Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ'

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИАЦИЯ / АВАРИЯ / МЕРА ЗАЩИТЫ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ДОЗА / НАСЕЛЕНИЕ / RADIATION / ACCIDENT / PROTECTIVE MEASURE / DECISION-MAKING / DOSE / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галушкин Борис Александрович, Богданова Людмила Серафимовна

Рассмотрены предотвращение и минимизация детерминированных и стохастических эффектов облучения человека путем введения мер защиты. Показаны пути облучения населения, критерии для принятия решений о введении мер защиты с использованием принципов обоснования и оптимизации радиационной защиты. Приведены существующие критерии принятия решения о введении мер защиты в российской практике, которые отрабатываются при проведении учений и тренировок в случае радиационной аварии на АЭС. Обсуждены предлагаемые МАГАТЭ критерии и вопрос применимости их в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галушкин Борис Александрович, Богданова Людмила Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision Making on Measures to Protect Population in Case of Radiological Accident

The deterministic and stochastic effects of human exposure to radiation can be prevented or minimized by protective measures. The authors describe how the population can get exposed to radiation, and the criteria for informed decision making on the use of appropriate protective measures. They also present the current criteria for decision making on radiation protection that used in Russia during radiological emergency response exercise at nuclear power plants. IAEA-proposed criteria and their applicability in Russia are discussed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ»

/80 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 2 (60) УДК 614.8.086.52

Принятие решений по защитным мерам для населения в случае радиационной аварии

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

Б.А. Галушкин, Л.С. Богданова Аннотация

Рассмотрены предотвращение и минимизация детерминированных и стохастических эффектов облучения человека путем введения мер защиты. Показаны пути облучения населения, критерии для принятия решений о введении мер защиты с использованием принципов обоснования и оптимизации радиационной защиты. Приведены существующие критерии принятия решения о введении мер защиты в российской практике, которые отрабатываются при проведении учений и тренировок в случае радиационной аварии на АЭС. Обсуждены предлагаемые МАГАТЭ критерии и вопрос применимости их в России.

Ключевые слова: радиация; авария; мера защиты; принятие решения; доза; население.

Decision Making on Measures to Protect Population in Case of Radiological Accident

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

B. Galushkin, L. Bogdanova

Abstract

The deterministic and stochastic effects of human exposure to radiation can be prevented or minimized by protective measures. The authors describe how the population can get exposed to radiation, and the criteria for informed decision making on the use of appropriate protective measures. They also present the current criteria for decision making on radiation protection that used in Russia during radiological emergency response exercise at nuclear power plants. IAEA-proposed criteria and their applicability in Russia are discussed.

Key words: radiation; accident; protective measure; decision-making; dose; population.

Статья поступила в редакцию 5.02.2019.

Все лица, привлекаемые к ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, в том числе спасатели МЧС России, должны четко помнить и понимать основной смысл принимаемых решений на осуществление мер защиты населения в таких случаях. В данной публикации описываются все действующие согласно нормативным документам настоящего времени защитные меры.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.252309. Нормы радиационной безопасности, НРБ-99/2009.М.:2009.70 с. (далее — НРБ-99/2009) в случае возникновения аварии должны быть приняты практические меры для сведения к минимуму доз облучения и количества облучаемых лиц из населения. Такие меры смягчают или предотвращают неблагоприятное воздействие ионизирующего излучения (далее — ИИ) на здоровье людей. При принятии решений о характере вмешательства следует руководствоваться принципами обоснования и оптимизации:

предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т. е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную значимость (принцип обоснования);

форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы так, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанная с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации).

Необходимо различать две цели вмешательства: предотвращение детерминированных эффектов облучения (гибели или поражения) и уменьшение риска стохастических эффектов облучения (преимущественно, рака и серьезных наследственных эффектов) (НРБ-99/2009).

Достижение цели предотвращения детерминированных эффектов облучения должно основываться на положении: ни один человек не должен получить дозу, при которой возможны клинически определяемые детерминированные эффекты, т.е. неминуемое заболевание. При существовании такой угрозы любое решение не проводить защитные мероприятия в срочном порядке должно быть обоснованным. Причиной может быть ситуация, когда вред здоровью от мер защиты превышает вред от облучения, т.е. нарушается принцип обоснования. Принцип оптимизации в данном случае не применяется. Предотвращение детерминированных эффектов облучения достигается путем проведения защитных мероприятий до или сразу после поступления радионуклидов в окружающую среду вследствие радиационной аварии (далее — РА) на радиационно опасном объекте (далее — РОО) и недопущения облучения населения в дозах, превышающих пороговые для их развития.

Основной принцип уменьшения риска стохастических эффектов облучения — принцип оптимизации. Так как для проявления стохастических эффектов нет дозового порога, а от величины дозы облучения зависит вероятность возникновения, а не тяжесть проявления

эффекта, то облучение не ограничивается до какого-то заданного уровня. Проводить защитные мероприятия с целью снижения доз облучения персонала и населения в случае, если они обоснованы, нужно с учетом их отрицательного воздействия и таким образом, чтобы польза была максимальна.

Основными защитными мерами, которые предназначены для применения на начальных этапах аварии, являются: укрытие, йодная профилактика, эвакуация и применение средств индивидуальной защиты. Они должны приниматься в срочном порядке для защиты населения от прямого излучения радиоактивного аэрозольного облака и от вдыхания находящихся в нем радиоактивных частиц, а также от облучения вследствие выпадения радиоактивных веществ (далее — РВ) на поверхности помещений и почву. Эти мероприятия могут сопровождаться дополнительными мерами защиты. Использование простых подручных средств защиты дыхательных путей и индивидуальной защитной одежды может быть полезно на начальных стадиях аварии во время продвижения людей к укрытию, в ходе эвакуации, и для их применения не вводятся отдельные уровни вмешательства.

Продолжительность выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или воздействие источников ионизирующего излучения (далее — ИИИ) на нее в ходе аварии может составлять короткое время (один час или менее [1]), а может длиться несколько дней или даже лет (ЧАЭС). Защитные мероприятия в начальный период аварии — это такие действия, которые в целях обеспечения их эффективности должны предприниматься незамедлительно и эффективность которых значительно снижается в случае задержки их применения. Необоснованные задержки могут привести к облучению населения, которого можно было бы избежать, а в худших случаях — даже к серьезным детерминированным эффектам для здоровья людей. Таким образом, основной проблемой вмешательства в начальный период аварии является дефицит времени, в течение которого необходимо принять решение о начале осуществления защитных мероприятий. Запаса времени для начала продолжительных процедур оценки в целях оптимизации защитных мер не будет, и это усугубляется тем фактом, что информация о масштабе и характере аварии в момент, когда необходимо будет принимать решение, будет весьма ограниченной, а степень неопределенности, соответственно, велика.

В таких обстоятельствах важное значение имеет наличие подробных планов аварийного реагирования, охватывающих широкий класс возможных аварий и защитных мероприятий, применение которых может быть начато без сложных вычислений и длительных дискуссий. Учет конкретных обстоятельств аварии может привести к более эффективному применению меры защиты, однако выработка этих контрмер требует временных затрат, и задержка с началом ее выполнения может привести к тому, что население будет обеспечено более низким уровнем защиты, чем при использовании противоаварийного плана. В соответствии с (СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности

(ОСПОРБ-99/2010). М.: 2010. 77 с.) на РОО должны быть планы защиты персонала и населения.

Решения о проведении неотложных защитных мероприятий принимаются на основе анализа условий, существующих во время аварии и базируются на:

классификации аварии (в любое время, пока контроль над источником полностью не восстановлен) [2];

прогнозе развития аварии и оценке ожидаемого воздействия (в любое время, пока контроль над источником полностью не восстановлен);

прогнозе доз облучения персонала и населения (поглощенных, эквивалентных, эффективных, предотвращенных, остаточных);

измерениях мощности дозы (потоков излучения) в помещениях и на местности;

результатах мониторинга окружающей среды (во время развития аварии и после нее).

Конечной целью является подготовка проектов принятия решений для уполномоченных на это органов и лиц, принимающих решение (например, Правительственной комиссии, комиссий по чрезвычайным ситуациям разного уровня и др.).

На основе полученных исходных данных решаются следующие задачи по:

классификации уровня РА [2] и Международной шкале ядерных событий (ИНЕС), Руководство для пользователей//(IAEA-INES-2001)//Вена: МАГАТЭ, 2010.238 с.;

разработке мероприятий по предотвращению распространения радиоактивного загрязнения;

разработке мероприятий по защите населения; оценке уровня и степени опасности, возникшей вследствие радиационной аварийной ситуации;

определению размеров пострадавшей территории и продолжительности опасности;

подтверждению эффективности защитных мероприятий;

оценке доз аварийного облучения персонала и населения;

выбору методов и средств для аварийного радиационного контроля;

проведению, сбору и анализу измерений о радиационной обстановке (РО) на предприятии, в санитарно-за-щитной зоне (СЗЗ), зоне наблюдения (ЗН), на других загрязненных или подверженных воздействию ИИИ территориях;

определению и учету фактических доз облучения населения для заключения о необходимости оказания медицинской помощи;

контролю за организацией дозиметрического контроля, санитарно-пропускного режима и использования СИЗ;

гигиенической оценке эффективности санитарной обработки и дезактивации.

Задачи, которые ставятся и возникают при подготовке решений в ходе развития аварии и после нее, могут последовательно изменяться, в частности, очень быстро в начальный период: от необходимости обеспечения сигнальной информацией о внезапном появлении РВ в окружающей среде и экстренной предварительной

оценки создающейся РО, в основном, по измерениям мощности дозы ИИ на ранней фазе развития аварии до необходимости получения систематической и полной информации о количественных характеристиках путей внешнего и внутреннего облучения населения на последующих временных интервалах. Для облегчения и упорядочения текущей работы по подготовке проекта принятия решений и записей поступающей информации используются соответствующие рабочие формы.

РА на РОО и их последствия, а также утрата контроля или управления ИИИ, для населения характеризуются: длительностью аварийного выброса (кратковременный или относительно длительный) или радиационного воздействия; радионуклидным составом выброса, сброса или ИИИ; масштабом радиационного загрязнения территории; мощностью дозы ИИИ.

При РА в зависимости от радиационных и физико-химических характеристик поступивших в окружающую среду соединений радионуклидов могут ре-ализовываться следующие пути формирования дозы облучения на начальной фазе аварии:

внешнее гамма-бета-облучение от радиоактивного облака;

внешнее гамма-бета-облучение от радиоактивных выпадений на поверхность почвы и от радиоактивного загрязнения поверхностей помещений;

облучение кожи радионуклидами, осевшими на одежде и кожных покровах при выпадениях из радиоактивного облака или вторичном пылеподъеме радиоактивных частиц;

ингаляционное поступление радионуклидов с вдыхаемым воздухом;

поступление радионуклидов алиментарным путем, в том числе радио-йодов, в организм.

Доза облучения населения в общем случае формируется в результате:

внешнего гамма-бета-облучения от радиоактивного облака (при нахождении на открытой местности), ИИИ или от радионуклидов, содержащихся в воздухе помещений;

ингаляционного поступления радионуклидов при прохождении радиоактивного облака или радионуклидов, содержащихся в воздухе помещений или на открытой местности;

внешнего облучения от радиоактивных выпадений на поверхность почвы или загрязненных поверхностей помещения и территории;

облучения кожи радионуклидами, осевшими на одежде и кожных покровах;

ингаляционного поступления радионуклидов, поднятых с поверхности загрязненной почвы или загрязненных поверхностей помещения;

поступления радионуклидов в организм человека алиментарным путем, в том числе пероральным, с загрязненными пищевыми продуктами.

В НРБ-99/2009 приведены уровни поглощенных доз, при превышении которых возможны клинически определяемые эффекты (пороги детерминированных эффектов для острого облучения) и необходимо срочное

вмешательство. Эти уровни приведены в табл. 1 (6.1 НРБ-99/2099) и должны быть использованы в качестве критериев при принятии решений о введении срочных мер защиты. Если указанные в табл. 1 дозы облучения получены менее чем за двое суток, то тяжесть эффектов увеличивается. Следует отметить, что порог дозы на все тело соответствует порогу дозы на костный мозг.

Максимальные ожидаемые поглощенные дозы определяются из условия, что человек находится на открытой местности без средств защиты в течение двух суток, в период времени, когда ожидаются максимальные дозы облучения (обычно в течение первых двух суток после начала поступления радионуклидов в окружающую среду), и в тех точках на местности, в которых дозы достигают максимального значения при заданной удаленности от аварийного источника.

Таблица1 (6.1 в НРБ) Прогнозируемые уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство

Орган или ткань Поглощенная доза в органе или ткани за 2 суток, Гр

Все тело 1

Легкие 6

Кожа 3

Щитовидная железа 5

Хрусталик глаза 2

Гонады 3

Плод 0,1

По многолетнему опыту проведения учений и тренировок, отраженному в Руководстве по йодной профилактике в случае возникновения радиационной аварии. Методические рекомендации. М.: ФМБА России, 2010. 24 с., а также в Общих требованиях безопасности, часть 3, № GSR Part 3, Радиационная защита и безопасность [6, 7], организованных концерном «Росэнергоатом», в случае облучения от радионуклидов, поступивших в результате РА в окружающую среду, достаточно определить дозы на различных расстояниях от источника на все тело и щитовидную железу.

При оценке доз облучения на все тело и щитовидную железу учитываются: внешнее гамма-облучение от радиоактивного облака; внешнее гамма-облучение от выпадений на почву; внутреннее облучение от ингаляционного поступления.

Для оценки доз на все тело следует использовать дозовые коэффициенты для костного мозга. При расчете доз внутреннего облучения предлагается считать, что вся активность, поступившая в организм в результате ингаляции в течение двух суток, попала в момент начала отсчета данных двух суток. В этом случае для проведения прогнозов доз внутреннего облучения достаточно иметь соответствующие дозовые коэффициенты для каждого органа и радионуклида. Если длительность выброса более двух суток, то необходимо обеспечить прогноз поступления радионуклидов в организм человека за первые двое суток в результате ингаляции и оценить дозы внутреннего облучения, используя подход, описанный выше, для выброса длительностью менее двух суток. Эти дозы использовать для сравнения с критериями срочного вмешательства. Для принятия дополнительных решений следует прогнозировать дозы с учетом динамики поступления радионуклидов в организм человека.

Схема принятия решений по обеспечению защитных мероприятий для предотвращения детерминированных эффектов приведена на рис. 1.

Принятие решений о мерах защиты населения с целью уменьшения риска стохастических эффектов проводится на основании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприятием, с уровнями А и Б, приведенными в табл. 2 (6.3 НРБ-99/2009).

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйственного и социального функционирования территории. Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории. Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, то решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий. Для этого на стадии аварийного планирования должна быть разработана система оптимальных уровней вмешательства с учетом расположения населенных пунктов и особенностей жизнедеятельности

Таблица 2(6.3 НРБ)

Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде аварийной ситуации

Меры защиты Предотвращаемая доза за первые 10 суток, мГр

на все тело щитовидная железа, легкие, кожа

уровень А уровень Б уровень А уровень Б

Укрытие 5 50 50 500

Йодная профилактика:

взрослые - - 250* 2500*

дети - - 100* 1000*

Эвакуация 50 500 500 5000

* Только для щитовидной железы

Рис. 1. Схема принятия решения для предотвращения детерминированных эффектов

населения в зоне противоаварииного планирования. Схема принятия решений по обеспечению защитных мероприятии в этом случае приведена на рис. 2.

Мера защиты применяется к определенной группе лиц из населения. Она может быть применена: ко всем людям, проживающим в населенном пункте; к лицам, проживающим в части территории населенного пункта; к определенным категориям лиц (взрослые, дети). Для того чтобы использовать приведенные в табл. 6.3 НРБ-99/2009 критерии для принятия неотложных решений, необходимо прогнозировать средние предотвращаемые дозы по всей выборке населения, для которого предполагается применение мер защиты.

Таким образом, в этом случае не рекомендуется использовать средние дозы облучения критической группы из населения (наиболее облучаемые лица из населения), т.к. при принятии неотложных решений используется принцип оптимизации. Однако

прогнозируемые дозы для наиболее облучаемых лиц не должны превышать порогов для детерминированных эффектов.

При принятии решений о применении таких мер защиты, как укрытие и эвакуация, следует проводить расчеты средней предотвращаемой дозы для взрослого населения из группы лиц, для которой предполагается применение мер защиты. Эти дозы сравниваются с приведенными в таблице 6.3 НРБ-99/2009 критериями для укрытия и эвакуации.

При принятии решений о применении йодной профилактики следует проводить расчеты предотвращаемой дозы отдельно для взрослого населения и для детей из группы лиц, для которой предполагается применение йодной профилактики. Эти дозы сравниваются с приведенными в табл. 6.3 НРБ-99/2009 критериями для йодной профилактики.

Данный алгоритм принятия решений приведен в соответствии с НРБ-99/2009 по предотвращаемой дозе

Рис. 2. Схема принятия решения для предотвращения стохастических эффектов облучения в соответствии с табл. 6.3

НРБ-99/2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

облучения. В реальных учениях и тренировках, как показал опыт их проведения, используется прогнозируемая доза на все тело (костный мозг) и доза на щитовидную железу, и на основании результатов расчетных кодов принимаются те или иные решения по защите населения путем введения необходимых мер. При этом схема принятия решений остается той же самой.

В качестве максимальной продолжительности укрытия должен быть принят двухдневный срок. Однако ограничение по времени, в течение которого население может оставаться укрытым в помещениях, зависит от конкретных условий.

Используемое здесь понятие эвакуации означает срочное перемещение людей из их домов, с места работы или отдыха на ограниченный период времени, как правило, на несколько дней. В качестве максимальной продолжительности эвакуации должен быть принят десятидневный срок. Решение о возращении или дальнейшем отселении принимается с учетом фактической радиационной обстановки и критериев, приведенных в табл. 6.3 НРБ-99/2009.

Если же эвакуация проводится во время выброса или после выброса из радиоактивно загрязненных в чистые районы, то необходим прогноз средних доз, получаемых населением во время эвакуации.

При расчете средней по группе населения дозы без применения мер защиты необходимо учитывать, что население может находиться как на открытой местности, так и в жилых помещениях или производственных зданиях и сооружениях. Помещение уменьшает мощность дозы внешнего облучения от радиоактивного облака или выпадений и внутреннее облучение от ингаляционного поступления. Эффективность такой

защитной меры зависит от типа строения. При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основании контроля и прогноза радиационной обстановки устанавливается зона РА (к зоне РА относят населенные пункты, в которых средняя для критической группы населения годовая эффективная доза за счет РА может превысить 1 мЗв).

Это предполагает, что длительность защитного действия может достигать 10 суток. Трудно представить возможность осуществления укрытия в течение 10 суток, т. к. для этого должны быть созданы определенные запасы воды и пищи. В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ длительность укрытия не должна превышать двух суток, эвакуации — семь суток, а при проведении йодной профилактики необходимо опасаться побочных явлений.

Облучение щитовидной железы в значительной степени может быть обусловлено поступлением радионуклидов в организм по пищевым цепочкам. При этом можно осуществить эффективную защиту не за счет йодной профилактики, а за счет исключения из рациона пищевых продуктов местного производства.

В НРБ-99/2009 отсутствуют рекомендации по учету тех или иных путей облучения населения. В начальном периоде радиационной аварии нет необходимости в прогнозе облучения населения за счет потребления загрязненных пищевых продуктов с целью принятия решений об эвакуации и йодной профилактике, т. к. эффективной мерой в этом случае является исключение из рациона населения местных пищевых продуктов. Об этом говорится и в рекомендациях МАГАТЭ, где указывается, что дозы, которые должны сравниваться с уровнями вмешательства,— это суммарные дозы по всем путям облучения, получение которых можно

избежать посредством принятия контрмер, однако из рассмотрения обычно исключаются пищевые продукты и вода. В рекомендациях МАГАТЭ (Нормы безопасности МАГАТЭ. Лидерство и менеджмент для обеспечения безопасности № GSR Part 2. Общие требования безопасности. Вена: МАГАТЭ, 2017. 52 с., а также Нормы безопасности МАГАТЭ для защиты людей и охраны окружающей среды. Общие требования безопасности. № GSR, Part 7. Готовность и реагирование в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации. Вена: МАГАТЭ, 2016. 160 с.) [8-10] указывается, что значение предотвращаемой дозы относится к средней величине по всей выборке населения, а не к наиболее облучаемым лицам (т. е. критическим группам). Однако прогнозируемые дозы для критических групп населения должны сохраняться при уровнях облучения, требующих срочного вмешательства (т. е. приводящих к клинически определяемым эффектам).

Кроме указанных выше немедленных защитных действий существуют и другие защитные мероприятия, такие как: индивидуальная дезактивация, защита дыхательных путей, закрытие школ и детских садов, сбор урожая, укрытие домашних животных, временное исключение из рациона местных сельхозпродуктов и др., в отношении которых уровни вмешательства не установлены, но применение которых может повлиять на значения предотвращаемой дозы.

Таким образом, использование НРБ-99/2009 соответствует практике применения защитных мер при условии использования прогнозированной дозы вместо предотвращенной, а принятие окончательных решений по защите основывается на результатах измерений радиационной разведки.

В табл. 3 приведены рекомендованные МАГАТЭ общие критерии для доз облучения, полученных за короткий период времени (до 10 часов) от внешнего

Таблица 3

Общие критерии для доз облучения, полученных за короткий период времени, при которых предполагается, что при любых обстоятельствах будут предприняты защитные меры и другие меры реагирования с целью предотвращения или сведения к минимуму серьезных детерминированных эффектов

Внешнее острое облучение (< 10 ч)

AD костный мозг" 1 Гр Если прогнозируется получение дозы: - немедленно принять предупредительные защитные меры (даже в трудных условиях) для удержания доз ниже общих критериев; - обеспечить информирование и предупреждение населения; - провести срочную дезактивацию

AD плод 0,1b Гр

AD тканьс 25 Гр на глубине 0,5 см

AD кожа11 10 Гр на площади 100 см2

Острое внутреннее облучение в результате острого поступления (D = 30 суте)

AD(A) костный мозг 0,2 Гр для радионуклидов с атомным числом Z > 90' 2 Гр для радионуклидов с атомным числом Z < 89' Если доза была получена: - немедленно провести медицинское обследование, консультации и назначенное лечение; - осуществить контроль радиоактивного загрязнения; - провести немедленную декорпорацию8 (если это применимо); - провести регистрацию с целью организации более длительного последующего медицинского наблюдения; - предоставить всесторонние консультации психологов

AD(A) щитовидная железа 2 Гр

AD(A) легкие' 30 Гр

AD(A) толстый кишечник 20 Гр

AD(A) плод' 0,1ь Гр

■ АО костный мозг представляет среднюю ОБЭ-взвешенную поглощенную дозу во внутренних тканях или органах (например, костном мозге, легких, тонком кишечнике, гонадах, щитовидной железе) и хрусталике глаза от облучения в однородном поле излучения с высокой проникающей способностью.

ь При дозе 0,1 Гр существует лишь весьма малая вероятность развития серьезных детерминированных эффектов для плода и только в течение определенных периодов после зачатия (например, между 8 и 15 неделями внутриутробного развития), и только если доза получена в условиях высоких мощностей дозы. В другие периоды после зачатия и при более низких мощностях дозы плод оказывается менее чувствительным. При дозе 1 Гр существует высокая вероятность развития серьезных детерминированных эффектов. Поэтому доза 1 Гр используется в качестве общего критерия в случае доз для плода, полученных в течение короткого периода времени: 1) при оценке опасностей, для определения установок и видов деятельности, территорий на площадке, территорий за пределами площадки и мест, в отношении которых в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации может быть оправданным применение предупредительных срочных защитных мер с целью предотвращения или сведения к минимуму серьезных детерминированных эффектов; 2) для выявления ситуаций, в которых облучение опасно для здоровья; и 3) для осуществления мероприятий с целью применения решений относительно срочных защитных мер и других мер реагирования, которые будут приняты за пределами площадки с целью предотвращения или сведения к минимуму серьезных детерминированных эффектов (например, создание зоны предупредительных мер).

с Доза, доставляемая на площади 100 см2 на глубине 0,5 см ниже поверхности тела к тканям в результате тесного контакта с радиоактивным источником (например, в результате ношения источника в руках или в кармане).

11 Доза на площади 100 см2 дермы (структур кожи на глубине 40 мг/см2 (или 0,4 мм) ниже поверхности).

е АО(Д) — это ОБЭ-взвешенная поглощенная доза, полученная за период времени А в результате поступления (105), которая приведет к серьезному детерминированному эффекту у 5 % лиц, подвергшихся облучению.

' Для учета значительных различий в величине ОБЭ-взвешенной поглощенной дозы, полученной в результате облучения при пороговых значениях поступления, характерных для этих двух групп радионуклидов, применяются различные критерии.

8 Декорпорация — это осуществляемые с помощью химических или биологических агентов биологические процессы, благодаря которым из организма человека удаляются инкорпорированные радионуклиды. Общий критерий для декорпорации основан на прогнозируемой дозе без декорпорации.

11 Для целей данных общих критериев «легкие» означают альвеолярно-интерстициальный отдел респираторного тракта.

' В данном конкретном случае «А» означает период внутриутробного развития эмбриона и плода.

облучения. Предполагается, что обязательно будут предприняты защитные и другие меры реагирования с целью предотвращения или сведения к минимуму серьезных детерминированных эффектов. При этом доза облучения ЛБ представляет собой среднюю ОБЭ-взвешенную поглощенную дозу во внутренних тканях или органах (в греях) на костный мозг, т. е. на все тело.

Принятие защитных мер для населения за такой короткий период времени (10 часов) представляется проблематичным, поэтому на основе практического опыта по ликвидации радиационных аварий на ЧАЭС и НПО «Маяк» следует увеличить время проведения защитных мер, особенно эвакуации, до 2 суток. Меры «укрытие» и «йодная профилактика» могут быть проведены довольно быстро в зависимости от времени принятия решения на их проведение (что может занять значительное время) и оповещение населения.

При аварии на АЭС среднюю ОБЭ-взвешенную поглощенную дозу нужно заменить на поглощенную, поскольку при расчетах коэффициент качества излучения в этом случае равен единице. Критерий по прогнозируемой дозе облучения всего тела 1 Гр одинаков в НРБ-99/2009 и МАГАТЭ, при условии идентичности поглощенной дозы и ОБЭ-взвешенной поглощенной дозы. Дозы на щитовидную железу составляют 5 Гр за 2 суток в национальных критериях и 2 Гр (это ОБЭ-взве-шенная поглощенная доза, полученная за 30 дней в результате поступления радио-йода и которая приведет к серьезному детерминированному эффекту у 5% лиц, подвергшихся облучению за 30 дней), предлагаемых МАГАТЭ. На практике предлагается проведение йодной профилактики до или сразу после выброса радионуклидов в окружающую среду, которая значительно снижает дозу на щитовидную железу, при этом исключаются загрязненные продукты питания и вода.

В табл. 4 приведены общие критерии для принятия защитных и других мер реагирования в случае ядерной

или радиологическои аварийной ситуации с целью снижения риска возникновения стохастических эффектов, предлагаемых МАГАТЭ. Сравнение табл. 2 и 4 показывает:

1. В НРБ используется предотвращаемая доза за первые 10 суток, МАГАТЭ использует прогнозируемую дозу за 7 суток. В НРБ-99/2009 предусмотрено два уровня (А и Б) принятия решений о введении мер защиты. Диапазон между уровнями А и Б дает руководству для проведения мер защиты некоторую свободу и время для обдумывания и организации срочных мероприятий.

2. Доза в НРБ-99/2009 на щитовидную железу по нижнему уровню А составляет у взрослых 250, а у детей — 100 мГр, МАГАТЭ предлагает 50 мЗв для всех категорий населения. Это означает понижение уровня аварии (концентрации радионуклидов йода в воздухе), при котором должны приниматься препараты блокировки щитовидной железы, и необходимость более раннего применения йодной профилактики.

3. Укрытие и эвакуация по уровню А осуществляются при дозах в 5 и 50 мГр (уровень Б 50 и 500, соответственно); в документах МАГАТЭ установлен одинаковый уровень для проведения этих мероприятий в 100 мЗв по эффективной дозе. Таким образом, в России укрытие, как наименее затратная мера защиты осуществляется при меньшем критерии (50 мГр), а эвакуация при большем критерии (500 мГр). Снижение критерия по эвакуации до 100 мЗв приведет к тому, что даже при небольших радиационных авариях необходимо будет проводить очень не простую и затратную меру защиты — эвакуацию со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, гармонизация национальных критериев с международными должна быть очень хорошо продумана и взвешена, чтобы даже при очень малых авариях не проводить весь спектр комплексной защиты населения.

Таблица 4

Общие критерии для защитных мер и других мер реагирования, принимаемых в случае аварийной ситуации с целью снижения риска возникновения стохастических эффектов

Общие критерии

Примеры защитных мер и других мер реагирования1

Прогнозируемая доза, превышающая следующие общие критерии: Принять срочные защитные меры и другие меры реагирования

Нщж 50 мЗвЬ в течение первых 7 суток Иодное блокирование щитовидной железыс

Е1 100 мЗв в течение первых 7 суток Укрытие'; эвакуация; предотвращение непреднамеренного перорального поступления; ограничения в отношении пищевых продуктов, молока и питьевой воды g и ограничения в отношении пищевой цепочки и водоснабжения; ограничения в отношении других непродовольственных товаров; контроль радиоактивного загрязнения; дезактивация; регистрация; устранение обеспокоенности населения

Н плод' 100 мЗв в течение первых 7 суток

■ Эти примеры не являются исчерпывающими и не сгруппированы взаимоисключающим образом.

ь Эквивалентная доза облучения щитовидной железы (Н щитовидная железа), связанная только с воздействием радиоактивного йода.

с Этот общий критерий применяется только для использования в связи с йодным блокированием щитовидной железы. Для щитовидной железы йодное блокирование щитовидной железы представляет собой срочную защитную меру, которую назначают: а) если облучение обусловлено радиоактивным йодом, Ь) до или вскоре после выброса радиоактивного йода, и с) только в течение короткого периода времени после поступления радиоактивного йода в организм.

11 Эффективная доза.

е В качестве менее разрушительной защитной меры, при более низких дозах может осуществляться укрытие при условии, что оно оправдано и оптимизировано.

' Н плод — это эквивалентная доза для плода, представляющая собой сумму дозы внешнего облучения и максимальной ожидаемой эквивалентной дозы для любого органа в результате поступлений в организм эмбриона или плода, связанных с различными химическими соединениями и разными моментами времени по отношению к зачатию.

Литература

1. Галушкин Б. А. и др. Методический аппарат для разработки типовых сценариев развития запроектных аварий на АЭС с реакторами ВВЭР при планировании и проведении защитных мероприятий для населения // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2018. Т. 63. № 6. С. 23-27.

2. Галушкин Б. А. Анализ существующих классификаций возможных радиационных аварий и инцидентов на радиационно опас-

Сведения об авторах

Галушкин Борис Александрович: д. т. н., проф., Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бур-назяна, ведущий научный сотрудник. 123182, Москва, ул. Живописная, 46. e-mail: bag1350@mail.ru SPIN-код — 4054-9900.

Богданова Людмила Серафимовна: Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна, с. н. с. 123182, Москва, ул. Живописная, 46. e-mail: ls_bogdanova@mail.ru SPIN-код — 3050-6628.

ных объектах // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. Т. 48. № 13. С. 491-507.

3. Богданова Л. С., Галушкин Б. А., Саленко Ю. А. Теория и практика проведения учений и тренировок в случае радиационных чрезвычайных ситуаций // Вестник НЦБЖД. 2012. № 3 (13). С. 99-106.

4. Богданова Л. С., Галушкин Б. А., Горбунов С. В., Савкин М. Н. Система нормативного и методического обеспечения безопасности в случае радиационной аварии // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2012. Т. 2. № 2 (3). С. 56-60.

Information about authors

Galushkin Boris A.: Doctor of Technical Science, Professor, Federal Medical Biophysical Center named after A. Burnazyan, Leading Researcher.

46 Zhivopisnaya, Moscow, 123182, Russia. e-mail: bag1350@mail.ru SPIN-scientific — 4054-9900.

Bogdanova Liudmila S.: Federal Medical Biophysical Center named after A. Burnazyan, Senior Researcher, 46 Zhivopisnaya, Moscow, 123182, Russia. e-mail: ls_bogdanova@mail.ru SPIN-scientific — 3050-6628.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Сломянский В.П. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=22689189

Нарышкин В.Г. Проблемы развития спасательных воинских формирований МЧС России и пути их решения. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=22689184

Степанов В.В. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и X Научно-практической конференции http://elibrary. ru/item.asp?id=23201743

Кулаков И.И. и др. Международная конференция «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая вопросы подготовки профильных кадров для работы в северных условиях». Материалы конференции. 23-25 сентября 2014 г., Архангельск http://elibrary. ru/item.asp?id=23203029

Трифонова Т.А. и др. Основы моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Комплексный анализ развития фундаментальных природных процессов в земной коре с использованием современных математических методов и информационных технологий. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23536357

Рыклина М.В. Пресс-секретарь чрезвычайного ведомства. Советы начинающим. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=22689190

Шапошников С.В. и др. История войсковой части 54277 http://elibrary.ru/item.asp?id=22689166

Акимов В.А. и др. Риски при обращении с отходами производства и потребления. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=23355910

Пучков В.А. и др. Настольная книга руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=22689133

Диденко С.Л. и др. Итоги работы комплексной экспедиции по исследованию зон наводнения 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа и рекомендации органам государственной власти по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными наводнениями. Научно-практическая конференция. 30 июля 2014 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=21936743

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.