Научная статья на тему 'Приоритетные направления государственной политики в сфере высшего образования США'

Приоритетные направления государственной политики в сфере высшего образования США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / STATE POLICY / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенкова Наталья Николаевна

В статье отмечается, что начало XXI в. ознаменовано беспрецедентным спросом на образование в мире, и в США в частности. Растет осознание его решающего значения для социально-культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором новое поколение должно будет овладевать новыми навыками, знаниями и идеями. Процесс интернационализации высшего образования, общность тех вызовов, с которыми приходится сталкиваться образовательным системам в различных странах мира, создают предпосылки и возможности для заимствования наиболее успешного зарубежного опыта образовательной политики с учетом национальных особенностей и традиций развития образования. Ряд нововведений, которые получают все большее распространение, обязан своим существованием конкретным национальным образовательным системам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority Directions of the state Policy in the Sphere of Higher Education in the USA

The beginning of XXI century is marked by unprecedented demand for education in the world, and in the USA, in particular. Comprehension of its crucial importance for welfare and economic development and creation of the future where the new generation should seize new skills, knowledge and ideas grows. Process of internationalization of higher education, a generality of those calls with educational systems worldwide are necessary to collide to, create preconditions and opportunities to loan the most successful foreign experience of educational policy in view of national features and traditions of the educational development. A number of innovations which receive the increasing distribution are obliged by the existence to definite national educational systems.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления государственной политики в сфере высшего образования США»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США

Н.Н. Денисенкова

Кафедра иностранных языков Смоленский филиал Московский государственный университет путей сообщения ул. Беляева, 45, Смоленск, Россия, 214012

В статье отмечается, что начало XXI в. ознаменовано беспрецедентным спросом на образование в мире, и в США в частности. Растет осознание его решающего значения для социальнокультурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором новое поколение должно будет овладевать новыми навыками, знаниями и идеями. Процесс интернационализации высшего образования, общность тех вызовов, с которыми приходится сталкиваться образовательным системам в различных странах мира, создают предпосылки и возможности для заимствования наиболее успешного зарубежного опыта образовательной политики с учетом национальных особенностей и традиций развития образования. Ряд нововведений, которые получают все большее распространение, обязан своим существованием конкретным национальным образовательным системам.

Ключевые слова: государственная политика, высшее образование, образовательная система.

На рубеже ХХ и XXI вв. Президенты США от обеих правящих партий — республиканской и демократической — регулярно в своих программных выступлениях касаются вопросов образовательной политики, оценивая настоящее страны и перспективы развития общества. Так, президент-демократ Б. Клинтон в своем Послании Конгрессу США от 2000 г. [4. С. 4—6] на первое место поставил раздел «Возможности и ответственность в области образования», в котором достаточно четко определил приоритеты образовательной политики, среди которых:

— осуществление революции XXI в. в области образования, руководствуясь убеждением в способности каждого ребенка к обучению;

— увеличение инвестиций в образование при эффективном контроле над расходами на него;

— поддержка позитивно зарекомендовавших себя проектов и программ в сфере образования и отказ в такой поддержке неэффективным;

— увеличение числа т.н. «чартерных школ» (спецшколы, созданные по этническому или религиозному признаку);

— обеспечение всех учебных заведений связью с Интернетом;

— обеспечение всеобщей доступности обучения в колледже.

В своем Послании Конгрессу США от 2002 г. президент-республиканец Дж. Буш [4. С. 77] образовательные перспективы общества увязал с реформой системы образования для того, чтобы «...ни один ребенок не остался за бортом». При этом Дж. Буш подчеркнул важность программы для совершенствования образовательной политики, которая предусматривала, что «...дети обязательно научатся чему-то, пройдя через систему государственного образования». Предусмат-

ривалось принятие действенных мер по улучшению навыков чтения: «...мы будем работать с властями штатов и местными властями, фокусируя внимание на образовательных программах с упором на развитие навыков чтения».

Вновь избранный президент-демократ Б. Обама в книге, вышедшей в США еще в 2004 г., отнес сложившуюся американскую систему образования к «национальным непреходящим ценностям» [3. С. 67—68]. Во время избирательной президентской кампании 2008 г. кандидат в президенты от Демократической партии Барак Обама заявлял, что он сделает высшее образование доступным для всех. Кроме того, кандидат в президенты Б. Обама обещал, что будет добиваться предоставления займов на высшее образование от федерального правительства. При этом он указал, что для получения налоговой скидки нужно будет выполнить определенные условия, в частности, отработать 100 часов на общественных работах [8. Р. 373, 411].

Высшее образование занимает приоритетное место в государственной политике Соединенных Штатов наравне с обороной. Роль некоторых университетов в региональном экономическом развитии еще больше усилилась [8. С. 97]. В высшую школу хлынул мощный поток государственных средств, который необходимо было контролировать.

В последние годы рост американских расходов на научные и научно-технические программы превысил аналогичные показатели Западной Европы и Японии [9]. Значительные инвестиции в науку и научно-исследовательские разработки не могли не принести своих плодов. В пользу американского научного лидерства в мире свидетельствуют статистические данные: США остаются страной с самым высоким числом изобретателей.

Одна из важных тенденций формирования образовательной политики — это попытка предоставить гражданам США за счет так называемого «образования в течение всей жизни» равные возможности в сфере занятости (1) [6. С. 37—38].

В США разработана теория человеческого капитала, в которой поставлена задача осмысления проблем формирования и воспроизводства рабочей силы, в более широком контексте — роли и значения созидательных способностей человека, а также его вклад в экономический рост. Над теорией человеческого капитала работали многие выдающиеся американские экономисты, в частности Т. Шульц, Г. Беккер, Д. Минцер, Л. Туроу, Д. Кендрик. Именно они впервые поставили вопрос о роли инвестиций в человеческий капитал, доказывая особую важность образования для экономического роста и развития. В целом человеческий капитал в работах авторов этой концепции трактуется как совокупность полученных людьми знаний, навыков, квалификации, их физической готовности к труду, т.е. состояния здоровья, а также совокупность разного рода мотиваций. Во многом благодаря этой теории в США начиная с середины XX в. вложение в образование и подготовку кадров, затраты на здравоохранение перестали рассматриваться как неизбежные издержки в процессе общественного производства, а стали трактоваться как важнейшие инвестиции в будущее развитие [7. С. 29].

Одна из главных задач государственной политики в области образования Соединенных Штатов сформулирована как воспроизводство человека-личности,

«совместимого» с функционирующими разнообразными отношениями американского общества. Неслучайно одной из целей образовательных процессов в США является не только усвоение знаний, но и формирование у индивида целостной осознанной картины мира и общества, «впитывание» особенностей американской культуры, формирование особого менталитета и определенных ориентаций (ценностных, политических и др.), выработка способов взаимодействия с другими людьми [1. С. 28].

Как утверждает исследователь Э.Ю. Каверина, в начале XXI в. в государственной политике Соединенных Штатов определились три основные направления в решении проблемы доступности высшего образования. Во-первых, это развитие и совершенствование системы займов, во-вторых, создание оптимальной системы субсидий и, в-третьих, развитие системы помощи в получении образования для находящихся в неблагоприятном положении (уязвимых) категорий населения, к которым в США относятся лица с ограниченными физическими возможностями, расово-этнические меньшинства и малообеспеченные семьи [2. С. 73].

Правительство Соединенных Штатов ежегодно определяет повестку государственной образовательной политики. Оно формулирует и обозначает новые направления и программы, сокращение или завершение действующих программ, изменение объемов ассигнований на те или иные направления. Направления и государственные образовательные программы, в которые не вносятся какие-либо изменения и дополнения, считаются пролонгированными и продолжают действовать [5. С. 332—334].

Среди государственных программ в области образования необходимо выделить такие, которые охватывают одновременно и среднюю, и высшую школу. Они малочисленны, но особенно важны, поскольку производят двойной эффект. Например, программа «прощения» займов учителям (Teacher Loan Forgiveness). Дело в том, что в США одной из причин низкого качества среднего образования считается низкий уровень преподавания и недостаток учителей, особенно в школах, где обучаются дети из малообеспеченных семей. Правительство США решает данную проблему путем привлечения выпускников вузов к работе в качестве учителей, за что им «прощаются» определенные суммы займов. В результате одновременно решается проблема качества среднего образования и доступности высшей школы [2. С. 77].

Президент Дж. Буш во время своей первой администрации объявил среднее образование основным приоритетом государственной политики наравне с национальной обороной. Именно он выдвинул план реформирования системы среднего образования под лозунгом «Равные возможности для всех детей» (No Child Left Behind), целью которого, как и прежде, было повышение качества средней школы. В области высшего образования были запланированы меры по расширению доступности высшей школы, дифференцированному подходу к расходам студентов, увеличению финансирования этнических вузов. Вектор политики в области образования был обозначен как «социальный». Были определены основные приоритеты в области среднего образования. В области высшего образования, с од-

ной стороны, во многом продолжилась образовательная политика предыдущей администрации, а с другой — воплотилась в жизнь часть обещаний президента, касающаяся изменений в расходах студентов.

Становление современной системы образования в США началось в первой половине XX столетия и продолжается до сих пор. Фактически ее реформирование совпало с началом глобализации и формированием в США постиндустриального общества. В этот период достаточно сильно увеличилось количество высших учебных заведений, а в политической повестке дня была поставлена задача обеспечения доступности высшего образования и реализации т.н. «образования в течение всей жизни». Кроме того, были значительно изменены законодательные основы образовательной политики и финансирование всей системы образования.

В США федеральная власть не имеет определяющего и тем более прямого влияния на систему образования, так как забота о ней возложена на власти штатов. В каждом из них, соответственно, создается целая система органов, обеспечивающих на практике проведение в жизнь общих для всех страны политических установок.

Таким образом, США убедительно демонстрируют, что образование и профессиональная подготовка, «инвестиции в человека», играют решающую роль в обеспечении конкурентных преимуществ США как в рамках национальной, так и мировой экономики. Американская образовательная система — один из очагов модернизации в образовании: именно в ней сформировались и были впервые апробированы такие атрибуты современной высшей школы, как кредитная система, юридически закрепленная институциональная автономия университетов, общественная и профессиональная аккредитация вузов.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Считается, что равные возможности обусловлены двумя факторами: равными возможностями в профессиональном образовании и объективной возможностью конкурировать на рынке труда. Первый фактор обеспечивается в США через государственную, полную или частичную поддержку программ профессионального обучения в целях предоставления равных возможностей в подготовке к карьере независимо от достатка семьи.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Демченко В.И. Формирование и эволюция концепции политической социализации в американской политологии: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. — Саратов, 2006.

[2] Каверина Э.Ю. Политика США в сфере высшего образования // США. Канада: экономика — политика — культура. — 2008. — № 3.

[3] Обама Б. Дерзость надежды: мысли о возрождении американской мечты / Пер. с англ. Т. Камышниковой, А. Митрофанова. — СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008.

[4] Послание Президента США Билла Клинтона Конгрессу США от 2000 г. «О положении страны» / Неофиц. пер. с англ. ИТАР-ТАСС. — М.: Издание Государственной Думы РФ, 2000.

[5] Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. К 150-летию со дня рождения Г.В. Плеханова: Монография / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. — М.: РЭА, 2006.

[6] Смакотин А.С., Сорвиров Б.В., Четвериков В.М. Образовательные инновации в зарубежных странах и опыт России. — М.: Интеграция, 2007.

[7] Супян В.Б. Наука и образование в США: главные приоритеты развития в «экономике знаний» // США. Канада: экономика — политика — культура. — 2007. — № 6.

[8] Шоув К. Экономическое развитие регионов как функция американских университетов // США. Канада: экономика — политика — культура. — 2008. — № 3.

[9] http://www.voanews.com/russian/2008-06-15-voa9.cfm

PRIORITY DIRECTIONS OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION IN THE USA

N.N. Denisenkova

The Department of Foreign Languages Smolensk branch Moscow state university of Railway engineering Belyaeva str., 45, Smolensk, Russia, 214012

The beginning of XXI century is marked by unprecedented demand for education in the world, and in the USA, in particular. Comprehension of its crucial importance for welfare and economic development and creation of the future where the new generation should seize new skills, knowledge and ideas grows. Process of internationalization of higher education, a generality of those calls with educational systems worldwide are necessary to collide to, create preconditions and opportunities to loan the most successful foreign experience of educational policy in view of national features and traditions of the educational development. A number of innovations which receive the increasing distribution are obliged by the existence to definite national educational systems.

Key words: state policy, higher education, educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.