№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Приоритетные направления работы Федеральной налоговой службы по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства*
Д.В. Наумчев
заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, доктор экономических наук (г. Москва)
В.Ю. Солдатенков
консультант Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы, кандидат экономических наук (г. Москва)
Денис Валерьевич Наумчев, ndv@list.ru
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в частности Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), принимаются меры по улучшению в стране делового климата и условий ведения бизнеса. Во многом благодаря работе ФНС России Российская Федерация улучшила свое положение в рейтинге Всемирного банка Doing Business за 2013 год, поднявшись с 120 на 112 место (см. табл.).
Таблица
Положение России в рейтинге Всемирного банка Doing Business1
Критерий рейтинга Положение в рейтинге по годам Изменение в рейтинге
2012 2013
Упрощение процедуры создания предприятия 105 101 +4
Упрощение процедуры регистрации собственности 45 46 -1
Упрощение процедур получения кредитов 97 104 -7
Упрощение налогообложения 94 64 +30
Упрощение процедур обеспечения исполнения договоров 12 11 +1
Упрощение процедур решения проблем неплатежеспособности предприятий 61 53 +8
Итоговое место в рейтинге 120 112 +8
* Статья подготовлена по материалам доклада заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Наумчева Д.В. на Международной конференции «Антикризисное управление в современных экономических условиях», проходившей 19 ноября 2012 года в Московской области.
1 Ведение бизнеса - 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2013 (дата обращения: 27.12.2012).
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Как видно, во многом этот результат был достигнут за счет улучшения качества налоговой системы и системы осуществления процедур банкротства в отношении должников, а также за счет сокращения временных и денежных затрат на создание нового бизнеса.
Очевидно, что 53 место в рейтинге по критерию «процедуры банкротства» не может устраивать Российскую Федерацию. В связи с этим необходимо проанализировать недостатки как существующего законодательства, так и в работе ФНС России, а также выработать комплекс предложений и мер по повышению качества системы взыскания долгов и осуществления процедур банкротства в России.
Вопросы урегулирования задолженности перед бюджетной системой России
На начало 2006 года совокупная задолженность перед бюджетной системой России превышала 2 триллиона рублей. За последние 6 лет задолженность по обязательным платежам снизилась более чем на 800 миллиардов рублей, или на 40 процентов. Таких результатов удалось добиться повышением эффективности мер взыскания задолженности и за счет списания невозможных к взысканию долгов (см. рис. 1).
2 200 2 000 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0
Рис. 1. Изменение объемов задолженности перед бюджетной системой
Российской Федерации (с 2006 по начало 2012 года данные приведены на 1 января
соответствующего года)
Задолженность, взыскание которой затруднено в связи с банкротством должника, за период с 1 января 2006 по 1 января 2012 года снизилась почти на четверть, или на 100 миллиардов рублей.
Осуществление в отношении должников процедур банкротства играет не последнюю роль в снижении совокупной задолженности перед бюджетной системой России, поскольку по результатам процедур банкротства задолженность либо погашается, либо списывается.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
і і задолженность отсутствующих более одного года организаций і і взыскание задолженности затруднено (банкротство)
і і взыскание задолженности возможно
—ф—суммарная задолженность (с поправкой на дефлятор)
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
За 9 месяцев 2012 года задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации снизилась на 17,3 миллиарда рублей, или на 1,5 процента. По состоянию на 1 октября 2012 года совокупная задолженность составила 1 108,5 миллиарда рублей.
Из общей суммы задолженности не подлежит взысканию налоговыми органами
589,1 миллиарда рублей, или 53,1 процента (рис. 2).
невозможная к взысканию, 0,7%
приостановлена по причине банкротства, 29,0%
приостановлена по суду, 5,9%
взыскивается судебными приставами, 14,8%
взыскивается налоговыми органами, 46,9%
отсроченная,
реструктурированная,
2,7%
Рис. 2. Структура совокупной задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2012 года
Хотелось бы отметить, что соотношение объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 октября 2012 года составило 10,1 процента (рис. 3).
годы
Рис. 3. Соотношение объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (с 2006 по начало 2012 года данные приведены на 1 января соответствующего года)
^^8^^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
На 1 октября 2012 года в Российской Федерации в целом эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания составила 53,4 процента (рис. 4).
поручения
□ направлено □ погашено
Рис. 4. Эффективность мер принудительного взыскания задолженности за 9 месяцев 2012 года (совокупная эффективность всех мер - 53,4 процента)
В 2012 году началось осуществление в полном объеме промышленной эксплуатации программного обеспечения, реализующего обмен информацией в электронном виде между ФНС России и Федеральной службой судебных приставов (далее - ФССП России).
В настоящее время обмен данными между налоговыми органами и территориальными органами ФССП России осуществляется в электронном виде с дублированием направления исполнительного документа на бумажном носителе. Полностью отказ от дублирования на бумажном носителе планируется осуществить после регистрации соответствующих форматов в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Вопросы обеспечения процедур банкротства должников
В настоящее время Федеральная налоговая служба является одним из крупнейших кредиторов должников, находящихся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. На 1 октября 2012 года ФНС России представляла интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве более 24 тысяч должников.
Эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, на сентябрь 2012 года составляла 6,8 процента, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации отсутствующих должников, находящихся в процедурах банкротства. По состоянию на 1 июля 2012 года такая задолженность превышала 30 миллиардов рублей. Начиная с 2009 года среднегодовая эффективность процедур банкрот-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
ства должников, в которых участвует уполномоченный орган, устойчиво возрастает - с 1,8 процента в 2009 году до 5,4 процента в 2012 году (рис. 5). Надо отметить, что в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований, предъявленных к должникам-банкротам.
Должен подчеркнуть, что требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков, что в силу норм существующего законодательства и значительных объемов кредитования предприятий оказывает негативное влияние на размер погашаемой в процедурах банкротства задолженности по обязательным платежам.
Рис. 5. Среднегодовая эффективность процедур банкротства должников (данные приведены на 1 января соответствующего года)
Только за 9 месяцев 2012 года в результате завершения процедур банкротства должников в бюджетную систему России поступило 5,7 миллиарда рублей. При этом наблюдается тенденция к снижению сумм задолженности по обязательным платежам, списанных в результате завершения процедур банкротства должников, и, соответственно, к повышению эффективности процедур банкротства должников (рис. 6).
Также следует выделить еще одну позитивную тенденцию: с момента внесения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменений, позволяющих учредителям (участникам) должника, собственникам имущества должника - унитарного предприятия и третьим лицам погасить задолженность должника по обязательным платежам, в бюджетную систему поступило 5,75 миллиарда рублей.
На 1 января 2012 года задолженность отсутствующих организаций и должников, находящихся в процедурах банкротства, составляла почти 40 процентов от совокупной задолженности перед бюджетной системой России. Необходимо подчеркнуть, что в большинстве своем отсутствующие должники - это фирмы-«однодневки», задолженность которых является проблемной. Возможные пути ликвидации такой задолженности видятся в следующем:
• списание незначительных сумм задолженности, взыскание которых экономически нецелесообразно, с последующим исключением недействующего лица из Единого государственного реестра юридических лиц и применением административных и иных мер в отношении учредителей-«однодневок»;
^10^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
млрд р.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 6. Эффективность процедур банкротства
годы
Рис. 7. Сумма, перечисленная в бюджет Российской Федерации по результатам привлечения к субсидиарной ответственности органов управления должника (нарастающим итогом, с 2010 по начало 2012 года данные приведены на 1 января
соответствующего года)
• взыскание задолженности с контролирующих должника лиц в порядке субсидиарной ответственности в ходе процедуры банкротства.
Однако, на наш взгляд, эта проблема еще подлежит окончательному урегулированию законодателем, на что неоднократно обращала внимание Счетная палата Российской Федерации.
В ходе процедур банкротства зачастую выясняется, что у должника недостаточно иму-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
щества, после реализации которого у него появится возможность удовлетворить требования кредиторов. Вместе с тем привлечение к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц по его обязательствам является инструментом, с помощью которого возникает возможность минимизировать финансовые потери, связанные с банкротством должника.
Так, на 1 октября 2012 года в результате привлечения контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности в бюджетную систему России уже поступило почти 274 миллиона рублей (рис. 7).
В 2011-2012 годах ФНС России в ряд ведомств направлены предложения, содержащие анализ проблем, возникающих при применении Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе следующие:
• по установлению новых принципов определения вознаграждения для временного и административного управляющего по выплате сумм процентов;
• о расходах на оплату услуг привлеченных специалистов;
• о целесообразности установления ответственности оценщиков за недостоверные результаты проведенной оценки имущества должника по рыночной стоимости;
• о совершенствовании положений о продаже имущества должника;
• о предоставлении кредиторам права обжалования сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным главой III.I Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
• о погашении требований уполномоченного органа за счет оставшегося непроданным имущества;
• о необходимости предусмотреть пресекательные сроки для проведения инвентаризации и оценки имущества;
• о реализации социально значимого имущества посредством публичного предложения с понижением начальной цены реализации;
• по созданию независимого государственного органа, который осуществлял бы проведение экспертиз наличия (отсутствия) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
• по совершенствованию механизма выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО АУ) при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, предусмотрев учет эффективности реализации арбитражными управляющими своих полномочий в делах о банкротстве, в которых участвовал уполномоченный орган СРО АУ и функций, установленных СРО АУ;
• по урегулированию ситуации при подаче заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом в арбитражный суд при отсутствии доказательств вероятности обнаружения имущества, а также при отсутствующих должниках;
• о мотивации арбитражных управляющих к эффективному и результативному проведению в конкурсном производстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника мероприятий, направленных на взыскание дебиторской задолженности, оспаривание сделок, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
В настоящее время практически ни одно из указанных предложений не реализовано.
Также ФНС России подготовлены предложения по формированию концепции развития законодательства о банкротстве, которые были направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в августе 2012 года. В этих предложениях указывалось, что для целей восстановления баланса интересов необходимо внесение
^12^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», состоящих из 3 блоков:
1) сохранение рабочих мест, восстановление платежеспособности должника, сохранение бизнеса, оздоровление экономического пространства, конкурентной среды:
• повышение ответственности за несвоевременное обращение с заявлениями о банкротстве;
• увеличение сроков проведения финансового оздоровления;
• установление некоторых особенностей снижения долговой нагрузки в части штрафных санкций (процентов, пени);
• введение административной ответственности в отношении учредителей (участников) фирм-«однодневок»;
2) расширение полномочий арбитражных управляющих и повышение уровня прозрачности и контроля их деятельности:
• обеспечение доступа кредиторов к осмотру имущества, составляющего конкурсную массу должника, в том числе путем участия в проведении инвентаризации имущества в качестве наблюдателя;
• создание условий для реальной возможности получения арбитражным управляющим сведений о руководителе должника, контрагентах должника, самом должнике, в том числе путем обращения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве;
• обеспечение реального доступа к документации должника, в том числе первичным финансовым документам (установление минимального срока на ознакомление с документами с возможностью изготовления их копий);
• введение обязательного отражения арбитражными управляющими сведений о текущих обязательствах должника в своей отчетности;
• изменение порядка утверждения арбитражного управляющего в зависимости от качества исполнения им своих полномочий;
3) повышение эффективности реализации процедур банкротства, в том числе:
• введение возможности финансирования судебных расходов по делу о банкротстве за счет органов управления должника;
• изменение порядка финансирования расходов по делу о банкротстве с учетом действительной стоимости активов, а также обоснованности расходов на оплату услуг привлеченных специалистов.
Вместе с тем отметим следующее обстоятельство.
Всемирным банком проводится ежегодное исследование относительно благоприятствования ведения бизнеса в различных странах, по результатам которого составляется соответствующий рейтинг на основе 10 индикаторов, каждый из которых имеет равный вес. Одним из таких индикаторов является разрешение проблем неплатежеспособности, в рамках которого изучаются временные и финансовые затраты, а также конечный исход процесса неплатежеспособности, в котором все участники являются местными предприятиями.
По результатам этого исследования Российская Федерация поднялась на 8 пунктов -с 61 на 53 место. Положительная динамика объясняется снижением временных и финансовых издержек для удовлетворения требований кредиторов, а также повышением коэффициента возврата денежных средств кредиторам.
Эти изменения обусловлены совершенствованием законодательства о банкротстве, обеспечившим взаимное соблюдение прав должника, оказавшегося в сложной финансовой ситуации, и кредиторов, которые несут убытки вследствие неплатежеспособности
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
должника. Таким образом, достигается баланс интересов должника и кредиторов в делах о банкротстве.
Однако текущее место в рейтинге свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, направленного на пресечение неправомерных действий при банкротстве и использование института банкротства в качестве средства для уклонения от осуществления расчетов с кредиторами. Прежде всего это касается привлечения к имущественной ответственности лиц, которые являются реальными, а не номинальными органами управления таких должников, путем взыскания с них убытков в пользу кредиторов, обращения взыскания на незаконно полученные за счет кредиторов денежные средства и активы.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
2. О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.
3. Ведение бизнеса - 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2013 (дата обращения: 27.12.2012).
* * *
Проблемные активы: правовые и финансовые аспекты
I международная научно-практическая конференция 6-7 декабря 2012 года, Москва
С 6 по 7 декабря 2012 года в Москве в Российском университете дружбы народов проходила I международная научно-практическая конференция «Проблемные активы: правовые и финансовые аспекты», организованная крупнейшим общероссийским общественным объединением «Ассоциация юристов России» (АЮР) при поддержке государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Российского университета дружбы народов, Ассоциации региональных банков России и Банковского института Высшей школы экономики.
На церемонии официального открытия форума участников и гостей приветствовали председатель правления АЮР Манылов И.Е., генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», член президиума АЮР Турбанов А.В., начальник отдела мониторинга банковского сектора, сводной и аналитической работы Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Сабанцев З.Б. и другие официальные лица.
В Конференции приняли участие представители таких компаний, как Credit Collection Group, банков ОАО «Сбербанк России», НФК, DeltaCredit, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», юридической фирмы «Селютин и партнеры», ООО «Урса Капитал», адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», компаний «Клифф», ФГУП «Рослесинфорг», ООО «Лаборатория Богатикова-Корпорация Права» и многие другие.
В течение двух дней ведущие специалисты юридической и финансовой отраслей, ученые и академики обсуждали актуальные вопросы управления проблемными активами, тенденции и перспективы развития этого рынка в России и в мире в условиях надвигающегося финансовоэкономического кризиса. Особый интерес у участников и гостей Конференции вызвали доклад генерального директора Credit Collection Group Гжегожа Копаниажа «Развитие рынка продаж просроченной задолженности в условиях правовой неопределенности» и доклад руководителя судебной практики Revera Consulting Group Котел О.Н. «Актуальные вопросы взыскания проблемной задолженности в Республике Беларусь».
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru