о ©
3
А. А. Ломакин A. A. Lomakin
Принятие решений в региональной системе оказания адресной социальной поддержки
Decision-making in Regional System of Rendering Address Social Support
Ломакин Александр Александрович Lomakin Alexander Alexandrovich
Санкт-Петербургское государственное казенное Saint-Petersburg Public State Institution "City
учреждение «Городской информационно-расчетный Information Calculating Center"
центр» Leading programmer of Information and Analytical
Ведущий программист информационно- Department
аналитического отдела [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
информационная поддержка, принятие решений, адресная социальная поддержка населения
KEY WORDS
information support, decision-making, targeted social support to the population РЕФЕРАТ
Выделяются несколько уровней принятия решений при оказании адресной социальной поддержки населению. Приводятся примеры принятия решений из практического опыта органов социальной защиты населения Санкт-Петербурга. Рассматриваются задачи развития информационной поддержки принятия решений и пути их решения.
ABSTRACT
Multiple levels of decision-making in the provision of targeted social support to the population are allocated. Examples of decision-making from the practical experience of social protection of the population of St. Petersburg are given. Problems of improving decision-making information support are considered.
Целью настоящей статьи является анализ становления региональной системы адресной социальной поддержки населения на примере Санкт-Петербурга и формулировка проблем и направлений развития информационной поддержки принятия решений в социальной сфере.
Ключевой особенностью процесса модернизации в сфере обеспечения социальных гарантий населению Российской Федерации, начатого в 2004 г., стало разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Передача части полномочий от федераль-
ного центра в регионы стала серьезным шагом по изменению всей системы социальной поддержки, ее приближению к населению Российской Федерации. Категории граждан, в отношении которых государство реализует обязанность гарантированной социальной поддержки, были разделены на две группы: федеральных и региональных льготников.
В процессе реформирования системы социального обеспечения региональные органы власти получили полномочия по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки населения с учетом специфики ситуации в регионе, что позволяет обеспечивать максимальную
адресность предоставляемых мер и повышает эффективность системы социальной поддержки в целом. Однако вместе с полномочиями регионы получили и высокий уровень ответственности, в том числе за целевое расходование средств федерального бюджета, а также повышенные собственные финансовые обязательства по реализации переданных полномочий с учетом необходимости сохранения уровня социальной защищенности, не ниже достигнутого ранее. Таким образом, к середине 2000-х гг. объективно сложилась потребность формирования систем, обеспечивающих оптимальное управление социальной поддержкой, в том числе оказанием адресной социальной помощи в новых условиях.
Основой предоставления мер адресной социальной поддержки населения являются специализированные системы персонифицированного учета — социальные регистры населения. С началом в Российской Федерации реформирования системы социального обеспечения и передачи части полномочий на региональный уровень начался процесс активного формирования социальных регистров населения. Федеральный регистр льготников находится в ведении Пенсионного фонда Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают социальные регистры регионального уровня. Информационное обеспечение адресной социальной поддержки граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, обеспечивается автоматизированной информационной системой «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (АИС ЭСРН СПб). АИС ЭСРН СПб является основой для формирования единого информационного пространства в социальной сфере региона [1].
Процессы принятия решений в сфере социальной поддержки населения Санкт-Петербурга можно разделить на четыре группы, согласно уровню принимаемого решения, как показано в табл. 1. Решения, принимающиеся на верхнем, федеральном, уровне являются основопола-
гающими и определяют социальную по- з литику в Российской Федерации в сь целом. Законодательная инициатива на ^ верхнем уровне, как правило, исходит от £ Президента и прорабатывается по его ^ поручению до уровня готового решения ° Правительством с привлечением про- о фильного министерства и региональных ^ руководителей. В частности, на феде- ш ральном уровне принимаются решения О о делегировании части полномочий в сфере социальной поддержки населения вниз — на региональный уровень.
На региональном уровне в рамках переданных полномочий готовятся и принимаются решения об установлении мер социальной поддержки в отношении региональных льготников, а также о введении дополнительных мер социальной поддержки с учетом возможностей регионального бюджета и реальных потребностей населения региона. Процесс принятия решений на региональном уровне можно рассмотреть на примере введения в Санкт-Петербурге в 2005 г. бесплатного зубопротезирования. Принятие решения потребовало рассмотрения целого ряда вопросов:
• определение оптимальной формы предоставления меры социальной поддержки;
• определение круга пользователей услугой;
• задание оптимального состава услуги, получаемой за государственный счет. Все эти вопросы прорабатывались с
учетом целого ряда параметров, в том числе имеющейся в АИС ЭСРН СПб информации о льготниках. Были рассмотрены возможные варианты форм адресной поддержки на осуществление зубо-протезирования:
• сметное финансирование государственного учреждения, предоставляющего услугу;
• денежная выплата (пособие) в адрес гражданина;
• компенсация произведенных затрат на основании представленных документов о полученной услуге;
• компенсация произведенных расходов учреждению, где гражданин полу-
-а Таблица 1
2
а- Принятие решений в сфере социальной поддержки населения
Уровень Подготовка Утверждение Форма
Федеральный Министерство труда и социального развития Государственная Дума Федеральные законы
Президент Указы Президента
Региональный Комитет по социальной политике СПб Законодательное собрание СПб Законы Санкт-Петербурга
Правительство СПб Постановления Правительства СПб
Районный ОСЗН, КЦСОН Районные администрации Направления на получение помощи
Технический ГИРЦ КСП Договоры с поставщиками, выплатные документы
чил услугу, по установленным нормативам на основании счета и перечня произведенных фактически работ. Критерии выбора альтернатив при принятии решения об оптимальной форме предоставления меры социальной поддержки приведены в табл. 2. В результате анализа альтернатив была выбрана последняя форма — компенсация произведенных расходов учреждению, поскольку остальные имели ряд существенных недостатков: для сметного финансирования характерны большие возможности нецелевого использования денежных средств учреждениями, форма компенсаций требует от граждан предоплаты дорогостоящей услуги, а денежная выплата авансом может быть использована гражданином не по назначению.
После выбора формы предоставления меры социальной поддержки проводился анализ круга потенциальных получателей и возможностей бюджета. С учетом нормативов финансирования и средней стоимости услуги по зубопротезированию, объема очереди, количества учреждений здравоохранения, их пропускной способности было принято решение о выборе категории получателей услуги — малообеспеченные региональные и федеральные льготники. Именно эта категория лиц, в отношении которых в результате монетизации отменили аналогичную льготу,
оказалась наиболее уязвимой, а размер установленной денежной выплаты в совокупности с низким размером пенсии не позволял осуществить зубопротези-рование за свой счет.
С использованием сведений АИС ЭСРН СПб была проанализирована численность потенциальных получателей услуги, на основании чего был произведен расчет потребности бюджета на реализацию инициативы. Решение по предоставлению меры социальной поддержки на осуществление бесплатного зубопротезирования было утверждено Законодательным собранием в форме закона Санкт-Петербурга. После этого Правительство Санкт-Петербурга, в соответствии с законом и полномочиями, проработало и утвердило своим постановлением порядок предоставления указанной меры социальной поддержки. В дальнейшем был принят ряд решений о корректировке порядка предоставления меры социальной поддержки.
Анализ потребностей населения, возможностей бюджета и производственных мощностей уже задействованных учреждений выявил необходимость увеличения финансирования и включения в процесс дополнительно коммерческих клиник наравне с бюджетными учреждениями. Принятое решение позволило резко сократить очередь на получение услуг. Сле-
Таблица 2 _о
2
Критерии выбора альтернатив при принятии решения об оптимальной форме а-
предоставления меры социальной поддержки ^
Форма предоставления Возможность нецелевого использования средств поставщиками Возможность нецелевого использования средств получателями Доступность услуг для получателей
Сметное финансирование Высокая Отсутствует Высокая
Денежная выплата получателю Отсутствует Высокая Высокая
Компенсация получателю Отсутствует Отсутствует Низкая
Компенсация поставщику услуги Низкая Отсутствует Высокая
дующим важным этапом стало решение о снятии территориального ограничения по району проживания заявителя, после чего тот получил право выбирать любую из клиник, прошедших квалификационный отбор, в любом районе города. Последним на настоящий момент решением стало введение нового порядка приема заявок граждан на получение различных мер социальной поддержки, в том числе на бесплатное зубопротези-рование, посредством многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
На нижние уровни принятия решений — районный и технический — Правительство Санкт-Петербурга делегирует полномочия по исполнению решений, принятых на федеральном и региональном уровнях. Комитету по социальной политике (КСП), администрациям районов Санкт-Петербурга и другим субъектам постановлениями Правительства передаются определенные функции, в том числе подготовка будущих решений. В свою очередь КСП часть своих функций передает в подведомственное ему учреждение «Городской информационно-расчетный центр» (ГИРЦ), а также в территориальные органы социальной защиты города: комплексные центры социально-
го обслуживания населения (КЦСОН) и районные отделы социальной защиты населения (ОСЗН).
В районные администрации, ОСЗН и КЦСОН Правительство делегирует полномочия по принятию решений об оказании адресной социальной помощи конкретным заявителям. Такое решение оформляется в виде выдачи направления на получение меры социальной поддержки или соответствующего отказа. Специалисты ОСЗН и КЦСОН обрабатывают заявки граждан, проверяют право на получение запрашиваемого вида помощи и готовят решения районных администраций о выдаче направления или отказе.
К функциям ГИРЦ, делегированным КСП, относится весь комплекс взаимодействий со сторонними организациями, от заключения договоров до оплаты предоставленных гражданам услуг и изделий. На примере меры социальной поддержки на осуществление бесплатного зубопротезирования можно говорить о следующих функциях ГИРЦ: • установленные объемы финансирования распределяются между клиниками, прошедшими квалификационный отбор, на основе анализа производственных возможностей;
о ©
о
ш
ш
О
С^Федеральный^^)
Федеральный регистр льготников
Ведомственные АИС
Базы данных ФСС
Базы данных ОМС
Уровни принятия решений
Региональный
Районный
Технический
Единое информационное пространство региональных органов социальной защиты
АИС ЭСРН СПб
Информационные системы по видам адресной социальной _поддержки_
Структура системы информационной поддержки
• принимаются решения об оплате сформированных клиниками реестров оказанных услуг;
• устанавливаются порядок и методы информационных взаимодействий. Приведенная схема демонстрирует
структуру системы информационной поддержки принятия решений в сфере социальной поддержки населения.
Именно на самом нижнем, техническом, уровне принятия решений в настоящее время отмечается наибольший дефицит соответствующей информационной поддержки. Основными проблемами при принятии технических решений являются качество информации и степень ее актуальности. В последние несколько лет в структуре единого информационного пространства органов социальной защиты населения Санкт-Петербурга создаются и развиваются информационные системы, обеспечивающие эффективное оказание различных видов адресной социальной помощи.
Так, в целях уменьшения дефицита информационной поддержки при предоставлении бесплатного зубопротезиро-вания в 2009 г. было начато внедрение первой подобной информационной системы, интегрированной с АИС ЭСРН
СПб, совершенствующей информационное взаимодействие с клиниками и расширяющей возможности информационной поддержки принятия решений на техническом уровне [2]. Последние изменения законодательства и порядка предоставления меры социальной поддержки на бесплатное зубопротезирова-ние допускают обращение гражданина в любой МФЦ и получение там направления в любую из клиник, прошедших квалификационный отбор.
В то же время общий годовой объем услуг, оказываемых каждой клиникой, ограничен рамками договорных обязательств, принятых с учетом реальных производственных возможностей клиники. В силу этих естественных ограничений и в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и минимизации итоговых сроков получения зубопротезных услуг, необходимо уже на этапе сбора заявок учитывать оперативную информацию о текущей загрузке клиник и объемах еще не выбранного ими финансирования. Обеспечение доступа к такой информации позволит сотрудникам МФЦ, принимающим заявки, оказать заявителям помощь в выборе оптимального поставщика услуги.
шений в сфере адресной социальной поддержки населения Санкт-Петербурга на сегодня является совершенствование информационных систем нижнего уровня с целью повышения эффективности принятия необходимых технических решений.
Соответствующий модуль информационной поддержки для оперативной корректировки нагрузки на стоматологические клиники разрабатывается в настоящее время. Таким образом, основным направлением развития информационного обеспечения принятия ре-
Литература
1. Ломакин А. А. Интеграция предприятий социального обеспечения в единое информационное пространство социальной защиты населения региона: проблемы и перспективы развития // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 1. С. 235-239.
2. Ломакин А. А. Совершенствование информационного обмена в области социальной защиты населения Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 33-42.
о ö
о
ш
ш
О
References
1. Lomakin A. A. Integration of the enterprises of social security into a common information space of social protection of the population of the region: problems and development prospects // YSSU News. Technical science. 2013. N 1. P. 235-239.
2. Lomakin A. A. Improvement of information exchange in the field of social protection of the population of St. Petersburg // Administrative consultation. 2011. N 3. P. 33-42.