Кулешова В.Д.
сотрудник Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, Новосибирск
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: региональная политика, занятость населения, критерии эффективности политики занятости.
Keywords: regional strategy in the sector of employment, factors and criterions of effectiveness.
В современной экономике постоянно происходят сдвиги объема и структуры спроса на труд. Это диктует необходимость более гибких отношений работодателей и работников, синхронной подстройки качественных характеристик рабочей силы под изменяющиеся требования рынка труда, совершенствования способов адаптации и социальной защиты работников.
На современном этапе развития социально-экономических отношений как регионов, так и страны в целом, занятость населения представляет собой одно из важнейших условий для воспроизводства рабочей силы. Как правило, во многом именно от занятости населения зависит уровень жизни людей, стабильность общества, уровень развитости регионов, а также издержки на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Вследствие этого в обществе возникает потребность в трудоустройстве незанятого, но экономически активного населения, а на государство ложится огромная ответственность по разработке политики, содействующей решению вопросов занятости.
В настоящее время политика государства на рынке труда направлена на создание эффективной системы занятости, обеспечение страны квалифицированными специалистами, создание баланса между потребностью в кадрах и количеством рабочих мест, регулирование уровня безработицы, увеличение количества рабочих мест, модернизация системы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Согласованное развитие основополагающих факторов производства способствует решению экономических проблем в целом. Взаимосвязь факторов производства неизбежно должна привести к балансу между рабочей силой и предложением рабочих мест на рынке труда, к модернизации системы обучения кадров, что включает в себя их подготовку и переподготовку.
Решения, принимаемые в области экономической политики, в значительной степени влияют на изменение уровня занятости. Данные решения должны быть связаны с состоянием сферы занятости населения в отраслевом и региональном аспектах, что способствует проведению государством результативной политики в данной сфере.
В настоящее время политика государства в сфере занятости населения представляет собой процесс, реализуемый на следующих уровнях: федеральный, региональный и муниципальный. Она направлена в первую очередь на:
- гарантию всем гражданам права на свободный выбор рода деятельности, добровольный труд;
- реализацию мероприятий для лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы;
- обеспечение независимости органов власти всех уровней в реализации политики в сфере занятости населения;
- создание благоприятной среды, способствующей всестороннему свободному развитию человека, положительно сказывающейся на его жизни;
- предупреждение и сокращение всех видов безработицы;
- развитие трудового потенциала, необходимого для успешного развития всех секторов и отраслей экономики страны;
- всестороннюю поддержку предпринимательства;
- вознаграждение работодателей, способствующих созданию новых рабочих мест на рынке труда;
- осуществление контроля за деятельности органов власти, а также органов и организаций, представляющих интересы работников и работодателей, участвующих в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- взаимодействие структур аппарата управления в сфере занятости населения со структурами в других областях1.
Реализацию государством приоритетных направлений в той или иной сферах жизни общества нельзя представить без разработки и исполнения федеральных и региональных программ. В рассматриваемом контексте стоит отметить программы по содействию занятости населения, которые, в свою очередь основываются на существующей ситуации на рынке труда, а также на прогнозных показателях в данной области.
Координация деятельности органов власти различных уровней, привлечение кадров, привлечение финансовых средств, все это является механизмами реализации государственной политики в сфере занятости населения. Непо-
1 Данилова Т.С. Реализация государственной политики занятости на муниципальном уровне // Молодой ученый. 2016. -№ 11. - С. 702-704. - https://moluch.ru/archive/115/31183/
средственная обязанность по разработке, организации и исполнении программ занятости возлагается на органы государственной власти.
В современной России, в условиях нестабильной экономической ситуации, возрастает роль регионального аспекта политики государства в сфере занятости, что обусловлено, в первую очередь, региональной дифференциацией в темпах экономического развития, что в свою очередь оказывает влияние на уровень занятости и безработицы и отражается на качестве жизни населения региона. Стоит отметить, что содействие государства в решении вопросов занятости населения является одним из приоритетов социально-экономического развития регионов.
При разработке и реализации политики занятости населения на региональном уровне государство преследует цель минимизации разрыва социально-экономического развития среди регионов, стабилизации ситуации на рынке труда.
По словам И.В. Юсуповой «важность регионального аспекта политики занятости обусловлена тем, что именно на региональных рынках труда в основном происходит процесс реализации и согласования общегосударственных, региональных и частных интересов в социально-трудовой сфере. Достижение баланса этих разнонаправленных интересов требует разработки концептуальной модели политики занятости региона»1.
Для выбора приоритетных направлений реализации государственной политики занятости в регионе, в первую очередь, необходимо сформировать инструментарий, с помощью которого государство сможет регулировать рынок труда.
Процесс включает в себя оценку факторов, влияющих на возникновение тех или иных тенденций на региональном рынке труда, определение эффективности реализации программ занятости населения, анализ системы управления занятостью, прогнозирование баланса трудовых ресурсов региона и определение соответствующих инструментов, с помощью которых возможно регулировать сферу занятости. В данном ключе можно выделить 5 основных этапов.
1. Оценка факторов и условий, способствующих возникновению устойчивых тенденций на рынке труда в регионе. Данный этап может включать в себя анализ уже сложившихся миграционных и демографических процессов, анализ экономической ситуации в регионе. Данные могут быть получены следующим путем:
- изучение демографической ситуации и факторов, которые оказывают влияние на вышеперечисленные процессы;
- мониторинг проблем занятости, проводимый ежемесячно Федеральной службой государственной статистики, сюда относят все, что связано с уровнем занятости и уровнем безработицы в регионе, с численностью экономически активного населения)2;
- анализа фактических данных о среднесписочной численности занятых в экономике по видам экономической деятельности в регионе за последние годы;
- изучения ведомственной статистики региональной службы занятости и др.
Благодаря анализу вышеперечисленных факторов, можно провести реальную оценку условий, влияющих на занятость в регионе, на уровень безработицы, выявить сложившиеся тенденции на региональном рынке труда, а также проблемы, на которые стоит обратить внимание в первую очередь при реализации политики государства в сфере занятости населения.
2. Определение эффективности мероприятий, включенных в программы содействия занятости населения
При разработке проектов Государственных программ субъектов РФ «Содействие занятости населения» (далее -Программ) целесообразно использовать методику оценки эффективности реализуемых программ, с учетом выделенного объема ресурсов, необходимого для реализации программ, и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на изменение сферы занятости региона3.
Методика оценки эффективности Программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач Программы;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета региона.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы может определяться на основе следующих критериев:
- программа считается неэффективной, если критерий оценки эффективности составляет менее 0,5;
- если критерий оценки эффективности достигает значения 0,5-0,79, то эффективность реализации программы можно считать удовлетворительной;
- реализацию программы можно назвать эффективной, если показатель находится в диапазоне от 0,8-1;
- высокоэффективная реализация программы при значении критерия оценки эффективности больше 14.
3. Оценка сильных и слабых сторон системы управления занятостью, а также изучение возможностей и резервных ресурсов, способствует выявлению проблемных сторон и точек роста, факторов, способствующих выработке государственной политики в сфере занятости населения для создания более эффективной системы управления занятостью и поддержке незанятого населения. Этот процесс носит название SWOT-анализ.
1 Юсупова И.В. Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. - № 14. - С. 22.
2 Там же.
3 Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения // Трудовое право. 2015. - № 1. - С. 40-41.
4 Юсупова И.В. Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. - № 14. - С. 23.
Благодаря SWOT-анализу можно определить, какие возможности реально существуют в регионе для функционирования и дальнейшего развития рынка труда. Такими факторами могут служить:
- институциональные структуры, отвечающие за реализацию политики в сфере занятости населения;
- независимость региона в вопросах выработки политики и реализации мероприятий в сфере занятости;
- эффективность реализации ранее проводимой политики занятости;
- степень заинтересованности населения в самозанятости и трудовой мобильности;
- возрастающая потребность работодателей в квалифицированных специалистах, мотивированных к труду1.
Но, несмотря на факторы, способствующие эффективному развитию рынка труда, существуют ограничения,
препятствующие этому развитию:
- недостаточный уровень квалифицированности работников, а также недостаточно высокие, в некоторых случаях и низкие, оплатные характеристики предлагаемых вакансий;
- недостаточно эффективные мероприятия по сохранению продуктивной деятельности на существующих рабочих местах и ограниченные возможности по созданию новых;
- сложность регулирования деятельности работодателей со стороны государства;
- несовершенство законодательной базы в сфере регулирования занятости населения;
- недостаточно эффективная политика государства в области поддержки самозанятого населения, а также в сфере поддержки малого предпринимательства;
- несовпадение интересов работников и работодателей.
4. Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов региона, который содержит в себе текущую и прогнозную оценку трудовых ресурсов, сформированную в соответствии с видами экономической деятельности, с учетом сложившейся демографической ситуации в регионе, имеющейся структуры занятого населения, а также колебания этих показателей.
Одним из основных источников данных о состоянии сферы занятости населения на рынке труда в регионе является баланс трудовых ресурсов. Информацию, необходимую для построения этого баланса, можно получить из данных о состоянии отраслей, которые непосредственно формируют систему занятости в регионе. Благодаря балансу трудовых ресурсов можно выстроить наиболее прогрессивный механизм, касающийся согласования потребностей существующего рынка труда и заинтересованности различных отраслей экономики, из которых складывается занятость в субъекте страны.
С помощью баланса трудовых ресурсов субъекта можно выявить степень соответствия между реальной потребностью кадров в конкретном регионе и предполагаемым наличием трудовых ресурсов на выбранной территории, при необходимости произвести поиск недостающей рабочей силы, а при наличии большого количества трудовых ресурсов определить возможность их распределения и перераспределения не только на территории выбранного региона, но и за его пределами.
5. Проработка, выбор инструментов и механизмов, необходимых для разработки и реализации государственной политики в целях регулирования сферы занятости населения.
Рассмотрим на примере Новосибирской области, что же способствует выбору приоритетных направлений государственной политики в сфере занятости населения.
Анализ текущего состояние сферы занятости выбранного региона помогает выявить основные проблемы в указанной сфере с целью определения приоритетных направлений политики государства в сфере занятости населения.
Основными проблемами являются следующие:
- проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин являются менее конкурентоспособными (женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов и иные категории граждан;
- неравномерность распределения населения и вакантных рабочих мест;
- низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов;
- потребность в специалистах, работающих на высокотехнологических и наукоемких предприятиях, в связи с активным внедрением инновационных технологий практически во все области экономики;
- рост показателей производственного травматизма, в связи с увеличением количества промышленных предприятий.
На основе выявленных проблем в Новосибирской области определены основные приоритеты государственной политики в сфере занятости населения в рамках реализации государственной программы «Содействие занятости населения»:
1) создание условий для эффективной занятости населения; обеспечение стабильности на рынке труда, включающее:
а) разработку и реализацию механизма определения перспективной потребности экономики Новосибирской области в специалистах и рабочих кадрах в территориально-отраслевом разрезе;
б) содействие созданию новых эффективных рабочих мест, расширению самозанятости населения, стимулирование населения к трудовой активности;
в) реализацию мер по предупреждению массовых увольнений;
1 Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи // Человек и труд. - М., 2015. - № 8. - С. 38.
823
г) развитие системы временного и постоянного трудоустройства молодежи, поддержку молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте, выработку новых механизмов содействия трудоустройству молодежи;
д) обеспечение социальной поддержки безработных граждан;
е) реализацию мер по привлечению в Новосибирскую область квалифицированных профессиональных кадров;
ж) информирование населения о ситуации на рынке труда в целях сокращения времени поиска работы гражданами;
2) сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающее:
а) совершенствование государственного управления охраной труда и повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства;
б) организацию внедрения механизма специальной оценки условий труда;
в) информационное обеспечение вопросов охраны труда, совершенствование системы обучения по охране труда1.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что при разработке политики занятости необходимо опираться в
первую очередь на факторы, оказывающие влияние на региональный рынок труда, а также на оценку текущего состояния трудовых ресурсов, включающую в себя сведения о численности экономически активного населения, распределение работников по отраслям экономики, сведения о количестве занятых и безработных, а также на оценку эффективности реализуемых программ занятости. В целях разработки действенной политики занятости населения, направленной на повышение качества и уровня жизни населения, органы власти должны делать упор на обеспечение баланса трудовых ресурсов на рынке труда, а также на повышении конкурентоспособности трудового потенциала региона.
1 Об утверждении государственной программы Новосибирской области дах: Постановление правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. ный ресурс]. - URL: https://mtsr.nso.ru/page/6644 (дата обращения 28.12.2018)
«Содействие занятости населения в 2014-2020 го-№ 177-п (с изм. и доп. на 27.02.2018г.) [Электрон-