Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЦИФРОВАЯ НАУКОЕМКАЯ ЭКОНОМИКА / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Дарья Андреевна, Малинин Александр Маркович

В статье рассмотрены ключевые направления нейтрализации новых угроз экономической безопасности РФ, которые приобрели особую актуальность в свете имплементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики. В качестве одного из направлений предложено и рассмотрено направление реиндустриализации. Представлены основные аспекты проведения реиндустриализации, а также обоснована возможность использования механизмов реиндустриализации в целях обеспечения экономической безопасности. Отмечено, что ввиду дуального характера процессов цифровизации и повышения наукоемкости процессов функционирования экономики возникают не только новые угрозы экономической безопасности, но и новые возможности их нейтрализации и преодоления. На сегодняшний объективной становится необходимость проведения модернизации экономики страны с учетом необходимости имплементации интегрированной стратегии развития и концепции цифровой наукоемкой экономики; особый акцент делается на возрождении и модернизации промышленного производства, то есть проведении реиндустриализации промышленного сектора. Отмечено, что процессы реиндустриализации направлены на восстановление и модернизацию производственных мощностей, осуществление программ и проектов инновационной, цифровой и наукоемкой индустриализации, переход на стадию нового индустриального развития с учетом технологических вызовов, новых угроз экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS FOR NEUTRALIZING THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF INTEGRATED DEVELOPMENT STRATEGY IMPLEMENTATION THAT TAKES INTO ACCOUNT THE CONCEPT OF A DIGITAL KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

The article discusses the key areas for neutralizing new threats to the economic security of the Russian Federation, which have become particularly relevant in the light of the implementation of an integrated development strategy, considering the concept of a digital knowledge-intensive economy. As one of the directions, the direction of reindustrialization is proposed. The main aspects of reindustrialization are presented, as well as the possibility of using the mechanisms of reindustrialization to ensure economic security is substantiated. It is noted that due to the dual nature of the processes of digitalization and the increase in the knowledge intensity of the processes of functioning of the economy, not only new threats to economic security arise, but also new opportunities for their neutralization and overcoming. Today, the need to modernize the country's economy is becoming objective, considering the need to implement an integrated development strategy and the concept of a digital knowledge-intensive economy; special emphasis is placed on the revival and modernization of industrial production, that is, the reindustrialization of the industrial sector. It is noted that the processes of reindustrialization are aimed at restoring and modernizing production capacities, implementing programs and projects of innovative, digital, and high-tech industrialization, transition to the stage of new industrial development, taking into account technological challenges, new threats to economic security.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Андреева Д.А., Малинин А.М.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые направления нейтрализации новых угроз экономической безопасности РФ, которые приобрели особую актуальность в свете имплементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики. В качестве одного из направлений предложено и рассмотрено направление реиндустриализации. Представлены основные аспекты проведения реиндустриализации, а также обоснована возможность использования механизмов реиндустриализации в целях обеспечения экономической безопасности. Отмечено, что ввиду дуального характера процессов цифровизации и повышения наукоемкости процессов функционирования экономики возникают не только новые угрозы экономической безопасности, но и новые возможности их нейтрализации и преодоления. На сегодняшний объективной становится необходимость проведения модернизации экономики страны с учетом необходимости имплементации интегрированной стратегии развития и концепции цифровой наукоемкой экономики; особый акцент делается на возрождении и модернизации промышленного производства, то есть проведении реиндустриализации промышленного сектора. Отмечено, что процессы реиндустриализации направлены на восстановление и модернизацию производственных мощностей, осуществление программ и проектов инновационной, цифровой и наукоемкой индустриализации, переход на стадию нового индустриального развития с учетом технологических вызовов, новых угроз экономической безопасности.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, угроза, человеческий капитал, цифровая наукоемкая экономика, реиндустриализация.

Andreyeva D.A., Malinin A.M.

PRIORITY DIRECTIONS FOR NEUTRALIZING THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF INTEGRATED DEVELOPMENT STRATEGY IMPLEMENTATION THAT TAKES INTO ACCOUNT THE CONCEPT OF A DIGITAL KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

Abstract. The article discusses the key areas for neutralizing new threats to the economic security of the Russian Federation, which have become particularly relevant in the light of the implementation of an integrated development strategy, considering the concept of a digital knowledge-intensive economy. As one of the directions, the direction of reindustrialization is proposed. The main aspects of reindustrialization are presented, as well as the possibility of using the mechanisms of reindustrialization to ensure economic security is substantiated. It is noted that due to the dual nature of the processes of digitalization and the increase in the knowledge

ГРНТИ 06.52.17

© Андреева Д. А., Малинин А.М., 2022

Андреева Дарья Андреевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Александр Маркович Малинин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Андреева Д.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (981) 830-77-36. E-mail: a.d.andreeva@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 05.05.2022.

intensity of the processes of functioning of the economy, not only new threats to economic security arise, but also new opportunities for their neutralization and overcoming. Today, the need to modernize the country's economy is becoming objective, considering the need to implement an integrated development strategy and the concept of a digital knowledge-intensive economy; special emphasis is placed on the revival and modernization of industrial production, that is, the reindustrialization of the industrial sector. It is noted that the processes of reindustrialization are aimed at restoring and modernizing production capacities, implementing programs and projects of innovative, digital, and high-tech industrialization, transition to the stage of new industrial development, taking into account technological challenges, new threats to economic security.

Keywords. Economic security, threat, human resources, digital knowledge-based economy, reindustrializa-tion.

Введение

Вопросы, связанные с необходимостью изучения проблем и закономерностей развития социально-экономических систем (СЭС), анализом угроз их экономической безопасности, формирующихся в условиях трансформации и реформирования СЭС, перехода к цифровой наукоемкой экономике, на современном этапе развития, учитывая многоаспектность всех социально-экономических явлений и процессов, являются актуальными и в недостаточной степени разработанными. Решение данных вопросов во многом зависит от выбора верных направлений нейтрализации угроз экономической безопасности СЭС, определения их приоритетности [1; 3-5]. Стремительно распространяющиеся цифровые и сквозные технологии преобразуют многие виды деятельности [6-8]. Однако увеличивающийся цифровой разрыв создает новые угрозы и риски экономической безопасности (ЭБ) регионов РФ, и особенно наименее развитых из них.

Очевидно, что одним из генеральных направлений реализации перехода к качественно новому устройству СЭС посредством региональной политики и политики страны в целом является, помимо прочего, и достижение необходимого и достаточного уровня ЭБ регионов [9; 11] и, как следствие, страны, что приведет к достижению значительного уровня конкурентоспособности экономики регионов и страны. Достижение обозначенного уровня экономической безопасности СЭС возможно только в случае эффективной нейтрализации угроз ЭБ, формирующихся под влиянием новых факторов, которые делают угрозы более комплексными, слабо прогнозируемыми, латентными.

Актуальность предлагаемой темы исследования связана также и с тем, что на сегодняшний день под влиянием внешних социально-экономических факторов наше государство достаточно много внимания уделяет проблемам обеспечения экономической безопасности СЭС и вопросам оценки факторов, ее составляющих, в контексте формирования и развития новых угроз, новых вызовов [1; 9; 11], зачастую носящих дуальный характер, выражающийся в том, что при определенных условиях социально-экономическое явление или социально-экономический процесс может являться как риск-генерирующим фактором, так и риск-нейтрализующим фактором. Особо четко данная тенденция прослеживается в связи с резким проявлением в течение последних лет стимула для активации процессов цифровизации и повышения наукоемкости экономики РФ.

Данные свидетельствуют о том, что процессы цифровизации не однородны на территории регионов нашей страны (см.: https://digital.gov.rU/ru/#direction894; https://rosstat.gov.ru/sdg/data). Они не только различаются по временным параметрам (на реализацию программ цифровизации, адаптацию населения в различных регионах требуется разное время), но и носят дуальный характер, являясь как риск-нейтра-лизующими факторами, так и риск-генерирующими. Тогда в целях обеспечения ЭБ региона необходимо выявить новые адекватные направления и механизмы нейтрализации формируемых угроз при им-плементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики.

Необходимость определения новых действенных направлений и механизмов нейтрализации угроз, в первую очередь, связана с введением и действием, перманентным обновлением европейских и прочих внешнеэкономических санкций и, как следствие, необходимостью проведения импортозамещения не только продовольственных товаров, но и высокотехнологичной продукции, что становится возможным

лишь при формировании и развитии цифровой наукоемкой экономики. В данной связи возникает и другой актуальный вопрос - обеспечения реализации трансформационных процессов необходимыми ресурсами, наиболее важным из которых является на сегодняшний день человеческий капитал. Только посредством вовлечения человеческого капитала, обладающего необходимыми и достаточными, адекватными реализуемым процессам знаниями, умениями и навыками, возможно реформирование СЭС, наделения ее свойствами цифровой наукоемкой экономики, с учетом потребности в обеспечении необходимого и достаточного уровня ЭБ.

Достижению обозначенных результатов должно способствовать наличие сбалансированных и взаимосвязанных направлений и механизмов нейтрализации угроз ЭБ, а также синхроническая система целей и задач, разработанных именно для имплементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики. Целью представленного исследования является выявление приоритетных направлений и механизмов нейтрализации новых угроз ЭБ СЭС, формирующихся и приобретающих наибольшую актуальность в контексте имплементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики, и на их основе в перспективе определение приоритетных направлений обеспечения ЭБ РФ на долгосрочный период.

Методы

В качестве одного из актуальных и адекватных требованиям цифровой наукоемкой экономики направлений и механизмов нейтрализации угроз ЭБ предлагается рассмотреть комплексную, планомерную реализацию стратегии реиндустриализации экономики России, вывода предприятий на качественно новый уровень, а также рассмотреть вопрос приведения производственных процессов в соответствие с мировыми стандартами цифровой наукоемкой экономики. Возможности развития страны и модернизации ее экономики, устойчивого роста конкурентоспособности отечественного производства, как на внутреннем, так и на мировом рынках, обеспечения ЭБ зависят, в том числе, и от грамотной реализации трансформационных процессов, сопряженных с процессами цифровизации и повышения наукоемко-сти, что в конечном счете и позволит максимально эффективно нейтрализовать новые угрозы ЭБ и улучшит экономико-социальное положение России.

В статье был задействован метод анализа и синтеза, сравнения и обобщения, которые позволили выявить основные тренды в обеспечении экономической безопасности СЭС, изменении приоритетов при определении угроз экономической безопасности. Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, работы практиков в сфере обеспечения экономической безопасности, развития социально-экономических систем, формирования и развития цифровой наукоемкой экономики, а также ресурсы сети Интернет.

Результаты и обсуждение

Наука и практика социально-экономических отношений в России перешла к этапу активной мировой интеграции и выходу на новые рынки. До недавнего времени данные рынки были в большей степени представлены европейскими государствами, но с 2014-2015 гг. Россия перенаправила вектор развития, к указанным ранкам были добавлены еще и азиатские, восточные страны, что ставит СЭС перед острой необходимостью соответствовать общемировым стандартам - формировать новую траекторию развития и активно применять концепции цифровой наукоемкой экономики.

Уровень научного и практического интереса к проблемам обеспечения ЭБ регионов в РФ при им-плементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики на протяжении последнего времени остается высоким, о чем свидетельствует наличие значительного количества опубликованных исследований [3-5; 9; 11; 13]. И связано это, в первую очередь, с произошедшими изменениями в сфере экономики - переходом от планово-административной экономики к рыночной экономике, а также последующая ее трансформация в цифровую наукоемкую экономику, для которой приоритетными вопросами становятся организация и реализация приоритетных направлений нейтрализации новых угроз ЭБ и связанная с этим проблема привлечения ресурсов (человеческого капитала). Особую значимость изучение данного направления приобретает в контексте кризисных явлений в мировой экономике. Кроме того, эффективность деятельности по нейтрализации новых угроз ЭБ в наибольшей степени определяется уровнем цифровой зрелости регионов, который выражает готовность регионов к имплементации интегрированной стратегии развития с учетом концепции цифровой наукоемкой экономики, а также уровнем привлекаемых инвестиций [10].

Необходимым условием для устойчивого развития СЭС стала приоритезация направлений нейтрализации угроз и рисков экономической безопасности с учетом формирования и развития новых угроз глобального и локального характера, сопряженных с процессами цифровизации и повышения наукоем-кости социально-экономических процессов, что привело к очевидной необходимости осуществления качественного и количественного анализа вызовов и угроз ЭБ, а также приоритетов установленных в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Так, в качестве одного из наиболее приоритетных направлений нейтрализации угроз ЭБ можно отметить реиндустриализацию как один из аспектов модернизации экономики страны, используя механизмы которой становится возможным эффективно реализовать программу «Цифровая экономика РФ» [6-8; 12]. Однако, многие исследователи отмечают, что уровень организации деятельности, цифровой оснащенности, вовлеченности в процессы цифровизации и повышения наукоемкости не соответствует требованиям новых потребителей, предприятия остановились на советском этапе развития [2]. Процессы реформ сформировали значительные угрозы экономической безопасности, которые становится возможным преодолеть за счет активации процессов реиндустриализации.

Доля России в мировом промышленном производстве сокращается, даже в сырьевом секторе показатели заметно снизились. Также нужно отметить недостаточность резервов для интенсивного роста производственных мощностей, в связи с чем темпы роста экономики стали замедляться. Проблема низкой эффективности реализуемой экономической модели в нашей стране объективно признается как теоретиками, так и практиками [5; 9; 11]. Особую лепту в осознание данной проблемы внесли последовательно реализовавшиеся кризисы 2008, 2014 годов, коронакризис, которые наглядно показали несостоятельность устройства экономики России и доказали необходимость проведения ее коренной модернизации с упором на формирование цифровой наукоемкой экономики. Активно развивающаяся финансовая сфера (увеличение количества коммерческих банков, финансовых структур) уже не может обеспечить макроэкономическую стабильность с присущим ей повышением заработных плат и стабильным увеличением социальных расходов и, в конечном счете, не может обеспечить необходимого и достаточного уровня экономической безопасности.

На сегодняшний день существуют различные подходы к организации и реализации процесса модернизации экономики России. Направления и пути модернизации, рассматриваемые Комиссией по модернизации экономики при Президенте России (см.: http://government.ru/department/491/events/ ?page=2), очень тесно переплетены с вопросами обеспечения ЭБ. В частности, рассматривая технократический путь модернизации и развития экономики страны, акцент предлагается делать на инновационной трансформации и модернизации промышленного сектора. Говоря об институциональной модернизации, предлагается формировать цифровые институты СЭС. А также затрагиваются вопросы кадровой революции - формирования и развития человеческого капитала с необходимыми цифровыми компетенциями, которые позволят эффективно реализовать процессы цифровизации и повышения наукоемкости сперва промышленности, а затем и всей СЭС. Реализация каждого из перечисленных направлений также направлена и на укрепление экономической безопасности СЭС.

В целях нейтрализации угроз экономической безопасности очевидной становится необходимость перехода экономики России к экономической модели, основу которой составляет главенствующая роль знаний и умений, разработка, развитие и непосредственная эксплуатация передовых инновационных и цифровых технологий. Таким образом, политическое руководство страны безусловно должно выбрать в качестве приоритетного вектора развития реиндустриализацию. Под реиндустриализацией понимается один из аспектов модернизации экономики России, связанный с промышленностью, в частности с возрождением промышленного производства [2], а также механизм нейтрализации угроз ЭБ. Основным направлением нейтрализации новых угроз ЭБ СЭС будем считать организацию промышленного производства на постиндустриальной базе, то есть с использованием современных инновационных и цифровых технологий и инструментов, а также с привлечением, формированием и развитием адекватного человеческого капитала, занятого в процессах функционирования СЭС.

Проведение реиндустриализации предполагает решение многомерных, масштабных задач, заключенных в общем понимании в восстановлении, перерождении и модернизации промышленного сектора экономики, внедрении инновационных и цифровых технологий, способствующих нейтрализации угроз ЭБ за счет реализации программ и проектов инновационной индустриализации. Важно отметить,

что одним из наиболее значимых аспектов проведения реиндустриализации является учет интегрированной стратегии развития, переход промышленных предприятий к рациональному и эффективному использованию цифровых технологий и повышение наукоемкости всех процессов (и производственных, и управленческих). Именно данный аспект позволяет рассматривать процессы реиндустриализа-ции в рамках обеспечения экономической безопасности СЭС.

Традиционно экономическая теория рассматривает реиндустриализацию в качестве последствия несостоятельности модели Форда [2, с. 352]. Смысл данной модели заключался в обеспечении стабильного значительного экономического роста за счет объединения массового производства и потребления в одной достаточно жесткой системе управления. Данная система относилась к общественному и техническому аспекту и сочеталась с унификацией и стандартизацией производства на уровне экономической политики. При этом велись активные действия по поддержанию и увеличению внутреннего спроса на производимую продукцию. Наиболее распространенной системой организации труда стал тейлоризм, при котором происходило разделение труда и полное его обезличивание.

В России принято говорить о новой индустриализации [2, с. 343], под которой понимается создание промышленной индустрии нового уровня, учитывающей потребности обеспечения ЭБ СЭС, поскольку речь идет не столько о реконструкции имеющихся предприятий, сколько о строительстве новых заводов на новых местах с использованием новейших технологий - цифровых и наукоемких, а также с учетом приоритетов обеспечения экономической безопасности СЭС.

При определении курса проведения реиндустриализации необходимо учитывать и негативный исторический опыт, связанный с проведением индустриализации 30-х годов XX века, а также реиндустри-ализацией 50-х годов XX века, связанной с послевоенным восстановлением народного хозяйства. В результате проведения первых двух реиндустриализаций сохранился уклад, характеризующийся высокой материалоемкостью производства и экономики в целом, энергоемкостью промышленности, а также полным отсутствием интереса к экологическим аспектам, что спровоцировало возникновение угроз ЭБ, стало основой для развития многоаспектных риск-генерирующих факторов [12].

Современное состояние технологической базы России позволяет рассчитывать на скорейшее преодоление отставания в рамках технологического прогресса от наиболее развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Швейцария. Формирование и продвижение инновационной политики сопряжено с процессами технологической реиндустриализации страны, заключающейся в стимулировании спроса на новые технологии, реализации программ и проектов по поддержке преодоления технологического разрыва, а также в стимулировании и оптимизации финансирования научно-исследовательских разработок и программ.

С целью реализации представленных направлений и обеспечения результативности деятельности в процессе реиндустриализации необходимо решить конкретные задачи, которые одновременно направлены и на преодоление угроз ЭБ СЭС. Это - освоение и развитие производства высокотехнологичной продукции, внедрение и распространение цифровых и сквозных технологий, обновление производственных фондов и технологий, повышение в ВВП доли продукции с высокой добавленной стоимостью, высвобождение человеческого капитала из рутинных производственных процессов и их автоматизация, переподготовка, переквалификация кадров с учетом требований цифровой наукоемкой экономики, формирование и развитие человеческого капитала.

Таким образом, видно, что процесс реиндустриализации является комплексным и сложным, а также напрямую связанным с обеспечением ЭБ СЭС. Выполнение данного процесса требует соблюдения определенных принципов и планомерного решения конкретных задач. В целом, реиндустриализация предполагает переход к совершенно новой модели экономического роста государства, которая опирается на повышение эффективности использования ресурсов и нейтрализацию угроз экономической безопасности. Ключевым условием перехода к новой модели является модернизация технологической базы экономики. Выводы

Цифровая революция меняет СЭС с беспрецедентной быстротой и небывалым размахом, создавая при этом как значительные возможности, так и колоссальные угрозы. Новые технологии могут внести значительный вклад в достижение целей в области устойчивого развития, обеспечения ЭБ, однако получе-

ние положительных результатов не является гарантированным [7]. Чтобы в полной мере раскрыть социально-экономический потенциал цифровых наукоемких технологий, избегая при этом нежелательных последствий, эффективно нейтрализуя угрозы ЭБ, необходимо разрабатывать приоритетные направления, в числе которых представляется процесс реиндустриализации. Объективной становится необходимость проведения модернизации экономики страны, проведение реиндустриализации промышленного сектора, как первого шага на пути к стабилизации состояния СЭС и дальнейшей ее трансформации.

Процессы реиндустриализации направлены на восстановление и модернизацию производственных мощностей, утраченных в предыдущие периоды, устаревших в процессе деиндустриализации, осуществление программ и проектов инновационной, цифровой и наукоемкой индустриализации, переход на стадию нового индустриального развития с учетом особенностей и технологических вызовов, новых угроз ЭБ. Интересной, с точки зрения обеспечения ЭБ, представляется реализация инновационного варианта экономического развития страны. Данный вариант предполагает модернизацию всех систем и направлений экономической и социальной сфер страны на основе технологических, цифровых и наукоемких инноваций с учетом приоритетных направлений в обеспечении ЭБ СЭС.

Серьезной проблемой является отсутствие согласованности во всех принимаемых программах и стратегиях инновационного и цифрового развития промышленного сектора по вопросам сроков и условий их реализации, целевых ориентиров, индикаторов результативности выполнения. Реализация реин-дустриализации будет способствовать осуществлению многих положительных преобразований национальной экономики и структурных преобразований хозяйственного механизма, а также нейтрализации новых угроз экономической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Д.А. Вызовы и угрозы в экономической сфере и меры по их противодействию // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации. Сборник материалов круглого стола «Армия-2021», 25 августа 2021 г. М.: ИМЦ, 2021.

2. Бодрунов С.Д. Формирование стратегии реиндустриализации России: монография. СПб.: ИНИР, 2015. 543 с.

3. Гимранов Р.Д. Группировка угроз и рисков экономической безопасности цифрового предприятия нефтегазовой отрасли: ситуационный подход // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 7. С. 1291-1310.

4. Гудкова О.В. Риски и угрозы экономической безопасности России в условиях цифровизации экономики // Известия высших учебных заведений. 2022. № 1 (51). С. 73-80.

5. Дудин М.Н., Шкодинский С.В. Тенденции, возможности и угрозы цифровизации национальной экономики в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 3. С. 689-714.

6. Доклад о развитии цифровой экономики в России. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для России. Всемирный банк, 2018. 176 с.

7. Доклад о цифровой экономике Организации Объединенных Наций / Создание стоимости и получение выгод. Женева, 2019.

8. Доклад о цифровой экономике Организации Объединенных Наций / Международные потоки данных и развитие. Женева, 2021.

9. Караваева И.В., Колпакова И.А. Ученые об оценке рисков и угроз экономической безопасности современной России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 6. С. 195-203.

10. Катищин Д.С., Менский А.В. Инвестиционная привлекательность региона: основные характеристики и факторы формирования» // Инвестиции в России. 2011. № 5. С. 11-12.

11. Курепина Н.Л. Стратегические приоритеты обеспечения экономической безопасности регионов России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-1. С. 701-703.

12. Указ Президента РФ № 598 от 07 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике».

13. AndreyevaD.A., Bogolyubov V.S., Bogolyubova S.A., Malinin A.M. Digital solutions as a key element in improvement of levels of economic security and attractiveness of tourist destinations // Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on Innovations in Digital Economy: SPBPU IDE-2020. 2020. Р. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.