Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА'

ПРИОРИТЕТ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
847
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
агенты социализации / воспитание / права и обязанности родителей / права ребенка / преемственность поколений / семейное воспитание / семья / социализация / традиции / формирование личности ребенка.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матвиенко С. В.

В современном обществе все заметнее проявляется кризис семьи, вызванный легкомысленным отношением к данному социальному институту, его значению в формировании подрастающего поколения. Указанными обстоятельствами обуславливается актуальность настоящего исследования, в котором подчеркивается роль семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности на высоконравственных началах, включающих общепризнанные социальные нормы, морально-нравственные ценности, традиции, культуру своего народа и общества. В данной статье также подчеркивается, что семья является фундаментом для патриотического воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем отмечается, что у детей из неполных семей образ своего личного и профессионального будущего сильно деформирован, в связи с чем такие дети склонны к низкой самооценке, обладают слабым уровнем сформированности общекультурных компетенций, в том числе утрачивают мотивацию к саморазвитию, постановке целей перспективного характера. Автор статьи высказывает обеспокоенность педагогической запущенностью, излишней тревожностью и агрессивностью, составляющими череду негативных тенденций в траектории развития несовершеннолетних лиц в современное время. В контексте изложенного рассматриваются возможные пути решения этих и других проблем, приводящие к первоисточнику – семейному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-92-97 NIION: 2018-0076-1/23-15 MOSURED: 77/27-023-2023-1-15

МАТВИЕНКО Софья Васильевна,

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», (г. Санкт-Петербург), e-mail: [email protected]

ПРИОРИТЕТ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Аннотация. В современном обществе все заметнее проявляется кризис семьи, вызванный легкомысленным отношением к данному социальному институту, его значению в формировании подрастающего поколения. Указанными обстоятельствами обуславливается актуальность настоящего исследования, в котором подчеркивается роль семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности на высоконравственных началах, включающих общепризнанные социальные нормы, морально-нравственные ценности, традиции, культуру своего народа и общества. В данной статье также подчеркивается, что семья является фундаментом для патриотического воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем отмечается, что у детей из неполных семей образ своего личного и профессионального будущего сильно деформирован, в связи с чем такие дети склонны к низкой самооценке, обладают слабым уровнем сформированности общекультурных компетенций, в том числе утрачивают мотивацию к саморазвитию, постановке целей перспективного характера. Автор статьи высказывает обеспокоенность педагогической запущенностью, излишней тревожностью и агрессивностью, составляющими череду негативных тенденций в траектории развития несовершеннолетних лиц в современное время. В контексте изложенного рассматриваются возможные пути решения этих и других проблем, приводящие к первоисточнику - семейному воспитанию.

Ключевые слова: агенты социализации; воспитание; права и обязанности родителей; права ребенка; преемственность поколений; семейное воспитание; семья; социализация; традиции; формирование личности ребенка.

MATVIENKO Sofya Vasilievna,

senior lecturer of the Department of general educational disciplines of The North-West branch Russian State University of Justice

(St. Petersburg)

THE FAMILY PRIORITY IN THE CHILD EDUCATION

Annotation. In modern society, the crisis of the family is becoming more noticeable, caused by a frivolous attitude to this social institution, its importance in shaping the younger generation. These circumstances determine the relevance of this research, which emphasizes the role of the family, parents in the process of raising a child, the formation of his personality on highly moral principles, including generally recognized social norms, moral values, society traditions and culture. The article draws attention that the family is the foundation for the patriotic education of the younger generation. At the same time, it is noted that the image of personal and professional future by children from single-parent families is strongly deformed, and therefore such children are prone to low self-esteem, have a weak level of formation of general cultural competencies, including losing motivation for self-development, setting promising goals. The author expresses concern about pedagogical neglect, excessive anxiety and aggressiveness, which are a series of negative trends in the trajectory of the development of minors in modern times. In the context of the foregoing, possible ways of solving these and other problems are considered, leading to the primary source - family education.

Key words: agents of socialization; education; rights and obligations of parents; rights of the child; continuity of generations; family education; family; socialization; traditions; formation of the personality of the child.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Несмотря на многочисленные и динамичные изменения, произошедшие в жизни общества за последние несколько десятилетий, именно семья до сих пор остается одним из важнейших социальных институтов, определяющих будущность поколений.

Исключительную роль семьи в воспитании ребенка и становлении детской личности невозможно отрицать и подвергать сомнению. Воспитательная функция является доминирующей в структуре семейных обязанностей, и в этом заключается главное предназначение семьи [6, с. 130]. Соответствующий подход просматривается и в риторике российского законодателя, на конституционном уровне закрепившего за родителями право и одновременно непреложную обязанность по воспитанию детей [1]. Примечательно, что сразу в нескольких статьях Семейного кодекса Российской Федерации - профильного федерального закона, регулирующего рассматриваемые общественные отношения - право на воспитание детей закреплено за их родителями в приоритетном порядке по отношению ко всем другим агентам социализации [2].

Действительно, на данный момент не существует альтернативного социального института, который мог бы полностью заменить семью, а следовательно, в полном объеме взять на себя все ее функции, к которым относятся: социализация, первичный социальный контроль, эмоционально-психологическая, защитная и другие функции.

Целью настоящего исследования является анализ особенностей проявления и приоритетного значения семейного воспитания, заботы о благосостоянии и развитии детей, безусловной защиты прав и интересов несовершеннолетних, гуманного обращения с ними со стороны родителей. Стратегическая важность указанных направлений обуславливает актуальность исследуемой проблематики [3].

Задачи работы заключаются в стремлении детерминировать преимущества семейного воспитания, описать воспитательный потенциал современной российской семьи, выявить взаимосвязь между воспитанием в семье и в других социальных группах, интенсифицировать сознательные усилия семьи и общества по социализации подрастающего поколения.

Приоритет семейного воспитания закреплен в пункте 3 статьи 1 и конкретизирован в пункте 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, при совокупном толковании которых представляется возможным строго утвердительно говорить о предоставлении каждому ребенку права жить и воспитываться в семье, в социальной среде, наиболее подходящей для становле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ния его личности [2]. Логичным продолжением данных норм видятся задачи, сформулированные в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которых просматривается акцент на признании определяющей роли семьи и обеспечении поддержки семейного воспитания подрастающего и будущего поколений [3].

Семья - это один из первичных агентов социализации, ведь именно внутри семьи предпринимаются первые мероприятия по воспитанию будущего человека и гражданина, - ребенку «прививаются» определенные идеи, взгляды, установки, которые он может пронести через всю дальнейшую жизнь. Иными словами, родители являются своеобразным «проводником» для ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Роль семьи в воспитании ребенка чаще всего рассматривается относительно детского и подросткового возрастов, когда протекают основные этапы социализации и формирования личности ребенка, но даже в воспитании уже взрослых детей она не утрачивает своего значения.

Родители для ребенка являются главным образцом, а сам несовершеннолетний, в свою очередь, «впитывает» буквально все, что наблюдает и замечает у родителей. Это касается, прежде всего, социальных норм, морально-нравственных ценностей, традиций, культуры своего народа и общества. Кроме того, дети часто сравнивают себя со взрослыми, копируют их модели поведения, привычки, жестикуляцию, походку, манеру говорить. Ребенок учится самостоятельно мыслить, общаться, контролировать свои реакции и эмоции, входит во все виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, интеллектуальную, художественно-творческую. От интересов и ценностей старшего поколения, от того, какие отношения складываются в семье, зависит и то, каким вырастет ребенок. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости и другие социально важные сценарии [14, с. 251].

Так, дети чутко усваивают и во многом перенимают то, как родители общаются с другими людьми. Например, у мальчиков в будущем форма поведения с женщинами во многом зависит от отношения их отца к своей жене. Если в семье установились уважительные и доверительные между супругами отношения, муж относится к жене с заботой и вниманием, то такие же черты можно будет отследить у сына в будущем. Если же отношение мужа к жене презрительное, то и отношение сына будет соответствующим [10, с. 128].

Следует также пойти «от обратного» и обратить внимание на то, что изменить детские уста-

новки, перевоспитать «проблемного» ребенка очень сложно. В связи с этим деструктивный стиль отношений в семье обязательно повлияет на формирование личности ребенка, и общество еще долго будет расплачиваться за подобные ошибки в воспитании. Исследователи отмечают, что отношение родителей к детям и другим членам семьи служит образцом для новых семей. Для подавляющего большинства детей родители являются образцом поведения в отношении к труду и детям. В 70% случаев дети повторяют «семейный сценарий». Сильно влияет семья и на выбор профессии, специальности, места жительства. Достаточно распространены случаи, когда дети преемственно продолжают за родителями их род деятельности [13].

Как отмечается, семья является передающим звеном в системе преемственности поколений. Наличие или отсутствие каких-либо семейных традиций может оказать влияние на траектории семьи в сфере воспроизводства нового поколения [5, с. 75-76]. Именно при семейной поддержке передаются из поколения в поколение те духовные ценности, которые являются основополагающими для человеческой культуры. Например, семью можно причислять к элементному составу, определяющему фундамент для развития патриотических начал в системе духовно-нравственных установок молодежи [4]. В детском возрасте закладываются и основы гражданского поведения. По мнению специалистов, близкие и доверительные отношения в семье способствуют уменьшению чувства тревоги, появляющейся у ребенка в новых или стрессовых ситуациях, так как одна из основных функций семьи - обеспечение безопасности [6]. Довольно часто дети копируют способы преодоления стресса у своих родителей: если родители реагируют на нестандартные ситуации путем ухода от трудностей или неадекватной агрессии, то подобную реакцию возможно встретить и у их детей. Безусловно, через семью передаются и различные вредные привычки, отрицательные черты характера: алкоголизм, курение, употребление наркотических средств, «эмоциональная глухота». В 80% случаев подростки впервые употребляют спиртные напитки в семье [7]. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей может сделать ребенка агрессивным, заставляя его выражать эмоции не в кругу родных людей, а вне дома, в том числе и деструктивными способами. Так называемые «трудные дети», у которых возникают проблемы в учебе и поведении в коллективе, довольно часто воспитываются в семьях, где отношения между супругами неустойчивы.

Тревожное чувство ответственности вызывает тот факт, что специалисты, изучавшие разви-

тие детей, выросших вне семьи, пришли к выводу, что если до трех лет ребенок не получает родительской поддержки, внимания, материнской нежности и заботы, то в будущем его социальные навыки будут развиваться слабо или не будут развиты вообще. Помимо этого, в результате исследований выяснилось, что у детей, воспитывавшихся в детских домах, могли быть хорошо развиты навыки счета, письма, чтения, они умели ясно выражать свои мысли и применять знания, полученные на занятиях, но при этом весьма слабо проявляли фантазию и творческие способности, практически не умели рисовать и играть [7]. Неудивительно, что несправедливо обездоленные дети практически не доверяют людям, обществу и государству, так как перманентно переживают негативный опыт с раннего детства. Им сложно самостоятельно выстроить свой день и планировать дальнейшую жизнь, ведь в привычной им среде, - детском доме, действует строгое расписание, действия несовершеннолетних на постоянной основе контролируются воспитателями и педагогами.

Но вместе с тем чрезвычайная важность семьи как социального института и агента социализации предопределяет и большие риски, связанные с вероятностью допущения «роковых» ошибок в воспитании детей. Безусловно, воспитательные возможности семьи зависят от множества факторов, например: от типа семьи, готовности родителей к воспитанию, уровнем их культуры (в том числе педагогической), материальных и бытовых условий, характера взаимоотношений между родителями, их индивидуальных особенностей. Педагогическая запущенность, излишняя тревожность и агрессивность, неправильное формирование полоролевых стереотипов у детей и многие другие проблемы имеют свои корни именно в семье, где взрослые не уделяли должного внимания развитию ребенка, не создавали атмосферу любви и доверия, не оказывали психологической поддержки и защиты или ставили свои интересы выше интересов ребенка. При таких сценариях дети не получают той необходимой информации и того воспитательного воздействия, которые одновременно с этим усваивают его сверстники, растущие в благополучных семьях. Для устранения отрицательного влияния указанных негативных факторов родителям необходимо перейти на более зрелый уровень взаимоотношений: принимать супруга таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками; не ставить перед собой задачу обязательно переделать супруга «на свой лад»; искать и всевозможными способами укреплять сходство во взглядах и позициях, особенно по вопросам обучения совместно воспитываемых детей [9, с. 192].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

К сожалению, в последнее время появились новые негативные тенденции, связанные с институтом семьи.

1. Первая негативная тенденция: сокращение времени общения в семье. Родители и дети могут практически не общаться между собой, их разговоры ограничиваются приветствием и вопросами об успеваемости. Общение может заключаться только в кратких деловых распоряжениях, родители оказываются «не в теме», в результате чего точек соприкосновения с современными детьми становится все меньше [11, с. 10]. Подобное явление можно объяснить различными причинами, одна из них - неблагополучие взрослого сообщества, потеря жизненных ориентаций и ценностей, неоправданная занятость на работе. Кроме этого, подобное ухудшение отношений часто наблюдается, когда дети находятся в подростковом возрасте. Этот период наиболее сложен и противоречив для каждого ребенка. Это время физиологических и психологических изменений, когда подросток проходит через кризис личности, пытается отдалиться от родителей. Но несмотря на желание самостоятельности, подросток по-прежнему нуждается в поддержке со стороны семьи, родных ему людей и, не получая ее в достаточном объеме, может замкнуться в себе, поддаваться перепадам настроения, депрессивным мыслям и даже мыслям о суициде [12]. Даже в таком трудном возрасте необходим контакт между родителями и детьми.

2. Вторая тенденция связана с большим количеством неполных семей. По статистике Рос-стата, в 2020 году в Российской Федерации было заключено 7 410 441 браков, в то время как официально распалось 507 807 семей, - в это число, безусловно, входят и семьи с детьми [8]. Общеизвестно, что разводы происходят по разным причинам: разногласия между супругами, отсутствие общих интересов, супружеская неверность и другие обстоятельства. Нередко встречаются и неполные семьи, появившиеся в результате рождения ребенка незамужней женщиной вне брака. Неполные семьи часто имеют материальные трудности и ограниченные финансовые возможности, поскольку единственный родитель вынужден совмещать и работу, и воспитание детей. Безусловно, это сказывается на объективном и субъективном здоровье детей, их культурном и психологическом развитии.

3. Третья тенденция связана со случаями, когда один из родителей не участвует в жизни ребенка априори. Подобная ситуация сильно отражается на формировании личности детей. Психологи отмечают, что у детей из неполных семей образ семьи и своего будущего сильно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

деформирован [7]. Дети, воспитывавшиеся без одного из родителей, будут пытаться компенсировать его отсутствие. Так, девочки из неполных семей могут искать «защитника» в знакомых им мужчинах. Их могут привлекать партнеры гораздо старше, в которых они ищут отца, они могут вообще не доверять мужчинам и проецировать ненависть к отцу на них. Юноши же ориентируются на иные мужские образы и не стремятся создавать свои собственные семьи, - у них образ отца чаще всего окрашен отрицательно.

Усматривая эти и другие негативные тенденции, а также с целью выявления стереотипов в отношении молодых людей к членам семьи и жизни в семье, в рамках эмпирической части настоящего исследования было проведено социально-психологическое анкетирование. В качестве респондентов выступили обучающиеся факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, реализующего образовательные программы среднего профессионального образования. Таким образом, средний возраст респондентов составил 18-20 лет.

По результатам анкетирования обучающихся было выявлено, что для отсутствия проблем во взаимоотношениях с родителями, на их взгляд, необходимо чтобы родители:

- понимали детей (38% ответов);

- умели общаться с детьми (30% ответов);

- больше стремились к общению с детьми (32% ответов).

Кроме того, молодые люди считают, что для разрешения возникших проблем во взаимоотношениях с родителями, необходимо:

- «просто» поговорить (42% ответов);

- регулярно беседовать (39% ответов).

Молодые люди также считают, что:

- к возможным причинам конфликтов между ними и родителями можно причислить недопонимание (86% ответов);

- проблема со «стеной непонимания» должна решаться обоюдным стремлением к взаимопониманию (57% ответов);

- уважительное отношение к себе и родителям зависит от воспитания в семье (78% ответов).

Завершая основную часть исследования, хотелось бы также «защитить» приоритет семейного воспитания в своеобразном «споре» с другими агентами социализации - например, коллективом, средствами массовой информации.

Коллектив сверстников - это отдельный общественный институт воспитания. Тезис о том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив, в отече-

ственной педагогике и психологии долгое время был догмой, основу которой составляли труды выдающихся педагогов А.С. Макаренко, И.П. Иванова. Вместе с другими членами коллектива формируется психологическая общность каждого ребенка, возникает чувство «мы», - складываются общие ценности, усиливаются эмоциональные привязанности, появляется чувство персональной ответственности за товарищей и коллектив в целом [9, с. 59].

Вместе с тем, как представляется, сегодняшнее понятие коллектива перестало быть «абсолютом» в воспитании личности. Зачастую может оказаться и так, что ребенок с превосходящими коллектив способностями скатывается до его уровня или, что еще хуже, коллектив не принимает, а отвергает его. Как следствие, происходят процессы обезличивания и индивидуализации. Если члены коллектива и сохраняют свои отличия друг от друга, то это происходит не благодаря, а скорее вопреки влиянию на них коллектива.

Еще одним институтом воспитания, заслуживающим внимание, являются средства массовой информации. Несмотря на то, что в их арсенале используются лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, в настоящий век информационных технологий зачастую дети ощущают на себе пагубное влияние информации, предназначенной не для них. И, что характерно для любого общественного института воспитания, влияние средств массовой информации рассчитано в основном на «усредненный» тип личности, что опять же говорит об обезличенности воспитательного процесса.

Таким образом, представляется весьма обоснованным вывод о том, что семья была и остается чрезвычайно значимым социальным институтом. Помимо репродуктивной функции она в приоритетном порядке выполняет еще целый комплекс обязанностей, связанных с воспитанием будущего поколения. Роль семьи в воспитании ребенка невозможно отрицать.

На протяжении всей человеческой истории семья сохраняла свое огромное значение. Впрочем, как и все другие социальные институты, институт семьи развивается. В последние годы большинство семей - это нуклеарные семьи, состоящие только из родителей и детей; все больше становится эгалитарных семей, где все члены имеют равные права и обязанности. Но в любом случае именно семья должна быть местом спокойствия, создавать для всех ее членов чувство защищенности и комфорта, обеспечивать ребенку поддержку, в том числе психологическую и эмоциональную.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (с изм. на 04.10.2022) // Российская газета. 1993. № 237.

[2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

[3] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 23. Ст. 3357.

[4] Галынская Ю.С., Коростелева Н.А. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи по отношению к семье, родине и современному обществу // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 43-48.

[5] Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 73-76.

[6] Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 236 с.

[7] Пац Н.В., Редькин Д.А., Пац О.В. Некоторые аспекты медико-социального портрета подростков и молодежи из неполных семей // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 1 (17). С. 60-75.

[8] Семья и дети в России. 2021: статистический сборник Росстата // Общественная палата Российской Федерации, 2021. - 116 с.

[9] Ткачева М.С. Педагогическая психология: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008. 192 с.

[10] Токарева Ю.А. Связь социального развития ребенка с отношением отца // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 4. С. 126-132.

[11] Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003. 184 с.

[12] Халфина Р.Р., Политика О.И., Хахлова О.Н. Психологические особенности склонности к отклоняющемуся поведению школьников с непрямым суицидом // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 227-229.

[13] Шмырев И.В., Нестеров Д.В. Исследование корреляции между образованием родителей и образованием детей // Проблемы педагогики. 2019. № 2 (41). С. 33-37.

[14] Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. СПб.: Питер, 2013. 368 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Spisok literatury:

[1] Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (s izm. na 04.10.2022) // Rossiiskaia gazeta. 1993. № 237.

[2] Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 19.12.2022) // Sobra-nie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. № 1. St. 16.

[3] Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda (utv. raspori-azheniem Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2015. № 23. St. 3357.

[4] Galynskaia Iu.S., Korosteleva N.A. Osoben-nosti tsennostnykh orientatsii studencheskoi molo-dezhi po otnosheniiu k sem'e, rodine i sovremen-nomu obshchestvu // Obshchestvo: sotsiologiia, psik-hologiia, pedagogika. 2020. № 5 (73). S. 43-48.

[5] Igebaeva F.A. Sem'ia v transformiruiush-chemsia rossiiskom obshchestve // Sotsiologicheskie issledovaniia. 2014. № 9. S. 73-76.

[6] Igebaeva F.A. Sotsiologiia: uchebnoe poso-bie. M.: INFRA-M, 2012. 236 s.

[7] Pats N.V., Red'kin D.A., Pats O.V. Nekoto-rye aspekty mediko-sotsial'nogo portreta podrostkov i molodezhi iz nepolnykh semei // Zdorov'e cheloveka,

teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. 2020. № 1 (17). S. 60-75.

[8] Sem'ia i deti v Rossii. 2021: statisticheskii sbornik Rosstata // Obshchestvennaia palata Rossiiskoi Federatsii, 2021. - 116 s.

[9] Tkacheva M.S. Pedagogicheskaia psik-hologiia: konspekt lektsii. M.: Vysshee obrazovanie, 2008. 192 s.

[10] Tokareva lu.A. Sviaz' sotsial'nogo razvitiia rebenka s otnosheniem ottsa // Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta. Sotsiologiia. 2010. № 4. S. 126-132.

[11] Formirovanie lichnosti v perekhodnyi period: ot podrostkovogo k iunosheskomu vozrastu / Pod red. I.V. Dubrovinoi. M., 2003. 184 s.

[12] Khalfina R.R., Politika O.I., Khakhlova O.N. Psikhologicheskie osobennosti sklonnosti k otkloniai-ushchemusia povedeniiu shkol'nikov s nepriamym suitsidom // Problemy sovremennogo pedagogich-eskogo obrazovaniia. 2021. № 73-2. S. 227-229.

[13] Shmyrev I.V., Nesterov D.V. Issledovanie korreliatsii mezhdu obrazovaniem roditelei i obra-zovaniem detei // Problemy pedagogiki. 2019. № 2 (41). S. 33-37.

[14] Shneider L.B. Sem'ia: ogliadyvaias' vpered. SPb.: Piter, 2013. 368 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.