Е. В. Щеглова
ПРИОБЩЕНИЕ ДАГЕСТАНСКИХ УЧАЩИХСЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Работа представлена кафедрой общей и теоретической педагогики Дагестанского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев
В статье рассмотрено влияние русской культуры на развитие культур народов Дагестана, сформулированы основные проблемы изучения русской культуры в общеобразовательных уч-решениях, выделены основополагающие идеи возрождения роли и значимости русской культуры в общеобразовательном процессе дагестанской многонациональной школы.
478
The article is devoted to the influence of the Russian culture on the development of Dagestan people's cultures. The author formulates the basic problems of Russian culture study in comprehensive educational institutions and distinguishes the fundamental ideas of revival of the Russian culture's role and importance in the educational process of the Dagestan polyethnic school.
Современное развитие многонационального российского общества реформы образования предусматривают ценностное отношение молодого поколения к общечеловеческой культуре. В историко-культурном наследии человечества огромен потенциал русского народа, русской культуры
Поиск оптимальных путей формирования духовно-нравственной культуры современного общества требует глубокого осмысления содержания культурологического образования, его роли в становлении ценностных ориентиров личности, направленных на освоение исконно российских представлений о нравственности, о любви и сострадании, покаянии и прощении и др.
Несмотря на то что причины отчуждения подрастающего поколения от культурно-исторических ценностей прошлого достаточно очевидны (о значении нигилизма, атеизма, материализма в разрушении русской культуры и русской духовности написано много), остается не ясным, какими средствами и способами можно преодолеть последствия крушения жизненных устоев, как вернуться в новых условиях к исходным духовно-нравственным представлениям, испокон веков питающим российскую отечественную культуру.
Проблема передачи молодому поколению духовных ценностей средствами культуры не раз выступала предметом научного изучения в работах педагогов и психологов Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Б. Т. Лихачева, В. А. Су-хомлинского, Б. Т. Теплова, К. Д. Ушин-ского, С. Т. Шацкого и др. Не меньшее значение для педагогической науки имеет философское наследие отечественных мыслителей Х1Х-ХХ вв. К. С. Аксакова, В. В. Зень-ковского, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, В. С. Соловьева, А. С. Хомякова и др.
В трудах указанных авторов раскрывается способность культуры формировать духовно-нравственную личность, показана мировоззренческая роль воспитания, его культурно-творческое предназначение.
Современные гуманитарные науки активно обращаются к приоритету общечеловеческих ценностей, которые понимаются как главная предпосылка выживания человечества в условиях духовно-нравственного кризиса. Аксиологический анализ культуры стал весьма распространенным способом ее изучения. Как считает А. В. Гулыга, культура есть реализованные ценности, в первую очередь общечеловеческие.
Общечеловеческие ценности формировались и развивались не сами по себе. Они, как свидетельствуют различные фактические материалы истории и культуры человечества, состоят из общих, веками сконцентрированных в единое целое, признаваемых и придерживаемых многочисленными народами мира духовно-нравственных ценностей. Поэтому, признавая свою собственную национальную культуру, возрождая ее материальные и духовные ценности, никто не вправе игнорировать и не менее значимые для других народов ценностные ориентации нравственности и человечности.
Сегодня российское государство идет к качественному обновлению содержания народного образования. Впервые за многие десятилетия развития народного образования в Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о необходимости «защиты системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства» (ст. 2). Такая установка, в отличие от прежних эпизодических подходов к обучению культуре, возвра-щает культуре место изучения (школы, ли-
цеи, гимназии и др.), формы обучения (урок, кружок, деловая игра и др.), методы, приемы, средства обучения и многое другое. Такая установка впервые в российских школах делает культуру предметом обучения и воспитания детей.
Курс российского правительства на возрождение культуры через народное обра -зование высветил проблемы, требующие последовательного и методически обоснованного решения. Как справедливо отмечают ученые-исследователи научно-методических основ реализации образовательно-воспитательного потенциала этнокуль-туры народов Дагестана1, наиболее очевидными проблемами изучения культуры являются:
• проблемы возвращения культуре каждого народа ее национального и государственного статуса;
• проблемы определения содержания и разработки программно-инструктивных материалов по общеобразовательным культуроведческим дисциплинам;
• проблемы формирования компетентных авторских коллективов и создания учебных комплектов (учебник, хрестоматия, методическое руководство к учебнику) по культуроведческим дисциплинам;
• проблемы подготовки учите лей-куль -туроведов, культуроведов-общественников, исследователей культурологов.
Республики, края и регионы, где в последние годы культура оказалась в фокусе национальной политики, где культура стала предметом особой заботы и правительства, и общественности, в условиях политической и экономической дестабилизации, проявляют межличностную, межнациональную терпимость и духовно-нравственную стабильность. К числу таких республик и относится Республика Дагестан.
Существенной особенностью Республики Дагестан является то, что на ее небольшой территории объединяются около 60 этносов, наций и народов. Среди них выразители мусульманской, христианской,
иудейской культур, традиционной дагестанской культуры (более 30 народов), общекавказской культуры, славянской, европейской культуры и т. д. Исходя из самобытных национальных особенностей народов Дагестана, в то же время учитывая их культурную и территориальную общность, вопросы развития национальных культур, традиций и обычаев, охраны памятников истории, культуры и архитектуры стали ключевыми в «Комплексной программе решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан»2.
В республиканской «Комплексной программе...» четко определены ближайшие и перспективные задачи возрождения культуры, даны целевые установки республиканским учреждениям культуры, народного образования и науки (Министерству образования и Министерству культуры РД, Дагестанскому научному центру РАН, Даг-госуниверситету, Даггоспедуниверситету, Дагестанскому НИИ педагогики и др.).
Министерство образования РД начиная с 1991/1992 учебного года вплотную приступило к выполнению социального заказа по развитию, творческому применению и обогащению культуры этносов, наций и народов, проживающих на территории Дагестана. Культура народов Дагестана возрождается через ее непосред-ственное изучение в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, профтехучилищах, педагогических училищах, колледжах и вузах. Во всех указанных учебных заведениях культура выступает прежде всего как неотъемлемая часть содержания общеобразовательных предметов республиканской (региональной), районной (школьной) компетенции. Более того, культура как глобальное и целостное общечеловеческое на -следие изучается в рамках специальных общеобразовательных предметов: «Культура и традиции народов Дагестана» (в 3 (4), 8 и 9-м классах), «Подготовка юношей и девушек к жизни» (в 10-м и 11-м классах). Всего в пяти классах общеобразовательных
школ, лицеев и гимназий Республики Дагестан из расчета 1 час в неделю, 35 часов в учебном году, изучаются два новых куль-туроведческих предмета.
Языком обучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей девушек к жизни» в мононациональных общеобразовательных учебных заведениях являются письменные языки коренных народов Дагестана, а в многонациональных учебных заведениях - русский язык. Такой подход продиктован необходимостью в максимальной мере учи -тывать национально-культурные ценности каждого народа многонационального Дагестана и духовной потребностью каждого дагестанца в познании и уважении культуры и своего и братских народов через потенциальные культурологические возможности русского языка - языка межнационального общения для народов Дагестана.
По всем культуроведческим предметам уже разработаны экспериментальные программы, создаются учебные комплекты (учебники, хрестоматия, наглядно-иллюстративные пособия). Содержание программ строго учитывает национальные особенности, основывается на исторически характерных для народов Дагестана принципах природосообразности, культу-росообразности, возрастной доступности, преемственности, системности и систематичности. Так, например, программа «Культура и традиции народов Дагеста-на» для 4-го класса (автор-составитель -Ш. А. Мирзоев) подготовлена на русском языке и с тончайшим учетом национально-культурной сферы жизнедеятельности 10-летнего школьника, переведена на аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, ногайский, чечен-ско-аккинский, татский и азербайджанский языки.
Изучение состояния преподавания культуроведческих предметов в общеобразовательных учебных заведениях республики за истекшие учебные годы, первые от-
зывы учащихся, учителей и родительской общественности показывают, что учащиеся относятся к национальной, отечественной и мировой культуре с большим интересом и чувством ответственности. В процессе познания культурно-исторического опыта, традиций и обычаев родного народа, народов многонационального Дагеста -на учащиеся испытывают огромное духов -ное удовлетворение, видят объективную необходимость культурологических тради -ций человеческого общежития. Социологические данные, полученные при анкетировании населения некоторых районов и городов республики (Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Хасавюртовский и Дербентский районы), говорят о том, что 80% учащихся, учителей и родителей находят новые культуроведческие предметы как своевременные и крайне важные для изучения во всех учебных заведениях Дагестана; 30% считают, что к изучению культуроведческих предметов в общеобразовательных школах следовало приступить еще 15-20 лет тому назад, 45% предлагают обязательно изучать культуроведческие предметы, начиная с 1-го по 11-й класс; 55% видят необходимость ознакомления детей с важнейшими элементами национальной и общечеловеческой культуры еще с раннего дошкольного возраста.
Эффективные результаты в преподава-нии предмета говорят о том, что на общеобразовательном уровне культурологические дисциплины социально востребованы, крайне необходимы и важны для оптимального достижения государственных целей духовно-нравственного, интернационально-патриотического воспитания и в целом гражданского становления учащихся.
Вместе с тем введение общеобразова-тельного предмета «Культура и традиции народов Дагестана» (КТНД) в учебный процесс породило проблемы, которые не нашли еще научно и методически (а может, и идеологически) обоснованного решения. Так, например, в учебной программе по
предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 8-9-х классов (автор-составитель Ш. А. Мирзоев) достаточно корректно отмечено: «При решении учебно-воспитательных задач по предмету КТНД самое принципиальное значение имеет позиция учителя, его педагогическое и методи -ческое мастерство. Учителю предмета КТНД для достижения программных целей и задач на каждом уроке крайне обязательно:
1. Преподносить националькую культуру не как констатацию того, что было и как было, а как личностно ориентированный материал в целях приобретения учащимися своего нравственного опыта.
2. Преподносить национальную культуру как существенную часть общедагестанского, отечественного и мирового культурного наследия.
3. При освещении культурологического материала проявлять максимум уважительного, бережного отношения к культуре всех народов».
Однако анализ состояния преподавания предмета в ряде школах г. Кизляра и Киз-лярского района, подробное изучение планов-конспектов более 20 учителей-культу-роведов показывает, что в дагестанской поликультурной среде учителям-культуро-ведам не всегда удается акцентировать внимание учащихся на культурные ценности хотя бы 2-3 народностей или же этнических групп Дагестана. Практически вышеуказанные пункты 2, 3 программных установок остаются не до конца реализованными, а зачастую полностью игнорированными. В результате учащиеся получают сугубо ограниченные в национальных рамках культурологические сведениия, им не удается провести сравнительно-сопоставительный анализ и должное объективное восприятие культурологических ценностей ближних народов как республики, так и отечества в целом.
Если в рамках преподавания культуры в мононациональной среде проблема осо-
бо не заметна, то в условиях преподавания культуры в многонациональных школах республики она резко обостряется. Особенно проблема касается школ, функционирующих в населенных пунктах (г. Кизляр, Кизлярский и Тарумовские районы Республики Дагестан) компактного или же преобладающего проживания русскоязычного населения.
Русские - один из народов Дагестана. Русский народ располагает величайшими культурологическими ценностями, по праву вошедшими в сокровищницы мировой культуры. Не вдаваясь в подробности, позволим себе отметить лишь некоторые показатели русской культуры. Например, возьмем такие широко известные и всемирно признанные понятия, как «русскость человека», «русская душа», «богатство русского языка», «вековые традиции русского народа: коллективизм (соборность), сострадание, взаимопомощь, великодушие, жертвенность во имя общего дела», «русский национальный костюм», «русская изба», «русская усадьба», «русская кухня», «русская баня», «русские народные промыслы», «русские народные музыкальные инструменты». Или же возьмем русское народное творчество: «русский фольклор», «русские народные сказки и былины (бытовые, волшебные, сказки о животных)», «загадки, пословицы, поговорки русского народа», «русская народная песня», «частушки», «дымковская игрушка», «хохлом-ская роспись», «матрешка», «гжельская керамика», «тульский самовар», «вологодские кружева», «народное зодчество», «Золотое кольцо России: Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Новгород, Печерский монастырь, Киево-Печерская лавра» и т. д. Все это и многое другое в русской культуре, как нам представляется, является неотъемлемой ча-стью историко-культурного национального достояния всего русского населения и должно быть предметом изучения учащимися русской национальности, независимо от места их проживания и обучения.
Сейчас их в республике насчитывается 120 тыс. русских (7,3% населения). Более 80% дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54%). Довольно значительна их доля в Махачкале и Каспийске (17-18%), в остальных городах их доля варьирует от 3 до 10% населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский
Расселение русского населен]
(81%), относительно много их в Дубках (16%) и Сулаке (12%). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов. Незначительное число сельских русских проживает в Бабаюртовском (1,5%), Хасавюртовском (0,4%), Ногайском (1,8%), Дербентском (0,7%) и других районах Да -гестана, а также в поселках городского типа (табл. 1).
Таблица 1
в городах и районах Дагестана
Города, районы Численность русских, чел. 2002 г. к 1989 г. (%)
1989 г. 2002 г.
Махачкала 69 948 42 125 60,2
Кизляр 26 398 23 543 89,2
Каспийск 13 580 10 228 75,3
Кизилюрт 5775 1344 23,2
Хасавюрт 5040 3965 78,7
Дербент 8404 5073 60,4
Кизлярский район 14 069 10 977 78,0
Тарумовский район 10 242 7174 70,0
Всего по республике 165 940 120 875 72,8
Русские оказали огромное позитивное влияние на развитие и становление культуры и быта народов Дагестана (как, впрочем, и многих народов Кавказа, нашего Отечества России и СНГ). Исторически сложившиеся связи между русским и народами Дагестана на протяжении столетий обусловили взаимовлияние и взаимообогащение их культур.
Как отмечают ученые историки3 и культурологи4, «процесс взаимовлияния культур носит двусторонний характер: русское население воспринимало у дагестанцев все ценное, рациональное из традиционно-бытовой культуры горцев, усваивало их зна-
ния, навыки, которые позволяли им в максимально короткие сроки приспособиться к новым условиям существования. Влияние русской культуры и быта прослеживается в использовании коренным населением Дагестана передового опыта земледелия и скотоводства русских (совершенствование конструкций орудий земледелия и приемов обработки земли, внедрение новых агрокультур, улучшение породности скота и т. д.), в приобщении к духовным ценностям русского народа, обогащая и его в свою очередь за счет привнесения своих национально-специфических черт духовной жизни».
Русская культура, распространенная на территории Дагестана, вправе сегодня носить называние «дагестанская русская национальная культура», что объективно занимает важнейшее место в историко-культурном наследии народов Дагестана. Она, как и другие этнические культуры народов Дагестана, сегодня максимально приспособлена к природно-климатическим, хозяйственно-бытовым условиям региона, специфически отличается от культуры коренных русских центральной России, вытекает из исторической и этнокультурной ситуации, создает особую палитру русской культуры, придавая ей множество оттенков.
Более того, следует признать, что русская национальная культура, как никакая другая, приблизила народы Дагестана к отечественной и мировой цивилизации, сделала дагестанские этносы более сплоченными, взимопроникновенными, понятными друг другу. Каждый из вышеперечисленных многочисленных направлений русской национальной культуры исторически выполнял неоценимую миссию дагестанского национального образования, всестороннего развития и воспитания многих поколений дагестанцев. Так, например, русские ученые Е. Козубский, П. Услар, С. Форфоровский, В. Бартольд, А. Генко, И. Крачковский посвятили свои исследования историческому прошлому, в том числе истории образования народов Дагестана; русские педагоги В. Виноградова, В. Криштопа, Е. Криштопа, И. Корбанен-ко, Е. Бокарев, Н. Бокарева и другие не только учили дагестанских детей и молодежь основам наук, но и сами создали первые учебники и методические пособия для республиканских учреждений образования; русская графика легла в основу современ-ной дагестанской письменности; русская литература стала фундаментальной основой становления выдающихся дагестанских поэтов и писателей Расула Гамзатова, Ах-метхана Абу-Бакара, Шах-Эмира Мурадо-ва, Фазу Алиевой, Рашида Рашидова и многих других. Русское искусство стало
основным вдохновителем творчества дагестанских композиторов Г. А. Гасанова, С. А. Агабабова, С. А. Керимова, Н. С. Да-гирова, Ш. Чалаева; дагестанских художников Муэтдин-Араби Джамала, Халила Мусаева, Юнусилау Магомед-Каир Маго-ма, Д. А. Капаницына, Ю. В. Моллаева, Н. К. Абдуллаева, А. И. Августовича, Иран-пур Гюлли, X. М. Курбанова, А. И. Марковской, Э. М. Путерброт, А. А. Эмирбе-кова, Ш. Ш. Шахмарданова.
Русская культура послужила ориентиром развития и становления дагестанских театров, ансамблей, центров и учреждений культуры: музеев, библиотек и др. Трудно не отметить прогрессивную роль в развитии народов Дагестана бескорыстных представителей русской фундаментальной науки, медицины, народного хозяйства, инженерной мысли, экономики, права и т. д. Неоценимо громадное значение для народов Дагестана русского языка - языка межнационального общения народов Дагестана и выхода каждого этноса и всей республики в целом в сфере отечественной и мировой культуры. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что распространение русской культуры в Дагестане было обусловлено несколькими факторами:
• русская культура была и есть культурой более развитого, крупного и более ци-вилизованного народа;
• русская культура давала народам Дагестана возможность повышения и приобретения необходимой квалификации. Благодаря знанию русского языка люди имели возможность для профессионального и служебного роста;
• приобщение к русской культуре обеспечивало широкий выход дагестанцев на культуру других народов отечества и мира.
В настоящее время в условиях некоторого сокращения общей численности русского этноса в республике, нарушения компактности проживания в оседлых для русского населения городах и районах республики (г. Кизляр, Кизлярский и Тарумов-ские районы) народы Дагестана должны
чтить и помнить благородную миссию, выполненную русской культурой по развитию и обогащению духовно-нравственного потенциала дагестанской этнокультуры и этнопедагогики. «Добро добром оплатишь - молодец», - говорят у народов Дагестана. «Зло добром оплатишь - ты мудрец». Мудрость и благородство предусмотрительных дедов и отцов обязывают нас бережно отнестись не только к своей национальной культуре, но и культуре великого русского народа, протянувшего на века дагестанцам свою руку поддержки и взаимопонимания.
Пристальное внимание к дагестанской русской национальной культуре - это сегодня архиважный вопрос как государственной, так и социальной значимости. Предоставив возможность учащимся дагестанских национальностей хоть как-то находить связи между идентичными для многих народов Дагестана культурологическими понятиями и ценностями на уроках предмета «Культура и традиции народов Дагестана», мы не вправе лишать дагестанских учащихся русской национальности восприятия и усвоения духовно-нравственных ценностей собственной национальной культуры.
Проблема злободневна и тем, что не только учащиеся русской национальности, но и учащиеся дагестанской национальности в процессе обучения в школе не имеют соответствующих условий для всестороннего, объективного и глубокого восприятия всемирно признанных историко-куль-турологических материальных и духовных ценностей братского русского народа. Ограниченное количество часов, отведенных на изучение предметов «История Отечества», «Русская литература» и «Русский язык», дают лишь беглые представления об историко-хронологических событиях России, знакомят учащихся лишь с некоторыми деятелями русской литературы и в целом не позволяют глубоко и всесторонне вникнуть в культурное наследие великого русского народа.
Так, например, анализ содержания учебников «История России XX век» для 9-го класса (авторы - О. В. Волобуев, В. В. Журавлев и др., М., 2005) и «История Отечества XX - начало XXI века» для 11-х классов (авторы - Н. В. Загладин, С. И. Коз-ленко и др., М., 2005) показывает, что из 46 параграфов первого учебника в объеме 320 страниц только 4 параграфа (20 страниц) посвящены освещению русской культуры. И даже эти темы («Культура города и села»; Революция и культура»; «Культура советского общества»; «Культура»), как свидетельствуют представленные в методическом аппарате учебника проверочные вопросы (Охарактеризуйте развитие просвещения в России с 1897 по 1914 год; Назовите наиболее известные газеты и журналы начала XX в.; Чем вызван градостраительный бум в России?; Какие изменения происходят в крестьянском быту? и др.), работают только на формирование историко-хронологи -ческих познавательных знаний учащихся и не имеют должной воспитательно-культурологической направленности.
Не лучше обстоит дело с учебниками русской литературы и русского языка. Субъективный подход к их составлению привел к одностороннему восприятию учащимися не только русской национальной художественной действительности, но и русской культуры в целом. Нельзя в этой связи не согласиться с содержанием письма «Русская литература на задворках» учительницы русского языка и литературы В. Г. Тищенко министру образования В. М. Филиппову5, прямо говорится: «Сегодня во время усиленной пропаганды западных ценностей уроки русского языка и русской литературы в школе - единственная реальная возможность приобщить школьников к отечественной культуре».
Утрата же и этой возможности может привести к утрате подрастающим поколением способности ориентироваться в культурном пространстве.
Анализ содержания литературных произведений и упражнений, представленных
в учебниках русской литературы и русского языка для 10-11-х классов дагестанской школы, показывает, что они также скудно представляют этнокультурные и этнопеда-гогические ценности русского народа, дают разрозненные сведения о некоторых материальных и духовных ценностях, что лишает учащихся системного и целостного восприятия историко-культурного наследия русского народа.
Высочайшая роль русского народа в общественно-политическом, социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном становлении народов республики, освещенная в монографических исследованиях ученых историков и культурологов Дагестана, из-за незначительного объема часов в учебных планах тоже не нашла должного отражения в учебниках «Истории Дагестана», для общеобразовательных учебных заведений республики.
Анализ программно-инструктивных документов Министерства образования РД за 1992-1994 гг. показывает, что в указанные годы в учебные планы школ республики (3(4) классы) наряду с предметом «Культура и традиции народов Дагестана» был введен предмет «Русская национальная культура». Однако в последующие годы, мотивируя перегрузкой учащихся, предмет «Русская национальная культура» был выведен из учебного плана дагестанской национальной школы с устной рекомендацией преподавания предмета в качестве факультатива, а в городах и районах компактного проживания русскоязычного населения вместо предмета «Культура и традиции народов Дагестана».
Таким образом, в ходе нашего исследования выявилось следующее: русская национальная культура оказалась как предмет обучения сначала ничем и никем не обоснованно «загнанной» только в один 3(4) класс начального этапа обучения, а затем и насовсем забытой структурами общего образования. Равнодушие к русской национальной культуре не замедлило сказаться. Оно как нельзя хуже отразилось на ума -
настроениях как дагестанского населения в целом, так и дагестанского русского населения в частности, с чем в определенной степени не мог быть не связан и отток последних из Дагестана.
Дагестанские народы с глубоким уважением относятся к русскому народу и русской культуре. Как подсказывает нам дагестанская история, отношение к русской национальной культуре, его своевременное изучение на всех этапах школьного образования способствует поиску, восприятию, пониманию и осмыслению дагестанскими учащимися социально и общечеловечески значимых точек межличностного и межнационального соприкосновения, объективно гуманного и ценностного отношения не только к русскому населению, но и ко всем народам Дагестана.
Попытаемся изложить основополагающие идеи, на наш взгляд целесообразные для возрождения роли и значимости русской культуры в общеобразовательном процессе дагестанской многонациональной школы:
1. Опыт цивилизованных стран, исследования виднейших культурологов подсказывают, что народная культура является единственно верным, консолидирующим фактором здоровых отношений (межличностных, межнациональных, международных), фактором, определяющим разумные духовные и материальные потребности человека и общества. Отсюда методологической основой изучения русской культуры в школе должны стать культурологические учения, построенные на здравом мышлении ученых-культурологов.
2. Объектом серьезного внимания при отборе материала для программ и учебников дагестанской русской национальной культуры должны стать ключевые источники культурно-исторического наследия русского народа, национальные культурологические идеи русских, традиции и обычаи, получившие высокое признание в трудах дагестанских, русских и зарубежных культурологов, этнографов, историков, языковедов, писателей и педагогов.
3. Содержание учебного материала в равной мере должно освещать общественно значимые морально-этические нормы русского народа в тесной связи с разными народами Дагестана, не допуская элементов национально-культурной исключительности.
4. В процессе разработки программ и учебников по дагестанской русской национальной культуре руководящими должны выступать следующие общепедагогические методы:
• изучение, анализ и отбор национально особенных и общепедагогических культурологических ценностей и традиций русского народа. Такой анализ необходимо проводить под углом зрения общедагестанской, общероссийской и общечеловеческой значимости национальных традиций;
• восстановление национально-самобытных педагогических терминов, понятий, прогрессивных поведенческих норм, фактов из культуры русского народа;
• разработка пояснительных тематических текстов, основанных на принципе доступности. Такие тексты должны отражать лучшие речевые нормы русского языка, строиться на традиционной русской культуре и стилях русской и родной речи учащихся;
• подборка хрестоматийных текстов. В качестве хрестоматийных текстов важно использовать отрывки из детских художественных произведений, произведения фольклора, публицистические статьи, небольшие по объему поучительные народные сказания, песни, воспоминания, наставления и обращения замечательных деятелей культуры русского народ;
• разработка проблемных вопросов и творческих заданий по каждой программной теме. Вопросы и задания по русской культуре должны выполнять функцию за -крепления знаний, способствовать логическому и нравственному осмыслению, объективному восприятию и формированию чувств, сознания и поведения учащихся, овладению ими творческой деятельностью, а также помогать учащимся в применении полученных знаний на практике;
• подборка и подготовка художественно-иллюстративного материала (рисунков, фотоматериалов, таблиц), показывающих всю красоту и изящество духовных и материальных ценностей русского народа. При художественно-графическом оформлении учебников очень важно учитывать и восстанавливать русские национальные краски, формы, элементы, отражающие даже малейшие нюансы русской национальной культуры, педагогики и психологии.
Сегодня, в невероятно труднейших условиях становления нового российского государства, только культура, а в данном случае культура русского народа как госу-дарствообразующей нации способна обеспечить устойчивость социальных, нравственных, психологических характеристик страны и общества.
Приобщение к отечественной культуре всех граждан страны - одна из главных функций демократического государства. Обеспечивать дальнейшее развитие отечественной культуры на основе преемственности многонациональной российской культуры, лучших ее образцов - ключевая задача педагогической науки и образовательной практики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мирзоев Ш. А. Программа и методические рекомендации к учебнику «Культура и традиции народов Дагестана» для 9 класса. Махачкала, 2006.
2 Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан //Дагестанская правда. 1992. 3 ноября.
3 Рамазанов А. X. Россия и Дагестан в XIX - начале XX века. Махачкала: ГУП «Даггиз», 2003.
4 Суздальцева И. А. Русские переселенцы в Дагестане в конце XIX - начале XX в. Махачкала, 2006.
5 Тищенко В. Г. Русская литература на задворках // Народное образование. 2000. № 7.