услуг, повышающих их ценность, комплексное логистическое обслуживание и присутствие поставщика в месте дислокации потребителей; 9) постепенное понимание отечественными предприятиями целесообразности реализации политики ориентации на клиента.

Приоритетные направления реализации принципов логистики и управления цепями поставок в сфере услуг, безусловно, определяются отраслевой спецификой и местными условиями, среди которых следует выделить, прежде всего, наличие современной логистической инфраструктуры и потенциальных логистических партнеров. Необходимо отметить, что экономическая кластеризация предполагает существование возможности сформировать на локальной территории замкнутую логистическую сеть, которая будет обладать требуемой самодостаточностью. Не последнюю роль в достижении этой цели играет логистическая совместимость сетевых партнеров. Обычно она достигается за счет: 1) повышения логистической культуры организаций; 2) использования ими нормативных логистических учетно-договорных единиц, позволяющих упрощать повторное выполнение логистических операций; 3) выработки стратегии логистической координации; 4) преодоления культурных различий, обусловленных страновой и региональной спецификой деловых обычаев и правил разрешения коммерческих споров; 5) установления длительных хозяйственных связей или партнерских отношений в рамках стратегических альянсов или союзов; 6) тотального внедрения международных стандартов ISO, в том числе в области обеспечения безопасности цепей поставок. Однако более детально обосновать направления приложения логистических приемов в деятельности предприятий сферы услуг возможно только путем идентификации структуры их логистических систем [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.

2. Григорьев М.П., Уваров С.А. Логистика космического мусора // Логистика: современные тенденции развития. VIII Международная научно-практическая конференция, 16, 17 апреля 2009 г. Тез. докл. / ред. кол.: B.C. Лукинский (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. 352 с. С. 67-79.

3. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 95 с.

4. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. 1008 с.

5. Мешкова Л.Л., Белоус И.И., Фролов КМ. Логистика в сфере материальных услуг (На примере снабженче-ско-заготовительных и транспортных услуг). 2-е изд., испр. и перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2002. 188 с.

6. Официальная статистическая методология формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг: приказ Росстата от 26.06.2013 г. № 234 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Информ. издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997. 772 с.

8. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал ФГС. 2013. № 2 (85).

9. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство. 2005. № 2. С. 60-65; № 4. С. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.