Научная статья на тему 'Приобщение школьников к художественной культуре средствами чеченского фольклора'

Приобщение школьников к художественной культуре средствами чеченского фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна

В статье рассматриваются познавательные и духовно-нравственные возможности чеченского фольклора в развитии художественной культуры школьников. Освещены теоретические предпосылки определения педагогического творческого потенциала народного творчества, в частности фольклора, в развитии и воспитании художественной культуры учащихся школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение школьников к художественной культуре средствами чеченского фольклора»

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ЧЕЧЕНСКОГО ФОЛЬКЛОРА

®2011 Ахмадова Т.Х.

Чеченский государственный университет

В статье рассматриваются познавательные и духовно-нравственные возможности чеченского фольклора в развитии художественной культуры школьников. Освещены теоретические предпосылки определения

педагогического творческого потенциала народного творчества, в частности фольклора, в развитии и воспитании художественной культуры учащихся школ.

The author of the article considers the cognitive, spiritual and moral possibilities of the Chechen folklore in the development of schoolchildren’s art culture. The article deals with the detailed description of the theoretical preconditions of the evaluation of the pedagogical creative potential of the folk arts, in particular, the folklore in the development and formation of schoolchildren’s art culture.

Ключевые слова: художественная культура, образование, воспитание, фольклор, фольклорно-этнографические жанры, средства воспитания, духовно-нравственные ценности.

Keywords: art culture, education, training, folklore, folkloric ethnographic genres, education means, spiritual moral values.

В наше непростое время необходимыми условиями

формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Опираясь на предшествующий опыт в истории изучения художественной культуры, мы имеем возможность «на нынешнем этапе развития научной мысли пойти дальше, интегрируя разрозненные представления о художественной культуре в единую и целостную ее системную теоретическую модель» [8. С. 59].

Данная этико-эстетическая

парадигма вызывает необходимость разработки концепции воспитания художественной культуры школьника, самосовершенствования его

внутренних, духовных и творческих резервов. В этом большую пользу могут принести произведения народного творчества, в частности традиционного фольклора,

отражающего духовно-нравственное развитие личности как процесс неустанного стремления строить свою жизнь по законам истины, добра и красоты.

По мнению исследователя национальных культур П. И. Арнольдова, «культура не может существовать вне национального самовыражения. Национальное

связано с конкретно-историчес-кими особенностями народа и представляет собой не столько форму культуры, сколько ее содержание и всю структуру духовной жизни» [1, 4].

Воспитание художественной

культуры учащихся в современной школе путем приобщения к ценностям словесного творчества своего народа

формирует национальное

самосознание, национальную гордость, национальное начало в осмыслении жизненных ценностей. Воздействуя на чувства и эмоции школьников, произведения традиционного

народного фольклора способны вызвать самые разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений. Однако их изучению и познанию должна предшествовать предварительная подготовка школьника к встрече с ними, а также закладывание потенций его дальнейшего нравственного созревания и восприятия

непреходящего общечеловеческого значения произведений фольклора. Процесс этот начинается с осознания того, что каждый человек сопричастен к совершающемуся в мире добру и злу. Так рождается чувство

ответственности перед собой, миром и людьми, начинается «восхождение» к добру, любви, милосердию в человеческих взаимоотношениях.

Изучение фольклора - это та культурная почва, на основе которой и следует решать проблемы

нравственного развития вступающего в мир человека. В народном художественном слове чеченского народа ярко выражен вечный духовнонравственный поиск высшего смысла человеческой личности.

Приобретая навыки общения с произведениями народного искусства сначала на близких, наиболее доступных образцах, «учащиеся

постепенно подходят к правильному пониманию и оценке сложных явлений художественной культуры» [4. С. 34]. Основа эстетического воспитания средствами чеченского фольклора -это осмысление произведений народного творчества, нравственное их толкование, знакомство с богатейшими возможностями языка. Воздействие на эмоциональную сферу школьников произведениями

чеченского фольклора способно вызвать разнообразные переживания. Кроме того, изучение и познание фольклорных произведений помогают школьникам научиться осмысливать исторические факты, явления, критически подходить к ложным представлениям, осознать смысл жизни.

Наши наблюдения показали, что знакомство чеченских школьников с сокровищницей народного творчества пробуждает в них чувство гордости многолетней художественной

культурой своего народа.

Ознакомление учащихся с

фольклором чеченского народа способствует более глубокому

освоению краеведческого материала, литературы, истории, географии.

Фольклорно-этнографические источники чеченского народа

наиболее полно систематизированы Ш. М.-Х. Арсалиевым. «Это, - по мнению автора-составителя, -

достаточная фактическая база для

целого ряда монографических исследований» [2. С. 43].

Духовная культура чеченцев в

основном развивалась в русле устного народного творчества, отличавшегося богатством содержания,

разнообразием жанров и

художественных форм. Практически все его жанры и виды зарождались в различных фольклорных формах. По мнению Л. Ильясова, «это относится и к мифологии, и к искусству слова, и к театру, и к музыкальной и танцевальной культуре.

Формирование чеченского фольклора происходит в специфическом этнокультурном окружении» [6. С. 45].

Ценность фольклора определяется еще и тем, что его художественная природа воздействует, прежде всего, на чувства и эмоции, способствует развитию образного мышления,

воспитанию эстетической культуры школьников. В центре внимания в художественно-эстети-ческом образовании учащихся, на наш взгляд, должны быть, прежде всего, такие важные задачи, как развитие познавательного, воспитательного потенциала личности средствами школьного курса литературы.

Изучение и познание основ фольклора следует рассматривать как деятельность по формированию образно-эмоционального строя

личности, воздействующего на ценностные ориентации и мотивацию индивида, его мировоззрение.

Для того чтобы произведения устного народного художественного творчества эффективно

использовались в воспитании

художественной культуры школьников, приносили оптимальную

результативность, необходим

тщательный и правильный отбор произведений в соответствии с общим методическим замыслом и конкретной учебной задачей. Таким

произведениям должны быть присущи художественная и образная эстетическая выразительность,

яркость, запоминаемость, доступность восприятию учащихся и своего рода универсальность, т.е. возможность широкого использования в учебной и воспитательной работе.

Процесс изучения учащимися произведений фольклора следует научно обосновывать и направить на усвоение исторически выработанных творчески эстетических принципов народного искусства. Так, во всех начальных классах необходимо по возможности подробнее знакомить учащихся с различными жанрами устного творчества чеченского народа, определив специфику их изучения: постижение народной мудрости,

самобытности, поэтичности,

своеобразия воплощения в фольклоре, нравственных свойств и качеств чеченского народа: мужества, смелости, свободолюбия, трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости,

физической силы.

В этой связи нами разработана система занятий по изучению различных видов фольклора,

способствующая воспитанию

художественной культуры школьников. При этом главной целью занятий считаем воспитание у учащихся художественной культуры в процессе

приобщения к произведениям

фольклора, предусматривающем учет их возрастных, познавательных, практических возможностей на основе художествен но-технологической доступности и методической

целесообразности применения

конкретного учебного, творческого задания.

Знакомство школьников с различными видами устного

народного творчества следует начинать с беседы о различных жанрах фольклора чеченцев. Учитель первоначально проводит беседу о видах и жанрах народного

творчества: сказках «туьиранаш»,

наставлениях «хьехемаш»,

сказаниях «дийцарш», приметах

«тидамаш», преданиях «иллеш»,

пословицах и поговорках «кицанаш»,

наглядно демонстрирует образцы произведений фольклора. Каждый урок имеет конкретные учебнотворческие цели и задачи по формированию эстетического

отношения к произведениям фольклора, определенную

последовательность выполнения практических работ.

В аспекте поставленной проблемы были разработаны уроки по литературе. Предлагаем описание

одного из уроков, проведенных в ходе экспериментального обучения в 5 классе.

1. Тема урока: Героико-

исторические песни чеченского народа - илли.

Цели и задачи урока:

1. Провести с учащимися экскурс в историю илли, рассказать об интересе известных историков и географов к героическому жанру илли.

2. Показать эстетическую

значимость и художественную ценность илли, научить учащихся понимать смысл, богатство и

своеобразие этих произведений фольклора.

3. Развить у школьников любовь к

героическому и прекрасному,

художественный вкус,

воздействовать на ценностные ориентации, формировать

личностную культуру в процессе приобщения к песенному фольклору чеченского народа.

Ход урока:

Учитель подробно рассказывает о том, что чеченские героикоисторические песни имеют глубокие исторические корни. Илли всегда играли важнейшую роль в духовной жизни чеченцев, формировали мировоззрение, нравственные

качества, характер горцев. В то же время в героико-исторических песнях отразилась трагическая и героическая судьба чеченского народа. Идея свободы, справедливости, готовности прийти на помощь другим народам Северного Кавказа является смыслообразующим компонентом этого жанра.

«Турпал нахчо илли», «Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады, живших у берегов Терека», «Илли о том, как построили башню», «Илли о Чеге Бесстрашное сердце и Бибулате, сыне Таймы».

Учащиеся должны усвоить, что основная идея илли нередко содержится в переживаниях героя, его речах, размышлениях и думах. Особенным признаком эпичности является устойчивая форма обращений героев друг к другу. Провожая сына в поход, мать произносит напутствие, после выезда из села герой обращается с речью к коню, есть также обращения героя к Тереку, матери (она занимает в эпосе особое место) - к врачам, лечащим раненного в бою сына.

Существуют и пародийные, иронические илли, например «Илли о трусливом Ганжаби». В их построении использованы те же приемы, что и в обычных илли, это делает пародию более острой и смешной. Во многих илли изображены реальные исторические события. Главные лейтмотивы чеченских илли - это стремление к свободе личности, следование горскому кодексу чести, защита родины и чести рода, умение достойно выходить из самых трудных ситуаций, бесконечная любовь матери к сыну, боль за родную землю.

Необходимо объяснить учащимся, что илли выполняли воспитательные функции в чеченском обществе. Через них передавалась система моральных ценностей, духовно-нравственные ориентиры, представлялась правильная модель поведения в разных жизненных ситуациях. Илли также выполняли функцию психологической поддержки при защите от врагов, при оказании военной и экономической помощи нуждающемуся в ней члену общества. Кроме того, илли консолидировали общество для борьбы с иноземными завоевателями.

Лейтмотив эпоса илли - гимн человеческому разуму,

предотвращающему вражду между людьми, приносящему им

равноправие и свободу,

реализующему стремление чеченского народа жить в мире и дружбе с другими народами: кумыками,

калмыками, аварцами, русскими,

кабардинцами, грузинами, осетинами и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным героем илли обычно является къонах-к!ант (молодец) -собирательный образ, обладающий качествами идеального мужчины. Он храбр, честен, знает и соблюдает горский этикет, хороший воин, равнодушен к славе и почестям, всегда вступается за слабых и готов дать мудрый совет. Звание «къонаха-к!анта» неофициально давал сам народ.

Для эффективности усвоения материала школьниками уместно продекламировать отрывок из илли, например, об абреке Варе, или прослушать магнитофонную запись в исполнении чтеца:

Чтобы от жажды ему не иссохнуть, он обходился росой на травах, чтобы от холода не замерзнуть, спал он в земле, землей укрываясь...

В качестве иллюстрации перед учащимися демонстрируются

наглядные пособия - портреты народных героев, которые воспеваются в илли, инструмент («дечиг пондар»), на котором аккомпанируют исполнению илли, самих исполнителей -

профессиональных «илланчи».

Важно подчеркнуть большое воздействие песенного фольклора на воспитание художественной культуры школьников. Он не только дает детям возможность прикоснуться к миру прекрасного, но и расширяет их интеллектуальный и эстетический диапазон. Учебная деятельность на уроке осуществляется с помощью различных методов и приемов анализа произведений фольклора:

выразительного чтения,

рассказывания, устного словесного рисования, инсценирования,

сопоставительного анализа,

иллюстрирования, оригинального творчества.

Подводя итоги урока, можно использовать следующие критерии деятельности учащихся: полнота и конкретность ответа;

последовательность и логика изложения; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

уровень культуры речи;

использование наглядных пособий.

В конце урока рекомендуется обобщить содержательный аспект занятия, отметить степень достижения целевых установок и дать ему оценку, обратив особое внимание на

следующие аспекты: степень усвоения знаний; активность; ценные и конструктивные дополнения; задачи и пути дальнейшего расширения знаний по теме. При этом необходим учет его индивидуального стиля в

осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний

обязательно для учителя и учащегося.

Важным этапом в освоении фольклора является начальная школа, так как младший школьник более свободен в творческой

деятельности, более эмоционален, открыт для нравственного воздействия. Чеченский фольклор

Примечания

необходимо включать в содержание учебных предметов художественноэстетического цикла как

необходимую часть знаний школьников о жизни. Воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа - это формирует национальное достоинство,

патриотизм, ту культурную почву, на основе которой следует решать проблемы нравственного развития вступающего в мир человека. Чеченский фольклор - это то богатое наследие, которое должно выступать эффективным средством

формирования и воспитания художественной культуры с позиций приоритета духовно-нравст-венных ценностей.

1. Арнольдов Л. И. Национальные культуры: современное видение. М. : МГИК, 1992. 2. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. М., 2007. 3. Берсанов Х.-А. Сокровищница мудрости - пути к счастью. Грозный, 1990. 4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 5. Илли. Героикоэпические песни чеченцев и ингушей / под ред. А. Османова, Г. И. Яблоковой. Грозный, 1979. 6. Ильясов Л. Культура чеченского народа. М., 2009. 7. Нохчийн фольклор. Грозный, 1990. 8. Художественная культура и народное творчество. М., 1994.

Статья поступила в редакцию 29.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.