ПРИОРИТЕТНЫЕ КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Д.К. Павлов, студент, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический
университет» e-mail: [email protected]
Н.Н. Ярыгин, проф., ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический
университет», e-mail: [email protected]
В статье проанализированы пути и способы приоритетной социальной мобильности молодежи, учащейся в вузах г. Калининграда
социальная мобильность, социальный статус, каналы социальной мобильности, калининградские студенты
Ключевой термин данного исследования можно определить следующим образом: «Социальная мобильность - изменение социального статуса, т. е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации» [1, с. 948]. Подобные перемещения по вертикали характеризуются более высоким - социальное восхождение - или более низким - социальное нисхождение -уровнем дохода, престижа и приобщенности к власти. Такие переходы обозначаются как вертикальная социальная мобильность. Кроме вертикальной существует горизонтальная социальная мобильность, не затрагивающая обозначенные критерии социального положения индивида. Имеются каналы («лифты»), при помощи которых индивиды реализуют подобные перемещения. Детальное исследование каналов мобильности провел выдающийся российский и американский социолог П. А. Сорокин. Он назвал их каналами вертикальной циркуляции.
Молодежь является наиболее активной и мобильной социальной группой, что связано с получением профессионального образования, выбора работы и жизненного пути. В современном динамичном мире это представляет довольно трудную задачу. В наиболее продвинутых в экономическом отношении странах с последней четверти прошлого века формируется постиндустриальное общество. Особенность его состоит в том, что в экономике начинает преобладать сфера услуг, промышленное производство уходит на второй план. Данная тенденция требует от работающих постоянного повышения своей квалификации, от выпускников учебных заведений - практических навыков, готовности осваивать новые горизонты.
Выход на рынок труда для молодых людей уже сам по себе связан с изменением их положения: переходом от статуса несовершеннолетнего к статусу взрослого, приобретением новых прав и обязанностей. Изменение социального статуса определяется прежде всего дальнейшим перемещением молодого человека на рынке труда или внутри одной организации. При этом молодежь в первую очередь сталкивается с ситуацией экономической нестабильности. Работающему населению современной России приходится приспосабливаться к быстро меняющимся экономическим условиям в сфере занятости, адаптироваться к новым условиям работы, искать каналы карьерного роста. Для современных молодых людей выход на рынок труда сегодня связан с размытыми представлениями о том, как можно выстраивать собственную карьеру и по каким критериям
оценивать собственные достижения. Другими словами, построение карьерных планов и тем самым планов социальной мобильности оказывается сложным уже в самом начале трудового пути в связи с отсутствием четких критериев и понятных перспектив.
Поэтому актуальным является изучение представлений различных групп молодежи о возможных путях их самореализации, достижении определенного положения в обществе -изучение так называемых каналов мобильности. Целью данной работы является исследование приоритетных каналов мобильности учащейся молодежи г. Калининграда. В связи с этим возникает необходимость проверить следующую гипотезу: является ли образование приоритетным каналом социальной мобильности учащейся молодежи Калининграда. В данной работе представлены результаты социологического исследования представлений студенческой молодежи о перспективах их дальнейшего социального роста, о возможностях и путях занятия более высокого социального статуса.
«Генеральную совокупность составляют все единицы определенного в программе объекта» [2, с. 103]. В нашем исследовании генеральной совокупностью будет общее количество калининградских студентов, что составляет около 20 тыс. учащихся дневной формы обучения КГТУ и БФУ имени И. Канта. В качестве основного способа получения первичных данных определен анкетный интернет-опрос. Выборочная совокупность, т. е. часть генеральной совокупности, которая непосредственно изучалась, - это 78 студентов. Респонденты отобраны методом доступной выборки, предполагающей минимальные затраты [3, с. 193]. В нашем случае опрашивались представители генеральной совокупности, пожелавшие ответить на вопросы анкеты, выборка вполне однородна, результаты исследования обоснованны. Опрос проводился на платформе GOOGLE - документы в разделе «Опросы», анкета разослана в группы в социальной сети «ВКонтакте» калининградских вузов: КГТУ, БФУ имени И. Канта и др. Анкетные вопросы подобраны так, чтобы получить от респондентов следующие их характеристики: половозрастной состав, социальный статус, отношение к способам его изменения. Возрастной состав респондентов был обеспечен целевой рассылкой анкет в адрес респондентов определенного возраста -молодежь до 25 лет.
После анкетного опроса были получены количественные и качественные данные, характеризующие предпочтения калининградских студентов в вопросах изменения своего социального статуса.
Результаты анкетирования представлены ниже.
1. Характеристика респондентов (рис.1 и 2).
Рисунок 1 - Ответы на вопрос «Ваш пол?» (78 ответов)
Ф Выше среднего Щ Среднее I Ф Ниже среднего
1
Рисунок 2 - Ответы на вопрос «Как вы оцениваете свое материальное положение?» (78 ответов)
Первая часть анкеты позволяет нам составить представление о респондентах. Глядя на результаты, мы можем сделать вывод о том, что участники анкетирования с материальной стороны относят себя к среднему классу.
2. Отношение к своему социальному статусу (рис. 3).
• Да
# Нет
Рисунок 3 - Ответы на вопрос «Хотели бы Вы изменить свой социальный статус?» (78 ответов)
Результаты этой части анкеты с учетом результатов первой ее части дают основание утверждать, что большинство опрошенных - это социально активная молодежь, которая критически относится к оценке своего социального положения и готова действовать, чтобы его улучшить.
3. Пути и способы изменения своего социального статуса - каналы мобильности (рис.
4-8).
Если внимательно проанализировать результаты третьего раздела анкеты, то можно сделать следующие выводы:
1. Большинство респондентов связывают свое будущее с профессиональной деятельностью - для них актуальны поиск наиболее престижной профессии и желание добиваться продвижения по карьерной лестнице. Треть отдают предпочтение вступлению в брак - видимо, это связано с тем, что более 60% опрошенных - девушки, создание семьи для которых по сравнению с мужчинами является более важной частью жизни. Однако многие из них не отказываются от возможностей карьерного роста.
2. Основным направлением деятельности по изменению своего социального положения участники опроса считают рост своего личного потенциала - в первую очередь за счет повышения уровня образования - 80% и развития своих профессиональных знаний и навыков.
3. Информация о территориальной мобильности респондентов довольно неоднозначна. Единственное, что можно сказать определенно, так это то, что достаточно большое количество респондентов (41% однозначно ответивших и какая-то часть из тех, кто указал, что затрудняется ответить) не собираются покидать нашу страну и видят перспективы для своего благополучия именно в России.
Рисунок 4 - Ответы на вопрос «Что, по вашему мнению, поможет Вам сменить социальный статус?»
(1 - не поможет; 5 - является самым важным)
Рисунок 5 - Ответы на вопрос «Насколько каждый из факторов является важным для Вас для достижения успеха в жизни?» (1 - неважен; 5 - является определяющим)
смена учеоного заведения на более высок. . Смена рода деятельности (профессии) Вступление в политическую партию Карьерный рост
Вступление в Срак Служба в армии (других ведомственных ст Вступление в религиозную органпзашп переезд в др страну Начать работать
18(23,1 %)
24(30,8%)
-3(3,8 %)
29 %)
2 (2,6 %) - 3 (3,8 %) 1 (1.3 %) I 1(1.3%)
0 10 20 30 40 50
Рисунок 6 - Ответы на вопрос «Укажите события, которые могу повысить ваш социальный статус в течение ближайших лет» (78 ответов)
Рисунок 7 - Ответы на вопрос «Собираетесь ли Вы повышать свой уровень образования в дальнейшем?» (78 ответов)
# В родном регионе
# В другом регионе (городе) России В другой стране
ф Затрудняют ответить
Рисунок 8 - Ответы на вопрос «Где бы Вы хотели реализовать свои возможности?» (78 ответов)
Таким образом, мы видим, что образование играет существенную, ключевую роль в планах молодых людей, стремящихся достичь успеха в профессиональной деятельности и благополучия в жизни. Следовательно, исходная гипотеза о приоритетности образования в социальной мобильности молодежи нашла подтверждение с помощью данного исследования. Полученные в ходе опроса данные и сделанные на их основе выводы позволяют лучше понять современных студентов, их потребности в социальной адаптации и возможности активного участия в жизни современного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Терещенко, О. В. Социальная мобильность / О. В. Терещенко, С. В. Сивуха // Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Книжный дом, 2010. - 1312 с.
2. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2009. -567 с.
3. Терещенко, О. В. Выборка доступная / О. В. Терещенко, С. В. Сивуха // Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Книжный дом, 2010. - 1312 с.
THE PRIORITY CHANNELS OF SOCIAL MOBILITY OF THE KALININGRAD YOUTH
D. Pavlov, student, Kaliningrad State Technical University, e-mail: [email protected]
N. Jarygin, professor, Kaliningrad State Technical University, e-mail: [email protected]
The article analyzes the ways and means of priority social mobility of young people studying in the Universities of Kaliningrad
social mobility, social status, channels of social mobility, Kaliningrad students