Научная статья на тему 'Доходная часть потребительского бюджета калининградских студентов'

Доходная часть потребительского бюджета калининградских студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / КАЛИНИНГРАДСКИЕ СТУДЕНТЫ / СONSUMER BUDGET / CONSUMPTION / KALININGRAD STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хорева Ю.С., Ярыгин Н.Н.

В статье анализируется доходная часть потребительского бюджета калининградских студентов. Объектом исследования явились калининградские студенты дневной формы обучения. Полученные результаты говорят о том, что большая часть респондентов имеет в качестве дохода помощь родителей. Второй по значимости источник дохода опрошенных собственный заработок, на третьем месте стипендия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVENUES OF THE CONSUMER BUDGET OF THE KALININGRAD STUDENTS

The article analyzes the revenue part of the consumer budget of Kaliningrad students. The object of the study was Kaliningrad full-time students. The results show that the majority of the respondents have parental support as income. The second most important source of income of respondents is their own earnings, in third place a scholarship.

Текст научной работы на тему «Доходная часть потребительского бюджета калининградских студентов»

УДК 378:316.334.2 (470.26) (06)

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА КАЛИНИНГРАДСКИХ СТУДЕНТОВ

Ю. С. Хорева, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», 310197@mail.ru Н. Н. Ярыгин, профессор КГТУ, yaryginn@mail.ru

В статье анализируется доходная часть потребительского бюджета калининградских студентов. Объектом исследования явились калининградские студенты дневной формы обучения. Полученные результаты говорят о том, что большая часть респондентов имеет в качестве дохода помощь родителей. Второй по значимости источник дохода опрошенных -собственный заработок, на третьем месте - стипендия.

потребительский бюджет, потребление, калининградские студенты

Потребление является важной частью жизни любого человека, который постоянно нуждается в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей. Особой группой потребителей является студенческая молодёжь. С одной стороны, студенты ориентируются на инновации, склонны к новаторству и даже экспериментам, обладают большим потребительским потенциалом. С другой стороны, большинство из них не имеют своих самостоятельных доходов и во многом зависят от родителей в материальном плане. Студенты составляют значительную часть населения нашей страны, обладают своей субкультурой, системой ценностей и различных мотиваций, своими особенностями поведения. Специфика данной группы определяет и процессы потребления в студенческой среде. Экспресс-исследование этих особенностей может помочь в формировании социологического портрета представителей современного студенчества.

Целью данной работы является исследование доходной части потребительского бюджета калининградских студентов. Проблема заключена в том, что студенты заметно различаются по источникам дохода и способам его получения. Многие из них уже работают и обеспечивают себя сами, являются самостоятельными личностями и практически не зависят от поддержки родителей, для других родители являются главным источником дохода. В связи с этим возникают следующие вопросы: какие существуют источники пополнения студенческого бюджета? Как влияет на бюджет студента стипендия?

Ключевым понятием нашего исследования является понятие «потребительский бюджет семьи», так как практически каждый студент - это член семьи и довольно тесно связан с родителями в духовном и материальном плане. Семейный бюджет понимается как «таблица доходов и расходов семьи за определённый период времени, чаще всего за месяц и год» [1, с. 320]. Понятие «потребление» означает «использование продукта в процессе удовлетворения потребностей» [2].

В данной работе представлены результаты поискового социологического исследования доходной части потребительского бюджета студентов Калининграда. «Генеральную совокупность составляют все единицы определённого в программе объекта» [3, с. 103]. В нашем случае генеральной совокупностью является общее количество калининградских студентов - это около 20 тыс. учащихся дневной формы обучения КГТУ и БФУ им. И. Канта. В качестве главного и основного метода сбора данных применялись наблюдения за потребительским поведением и анкетный интернет-опрос. Выборочную

совокупность, т. е. часть генеральной совокупности, которая подлежала непосредственному изучению в процессе исследования, составляют 183 студента. Респонденты были выбраны методом доступной выборки, которая предполагает минимальные затраты [4, 193]. При доступной выборке опрашиваются любые представители генеральной совокупности, а при очень высокой степени её однородности, что можно отнести к нашему случаю, результаты исследования могут быть вполне приемлемы. Отбор осуществлялся по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборку. Опрос был проведён на платформе GOOGLE - документы в разделе «Опросы», разослан знакомым студентам, а так же в группы в социальной сети «ВКонтакте» калининградских ВУЗов: КГТУ, БФУ им. И. Канта и другие. Вопросы анкеты были подобраны так, чтобы получить от респондентов следующие их характеристики: половозрастной состав, социальный статус, место обучения, источники дохода.

Социологрч«с1м(й опрос, дм» объцм мстииы потробаияьсиш о бшджогя с'ул'мюа

О

пол

о

Вы!

<:1рд*иТ КГТУ с!гД*н! ЬФУ

орден! другою калининградского ВУЗа

О

О

О

У вас есть какие то иные доходы помимо стипендии7

Если вы получаете стипендию, то какое ее размер

(ООО 70Q0W*

2000 4000И4

5000 НООпФ

бон» УООО

да помгцц» род»*»/**

cofcüww» до«<дмрабог«1оц|»и ст>да**%»|

СОШЧЛ*иы« шшппмты СОШММИМИ« СТИП> 1ДЛ0 ППМПИ|> ДруГ|М poactmiHIWM пару—о а coUcmimimi am«

8 }

ОКАЛО 1000 куб .'ООО ЭОООщО ♦ООО ООООруб 5 МОО /ОООраО /ООО' ООООруО 10000 ТООООруО 5 70ООО 40000ру0

! боа» ftOOOO pf«

Рисунок 1 - Пример анкеты, которая использовалась в интернет-опросе

В итоге, после анкетированного опроса и наблюдений были получены количественные и качественные данные, характеризующие калининградских студентов как потребителей. Полученные в ходе опроса данные и сделанные на их основе выводы помогут лучше понять современных студентов, их потребности и возможности. В опросе участвовало примерно равное количество юношей и девушек.

Результаты анкетирования

ПОЛ

\ 1 /

Рисунок 2 - Половозрастная и социальная характеристика респондентов Большинство опрошенных являлись студентами КГТУ

Вы работаете'' 3

Вы получаете стипендию 4 >

Рисунок 3 - Трудовая деятельность

и

получение стипендии

Только треть из опрошенных работают.

Рисунок 4 - Размер получаемой стипендии

Получают стипендию чуть больше половины (50,5 %), причём у большинства её размер не превышает 4000 руб.

40 60

Рисунок 5 - Прочие доходы

Суммируем все названные источники материального обеспечения и долю студентов, указавших такой источник:

- помощь родителей;

- собственный заработок;

- социальные выплаты;

- стипендия;

- помощь других родственников;

- партнёр в собственной семье.

Полная сумма процентов составляет более 100 %, поскольку у каждого из опрошенных есть несколько источников дохода.

Рисунок 6 - Самый значимый доход

Стипендия

Около 15% от общего дохода

Рисунок 7 - Основные доходы

В итоге получается, что главной статьей дохода калининградских студентов является помощь родителей, 126 опрошенных из 183, участвовавших в исследовании, ответили, что имеют такую материальную поддержку. Заметно, что большинство студентов не теряют связи с родителями в материальном плане. Впрочем, в этой картине нет ничего нового, во все времена студенты рассчитывали на помощь родителей.

На втором месте по частоте упоминания находятся собственные заработки студентов. В среднем же работающий студент обеспечивает своим трудом около 60 % собственного потребления.

На третьем месте - стипендия - весьма распространённый источник дохода. Однако значение этого источника невелико в современной жизни, минимальная стипендия за хорошую учёбу в ВУЗах Калининграда варьирует от 1000 до 2000 руб., за отличную от 3000 до 5000 руб.

Прочие источники дохода не являются настолько частыми, чтобы стать значимым фактором формирования материального обеспечения потребностей хотя бы 10% студентов. Эти данные можно рассматривать только в совокупности с каким-либо основным источником дохода.

Ещё одна характеристика студенческого дохода, на которой необходимо остановить внимание, это его абсолютная величина в денежном выражении. Минимальная сумма месячного дохода составила около 3000 рублей у иногородней студентки одного из ВУЗов. Максимальным показателем стала сумма в 47000 рублей, которой располагает студент -калининградец. Однако это является экстремальными показателями.

Ваш общий месячный бюджет составляет 8

• около 2000 руб

• 2000- ЗОООруб

• 4000-5000руб

• 5000-7000руб

• 7000-10000руб

• 10000-2ООООруб

• 20000-4ООООруб

• более 50000 руб

Рисунок 8 - Общий месячный доход

У большинства калининградских студентов месячный доход составляет от 5 до

10 тыс. руб. Средняя же сумма студенческого дохода составила 8500 руб. в месяц, а прожиточный минимум в Калининградской области на сегодняшний день составляет около

11 тыс. руб. Следовательно, некоторые студенты располагают месячным доходом меньше прожиточного минимума. Если сравнивать с потребительской корзиной, то размер среднемесячного дохода студентов также не дотягивает до этого показателя.

При рассмотрении основных типов студентов-потребителей, выделенных по критерию преобладания в системе материального обеспечения, преобладают работающие студенты и студенты-«иждивенцы». Для работающих студентов зарплата является основным источником дохода. Включенность в сферу производства материальных благ или услуг также играет большую роль в формировании потребительского поведения студентов, так как это заметно изменяет структуру материального обеспечения потребностей и определяет её. Работающие студенты в среднем располагают несколько большими материальными возможностями, чем студенты, имеющие в качестве основных другие элементы системы материального обеспечения потребностей. В среднем размер дохода работающего студента в 1,5-2 раза больше размера дохода неработающего студента.

Для студентов-«иждивенцев» основным источником дохода является помощь родителей. К данному типу студентов относятся те участники исследования, которые более чем наполовину обеспечиваются родителями. Сюда можно отнести более половины участников исследования. Среди них большинство составляют неработающие студенты. Относительно половозрастных характеристик этой группы, то среди «иждивенцев» преобладают девушки. Также в данной группе больше студентов младших курсов, чем

старших. Ещё одной особенностью студентов-«иждивенцев» является весьма высокая обеспеченность семьи, и соответственно - отсутствие необходимости работать. Тесная связь с семьёй, воздействие её способствуют отказу студентов от самостоятельного обеспечения своих потребностей, совмещения работы и учёбы. Скорее всего, такое решение принимается под влиянием родителей, большинство которых считает получение качественного образования более приоритетным. Исследование показывает, что студенты-«иждивенцы» имеют меньше свободы в принятии потребительских решений, чем работающие студенты. Вполне можно предположить, что работающие студенты более самостоятельны и свободны в потребительском поведении в сравнении с неработающими. У работающих студентов преобладают свободные наличные деньги, которыми они могут рационально распоряжаться, у неработающих такие возможности сужены, они могут рассчитывать на помощь родителей в неденежной форме (домашнее питание). Зависимость неработающих студентов от семьи в целом снижает их социально-экономическую активность.

Таким образом, наше исследование показывает, что основным источником дохода у калининградских студентов является помощь родителей. Прочная материальная связь с родителями по достижению совершеннолетия является российской культурно-исторической традицией не только студенческой молодёжи, но и молодого поколения в целом. С одной стороны - это вполне положительный момент в плане получения полноценного качественного образования, обретения профессии, но с другой стороны - это замедляет процесс социализации, становление самостоятельной зрелой личности, ответственной за себя и свои поступки. К сожалению, возможности совмещения учёбы и работы в нашей стране весьма сужены, однако такие долгосрочные масштабные проекты сегодня вполне востребованы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 512 с.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Потребление.

3. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2009. -567 с.

4. Терещенко, О. В. Выборка доступная // Новейший социологический словарь / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Книжный дом, 2010. - 1312 с.

THE REVENUES OF THE CONSUMER BUDGET OF THE KALININGRAD STUDENTS

Y. Horeva, student KSTU, 310197@mail.ru N. Iarygin, professor of KSTU, yaryginn@mail.ru

The article analyzes the revenue part of the consumer budget of Kaliningrad students. The object of the study was Kaliningrad full-time students. The results show that the majority of the respondents have parental support as income. The second most important source of income of respondents is their own earnings, in third place - a scholarship.

consumer budget, consumption, Kaliningrad students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.