Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / регионы / интеграционные связи / сотрудничество / внешнеторговый оборот / экспорт / импорт / конкурентные преимущества / задачи / возможности / приоритетные направления / Eurasian Economic Union / regions / integration relations / cooperation / foreign trade turnover / export / import / competitive advantages / challenges / opportunities. priority directions
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС»

Якубова Э. Т.

гл.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического

развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, регионы, интеграционные связи, сотрудничество, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, конкурентные преимущества, задачи, возможности, приоритетные направления.

Keywords: Eurasian Economic Union, regions, integration relations, cooperation, foreign trade turnover, export, import, competitive advantages, challenges, opportunities. priority directions.

В условиях глобализации мировой экономики и усиления интеграционных процессов международное сотрудничество выступает как драйвер обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Укрепление экономических связей государств создает возможность свободного передвижения товаров и услуг, трудовых, инвестиционных и финансовых ресурсов, обмена передовым опытом и навыками, инновационных достижений и ноу-хау, а также взаимовыгодного решения глобальных проблем.

Для успешной реализации государственной и региональной политики Узбекистана, дальнейшего укрепления макроэкономической стабильности важным становится углубление международного экономического сотрудничества, продолжение проведения взвешенной политики внешних заимствований, эффективное использование привлеченных иностранных инвестиций1.

0 важности укрепления экономических интеграционных связей Узбекистана с зарубежными странами с учетом современных требований говорится в Послании Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева Олий Мажлису, посвященном приоритетным направлениям и задачам развития страны на 2020 год, а также на средне- и долгосрочную перспективу: «Мы продолжим начатую масштабную работу по усилению отвечающей нашим национальным интересам открытой, прагматичной и глубоко продуманной внешней политики. Расширим сотрудничество со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья»2. В этом послании глава государства подчеркнул целесообразность укрепления стратегического партнерства государства с финансовыми институтами, зарубежными странами с целью дальнейшего развития торгово-экономических и транспортно-логистических связей.

С учетом вышеизложенного в работе автором сделана попытка раскрыть сущность и значимость укрепления межрегионального сотрудничества Узбекистана со странами ЕАЭС на основе анализа основных показателей внешнеэкономической деятельности, оценки сравнительных преимуществ и возможностей, определения приоритетных направлений взаимовыгодного сотрудничества Узбекистана со странами ЕАЭС.

Узбекистан с численностью населения 34,4 млн. человек3 имеет индустриально-аграрную направленность экономики. В структуре ВВП доля промышленности, включая строительство, составляет порядка 36,4%, сельского хозяйства - 28,1%, услуг - 35,5%. Особенностью природно-экономического потенциала страны и ее регионов являются благоприятные климатические условия, богатые ресурсы сельскохозяйственной продукции, ускоренно развивающиеся перерабатывающее производство, лечебно-оздоровительные и курортные зоны, а также трудовые ресурсы.

Согласно статье 3 Закона Республики Узбекистана «О внешнеэкономической деятельности»4 под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность юридических и физических лиц Узбекистана, направленная на установление и развитие взаимовыгодных экономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также с международными организациями.

Внешнеэкономическая политика Узбекистана направлена на обеспечение качественных структурных изменений экспорта товаров и услуг, активизацию внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов, а также на широкое привлечение иностранного капитала.

Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ЕАЭС за последние 3 года увеличился в 1,5 раза и в 2019 г. составил 11 162,9 млн. долл. США (26,7% от общего объема внешнеторгового оборота Узбекистана). При этом на экспорт товаров и услуг приходится порядка 41,6% торгового оборота, на импорт - 58,4%.

1 Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. УП-4947 от 07.02.2017 г.

2 Послание Президента Ш. Мирзиеева Олий Мажлису. - http://uza.uz/ru/posts/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020

3 Данные Государственного комитета Республики Узбекистана по статистике на 06.11.2020 г. Официальный сайт Госкомстата РУз. - stat.uz

4 Закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности». №77-II от 26.05.2000 г. - https://lex.uz/acts/67238

В структуре торгового оборота Узбекистана со странами ЕАЭС ведущие позиции занимают Россия (59,7% торгового оборота в общем объеме внешнеторгового оборота со странами ЕАЭС, 54,5% - экспорта товаров и услуг) и Казахстан (29,9 и 30,0%, соответственно). Наряду с этим в последние годы отмечается углубление внешнеэкономического сотрудничества Узбекистана с Кыргызстаном, Арменией и Беларусью, о чем свидетельствует опережающий рост внешнеторгового оборота и экспорта товаров и услуг в эти страны (табл. 1).

Таблица 1

Показатели развития ВЭД Узбекистана со странами ЕАЭС за 2017-2019 гг., млн. долл. США

Наименование показателя Годы ЕАЭС в том числе по странам

Россия Казахстан Кыргызстан Армения Беларусь

Внешнеторговый оборот 2017 7340,2 4829,5 2069,8 255 3,6 182,4

2018 9402,0 5655,9 2919,6 402,8 5,2 418,5

2019 11 163,0 6669,6 3334,9 820,3 5,4 332,8

Экспорт товаров и услуг 2017 3400,0 2120,0 1071,6 179,6 1,4 27,4

2018 3783,2 2117,3 1352,2 269,7 2,7 41,3

2019 4646,2 2531,9 1392,9 669,6 2,8 48,9

Импорт товаров и услуг 2017 3940,3 2709,5 998,2 75,4 2,2 155,0

2018 5618,7 3538,6 1567,4 133,1 2,5 377,2

2019 6516,8 4137,7 1942 150,7 2,5 283,9

Рост внешнеторгового оборота, % 2017-2019 152,1 138,1 161,1 321,7 148,4 182,5

в том числе:

экспорта товаров и услуг, % 136,7 119,4 130,0 372,8 206,8 178,4

импорта товаров и услуг, % 165,4 152,7 194,6 199,9 112,4 183,2

Анализ отраслевой структуры экспорта товаров и услуг показывает, что Узбекистан обладает рядом сравнительных преимуществ в производстве и экспорте местных товаров и услуг. Среди них можно отметить машины и оборудование, продовольственные товары, химические продукты (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Беларусь), металлы цветные и черные (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь), а также энергоносители и нефтепродукты (Россия, Казахстан) (табл. 2). Наряду с этим, страны Евразийского экономического союза являются основными поставщиками металлов, энергоносителей, продовольственных товаров и прочей продукции в Узбекистан.

Таблица 2

Сравнительные преимущества экспорта товаров и услуг Узбекистана в развитии внешнеторгового оборота со странами Евразийского экономического союза (на основе коэффициента специализации1)

Наименование товарной группы Россия Казахстан Кыргызстан Армения Беларусь

Экспорт товаров и услуг

хлопок-волокно 0,017 0,273

химические продукты и изделия из нее 1,376 1,699 1,426 0,487 0,826

цветные металлы 0,437 0,645 0,232 1,191

черные металлы 0,066 2,550 1,174

энергоносители и нефтепродукты 2,507 2,172 0,096 0,0002

машины и оборудование 1,296 4,213 1,531 11,114 2,723

продовольственные товары 0,894 2,479 5,720 3,765 2,614

услуги 0,924 0,498 0,180 0,212 0,467

прочие 0,614 0,251 0,753 0,814 1,229

Импорт товаров и услуг

химические продукты и изделия из нее 0,810 0,305 0,299 6,062 0,582

цветные металлы 2,197 2,625 1,122 0,021 0,080

черные металлы 2,461 2,525 1,774 0,039 0,241

энергоносители и нефтепродукты 2,259 1,962 5,563 0,145

машины и оборудование 0,521 0,068 0,164 0,138 1,545

продовольственные товары 1,476 4,447 0,344 1,480 1,726

услуги 0,395 0,169 0,297 0,007 0,152

прочие 1,669 2,129 3,695 0,173 0,576

Возрастающий интерес Узбекистана к укреплению международного сотрудничества со странами ЕАЭС обусловлен возможностями дальнейшей диверсификации экспорта товаров и услуг и выход на новые рынки сбыта; привлечения иностранных инвестиций, современных технологий, высококвалифицированных кадров в развитие местного производства и инфраструктуры; решения вопросов трудовых мигрантов и пр.

В настоящее время Узбекистан планирует получить статус государства-наблюдателя при ЕАЭС. На заседании Совета Евразийской экономической комиссии 4 сентября 2020 года рассмотрен проект решения Высшего Евразийско-

1 Сравнительные преимущества Узбекистана рассчитаны на основе коэффициента специализации экспорта товаров и услуг по товарным группам. При этом значение коэффициента равное или выше единицы указывает на наличие специализации экспорта той или иной товарной группы.

го экономического совета по вопросу о предоставлении Узбекистану статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС1. Для Узбекистана такая возможность будет способствовать:

- накоплению опыта и знаний в области международного сотрудничества, повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики страны;

- созданию благоприятных условий жизнедеятельности в отдаленных сельских и приграничных территориях на основе организации свободных производственных и торговых зон;

- установлению и поддержанию регулярных контактов по вопросам развития торгово-экономического взаимодействия, таможенного и санитарного регулирования ;

- выходу местной продукции на внешние рынки, в частности, в страны ЕАЭС, созданию собственного бренда на местную продукцию, организации торговых домов и центров в странах ЕАЭС и пр.

Таким образом, дальнейшее сотрудничество Узбекистана со странами ЕАЭС в средне- и долгосрочной перспективе будет заключаться в следующем:

- формирование единой транспортно-логистической инфраструктуры, организация международных форумов и конференций по различным направлениям социально-экономического развития;

- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

- решение вопросов развития человеческого капитала, инвестиций в повышение уровня и качества жизни людей, в сферу образования и здравоохранения, а также подготовки кадров;

- создание совместных исследовательских центров на базе региональных вузов (на примере России и Казахстана - совместная разработка новой технологии по снижению энергоемкости производств Уральского федерального университета с партнерами из Казахстана);

- внедрение особого таможенного режима «Зеленого коридора», на территории которого будет осуществляться наиболее активная производственная и торговая деятельность между предприятиями.

В целом, для устойчивого социально-экономического развития Узбекистана и его административно-территориальных структур (регионов, городов, районов), а также повышения конкурентоспособности территорий необходима разработка и реализация согласованной международной политики, включающей цели, задачи и основные направления расширения взаимовыгодного сотрудничества в различных отраслях и секторах экономики.

1 http://docs.cntd.ru/document/565718956

2

Что дает статус наблюдателя в ЕАЭС?

- https://kun.uz/ru/news/2020/03/07/chto-dayet-status-nablyudatelya-v-yeaes 296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.