Научная статья на тему 'Приоритетные направления иностранного инвестирования для аграрного сектора экономики в условиях вступления России в ВТО'

Приоритетные направления иностранного инвестирования для аграрного сектора экономики в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левин В. С., Левина Т. Н., Советова Н. С.

Наиболее серьезное негативное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей оказывают правила ВТО в аграрном секторе экономики. Однако это не является препятствием для иностранных инвесторов, напротив, открывает новые рынки. Авторами оцениваются предпочтения иностранных инвесторов в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления иностранного инвестирования для аграрного сектора экономики в условиях вступления России в ВТО»

35 (338) - 2013

Инновациииинвесшиции

УДК 338.001.36

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

В. С. ЛЕВИН,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита E-mail: vslеvin@mail.ru

Т. Н. ЛЕВИНА,

соискатель кафедры финансов и кредита E-mail: tnlevina78@mail.ru

Н. С. СОВЕТОВА,

соискатель кафедры финансов и кредита E-mail: n-sovetova@mail.ru Оренбургский государственный аграрный университет

Наиболее серьезное негативное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей оказывают правила ВТО в аграрном секторе экономики. Однако это не является препятствием для иностранных инвесторов, напротив, открывает новые рынки. Авторами оцениваются предпочтения иностранных инвесторов в новых условиях.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, аграрный сектор, сельское хозяйство, инвестиционная привлекательность, рейтинг, регион.

Пока нет однозначного ответа на вопрос, закончился мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г., или нет? С одной стороны, динамика некоторых макроэкономических показателей свидетельствует о признаках восстановления экономики. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики, объемы иностранных инвестиций неуклонно росли

и в 2012 г. составили 154,6 млрд против 114,7 млрд долл. в 2010 г., в том числе и по типам инвестиций в соответствии с методологией МВФ: прямым, портфельным и прочим (см. таблицу).

С другой стороны, по мнению многих зарубежных и отечественных экономистов, темпы экономического роста в России замедлились и в 2013 г. не превысят 2,5 %. Неудовлетворительный деловой климат по-прежнему является препятствием для привлечения инвестиций, диверсификации и достижения более высокого роста. Официальные органы рассматривают улучшение инвестиционного климата в качестве приоритетной задачи, однако эта работа идет с переменным успехом. Вступление России в ВТО в 2012 г. стало важным шагом на пути дальнейшей интеграции страны в мировую экономику и оказания поддержки реформам [2].

Давая собственный ответ на поставленный вопрос, авторы опираются на известные в эко-

32

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

Объем и структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в Российскую Федерацию в 2010-2012 гг., по типам

2010 2011 2012 2012 к 2010

Вид инвестиций Млрд % Млрд % Млрд % Млрд %

долл. долл. долл. долл.

Всего инвестиций 114,7 100 190,6 100 154,6 100 39,9 0

В том числе:

- прямые 13,8 12,1 18,4 9,7 18,7 12,1 4,9 0

- портфельные 1,1 0,9 0,8 0,4 1,8 1,2 0,1 0,3

- прочие 99,8 87,0 171,4 89,9 134,1 86,7 34,3 -0,3

Источник: [6].

номической теории категории инвестиционного мультипликатора и акселератора, в соответствии с которыми темпы роста инвестиций более гибко реагируют на проявления кризисных явлений по сравнению с темпами роста ВВП. В том случае, когда темпы роста ВВП замедляются, инвестиции начинают сокращаться еще с большей скоростью. А при наметившемся росте темпов ВВП инвестиции возрастают быстрее.

Опираясь на данные ОЭСР о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) [11] и придерживаясь логики о взаимосвязи темпов роста инвестиций и ВВП, можно сделать вывод о том, что в российской экономике кризисные явления полностью не преодолены. Судя по тому, что кризисный 2008 г. с точки зрения ПИИ был самым удачным, а затем происходило существенное сокращение как входящих, так и исходящих потоков ПИИ, причем отток превышал приток инвестиций, не следует ждать

80 000 -

70 000 -

60 000 -

50 000 -

40 000 -

30 000 -

20 000 -

10 000 -0 -

Динамика прямых иностранных инвестиций в экономике России за 1994-2012 гг., млн долл.

существенного экономического роста в ближайшей перспективе (см. рисунок).

Как изменятся при этом приоритеты иностранных инвесторов? Какие отрасли и регионы национальной экономики будут более привлекательными для них, еще предстоит выяснить. Безусловным позитивным моментом, способствующим росту иностранных инвестиций, является вступление России в ВТО. Исследование инвестиционной привлекательности России, проведенное компанией «Эрнст энд Янг» в 2012 г., установило, что подавляющее большинство респондентов видят наибольший потенциал для привлечения иностранных инвестиций в течение следующих двух лет в добывающих отраслях. По мнению 39 % инвесторов, основная доля ПИИ поступит в горнодобывающую и нефтегазовую промышленность. На второе место по инвестиционной привлекательности инвесторы поставили информационно-коммуникационные

1994

1996

1998

2000

2002 Входящие

2004 2006 I Исходящие

2008

2010

2012

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

зз

технологии - 20 %, за которыми следуют ТЭК -18%, сельское хозяйство - 13 %, производство потребительских товаров - 13 % и автомобильная промышленность - 11 % [7, С. 42].

В мае - июне 2012 г. была проведена серия интервью для обсуждения мнений авторитетных представителей российских деловых и научных кругов, а также государственных органов. В состав участников исследования вошли руководители компаний из Западной Европы (39 %), Северной Европы (18 %), Центральной и Восточной Европы (7 %), Ближнего Востока (2 %), Северной Америки (20 %), Азии (14 %).

Из числа компаний, участвовавших в исследовании, 65 % (135 из 208) ведут бизнес в России. Группа компаний - участниц исследования представляет все модели организации бизнеса и все сектора, что необходимо для получения экспертного мнения по различным международным стратегиям. В группу вошли малые и средние предприятия, международные корпорации, промышленные компании и поставщики услуг.

В рамках исследования было представлено пять ключевых секторов. Компании, участвовавшие в исследовании, представляли следующие основные сектора экономики Европы и мира:

- промышленность, автомобильная отрасль, энергетика;

- профессиональные услуги частным и корпоративным клиентам;

- сектор потребительских товаров;

- химическая и фармацевтическая промышленность;

- сектор высоких технологий, телекоммуникационная инфраструктура и оборудование [7, С. 45]. Вступление России в ВТО, по мнению опрошенных, окажет благоприятное воздействие на развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства. Членство в ВТО создаст дополнительные стимулы к увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции. Это привлечет в данные отрасли стратегических инвесторов, а также снизит тарифы, открывая новые возможности для тех иностранных компаний, которым высокие тарифы мешали выйти на российский рынок. Правительство Российской Федерации также принимает меры для стимулирования инвестиций в производство зерна: отменен запрет на его экспорт, готовится приватизация государственной компании по торговле зерном.

Сложно разделить оптимизм иностранных инвесторов относительно инвестиционной привлека-

тельности российского сельского хозяйства в полной мере. Основываясь на данных источников [8, 9], осуществим анализ структуры инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности, типам инвестиций в соответствии с методологией МВФ, крупнейшим странам-инвесторам и регионам России за 2010-2012 гг. Проведенный анализ позволил сделать определенные выводы.

Анализ структуры инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности свидетельствует о снижении доли иностранных инвестиций по разделу «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» с 0,5 до 0,3 %. Вполне очевидно, что эта доля слишком мала, да и сложившаяся динамика не предвещает быстрых позитивных сдвигов по данному виду деятельности. Следует обратить внимание, что за этот же период резко возросла доля иностранных инвестиций по разделу «финансовая деятельность» (с 3,2 до 45,6 %), одновременно существенно сократилась доля по разделам «оптовая и розничная торговля» (с 27,8 до 12,8 %) и «транспорт и связь» (с 16,8 до 3,1 %) [9].

Вполне очевидно, что для экономики современной России и ее аграрного сектора более предпочтительными являются ПИИ. Однако складывающаяся структура иностранных инвестиций по типам за анализируемый временной интервал говорит об усиливающейся зависимости от зарубежных кредитных ресурсов, так как прочие иностранные инвестиции в основном поступают в виде торговых и других кредитов. Эта зависимость отражает объективную реальность, которая заключается в том, что брать зарубежные кредиты выгоднее из-за более низких процентных ставок и более длительных сроков, которые могут предложить иностранные кредитные организации. Этот вывод можно подтвердить и анализом перечня стран, являющихся лидерами по объемам привлекаемых иностранных инвестиций. Так, впервые за последние годы лидером стала Швейцария (48,2 %), известная своей либеральной банковской системой. Кипр долгие годы сохраняет свои лидирующие позиции (10,6 %), известный как страна-офшор, и является репатриантом иностранных инвестиций - генерирует финансовые потоки, ранее выведенные из-под российского налогового контроля, а ныне возвращающиеся в Россию под видом иностранных инвестиций. Нидерланды, Великобритания и Германия - традиционно крупные иностранные инвесторы в российскую экономику [9].

Если проанализировать, в какие российские регионы направлялись иностранные инвестиции

34

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

в последние годы, то неудивительным станет факт укрепляющегося лидерства Москвы, доля которой за анализируемый период увеличилась с 50,4 до 64,6 %. Среди других регионов можно назвать Тюменскую, Сахалинскую, Московскую, Свердловскую и Челябинскую области, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и Пермский край. К сожалению, нельзя назвать эти регионы лидерами по развитию сельскохозяйственного производства [8, С. 948-951].

Проведенный анализ позволяет заключить, что на первый взгляд позитивная динамика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в последние годы говорит о весьма высоком уровне их концентрации не только в отраслевом разрезе, но и в территориальном, в то время как целые отрасли экономики и регионы обделены вниманием иностранных инвесторов [3, 4].

В аналитическом обзоре [1] указаны отрасли и регионы, которые получат наибольшие преимущества от вступления в ВТО и роль иностранных инвестиций в этом процессе. В частности отмечается, что увеличение объема ПИИ является ключевым механизмом, способным дать российской экономике необходимый импульс для развития при вступлении в ВТО. А это в свою очередь означает, что масштаб положительных изменений будет зависеть от того, сможет ли Россия успешно провести внутренние реформы по улучшению бизнес-климата в стране. Это должно стать одной из ключевых целей. Опыт стран, присоединившихся к ВТО в течение последних 20 лет, указывает на взаимосвязь успешного развития страны после вступления и притока в нее ПИИ. Иностранный инвестор не только осуществляет капиталовложения, но и внедряет новые технологии, которые позволяют отечественным производителям выйти на зарубежные рынки. При достаточно высоком уровне оплаты труда в России ее дальнейшее успешное развитие может происходить только за счет тех отраслей, в которых она не конкурирует с китайскими производителями. К этим отраслям, безусловно, нужно отнести и сельскохозяйственное производство, отечественную перерабатывающую промышленность. При альтернативе российский потребитель предпочтет продукцию местного производства, а не импортную.

С точки зрения издержек на труд российские предприятия могут конкурировать с производителями развитых стран, но для этого необходимы соответствующие технологии. Включение российских

предприятий в производственные цепочки международных компаний должно стать первым шагом на этом пути. Для этого Россия и российские регионы должны быть привлекательными для инвесторов. Работа в данном направлении включает снижение административных барьеров, реформирование российской судебной системы, предоставление гарантии защиты прав собственности и контрактов, борьбу с коррупцией, развитие инфраструктуры, осуществление инвестиций в современную систему профессионального образования.

Чтобы повысить привлекательность России для иностранных инвесторов, необходимо сосредоточить внимание на нескольких важных направлениях.

Во-первых, нужно улучшать и развивать институты, чтобы в России было проще вести бизнес. К сожалению, пока ситуация в этом отношении оставляет желать лучшего. В рейтингах Всемирного банка, например, таких как Doing Business, оценивающих условия ведения бизнеса и предпринимательскую деятельность, Россия практически по всем показателям располагается во второй половине списка. Так, в рейтинге «Ведение бизнеса 2013» Россия занимает 112-е место из 185 стран мира, в то время как соседний Казахстан - 49-е место, имея схожую структуру экономики и входя наряду с Белоруссией (58-е место) в единое экономическое пространство [10].

Во-вторых, необходимо сделать Россию удобным местом для размещения в ней некоторых частей производственного процесса. Торговые потоки в XXI в. тесно связаны с инвестиционными потоками. Прямые иностранные инвестиции в значительной степени являются вертикальными: они направлены на международное распределение продукции в вертикальной производственной цепочке. Чтобы вклиниться в такую цепочку и стать привлекательной страной для инвестиций в производство компонентов, Россия должна значительно улучшить деловой климат, в том числе повысить прозрачность законов и облегчить прохождение торговых потоков через свои границы.

Чтобы повысить привлекательность аграрного сектора экономики для иностранных инвесторов в условиях вступления России в ВТО, необходимо учитывать угрозы в инвестиционном развитии российских регионов [5]. К ним можно отнести неоднородность распределения инвестиций по регионам и видам экономической деятельности, методологические проблемы объективного количественного отра-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

35

жения инвестиционной деятельности в отраслевом разрезе, слабость системы страхования сельскохозяйственных рисков и ограниченность источников финансирования инвестиционной деятельности.

Говоря о неоднородности распределения иностранных инвестиций, следует отметить, что по сравнению с отечественными инвестициями она имеет более ярко выраженный характер - затраты капитального характера осуществляются главным образом в высокоприбыльные и быстро окупаемые инвестиционные проекты, реализуемые в регионах и видах экономической деятельности с высокой степенью их инвестиционной привлекательности. Так, по результатам ранее проведенных исследований [3-5] было установлено, что 10 % регионов Российской Федерации привлекают более 90 % всех поступающих в страну иностранных инвестиций, в то время как некоторые регионы с депрессивным характером протекания инвестиционных процессов вообще обделены вниманием иностранных инвесторов (например, большинство регионов СевероКавказского федерального округа).

Вполне очевидным является факт, объясняющий тесную корреляционную связь между уровнем развития отраслевых кластеров и инвестиционной активностью регионов, что приводит к неравномерности социально-экономического развития субъектов Федерации. В связи с этим вполне очевидно, что большая часть инвестиций сегодня концентрируется на отдельных эффективных направлениях и видах деятельности (отраслевых направлениях), что отражается в официальной статистической отчетности.

Как известно, в 2003-2004 гг. в практику работы статистических органов был внедрен общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) вместо общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), который изменил представление об отраслевой структуре инвестиций и позволил определить масштабы вновь появившихся на рынке видов экономической деятельности. Так, вид деятельности «добыча полезных ископаемых» можно сравнить с высококонцентрированным рынком, где значительный объем инвестиций приходится на ограниченное количество регионов в отличие от вида деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», который характеризуется слабой концентрацией с более равномерным распределением инвестиций и примерно равными долями в регионах Российской Федерации [3, 4].

Подобные диспропорции в развитых экономиках оцениваются как недопустимое увеличение уровня монополизации, требуют вмешательства со стороны государства по регулированию высококонцентрированных рынков и ограничению деятельности монополистов. По мнению авторов, подобного рода меры должны использоваться применительно к инвестиционной деятельности в условиях вступления в ВТО.

В связи с этим кластерный подход, к которому прибегают разработчики различного рода стратегий, должен учитывать степень концентрации новых видов деятельности и возникающих рынков, чтобы не пришлось прибегать к ограничительным действиям со стороны регулирующих органов, например Федеральной антимонопольной службы.

Изменение отраслевого классификатора в практике статистического учета породило различного рода проблемы методического и методологического характера. Традиционные отрасли, существовавшие еще в плановой экономике, не получают ныне информационного подкрепления, следовательно, не могут использоваться при долгосрочном стратегическом планировании. Все реже используется и само понятие «отрасль», хотя в научных целях применение данного термина не ограничено. Так, сельское хозяйство рассматривалось раньше непременно в системе АПК как его центральное звено с множеством технологических, экономических и организационных связей с другими сферами и отраслями экономики. Теперь разорваны все эти связи, т. е. в организационном единстве его в природе не существует. Теперь сельское хозяйство в ОКВЭД объединено с охотой и лесным хозяйством. Да и об АПК можно говорить лишь условно, потому что ранее действовавшие предприятия «Сельхозтехника», «Сельхозхимия», «Сельэнерго», «Сельстрой» и другие организации, обеспечивающие и обслуживающие сельскохозяйственное производство, объединенные под названием АПК, уже не существуют.

Несомненно, что новые стандарты статистической отчетности, ориентированные на международную практику учета, в той или иной степени затрагивают отраслевые связи сельского хозяйства с другими отраслями и видами экономической деятельности. Например, вид деятельности «обрабатывающие производства» включает производство пищевых продуктов, машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве и др. Однако эти данные разрознены, что не позволяет получить целостной картины

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

и учесть их при стратегическом планировании развития регионов Российской Федерации.

Инвестиционную активность в аграрном секторе экономики сдерживает чрезвычайно слабый уровень страхования сельскохозяйственных рисков. Как известно, любой инвестор заинтересован в предупреждении и сокращении инвестиционных рисков. Чем выше риски, тем выше предполагаемая доходность. Однако следует констатировать, что сельскохозяйственные риски страхуются избирательно или вовсе не страхуются. В настоящее время субсидируется из федерального и региональных бюджетов лишь часть затрат на сельскохозяйственное страхование с государственной финансовой поддержкой, но пока только в растениеводстве. По данным ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, лишь четверть посевных площадей охвачена данным видом страхования.

Анализ информации об инвестиционных проектах, которые предполагается реализовать в Оренбургской области, а также структура производства сельскохозяйственной продукции свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе основное внимание будет уделяться инвестициям в производство и переработку животноводческой продукции. Этот факт не вполне соответствует логике приведенных рассуждений об отсутствии страхования сельскохозяйственных рисков в животноводстве. Поэтому данные инвестиции следует признать высокорискованными, что не может гарантировать полной реализации подобных проектов.

Можно говорить об отсутствии системы комплексной страховой защиты сельских товаропроизводителей, даже несмотря на то, что был принят Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который должен был создать дополнительные стимулы для региональных властей, страховых компаний и сельских товаропроизводителей к более активной работе в этом направлении.

Все это, безусловно, ограничивает инвестиционную привлекательность отрасли, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Вместе с тем по правилам ВТО страхование относится к мерам «зеленой» корзины, так как напрямую не влияет на ценообразование сельскохозяйственной

продукции и не ущемляет интересов конкурентов. Это обстоятельство должно стимулировать развитие страхования сельскохозяйственных рисков, увеличивать охват посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных.

До настоящего времени не устранены серьезные ограничения по расширению источников финансирования инвестиционной деятельности для сельских товаропроизводителей. Условия кредитования и налогообложения лишь условно можно считать льготными, затруднен также выход на международные товарные рынки для отечественных экспортеров.

Считается, что условия налогообложения и кредитования являются льготными для сельских товаропроизводителей. В Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, обнуляющие ставку налога на прибыль до 2012 г., если организация не перешла на единый сельскохозяйственный налог. Программой антикризисных мер Правительства РФ в рамках поддержки сельского хозяйства были приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России по кредитам для предприятий, занимающихся мясным и молочным животноводством.

Вместе с тем этих мер недостаточно для привлечения дополнительных инвестиций. Собственные источники средств весьма ограничены, а привлеченные источники недоступны. Наиболее доступным привлеченным источником финансирования инвестиционной деятельности для сельских товаропроизводителей является лизинг, который в некоторой степени не менее обременителен, чем инвестиционное кредитование.

Инструменты фондового рынка не для всех сельскохозяйственных предприятий являются доступными. Так, выпускать акции и размещать облигационные займы могут лишь крупные агропромышленные формирования и корпоративные структуры, мелким сельским товаропроизводителям этот источник привлечения инвестиционных ресурсов практически недоступен.

Отечественный рынок зерновых фьючерсов, который зародился в апреле 2008 г., находится в начальной стадии своего развития и пока не способен привлечь крупных инвестиций, носит спекулятивный характер и практически недоступен для непрофессиональных участников биржи.

Ограничен выход на международные товарные рынки для отечественных сельских товаропроизводителей, что затрудняет реализацию уже произведенных товаров, значит, сокращает возможности для инвести-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР*?жг(Ъ4

37

рования. Наиболее важным экспортным товаром российского сельскохозяйственного рынка в последние пять лет стала продовольственная пшеница. Несмотря на то, что урожайность пшеницы в России в разы меньше, чем в Европе или в Америке, вопрос интенсификации производства зерна для увеличения нашего экспорта не актуален, так как даже в урожайные годы остается нерешенным вопрос качества зерна.

Если мы решим повышать не количество, а качество пшеницы и будем инвестировать в технологии выращивания зерна, то получим более дорогой продукт, а значит, сильно сузим географию сбыта (основные наши покупатели - бедные страны) и вступим в конкуренцию с другими производителями, поставляющими на рынок более качественное зерно, - Германией, Канадой, США. Конкурировать с этими странами за счет неценовых факторов будет крайне сложно, так как мы проигрываем в инфраструктуре экспорта, которая включает стабильность поставок, качество логистических услуг, лучшие платежные условия и пр.

Наличие перечисленных угроз формирует представление об одном из элементов проводимого SWOT-анализа и влияет на продовольственную безопасность страны. Необходима реализация мер государственного регулирования как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях для преодоления:

- низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;

- недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;

- ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов, с другой;

- недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;

- дефицита квалифицированных кадров;

- различий в уровне жизни городского и сельского населения;

- искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

Решение обозначенных проблем, безусловно, будет способствовать повышению инвестиционной активности в аграрном секторе экономики, повысит его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов в новых условиях функционирования экономики, во многом определяемых нормами ВТО.

Список литературы

1. ВТОрична для России? // Эрнст энд Янг. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/WTO-Russia-April-2012/$FILE/WTO-Russia-April-2012.pdf

2. Заключительное заявление миссии МВФ по итогам консультации 2013 г. в соответствии со ст. IV от 17.06.2013 // Международный Валютный Фонд. URL: http://www. imf. org/external/russian/np/ ms/2013/061713r pdf.

3. Левин В. С. Региональная и отраслевая концентрация инвестиций в основной капитал // Финансы и кредит. 2006. № 16. С. 17-20.

4. Левин В. С., Афанасьев В. Н., Левина Т. Н. Методология статистического исследования инвестиций в основной капитал: пространственно-временной аспект: монография. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2010.

5. Левин В. С., Левина Т.Н., Советова Н. С. Угрозы инвестиционного развития агропромышленного региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 9. С. 2-8.

6. Поступление иностранных инвестиций по типам // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/ business/invest/in_inv1.htm.

7. Потенциал роста. Исследование инвестиционной привлекательности России, 2012 г. // Эрнст энд Янг: URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ RAS_2012_RUS/$FILE/RAS_2012_RUS.pdf.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012.

9.Федеральный план статистических работ // Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): URL: http://www. fedstat. ru/indicators/start. do.

10. Doing business 2013: Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. URL: http://www. doingbusiness. org/~/media/GIAWB/ Doing %20Business/Documents/Annual-Reports/ English/DB13-full-report. pdf.

11. FDI series from 1990 to Q4 2012 // OECD. URL: http://www.oecd.org/investment/statistics. htm.

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РЪЯ it ЪР/ГКЖЪХА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.