А.Л. Носов
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕяТЕЛьНОСТИ
Интегративная сущность логистики, проявляющаяся в системном объединении ключевых компетенций: формировании логистической инфраструктуры, информационного обмена, транспортировки, управления запасами, складского хозяйства, грузопереработки и упаковки. Раскрыты основные категории ключевых компетенций логистики. Показано, что самым простым способом интеграции участников логистической деятельности является контрактная логистика.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, системная интеграция, инфраструктура, информация, транспортировка, управление запасами, складское хозяйство, контрактная логистика.
Логистика предметом изучения считает организацию процессов товародвижения от начальных поставщиков до конечных потребителей с оптимальным сочетанием характеристик «цена-время-качество».
В классической монографии Доналда Дж. Бауэрсокса и Дейви-да Дж. Клосса «Логистика: интегрированная цепь поставок»1 логистика определяется как одна из сфер компетентности делового предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания потребительной стоимости. При этом цель логистики заключается в том, чтобы поставить материальные ценности в нужное место в требуемое время, с надлежащей пользой, с минимальными общими издержками.
Идея интеграции процессов определяет всю методологию логистики. «Когда логистические операции в значительной степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетентности, они служат источником стратегических преимуществ». Системная ин-
© Носов А.Л., 2013
теграция при правильной реализации характеризуется мультипликативным или синергетическим эффектом. «Уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляет основополагающую парадигму логистики»2.
Основным методологическим принципом логистики является системный подход, заключающийся в выделении элементов логистической системы и организации их взаимодействия с целью получения общего наилучшего результата относительно произведенных затрат либо наименьших затрат на достижение требуемого результата при условии обеспечения необходимого уровня качества.
Элементами логистической деятельности принято считать ее функциональные области воздействия на материальный поток: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, складскую, управления запасами, сервисную, информационную, управления цепями поставок (рис. 1).
Рис.1
Структура логистической системы
На рис. 1 материальный поток (МП) представлен однонаправленной стрелкой от поставщика к потребителю. Информационные потоки (ИП) показаны двусторонними стрелками, они являются системообразующими, определяющими конфигурацию и размеры логистической системы (ЛС). Закупочная, производственная и распределительная функции, расположенные на информационной области, могут рассматриваться отдельно как микрологистическая система, ограниченная рамками отдельного предприятия. В ее сферу могут быть включены транспортная и складская области, если они входят в компетенции предприятия, а не выполняются внешними операторами.
Принято представлять интегрированную логистику как интеграцию пяти ключевых компетенций:
- формирование логистической инфраструктуры;
- информационный обмен;
- транспортировка;
- управление запасами;
- складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.
Ключевые компетенции в рыночной экономике закрепляются
за разными операторами, обладающими стратегическими возможностями в своих областях. Их взаимодействие порождает огромное количество трансакций, дублирования действий, противодействий, поглощающих значительные ресурсы. Высвобождение этих ресурсов и является целью интеграции.
Существуют разные виды интеграции экономических субъектов, но все они предполагают наличие трех основных условий: общность стратегических целей; информационный обмен; координацию действий (рис. 2).
Общие цели
• Адекватная политика
• Согласованное планирование
Эффективный обмен знаниями
• Информационное обеспечение • Управление деловыми связями
Текущая координация работы
• Устранение дублирования • Распределение ресурсов
Рис. 2. Принципы системной интеграции
Определение единой цели является основным принципом системного подхода. Древо целей формируется путем декомпозиции главной цели (корень цели) на подцели - подчиненные вершины. Например, целью является развитие ЛС - первый уровень древа целей. Уровень развития ЛС, в свою очередь, определяется формированием адекватной системы управления, развитостью инфраструктуры, формированием соответствующей кадровой системы -второй уровень древа целей. Каждый следующий уровень разбивает цель вышестоящего уровня на подцели, задачи или конкретные мероприятия3 (рис. 3).
Рис. 3. Пример древа целей
Под логистической инфраструктурой понимается среда, обеспечивающая логистическую деятельность. В общем случае сюда можно отнести: предприятия поставщиков и потребителей; складские комплексы или логистические центры; терминалы приемки и отправки грузов; магазины, реализующие товары; транспорт, обеспечивающий перемещение товарной массы; информационное обеспечение и сопровождение интегрированной логистики (рис. 4).
Формирование логистической инфраструктуры является основным вопросом обеспечения эффективной логистики. Для этого необходим тщательный анализ и мониторинг как текущей ситуации, так и перспективное планирование грузопотоков. Инфраструктура требует больших затрат, а ее отсутствие влечет огромные потери. Экономическое обоснование инфраструктурных проектов должно учитывать не только финансовые притоки от операционной деятельности инфраструктурных объектов, но и снижение общих затрат на транспортировку, трансакционных потерь, потерь
Рис. 4
Состав логистической инфраструктуры
времени субъектов экономической деятельности. Так, затраты на размещение объектов инфраструктуры могут окупиться уменьшением транспортных расходов без учета операционных доходов.
Логистическая инфраструктура требует постоянного согласования ее возможностей с требованиями участников рынка. Процесс реорганизации инфраструктуры должен происходить непрерывно и перспективно в соответствии с изменениями экономической ситуации, находясь на шаг впереди нее.
Наибольшего внимания при формировании логистической инфраструктуры требуют следующие вопросы:
- определение необходимого количества инфраструктурных объектов, обеспечивающих требуемую пропускную способность;
- выбор места расположения для каждого объекта, его локализации;
- распределение функциональных обязанностей между существующими объектами, согласование их действий;
- распределение запасов в логистической сети на всех стадиях движения материального потока, обоснование их оптимального количества;
- установление мест сбора заказов потребителей на услуги логистической системы и ее участников.
Вторая ключевая компетенция интегрированной логистики - информационный обмен (табл. 1). Информационные потоки выполняют связующие роли между участниками логистической системы. Их качество определяет эффективность совместных усилий.
Таблица 1
Категории информационного обмена
Понятие Содержание
Функции В реальном времени сбор, накопление, обмен информацией
Назначение Принятие решений, совместное планирование, использование информационных технологий
Характеристики Качество (отражает реальность), объем, скорость, защищенность, своевременность
Стратегическая Прогнозирование, управление заказами,
ценность эффективность логистики
Технологии Точно в срок (JIT), быстрое реагирование (QR), непрерывное пополнение запасов (CR)
Функцией информационного обмена является своевременный оперативный сбор информации от участников логистической деятельности, ее обработка, накопление, передача другим участникам. Назначением информационного обмена является обеспечение процессов принятия управленческих решений, согласованного планирования, использования информационных технологий.
Информационный обмен характеризуется отражением реальности происходящего, своевременностью поступления информации, объемом передаваемых данных, скоростью обмена, защищенностью информации и другими показателями. Информационный обмен требует современных и дорогостоящих средств программного и аппаратного обеспечения, связи, переработки и хранения информации, выделения и накопления знаний. Перечисленные средства являются элементами информационной инфраструктуры.
Информация является стратегическим ресурсом как отдельной компании, так и интегрированной логистики в целом. Она определяет экономическую эффективность взаимодействия, позволяет прогнозировать объемы и виды работ, управлять заказами, поставщиками, потребителями. Современные информационные технологии, например «точно в срок» (JIT), быстрое реагирование (QR), непрерывное пополнение запасов (CR), управление цепями поставок (SCM) и другие, требуют совершенного информационного обмена.
Транспортировка является третьей ключевой компетенцией интегрированной логистики. Данная компетенция описывается транспортной логистикой и характеризуется способностью к физическому перемещению материальных ценностей между объектами логистической инфраструктуры. Сущность транспортной логистики базируется на «интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на отыскании оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство»4.
Важно подчеркнуть, что нельзя говорить только о минимизации транспортных расходов, поскольку это приведет к неизбежному увеличению материальных запасов и росту затрат в смежных с транспортировкой сферах. Нельзя говорить отдельно и о минимизации времени транспортировки, поскольку принцип «точно в срок» предполагает временную синхронизацию логистических процессов и соответствия скорости их выполнения запланированной.
Управление запасами является четвертой ключевой компетенцией интегрированной логистики. Задачей этой области является определение и поддержание оптимальных уровней запасов в разных элементах логистической системы, обеспечивающих заданный уровень сервиса (табл. 2).
Складское хозяйство, грузопереработка и упаковка (табл. 3) являются компетенциями логистических центров, которые сами по себе призваны быть стратегическими узлами логистической системы, формирующими логистическую инфраструктуру, обеспечивающими информационный обмен, управление запасами и консолидирующими транспортировку.
По сути данная компетенция является вспомогательной в интегрированной логистике, но именно она организует цепи поставок, создает условия для движения материального потока, реализует существующие информационные технологии по месту необходимости. Большой и повсеместный интерес к строительству крупных логистических центров подтверждает ее исключительную важность.
Таблица 2
Категории управления запасами
Понятие Содержание
Задача Объем запасов Избыточные запасы Политика управления Определение оптимального объема запаса, минимизирующего общие издержки для заданного уровня сервиса Определяется логистической инфраструктурой и необходимым уровнем сервиса Увеличивают издержки, являются следствием плохого планирования логистической инфраструктуры и недостатками в управлении 1. Сегментация потребительского рынка для акцентирования высокоприбыльных потребителей 2. Требуемый ассортимент продуктов подлежит Парето-анализу 3. Интеграция грузоперевозок, обеспечение поставок точно в срок и быстрого реагирования 4. Гибкое реагирование на временные потребности 5. Стратегический учет требований конкуренции
Таблица 3
Компетенция складского хозяйства
Склады Узловые точки логистической инфраструктуры, информационного обмена, транспортировки, места хранения запасов, предоставления логистических услуг
Грузопереработка Разгрузка транспорта, размещение грузов, компоновка заказов и их погрузка для последующей транспортировки
Упаковка, тара Стандартизованное вместилище товаров, создающее грузовые единицы. Защищает товары и облегчает грузопереработку и транспортировку
Поскольку компетенции в экономическом пространстве неравномерно разбросаны по всем субъектам логистической деятельности, возникает необходимость их взаимодействия. Самым простым способом взаимодействия является аутсорсинг или контрактная логистика, при которой субъект (клиент) передает некоторые необходимые ему функции для выполнения другой компании (агенту), выбранной по принципу закупки внешнего ресурса (задача «сделать или купить» - решение «купить»).
Проведенные Центром международной логистики и управления цепями поставок «Дойче Бан» и ОАО «Российские железные дороги» исследования путем опроса 780 важнейших производственных компаний России5 показали, что на пути контрактной логистики в стране имеются значительные барьеры (табл. 4). Основной их причиной является взаимное недоверие субъектов.
Таблица 4
Барьеры контрактной логистики в России
Мнение Да, % Возд., % Нет, %
Мы не хотим передавать нашу базу данных сторонним организациям 57,1 16,3 25,6
Мы убеждены, что можем сделать работу лучше, чем наши партнеры по аутсорсингу 57,0 17,8 25,2
Мы не хотим обращаться к аутсорсингу, чтобы не потерять контроль над собственными операциями 46,9 15,6 37,5
В нашем регионе нет хороших аутсорсинговых компаний 41,0 21,8 37,2
Мы считаем, что аутсорсинг - рискованное занятие 40,2 21,2 38,6
Нам не хватает навыков для создания и мониторинга аутсорсинговых контрактов 40,1 20,3 39,6
Мы занимаемся аутсорсингом, чтобы снизить затраты 30,7 16,4 52,9
Преодоление этих барьеров позволит наладить интеграционные связи между участниками логистических процессов и обеспечит синергетический эффект логистической системе государства.
Примечания
1 Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
2 Там же.
3 Носов АЛ. Региональная логистика. М.: Альфа-Пресс, 2007. 168 с.
4 Транспортная логистика: Учебник / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. 2-е изд., стереотип. М.: Экзамен, 2005. 512 с. (Серия «Учебник для вузов»).
5 Джермейн Р., Гюнтер А. Контрактная логистика и аутсорсинг в России. Отчет Центра международной логистики и управления цепями поставок «Дойче Бан» и ОАО «Российские железные дороги. СПб.: Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2012. 34 с.