Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ'

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ИНЖЕНЕР / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ПРИОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Елена Ивановна

В статье проблема приобщения студентов технического вуза - будущих инженеров - к нравственным ценностям рассматривается как аспект проблемы нравственного воспитания обучающейся молодежи. Обосновывается, что духовная культура имеет тесную связь с предметами технического мира. Раскрывается специфика нравственных ценностей как осознанных смыслов, определяющих отношения личности к миру, окружающим, к себе самому, выявляется их место в нравственной и технической культуре человека; определяется соотношение нравственных качеств с нравственными ценностями в процессе технического образования. Раскрывается суть нравственной составляющей профессиональной подготовки будущего технического специалиста, заключающаяся в том, что в рамках обучения в университете технократическое мышление, свойственное сегодняшней молодежи, должно быть скорректировано путем создания определенных педагогических условий. Выявляются конкретные ценности, определяющие единство технического и нравственного в подготовке будущего инженера: долг, ответственность, свобода, правда, справедливость и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING MORAL VALUES TO THE STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with introducing moral values to the students of a technical university - future engineers as an aspect of young people’s moral education. It proves that spiritual culture interrelates with the technical items. It dwells upon the features of values as conscious meaningful concepts that define the personal attitude towards the world, the society, oneself; it also reveals their role in the moral and technical awareness of the person; it studies correlation of moral qualities and moral values in technical education. The paper gives the essential information on moral constituent of the technical university student’s vocational training. The latter means correcting today’s young people’s technocratic thinking by means of particular educational environment. The author shares the values that combine technical and moral spheres and must be introduced to a would-be engineer - duty, responsibility, freedom, truth, justice, etc.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ»

УДК 378

© 2020

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

INTRODUCING MORAL VALUES TO THE STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Е.И. Соболева E.I. Soboleva

В статье проблема приобщения студентов технического вуза - будущих инженеров - к нравственным ценностям рассматривается как аспект проблемы нравственного воспитания обучающейся молодежи. Обосновывается, что духовная культура имеет тесную связь с предметами технического мира. Раскрывается специфика нравственных ценностей как осознанных смыслов, определяющих отношения личности к миру, окружающим, к себе самому, выявляется их место в нравственной и технической культуре человека; определяется соотношение нравственных качеств с нравственными ценностями в процессе технического образования. Раскрывается суть нравственной составляющей профессиональной подготовки будущего технического специалиста, заключающаяся в том, что в рамках обучения в университете технократическое мышление, свойственное сегодняшней молодежи, должно быть скорректировано путем создания определенных педагогических условий. Выявляются конкретные ценности, определяющие единство технического и нравственного в подготовке будущего инженера: долг, ответственность, свобода, правда, справедливость и др.

Ключевые слова: нравственное воспитание; нравственные ценности; нравственные качества; инженер; техническое образование; личность; нравственность; сознание; приобщение.

The article deals with introducing moral values to the students of a technical university - future engineers as an aspect of young people's moral education. It proves that spiritual culture interrelates with the technical items. It dwells upon the features of values as conscious meaningful concepts that define the personal attitude towards the world, the society, oneself; it also reveals their role in the moral and technical awareness of the person; it studies correlation of moral qualities and moral values in technical education. The paper gives the essential information on moral constituent of the technical university student's vocational training. The latter means correcting today's young people's technocratic thinking by means of particular educational environment. The author shares the values that combine technical and moral spheres and must be introduced to a would-be engineer - duty, responsibility, freedom, truth, justice, etc.

Keywords: moral education; moral values; moral qualities; engineer; technical education; personality; morality; consciousness; introduction.

В XXI веке вопрос о человеческом бытии должен решаться иначе, чем когда-либо ранее. Если в прежние периоды при катастрофические события в одной из культур оставляли возможность того, что человек будет спасен с помощью других культур, то теперь подобные события будут иметь абсолютные последствия [1]. Китайская мудрость гласит: «Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека». Поэтому одна из важнейших проблем, стоящих перед современным обществом и образованием, - проблема нравственного воспитания молодежи, а один из аспектов последнего - приобщение молодого человека к ценностям.

С точки зрения философии ценность есть отношение между мыслью и действительностью. Другими словами, ценностью является то, что обладает положительной для человека значимостью. Значимость же определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь [2]. Иначе говоря, ценность - это значимость, польза, важность чего-либо [3, с. 125].

Ценностей множество. Их мир довольно динамичен. Характер культуры, развитие цивилизации, смена жизненных приоритетов - все это влияет на него. В соответствии с многообразием потребностей человечества мир ценностей, которые клас-

сифицируются по различным основаниям, выстраивается в сложную структуру.

Для нас важно выделить из огромного количества ценностей именно те, приобщение к которым в процессе получения технического образования позволит формировать личность студента - будущего специалиста - как личность нравственную.

Это довольно сложная задача. Труд технического специалиста базируется на основах естественных наук, в его сознании зачастую преобладают точные расчеты, технический рационализм и т.п. и нет места для размышлений о нравственности. Результаты могут быть крайне негативными.

Так, развитие огромных топливно-энергетических комплексов в нашей стране привело к многочисленным проблемам в области экологии, участились техногенные катастрофы, которые влияют на жизнь всей планеты.

Научно-технический прогресс, темпы которого увеличиваются с каждым годом, безусловно обеспечивает нам комфорт, легкость в общении, мобильность и т.п. Однако следствием развития техники может быть духовный регресс. К. Ясперс в «технической революции» видел уничтожение бытия [4]. «Как природа меняет свой облик под воздействием техники, какое обратное действие на человека оказывает его техническая деятельность, то есть как характер его труда, организация его труда и его воздействие на среду меняют его самого, - все это составляет основной фактор исторического развития», - писал он [Цит. по: 5, с. 52]. В связи с изложенным по мере развития технического прогресса вопрос сохранения духовности становится все более актуальным.

Перед педагогами высшей технической школы стоит задача создать такие условия воспитания обучающихся, которые позволят обеспечить гармонию между духовным развитием и техническим образованием.

Ранее нами были выделены такие необходимые представителям технических специальностей ключевые ценности, как

ответственность, справедливость, свобода, правдивость [6, с. 285]. Очевидно, что необходимо более глубокое изучение ключевых ценностей представителей инженерной профессии и их круг должен быть расширен.

Современная цивилизация находится на грани экологического кризиса. С учетом этого педагоги технического вуза осознают, что ключевой ценностью, к которой следует приобщать студентов в процессе обучения, является ответственность, в частности - ответственность за последствия профессиональной деятельности. С первого курса обучающиеся должны осознавать, что любая профессиональная деятельность имеет определенные последствия, что важнейшая миссия ответственного инженера сегодня и в будущем - создание технических устройств, которые не приносят вреда человечеству.

Известно, что полная свобода не дана никому, нереализуема по многим обстоятельствам. В профессиональной деятельности технического работника свобода обозначает возможность реализовать его творческий потенциал; ее ограничение может быть связано только с какими-либо социальными или техническими проблемами. Однако наша нравственная свобода всегда зависит от внутреннего морального выбора. Имея возможность выбора, нравственная личность должна руководствоваться такими нравственными ценностями, как добро, долг, честь. Здесь свобода тесно переплетается с ответственностью, что позволяет говорить об умении личности самостоятельно принимать правильные решения и отвечать за свои поступки. Исходя из этого, меру свободы и меру ответственности обучающихся можно установить по их поведению в определенной ситуации. Такую ситуацию можно создать на практике, в условиях реального производства. Это важный аспект педагогической практики, так как главная задача инженера - не просто грамотное, но и ответственное применение технических средств, цель которого - поставить технику на службу обществу [7, с. 190].

Правда как ценность выступает критерием свободы человека. Личностное качество правдивости выражается в поведении, характеризующем человека как личность, ответственную за свои действия, умеющую отвечать за свои поступки и слова. Совпадение слова и дела и есть правдивость. Чем опасна ложь? Она деформирует сознание и -самое страшное - позволяет человеку на самом деле поверить в нее. При этом пропадает связь между трудом и достижением, а окружающие рано или поздно теряют доверие и уважение к такому сотруднику. Технический мир не терпит лжи. Все, что связано с техникой, требует обоснованности и конкретности. Огромное количество фальсификаций на инженерном рынке привело к тому, что организации тщательно подходят к выбору сотрудников. Надо помнить и афоризм М. Твена: «Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить» [8]. Отсюда вывод: воспитание у обучающихся правдивости является важной задачей педагогов технического вуза.

Как правило, всю свою сознательную жизнь, человек стремится к истине. Ф. Ницше считал, что служение справедливости придает силу, опору даже слабому человеку. По его мнению, справедливость делает понятным и человечным стремление к истине; опирающаяся на истину справедливость заставляет с уважением относиться даже к самому суровому приговору [9]. Любой человек желает справедливости в отношениях. Сегодня в нашей стране проблема принятия справедливых решений остро стоит во всех сферах деятельности. Не исключение и российская промышленность.

Справедливый человек должен обладать таким качеством, как великодушие, которое во все времена являлось признаком духовности человека. Приобщение студентов к великодушию позволит обогатить их духовный внутренний мир, чтобы в будущем обиды не брали верх над справедливостью, а благоразумие не позволяло использовать агрессивные методы поведения.

Долг выступает гарантом исполнения нравственных обязательств, но не по при-

нуждению, а в силу глубокой личной заинтересованности и осознания их необходимости. Приобщение к данной нравственной ценности в процессе технического образования является необходимым. Это объясняется тем, что на производстве технологический процесс в основном формально находится под контролем и основан на соблюдении определенных параметров, описанных в технической документации. Но на предприятиях топливно-энергетического комплекса бывают различные ситуации, в которых эти параметры не всегда могут быть достигнуты. Инженер, обладающий чувством долга, максимально уверен в необходимости определенных действий в самых непредсказуемых и нестандартных ситуациях.

П.С. Гуревич такие нравственные чувства, как долг, стыд и вина, объединяет в одном понятии - «совесть». По его мнению, стыд - это переживание человеком своего несоответствия требованиям норм морали. Вина представляется ученому как невыполнение морального долга перед самим собой и перед Богом [10, с. 245].

В.С. Соловьев отмечает, что стыд как нравственное чувство отличает человека от животного и позволяет подчинить стихийную жизнь жизни духовной. Рядом с чувством стыда философ называет чувство жалости, в основе которой лежит сострадание, а также солидарность с окружающими [11].

В конфуцианстве понятие «долг» связывали с такими категориями, как «жэнь» и «ли» [10, с. 137]. «Жэнь» - характеристика благородного человека, главные качества которого - почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Почтительного человека не презирают, обходительного во всем поддерживают, правдивый вызывает доверие, сметливый всегда добивается успеха, а добрый не будет использовать других в собственных целях и во вред другим. Стыд же - это нарушение норм, отхож-дение от качеств, названных выше.

Таким образом, чувства стыда, вины возникают, когда люди совершают нежелательные поступки. Развитие этих чувств у будущих специалистов в области становле-

ния их личности в целом значимо, но в области технического творчества не представляется нам актуальным.

Нравственность проявляется в определенных действиях, нравах и стремлениях людей. Вчерашние школьники, пришедшие в высшее учебное заведение, являются для педагогов загадкой, непрочитанной книгой, судить об их нравственных качествах возможно только по поступкам, действиям, которые отображают ценностный мир личности и позволяют составить представление о человеке. К нравственным ценностям достоинство, честь, добро, равенство, милосердие необходимо приобщать студентов технического вуза по той причине, что тех-номир, в котором впоследствии они окажутся, довольно по-своему жесток.

Добро - важнейшая нравственная ценность, позволяющая развивать в людях нацеленность на благо. Любые поступки, совершенные во благо других, способствуют личностному и профессиональному развитию. Добро соотносится с таким нравственным качествам, как доброта, и проявляется в профессиональной деятельности инженера в виде бескорыстной помощи, что, несомненно, способствует созданию на производстве условий, необходимых для научного творчества и обеспечения эрго-номичности технических решений.

Достоинство как феномен есть проявление духовной силы, энергии индивида. «В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа», - отмечает А. Шопенгауэр [12]. Встает вопрос, во имя чего проявляются духовная сила и энергия и как они соотносятся с непримиримым противостоянием добра и зла [13], так как человек с мощной духовной энергией может действовать не только во благо. Существует два подхода к решению этого вопроса:

1) этика нигилизма предполагает, что достоинство нейтрально по отношению

к добру и злу. Оно определяет силу духа человека и его способность к поступку, независимо от их нравственного содержания [13, с. 55];

2) христианская этика предлагает другой подход: достоинство - духовная сила индивида, которая направлена на служение добру; если эта сила несет зло, то об этической ценности не может быть и речи.

Соглашаясь со вторым подходом, можно с уверенностью сказать, что достоинство как нравственная ценность должно служить критерием оценки поступков и действий студентов технического вуза, их образа жизни, что оно поможет будущим инженерам иметь в глазах окружающих позитивный образ. При этом основанное на внутренних принципах, убеждениях, идеалах достоинство обеспечивает не только принятие человека окружающими, но и защищает его от излишнего давления с их стороны.

Говоря о достоинстве, мы сразу невольно думаем о чести, так как эти нравственные ценности неотделимы друг от друга. Честь - это осознание человеком собственного значения и признание этого значения окружающими. Если коллектив признает заслуги коллеги, то растет его авторитет, что позволяет специалисту все более сознательно и ответственно относиться к своим обязанностям, усиливается мотивация к работе в любых условиях. Так как очевидно, что работа инженера предполагает четкую организованность и дисциплинированность в мышлении и поступках, нет необходимости подробно объяснять, насколько важно приобщение обучающихся к такой нравственной ценности, как честь.

Обратимся к милосердию. Насколько актуальна эта ценность в современном мире -мире научно-технических инноваций? Задав вопрос современным студентам технического университета, можно получить различные ответы. В жестком, рациональном мышлении, присущем современному молодому человеку, обучающемуся технической специальности, нет места для раздумий о милосердии, а оно так необходимо сегодня! Французский философ Л. Вовенарг говорил:

«Милосердие предпочтительнее справедливости» [14]. Милосердие соответствует таким нравственным качествам, как отзывчивость, гуманность. Обладая ими, обучающийся сможет оценить любую проблему своего оппонента и посмотреть на нее другим взглядом, что поможет откликнуться на переживания другого. Инженерный труд - чаще всего работа в команде, и милосердие поможет сохранять доброе, гуманное отношение друг к другу, что повысит результативность труда всех членов этой команды.

Рассмотрев отдельные ценности, приходим к выводу, что приобщение к ним

студентов технического вуза является необходимым условием формирования нравственных качеств, которыми должен обладать будущий инженер. Суть нравственной составляющей профессиональной подготовки будущего технического специалиста состоит в том, чтобы в рамках обучения в университете путем создания определенных педагогических условий скорректировать технократическое мышление, свойственное сегодняшней молодежи. Это важная задача современного технического образования.

* * *

1. Человек и современный мир. URL: https://vuzlit.ru/1444039/sovremennyy (дата обращения: 13.09.2020).

2. Аксиология как учение о ценностях. URL: https://studfile.net/preview/4243520/page:25/ (дата обращения: 12.09.2020).

3. Минько Э.В., Минько А.Э. Качество и востребованность образовательных услуг. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. 1225 с.

4. Власова О.А. Философия в движении: радикальный поворот Карла Ясперса // Философские науки.2016.№ 1. С. 96-107.

5. Валиева Э.М. Человек и техника в философии К. Ясперса // Студенческая наука и XXI век. 2020. № 1-2(19). С. 51-52.

6. Соболева Е.И. Аксиологические основания профессиональной подготовки будущего инженера // Самарский научный вестник. 2020. № 2(31). С. 284-290.

7. Артюхович Ю.В., Соловьев А.А. Социальная ответственность инженера // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. № 3. С. 190-192.

8. 17 золотых цитат М. Твена о жизни. URL: https://zen.yandex.ru/ (дата обращения: 13.09.2020).

9. Справедливость как нравственная ценность. URL: https://studme.org/ (дата обращения: 13.09.2020).

10. Гуревич П.С. Культурология : учебник для вузов. М. : Проект, 2003. 336 с.

11. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия : учебное пособие. М. : Юрайт, 2020. 468 с.

12. Лучшие афоризмы и цитаты Шопенгауэра. URL: https://citatnica.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

13. Кузнецов В.В. Достоинство как нравственная ценность : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1998. 148 с.

14. Вовенарг Л. де. 263 цитаты. URL: https://socratify.net/quotes/liuk-de-klape-vovenarg/15705 (дата обращения: 12.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.