Научная статья на тему 'Приоритетные направления научной деятельности'

Приоритетные направления научной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления научной деятельности»

Б. ЯКИМОВИЧ, профессор, проректор

Ю. МИХАЙЛОВ, профессор, директор технопарка «ИжРобо» А. ПУШКАРЕВ, профессор, начальник управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры

В состав ИжГТУ входят 15 факультетов. Осуществляется подготовка инженеров по 56 специальностям, бакалавров - по 27 направлениям, магистров - по 15 направлениям. Университет имеет 5 филиалов в городах Удмуртии и Пермской области.

В ИжГТУ работают более 800 профессоров и преподавателей, в том числе 105 докторов наук, профессоров, более 400 кандидатов наук, доцентов. Общее число студентов и слушателей превышает 21 000 человек.

В 2002 г. университет аккредитован в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ как научная организация. В 2006 г. он прошел аккредитацию в Федеральном космическом агентстве и получил право на ведение работ, связанных с космической деятельностью.

Сегодня перед университетом стоит задача развития инновационной деятельности. Именно университетская среда в силу постоянного пополнения молодыми талантливыми и инициативными научными кадрами оказывается для этого наиболее благоприятной. Мировой опыт показывает, что многие разработки, используемые в бизнесе и получившие название высоких технологий, вышли из университета [1, с. 17]. Инновационная деятельность является важнейшей миссией университета, которая в современных условиях призвана дополнить традиционные для университета задачи создания и передачи знаний.

Развитие научной и инновационной деятельности в ИжГТУ осуществляет-

Приоритетные направления научной деятельности

ся в соответствии с концепцией, целями, задачами и принципами Института научно-исследовательской и инновационной деятельности [2]. Данный институт является ведущим в составе открытого исследовательского университета. Будучи формой организации деятельности в области научных исследований и реализации инноваций в сфере образования и науки, техники и производства, культуры и искусства, он призван обеспечить каждому члену университетского сообщества равные возможности как в реализации потребностей в научных изысканиях, так и в практической реализации новых научных результатов.

Целями института являются также:

- внедрение передовых и новых наукоемких технологий и проектов в дея-

тельность ведущих институтов университета;

- сохранение исторической преемственности научных знаний, адекватное и системное их обновление для будущих поколений; воспитание бережного отношения к научному наследию университета, отечественной и мировой культуре;

- создание научно-исследовательской базы, способствующей проведению экспериментальных и теоретических исследований на современном уровне;

- обеспечение непрерывного наращивания интеллектуального научного потенциала университета и его оснащенности для ведения полномасштабной исследовательской работы на мировом уровне;

- организация условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, талантливой научной смены, вузовских ученых, руководителей научных школ, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и создания новых наукоемких технологий;

- превращение института научноисследовательской и инновационной деятельности в региональный научноисследовательский центр, фактор развития региона с устойчивыми связями, реагирующий на потребности региона в наукоемких технологиях и продукции;

- формирование инфраструктуры, обеспечивающей эффективное внедрение в практику продуктов научной и инновационной деятельности;

- создание условий интеграции университета в систему мировой научной культуры.

Университет в реальном секторе экономики

Инновационная деятельность университета в реальном секторе экономики преследует следующие основные цели:

- подготовка конкурентоспособных специалистов для работы на европейских и российских рынках;

- создание конкурентоспособной продукции и интеллектуальных продуктов (высоких технологий, программного обеспечения и т. д.);

- включение инновационной системы университета в реальный сектор высокотехнологичных отраслей и в структуры регионального и федерального уровней (наукограды, особые экономические зоны, федеральные научно-технические центры).

Современный вуз должен ориентировать выпускников на решение сложных научных проблем и прикладных задач в науке и технике. Наш университет старается помочь молодым специалистам уменьшить срок адаптации к условиям современных предприятий, лабораторий и наукоемких производств.

Особое значение для развития научного потенциала приобретает интеграция образовательных и научных учреждений, организация непрерывного цикла «школа - вуз - магистратура -аспирантура».

Какие меры нужно предпринять для решения этих задач?

1. Создание эффективной системы взаимодействия с предприятиями и институтами РАН, европейскими партнерами, проведение практик на предприятиях и научных центрах с целью ознакомления студентов с высокотехнологичным оборудованием и современными технологиями.

2. Осуществление реальных проектов в области интеллектуального программного обеспечения, таких как создание современных систем управления с ЧПУ (совместно с Университетом г. Люнебург (Германия)), разработка и создание интеллектуальных приводов (завод «Редуктор», Россия), систем транспорта с гибридными энергосиловыми установками (ОАО «ИжАвто», Московский государственный технический университет «МАМИ», Россия).

3. Выполнение исследовательских дипломных работ в интересах университета и научных организаций. Здесь

можно отметить 140 дипломов (2006 г.), полученных аспирантами и молодыми учеными на Всероссийской выставке-ярмарке научно-исследовательских работ и инновационной деятельности, других выставках, и более 50 медалей и дипломов, полученных студентами за последние годы на всероссийских конкурсах студенческих работ.

Важной частью инновационной деятельности является выполнение дипломных работ и проектов по согласованным с предприятиями темам. Уже сегодня будущие выпускники ИжГТУ выполняют в год более 100 реальных проектов. Для повышения эффективности практических работ в университете ежегодно проводятся инновационные сессии студентов и аспирантов, организованные по следующей схеме:

1-я сессия (октябрь) - анализ и отбор лучших из прошлогодних дипломных проектов и диссертаций, ознакомление предприятий и организаций с возможностями студентов и формирование заявок на новые проекты;

2-я сессия (ноябрь-декабрь) - формирование банка данных проектов и предоставление их заказчикам;

3-я сессия (апрель) - рассмотрение инновационных работ, представленных студентами, магистрами и аспирантами, отбор для участия в конкурсах и рекомендации по продолжению исследований;

4-я сессия (июнь-июль) - публичная защита работ перед объединенной комиссией из членов Государственной аттестационной комиссии и представителей предприятий и организаций.

Необходимой составляющей поддержки исследований студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых являются университетские гранты имени первых профессоров Ижевского механического института Н.В. Воробьева и В.П. Остроумова. Ежегодно на конкурсной основе осуществляется

финансирование 18 грантов по перспективным исследованиям в области машиностроения и мехатроники. Базовый объем финансирования одного гранта составляет 100 тыс. рублей.

Научно-педагогические коллективы В соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, определенными Правительством Российской Федерации (безопасность и противодействие терроризму; живые системы; индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные системы; перспективные вооружения, военная и специальная техника; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение) в ИжГТУ ведутся исследования в следующих областях: науковедение, народное образование, педагогика, информатика, математика, физика, механика, химия, энергетика, машиностроение, общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, организация и управление.

Наибольшее количество исследовательских проектов в ИжГТУ выполняется по таким направлениям, как физика, механика, энергосбережение и машиностроение.

Фундаментом для проведения научных исследований в университете и подготовки высококвалифицированных научных кадров для научных организаций Удмуртской Республики являются 17 научно-педагогических коллективов и научные школы.

Система подготовки научноисследовательских кадров Основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров в ИжГТУ является аспирантура, откры-

тая в 1952 г. За 55 летаспирантуру окончили более 1000 человек, в настоящее время подготовка аспирантов осуществляется по 46 научным специальностям в составе 8 отраслей наук.

Важнейшей составляющей в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации является докторантура, открытая в 1993 г. и в настоящее время включающая пять научных направлений:

- системные методы проектирования импульсных машин (вопросы классификации, функционально-стоимостного анализа, моделирования процессов, САПР);

- химическая физика поверхности полимерных материалов;

- повышение эксплуатационной надежности деталей машин технологическими методами, исследования ресурсосберегающих технологий;

- разработка методов и средств автоматизированного синтеза, контроля и диагностики динамических систем путем создания программно-аппаратных комплексов в системах искусственного интеллекта и интеллектуальных информационно-измерительных систем;

- теория и методика профессионального образования.

За последние 13 лет докторантуру окончили 53 человека, 35 из них защитили докторские диссертации.

Университет располагает развитой сетью диссертационных советов по защитам докторских и кандидатских диссертаций.

Первый совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук был открыт в 1976 г., в настоящее время работают 8 диссертационных советов по защитам докторских диссертаций по 23 научным специальностям и 2 совета по защитам кандидатских диссертаций по 6 научным специальностям.

Несмотря на заметные успехи в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров, образовательные учреждения системы высшего образования Удмуртии испытывают их недостаток.

Это связано, во-первых, с динамизмом современной экономики, с изменением требований к производственно-практической деятельности, когда отдельному человеку на протяжении жизни приходится несколько раз менять специализацию и даже профессию.

Стала невозможной узкоспециализированная подготовка, поскольку собственно специальные знания устаревают раньше, чем человек закончит обучение, длящееся порой 15-18 лет. Изменилась сама человеческая деятельность, ее функциональная организация и задачи. Сейчас необходимо управлять технологиями, устанавливать коммуникативные связи для достижения общих целей, ориентироваться в пространстве знаний, уметь отказаться от сложившихся стереотипов и форм поведения и мышления, т. е. быть мобильным.

Во-вторых, неизбежно нарастают процессы интеграции, имеющие как позитивные, так и негативные последствия - стирание национальных, культурных, языковых традиций. Следовательно, необходима тщательная расстановка акцентов при проектировании процессов образования.

В-третьих, лавинообразное нарастание информации, которая устаревает, не успев дойти до потребителя, и изменение средств коммуникации ставят проблему отбора содержания образования.

Все это приводит к смене парадигмы образования, к переходу от традиционной системы, когда образование представлялось как простая передача социального опыта, культуры, накоп-

ленных предшествующими поколениями, к новой ситуации, которая может характеризоваться полипарадигмаль-ностью.

В странах Европы рассмотренные объективные потребности современной экономики обусловили последовательный переход к двухуровневому высшему образованию, зафиксированный в документах и реалиях Болонского процесса. Вхождение России в этот процесс ставит нелегкие задачи по сохранению и укреплению конкурентоспособности отечественного высшего образования.

ИжГТУ строит свою образовательную политику с учетом тенденций в мировых образовательных и экономических процессах. Уже с 1996 г. в университете ведется подготовка по бакалаврским и магистерским программам. С целью координации магистерских образовательных программ, ранее осуществлявшихся на разных факультетах, в 2006 г. в университете создается Управление магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Накопленный опыт подготовки кандидатов и докторов наук позволяет эффективно строить систему непрерывного образования научнопедагогических кадров, обеспечивая фундаментальную подготовку в бакалавриате - магистратуре - аспирантуре - докторантуре. В 2006 г. на первый курс магистратуры принято 150 бакалавров по 15 направлениям, включающим 24 программы.

При этом преследуется несколько целей. Первая из них состоит в реализации инновационной образовательной программы и предполагает интеграцию в европейское и мировое образовательное пространство, развитие инновационных механизмов в образовательной и научной деятельности. Достижение этой цели требует решения ряда задач, в том числе: увеличения количества иностранных студентов,

магистров и аспирантов, обучающихся по образовательным программам ИжГТУ за счет расширения спектра направлений подготовки и обеспечения сопоставимости результатов обучения; более широкого применения информационных сетевых технологий в образовательном процессе и организации дистанционного обучения; обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей и помощи студентам в адаптации; повышения привлекательности образования.

Второй целью является разработка инновационных механизмов в образовательной и научной деятельности. Для ее достижения необходимо развитие системы многоуровневого обучения «бакалавр - магистр - кандидат наук -доктор наук» и института магистратуры и аспирантуры и создание конкурентоспособной наукоемкой продукции, технологий, интеллектуальных продуктов и услуг.

Выполнение этой задачи потребует формирования научно-образовательных комплексов (НОК) инновационного типа с центрами (лабораториями) коллективного пользования.

Следующей задачей является расширение академической мобильности преподавателей и студентов в европейском пространстве университетов. Университет имеет давние связи с ву-зами-партнерами - как российскими, так и зарубежными: в Украине, Египте, Венгрии, Германии, Беларуси, Чехии, Словакии, Сирии, Болгарии, Польше.

Основной формой реализации инновационной образовательной про-

граммы является создание НОК, осуществляющих подготовку магистров и кандидатов наук с использованием современного научно-исследовательского оборудования, программного и методического обеспечения, с привлечением высококвалифицированных научно-педагогических работников и специалистов.

Функции НОК весьма разнообразны и связаны с приоритетными направлениями научно-образовательной программы университета. Основные виды деятельности научно-образовательных комплексов таковы.

В области интеграции вуза в мировое образовательное пространство:

- подготовка би- и полинациональ-ных магистерских программ;

- создание электронных учебников и модулей творческими коллективами с участием зарубежных партнеров;

- участие в международных научных, научно-образовательных проектах;

- обучение иностранных магистров и аспирантов.

Инновационные образовательные:

- подготовка магистров-практиков, магистров-исследователей, кандидатов и докторов наук;

- освоение новых информационных технологий в области образования, включая дистанционное образование и виртуальные научно-производственные среды;

- получение опережающей профессиональной компетенции в производственных центрах коллективного пользования с использованием высоких технологий и интеллектуальных продуктов;

- освоение магистрантами и аспирантами современных подходов к получению знаний, умений и навыков;

- осуществление профессиональных методов тестирования и контроля на соответствие требованиям, предъявляемым работодателем.

Научно-исследовательские:

- проведение НИР, ОКР и создание опытных образцов продукции и технологий;

- маркетинг рынка продукции и технологий;

- анализ и оценка потенциально применимых продуктов и технологий;

- формирование новых научных направлений и научно-педагогических коллективов.

Научно-производственные:

- создание высокотехнологичной производственной базы на основе экспериментальных участков с уникальными технологиями и интеллектуальными продуктами для изготовления макетных, опытных и предсерийных образцов продукции;

- коммерческое и некоммерческое партнерство с ведущими научно-исследовательскими организациями и предприятиями региона.

В инновационной системе (включающей промышленные предприятия, вузы, академические институты и др.) научно-образовательные комплексы -это центры создания новых научных направлений, подготовки высококва-

лифицированных специалистов и наукоемкой продукции и технологий.

Такая структурная организация способствует решению проблемы оптимального расходования финансовых средств на инновационное развитие вуза, подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Приоритетные направления научной деятельности

ИжГТУ ведет научную работу в следующих сферах деятельности: фундаментальные исследования; ориентированные фундаментальные исследования; прикладные исследования; инновационная деятельность.

При выполнении НИР в области фундаментальной науки университетсотруд-ничает с РАН через совместные структуры - вузовско-академические отделы и учебно-научные и научно-образовательные центры: ВАО «Физико-химия и механика полимеров»; ВАО «Методы испытаний технических машин»; УНЦ «Зубчатые передачи и редукторостроение»; НОЦ «Химическая физика и мезоско-пия»; НОЦ «Газоструйные импульсные системы».

В настоящее время в сфере фундаментальных исследований государственную финансовую поддержку получили следующие проекты ИжГТУ:

-«Математические модели прогнозирования процессов в регулируемых тепловых двигателях с учетом стохастического характера условий работы» (руководитель - д. ф.-м. н., профессор, зав. кафедрой А.В. Алиев);

- «Разработка теории и методов расчета для совершенствования функционирования теплоэнергетических устройств и систем» (руководитель -к.т.н., доцент, зав. кафедрой О.И. Варфоломеева);

- «Исследование теплофизических свойств и разработка титановых спла-

вов повышенного качества» (руководитель - д. ф.-м. н., профессор, зав. кафедрой Л.Д. Загребин);

- «Исследование основных законо-

мерностей распространения акустических волн в протяженных объектах и их взаимодействие с дефектами» (руководитель - д.т.н., профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.В. Недзвецкая).

Приоритетом в научной деятельности являются фундаментальные ориентированные исследования, ожидаемые результаты которых в ближайшей перспективе планируется развивать в области прикладных НИОКР.

К наиболее значимым проектам в этой сфере относятся:

- «Разработка научных основ расчета, проектирования и конструирования гибридных энергосиловых установок (ГЭСУ) транспортных машин и создание экспериментального образца городского автомобиля особо малого класса (квадрицикла) с ГЭСУ» (руководитель - д.т.н., профессор В.А. Умняш-кин);

- «Автоматический морфологический анализатор древнерусского языка» (руководитель - д.ф.н., профессор В.А. Баранов);

- «Экспериментальные исследования структуры многослойных покрытий с применением наносистем, развитие методов высокоскоростной обработки керамических материалов и натурального камня» (руководитель -к.т.н. А.И. Абрамов).

Данные проекты выполняются в рамках международных и федеральных целевых программ.

В сфере прикладных исследований перспективными являются более 80 проектов и разработок по заказам предприятий и фирм России, выполняемых в рамках хоздоговоров НИР.

В качестве примера можно привести проект по созданию конкурентоспособного инфракрасного газового на-

гревателя (ИКНГ). Руководитель работ - д.т.н., профессор Ю.О. Михайлов.

С учетом новых экономических условий в России (интеграция в мировую экономическую систему, конкуренция за потребителей продуктов и услуг на внутреннем рынке) университет гибко перенастраивается на решение новых задач, что возможно благодаря новой системе инновационной деятельности.

Решение этих задач является основной предпосылкой для вхождения университета в создаваемые в России технико-внедренческие зоны. Совместно с одним из предприятий университетом подготовлен проект о создании особой технико-внедренческой зоны на территории Удмуртской Республики.

Реализация и внедрение ориентированных фундаментальных исследований и прикладных НИР осуществляется в технопарке «ИжРобо» по заказам предприятий, фирм и организаций.

Технопарк «ИжРобо» — приоритетное направление инновационной деятельности

Удмуртская Республика - крупный промышленный регион России с мощным инновационным потенциалом. Здесь сконцентрированы ведущие предприятия различных отраслей промышленности. Научно-исследовательский потенциал республики, и в частности Ижевска, представлен академической и вузовской наукой, создающей интеллектуальную собственность во взаимодействии с промышленными компаниями и фирмами.

В связи с этим именно здесь в настоящее время при взаимодействии региональных и федеральных властей ведутся работы, призванные поддержать деятельность технопарка «ИжРобо», который будет интегрировать все инновационные составляющие региональной экономики. Технопарк создан

на платформе ИжГТУ, который доставляет базовую инфраструктуру, удовлетворяющую требованиям техниковнедренческого парка в федеральном формате.

Соглашением с администрацией УР университет позиционирован как координатор этого направления и является центром формирования территории инновационного развития в нашем крае. С этой целью на базе университета создано управление по инновационной работе, которое будет выполнять в технопарке роль интеллектуального ядра формирования инновационных проектов.

Технопарк развивается в соответствии с федеральным законодательством и является составной частью национальной инновационной системы. Он собирает и концентрирует различных резидентов, которые обеспечивают, с одной стороны, диверсификацию важнейших отраслей промышленности Удмуртской Республики (машиностроения, электротехнической промышленности, приборостроения и др.); с другой - полноразмерную реализацию инфраструктуры, обеспечивающей инновационный цикл и управление им.

Подчеркнем, что деятельность технопарка напрямую ориентирована на устойчивых потребителей региона и одновременно на решение задач импортозамещения.

Среди постоянных заказчиков следует отметить предприятия УР и РФ: Чайковский завод газовой аппаратуры - филиал ОАО «Газмаш», ОАО «Не-фАЗ» (Нефтекамск), ФГУП «Воткинс-кий завод» (Воткинск), ФГУП «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил), ОАО «Че-пецкий механический завод» (Глазов), ОАО «Сарапульский радиозавод» (Сарапул), оАо «ИЭМЗ «Купол» (Ижевск), ОАО «Аксион-Холдинг» (Ижевск).

Республиканская политика в области интеллектуальной собственности, которая строится с учетом единого инновационного пространства Удмуртской Республики, основывается на принципах поддержки наиболее важных, приоритетных технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности региональной экономики.

Создание механизма коммерциализации результатов научно-технической деятельности на базе технопарка и вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот обеспечат существенный рост поступления дополнительных финансовых средств в республиканский бюджет, будут способствовать расширению инновационных процессов в регионе.

Направления деятельности технопарка определяются приоритетами инновационного развития Российской Федерации и региона, а также потенциалом отраслей промышленности, представленных в Удмуртской Республике.

В настоящее время технопарком сформирован ряд основных системообразующих проектов, в ходе реализации которых будут созданы следующие научные центры и опытные производства:

- центр коллективного пользования «Прогрессивные лазерные технологии» на базе ФГУП «Воткинский завод»;

- «Центр прогрессивных информационных технологий» коллективного пользования на базе ФГУП ПО «Уралвагонзавод»;

- опытно-промышленное производство торцевой раскатки с организацией поставки 4-6 наименований поковок на ОАО «НефАЗ»;

- опытно-промышленное производство редукторов для ОАО «НефАЗ»;

- инжиниринговый центр для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области машиностроения (КБ,

скб).

Международный трансфер технологий - одно из важнейших направлений деятельности технопарка. Технопарк обеспечивает механизм преференций, определенных российским законодательством, для зарубежных организаций и фирм. Для этого федеральным законом устанавливается действенный механизм налоговых льгот в соответствии с режимом свободной таможенной зоны. Например, иностранные товары размещаются и используются в пределах территории технопарка без уплаты таможенных пошлин и налогов; в свою очередь, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты экспортных таможенных пошлин. Имеются и другие важные льготы, в том числе налоговые, финансовые, административные. Наличие развитой инфраструктуры, активно нацеленной на работу с иностранными резидентами, обеспечивает развитый сервис и сопровождение всех этапов инновационного цикла в соответствии с общемировыми стандартами.

На Ученом совете университета регулярно обсуждается и анализируется наша инновационная деятельность, намечаются перспективные и ближайшие цели. Для того чтобы постоянно и твердо идти по инновационному пути развития, необходимы постоянные ассигнова-

ния на проведение научных исследований - как государственные, так и частные. Как показывает практика последних лет, университет не только получает стабильное финансирование, но и ежегодно наращивает его.

Технопарк ИжГТУ на новом инновационном этапе развития российской экономики выполняет роль провайдера инновационной идеи и технологий развития национальной экономической системы, в первую очередь - на уровне региональной составляющей инновационной экономики. Приоритетными направлениями в реализации данной миссии являются коммерциализация интеллектуальной собственности и трансферт технологий, обеспечивающие интеграцию университета в мировое образовательное и исследовательское пространство.

Коммерциализация инновационной деятельности через бизнес-инкубатор Первые бизнес-инкубаторы (БИ) у нас появились в середине 1990-х гг. Тогда же в ИжГТУ совместно с фондом поддержки малого предпринимательства УР был создан первый инновационный бизнес-инкубатор в регионе. В июне текущего года Федеральное

агентство по образованию объявило конкурс по отбору вузов для получения средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по созданию БИ для студентов, молодых ученых и аспирантов. ИжГТУ принял участие в конкурсе и вошел в число победителей. На сегодняшний день в вузе ведется активное строительство помещений БИ на 70 рабочих мест общей площадью 1128 кв. м.

Основные цели создания инновационного бизнес-инкубатора в университете:

- развитие инновационной деятельности студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей, творческих коллективов вузов республики, НИИ;

- создание дополнительных рабочих мест, в первую очередь - для выпускников вуза;

- оказание помощи в коммерциализации проектов, в создании субъектов малого предпринимательства (СМП), использующих в своей деятельности новые технические и технологические принципы, и выведение их на уровень конкурентоспособных;

- создание комфортных стартовых условий для начинающих свою деятельность СМП.

Для отбора достойных и наиболее интересных проектов БИ будет ежегодно проводить конкурс, победителям которого будут предоставлены комфортные условия для развития успешной деятельности.

После трехлетнего пребывания в БИ подготовленные к самостоятельной деятельности СМП покидают его. Им может быть предложена помощь по поиску производственных площадей вне вуза или на территории технопарка ИжГТУ.

Привлекательность и преимущества вузовского БИ определяются наличием университетских ресурсов и структур, таких как:

- научная библиотека, читальные залы, имеющие доступ к Интернет, что создает мощную информационную базу и является хорошей помощью в развитии деятельности СМП;

- профессорско-преподавательский состав, способный оперативно и качественно проводить консультации и обучение;

- центр патентно-информационных исследований, услуги которого могут быть предоставлены при защите интеллектуальной собственности;

- производственно-техническая база, позволяющая производить некоторый объем работ;

- ассоциация выпускников вуза, которая помогает решать вопросы по инвестированию достойных проектов и начинающих свою деятельность СМП;

- управление по международному сотрудничеству, опыт работы и география связей которого позволят в перспективе выйти на внешний рынок;

- студенческое кадровое агентство, занимающееся отбором достойных кандидатов на вакантные места в СМП.

Созданный в ИжГТУ инновационный бизнес-инкубатор позволит предприятиям малого бизнеса стать жизнеспособными, адаптированными к условиям внешней экономической среды, а СМП с их дополнительными рабочими местами и новыми технологиями, в свою очередь, смогут укрепить местную и национальную экономику.

Международная научная

и инновационная деятельность

ИжГТУ активно сотрудничает в области образования, научных исследований и академических обменов с зарубежными университетами и научноисследовательскими институтами.

Зарубежные вузовские ученые принимают участие в проводимых ИжГТУ

международных конференциях: «Информационные технологии в инновационных проектах», «Качество образования», «Прогрессивные передачи и трансмиссии».

В рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России» ученые университета сотрудничали с учеными из Словакии и Чехии в рамках работы над проектом «Международный научно-образовательный центр “Передачи и трансмиссии”».

Совместно с учеными университетов Словакии, Германии, Польши, Латвии и других стран представлен проект «Создание маневрового тепловоза с гибридной энергосиловой установкой, работающей на альтернативных видах топлива» по направлению «Экологически чистый транспорт» 6-й европейской рамочной научной программы (руководитель - к.т.н., доцент А.И. Абрамов).

Результаты научной деятельности ИжГТУ и европейских университетов реализованы в ряде реальных дипломных проектов, выполненных студентами университетов-партнеров по заказам предприятий.

Перспективными направлениями дальнейшего развития научного международного сотрудничества, на наш взгляд, являются: информационные технологии, индустрия наносистем и материалов, проблемы энергосбережения и экологии, современные приводы и трансмиссии.

Накопленный учеными ИжГТУ опыт взаимодействия с вузами-партнерами может быть использован для подготовки совместных проектов в рамках международных, российских и университетских научных программ. Среди важ-

нейших направлений международной деятельности университета:

- участие в международных программах: «7-я Рамочная программа ЕС» - для выполнения проекта «Создание наземных экологических транспортных средств»; 1ШАБ - для выполнения проекта по созданию высокоэффективных материалов для машиностроения с использованием нанотехнологий;

- развитие совместных научно-академических центров в области механических передач и трансмиссий;

- выполнение международного научно-технического проекта «Создание совместных учебных виртуальных лабораторий по перспективным направлениям подготовки магистров»;

- разработка комплекса программно-аппаратных средств для усовершенствования мехатронных комплексов при проведении исследований динамики современных технических систем;

- выполнение совместных дипломных проектов по заказам российских и зарубежных промышленных предприятий;

- привлечение студентов и аспирантов зарубежных вузов-партнеров к участию в конкурсе грантов имени первых профессоров Ижевского механического института В.П. Остроумова и Н.В. Воробьева.

Литература

1. Садовничий В.А. Университет XXI века: Размышления об университетском образовании. - М., 2006.

2. Абрамов И.В., Селетков С.Г. Ижевский государственный технический университет - открытый инновационный университет: Перспективная модель развития. - Ижевск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.