УДК 658.014.1.007:378 Баклашова Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Baklashova Tatyana Alexandrovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of Foreign Languages for Economics, Business and Finance, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University
PRIORITY AREAS FOR MANAGEMENT EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA
Аннотация:
В данной статье анализируется современное состояние системы отечественного управленческого образования, выявляются ее противоречия, раскрываются ее сущность и особенности, определяются приоритеты развития. При проведении исследования автором использовались анализ литературы, системно-структурный анализ учебных планов и образовательных программ, методы включенного наблюдения и участия в проектах.
Ключевые слова:
система управленческого образования, общекультурная компетенция, профессиональная компетенция, лидерский потенциал, корпоративная среда, корпоративное обучение и воспитание, «вовлекающий» менеджмент, бикомпетентностный подход.
Summary:
The article deals with the current state of the national management education system, its contradictions, essence and features, as well as development priorities. The author applies theoretical analysis of the literature, systematic and structural analysis of curricula and educational programs, methods of observation and participation in projects.
Keywords:
system of management education, general cultural competence, professional competence, leadership potential, corporate environment, corporate training and education, "involving" management, biœmpetent approach.
Коренные изменения, произошедшие в России в конце XX в., имеют следствием наличие ряда проблем во многих сферах деятельности человека: экономической, политической, производственной, образовательной и других. Несмотря на положительную динамику развития указанных направлений, государству и обществу необходимо предпринять еще много усилий для того, чтобы полностью отладить работу их механизмов.
Управленческое образование, являясь национальным приоритетом многих стран мира, в том числе и России, несомненно, носит комплексный, системный характер. Оно коррелирует с уровнем социально-экономического развития государства, в нем находят свое отражение проблемы производства, управления, образования, науки и культуры, что определяет содержание как инициальной управленческой подготовки, так и постдипломного, корпоративного обучения.
Положительную динамику развития системы управленческого образования за последние десять лет характеризует следующее: подготовка управленцев согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения; появление и развитие бизнес-школ; введение должности «менеджер» в «Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих»; появление и увеличение спроса на получение профессии менеджера как второй специальности; реализация Президентской программы подготовки управленческих кадров; сертификация степени MBA (1999 г.); осуществление подготовки научных и педагогических кадров для менеджмента; упорядоченность выдачи документов об образовании по специальностям и дополнительным профессиональным квалификациям в области менеджмента; создание профессиональных ассоциаций и объединений [1, с. 62].
Наряду с положительными моментами, целесообразно указать на противоречия, актуальные для отечественной системы управленческого образования:
1) между реальными потребностями экономической, производственной сфер страны и требованиями государства и социума, предъявляемыми к студентам специальностей «Экономика и управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление»; 2) между ускоренными темпами развития промышленного сектора страны и неспособностью высших профессиональных школ своевременно реагировать на эти вызовы при отборе и структурировании содержания обучения, а также выборе педагогических технологий;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3) между возрастающим интересом корпуса абитуриентов к менеджменту как профессии, науке, искусству, имеющему несомненную социально-гуманитарную значимость и отсутствием системы непрерывного многоуровневого обучения менеджеров в стране; 4) между практикой применения в обучении зарубежных образцов управления и реальным контекстом менеджмента в России.
Анализ российских образовательных стандартов по специальности «Менеджмент» и степени обучения «Магистр» позволил выявить следующие особенности:
1. Многокомпонентность профессиональной деятельности менеджера как ключевой фактор при определении целей и задач обучения, а также отбора контента и выбора образовательных технологий (организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская, педагогическая компоненты). Организационно-управленческая компонента предполагает управление организациями, подразделениями, группами сотрудников, проектами и сетями, а также разработку стратегий развития организаций и их отдельных подразделений. В аналитической компоненте заложены: поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений; анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию; анализ и моделирование процессов управления. В научно-исследовательской компоненте выделяют: выявление и формулирование актуальных научных проблем, разработку программ научных исследований, организацию выполнения вышеуказанных программ. Особую ценность представляет педагогическая компонента, в которой представлены преподавание управленческих дисциплин и разработка образовательных программ и учебно-методических комплексов.
2. Приоритет бикомпетентностного подхода в обучении (наличие набора общекультурных и профессиональных компетенций). Требования к результатам освоения основных образовательных программ отражены в наборе общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми будет способствовать формированию конкурентоспособного специалиста в области менеджмента. Среди общекультурных компетенций: способность развивать собственные общекультурный и профессиональный уровни и самостоятельно осваивать новые методы исследования, способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности, способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия, свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения, наличие сформированных навыков публичных деловых и научных коммуникаций. Набор профессиональных компетенций менеджера определяется четырьмя компонентами профессиональной деятельности и полностью с ними перекликается.
3. Реализация основных образовательных программ с опорой на учебные циклы (общенаучный и профессиональный) и разделы (практика и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация). Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Это обеспечивает каждому студенту возможность построения собственной программы обучения, включая разработку индивидуальных образовательных программ.
4. Релевантность педагогических технологий содержанию менеджмент-обучения. Использование компетентностного подхода при отборе и структурировании содержания профессиональной подготовки менеджеров в России определяет выбор релевантных инновационных технологий обучения, предполагающих активную деятельность обучающихся, интеракцию ученика и педагога, а также позволяющих развивать навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, результаты работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции и т. д.) [2]. Важно отметить, что к работе на семинарах привлекаются исследователи и специалисты-практики, организуются мастер-классы экспертов и специалистов. Занятия лекционного типа занимают не более 30 % учебного аудиторного времени [3].
Вышеуказанные противоречия и особенности, выявленные при анализе образовательных стандартов, рабочих программ и учебных планов высших отечественных профессиональных школ, актуализируют вопрос совершенствования и развития системы управленческого образования в России посредством:
1) создания преемственной системы образования менеджеров в стране: школа - вуз - постдипломная подготовка - корпоративное обучение;
2) ориентира на трехаспектную доминанту: обучения, развития и воспитания менеджеров;
3) изменения контента и технологий обучения, обусловленного приоритетом «вовлекающего» менеджмента, а не «героического» [4, с. 314];
4) использования комплекса технологий управленческого образования, имеющих целью личностный рост, интеракцию участников образовательного процесса, формирование практических навыков управления, социальное развитие личности управленца;
5) выявления и развития управленческого, лидерского потенциала, таланта управлять обучающимися;
6) адаптации передового зарубежного опыта к отечественной образовательной среде с обязательным условием сохранения и преумножения собственных аутентичных положительных особенностей системы образования менеджеров;
7) вовлечения обучающихся в корпоративную среду с целью собственно корпоративного воспитания.
Ссылки:
1. Шемятихина Л.Ю. Мультидисциплинарный подход к проектированию уровневой системы менеджмент-образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 59-65.
2. Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4 (12). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/galishnikova.pdf (дата обращения: 21.04.2015).
3. ФГОС ВПО третьего поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.window.edu.ru (дата обращения: 21.04.2015).
4. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. М., 2010. 544 с.