Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ'

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / СТИЛЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Н.В.

Исследование влияния различных компонентов на процесс принятия решения составляет одну из фундаментальных общепсихологических проблем, которая одновременно имеет высокую практическую значимость. Однако, существуют влияющие на процесс принятия решений факторы, которые человеком уже давно распознаны, но в теории не изучались - это эмоциональные детерминанты. Таким образом, данная статья является вводной и определяет необходимость исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и стиля принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидорова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ON MANAGEMENT DECISION-MAKING STYLE

The study of the influence of various components on the decision-making process is one of the fundamental general psychological problems, which at the same time is of high practical importance. However, there are factors influencing the decision-making process that a person has long recognized, but have not been studied in theory - these are emotional determinants. Thus, this article is introductory and determines the need to study the relationship between emotional intelligence and the style of making management decisions.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»

2021, №1 ISSN 2078-9661

УДК 159.9

Сидорова Н.В.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Россия.

Принятие решений и эмоциональный интеллект

Аннотация. Исследование влияния различных компонентов на процесс принятия решения составляет одну из фундаментальных общепсихологических проблем, которая одновременно имеет высокую практическую значимость. Однако, существуют влияющие на процесс принятия решений факторы, которые человеком уже давно распознаны, но в теории не изучались - это эмоциональные детерминанты. Таким образом, данная статья является вводной и определяет необходимость исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и стиля принятия управленческих решений.

Ключевые слова: познание, стиль принятия управленческих решений, эмоции, эмоциональный интеллект, эффективность руководителя.

Образец цитирования: Сидорова Н.В. Принятие решений и эмоциональный интеллект // Гуманитарный научный журнал. 2021. №1. С.77-81. DOI: https ://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-011

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Sidorova N. V.

Influence of emotional intelligence on management decisionmaking style

Abstract. The study of the influence of various components on the decision-making process is one of the fundamental general psychological problems, which at the same time is of high practical importance. However, there are factors influencing the decisionmaking process that a person has long recognized, but have not been studied in theory -these are emotional determinants. Thus, this article is introductory and determines the need to study the relationship between emotional intelligence and the style of making management decisions.

Key words: cognition, style of making managerial decisions, emotions, emotional intelligence, manager's efficiency.

For citation: Sidorova N.V. Influence of emotional intelligence on management decision-making style // Humanitarian scientific journal. 2021. №1. P C.77-81. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-011

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

По мнению К. Шваба (Президент Всемирного экономического форума в Давосе), «Мы стоим у истоков четвертой промышленной революции, которая фундаментально изменит нашу жизнь, наш труд и наше общение и которая не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества» [2].

Поэтому, к ускоряющемуся экспоненциальными темпами развитию трудовой деятельности человека все больше и больше предъявляется

квалификационных требований, для выполнения которых необходимо соответствующее научное знание. При этом важно отметить тот факт, что в связи с усложнением развивающейся системы трудовой деятельности человека, применение прямолинейного взгляда при изучении аспектов ее деятельности не рационально, в данном случае требуется соединение основных принципов системного, комплексного, интеграционного, процессного и ситуационного подходов с опорой на эмоционально-интеллектуальные ресурсы сотрудников.

Подчеркнем, что деятельность человека изучают многие науки, при этом основные закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека являются предметом психологии труда, где труд человека рассматривается как один из основных видов деятельности.

Вместе с тем, одним из основных видов трудовой деятельности человека является управленческая деятельность. Где управление в широком смысле представляет собой систему мер, направленных на определение целей, стоящих перед данным производственным звеном, разработку и осуществление действий, на организацию коллектива для достижения этих целей, на планомерное сочетание труда, на повышение культурно-технического уровня кадров и их социально-культурного развития. Многомерность и многоплановость управленческой деятельности требует сложнейшей регуляции, включения целого комплекса процессов и свойств. При этом одним из краеугольных элементов управленческой деятельности является принятие управленческого решения.

Следовательно, для поддержания человека (руководителя) в столь стремительно меняющихся трудовых условиях и соответствующего уровня развития трудовой деятельности человека, науке психологии труда требуется изучение принципиально новых закономерностей, влияющих на трудовую деятельность человека, в том числе, в аспекте принятия управленческих решений.

На сегодняшний день существует множество изученных факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, однако, существуют факторы, которые человеком уже давно распознаны, но в теории не изучались - это эмоциональные детерминанты, которые представляют собой чувства - эмоции, которые испытывает руководитель. На протяжении веков эмоции и познавательная способность человека воспринимались как две отдельные концепции. В то время как эмоция традиционно рассматривалась как примитивный механизм, познание, наоборот, рассматривалось как более сложный аспект человеческой психологии. Одна из концепций, соединяющих в себе когнитивное и эмоциональное - это эмоциональный интеллект. Формирование данной концепции, представляющей эмоциональный

интеллект как интегральное психическое образование, является, в сущности, логическим этапом гносеологической эволюции психологической науки. В широком смысле эмоциональный интеллект относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду, как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [4]. По мнению К. Шваба, будучи дополнением, а не заменителем контекстуального интеллекта, эмоциональный интеллект является все более важным атрибутом четвертой промышленной революции. Как отметил Дэвид Карузо, специалист по психологии управления Йельского Центра по изучению эмоционального интеллекта, не следует рассматривать это явление как противоположность рациональному интеллекту или как «триумф сердца над умом - это уникальное сочетание обеих областей» [2].

В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке. Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. Например, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) имеет большую прогностическую ценность, чем ^ [3]. Данный подход открыл новые возможности функционирования человека, возможности справляться со сложными ситуациями, сознательно объединяя мышление с эмоциями, находя наилучшее из возможных решений и принимая самые эффективные меры для достижения желаемого результата.

Также, в последние годы наметился некоторый прогресс в формировании научных основ эмоционального интеллекта, но остается много серьезных трудностей. Например, существование двух типов моделей эмоционального интеллекта — смешанных и моделей способностей — приводит к разным подходам к его измерению, причем эти подходы дают результаты, не согласующиеся друг с другом [1]. Остается неясным, на каких когнитивных процессах основывается эмоциональный интеллект и какую роль он играет в адаптации человека к окружающему миру.

При этом подчеркнем, что количество международных исследований в области эмоционального интеллекта в рамках модели способностей увеличилось, существенно расширилась география данных исследований (страны Ближнего Востока, Индия, Тунис, Иордания, Китай и др.). Большое число этих исследований фокусируется на влиянии эмоционального интеллекта на эффективность бизнеса и деятельность руководителя, а также на влиянии уровня развития эмоционального интеллекта на уровень стресса, эмоционального

выгорания, здоровья и субъективного благополучия человека. Данные исследований показывают взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта с ростом социального благополучия, эффективности профессиональной деятельности (особенно в профессиях, связанных с коммуникативным взаимодействием), стрессоустойчивостью и психическим здоровьем.

Вместе с тем, несмотря на то, что тема эмоционального интеллекта начала развиваться только с 1990 г. уже существуют значительные наработки на данную тему. Сначала изучались связи эмоционального интеллекта с более простыми, даже очевидными, вещами и затем с более сложными и, наконец, возникает проблема каким образом эмоциональный интеллект влияет не на общительность, не на умение налаживать контакт, а на те проблемы в психологии, которые являются наиболее сложными. Как было представлено выше, научным сообществом уже изучалось влияние эмоционального интеллекта на различные аспекты деятельности человека, например, на эффективность социального взаимодействия, производительность работников, поведение инвесторов, лидерские стили руководителя, текучки кадров, степень удовлетворенности работой, успех на рабочем месте и прочее.

Таким образом, в данном контексте возникает необходимость выявления закономерностей влияния эмоционального интеллекта на процесс принятия управленческих решений, поскольку исследование проблемы эмоционального интеллекта имеет большое значение для руководителя и организации, так как в условиях жесткой конкуренции эмоциональный интеллект может стать основным ресурсом развития.

При этом полагаем, что между стилем принятия управленческого решения и эмоциональным интеллектом будут выстраиваться следующие подобные закономерности:

1. Наличие высокой меры выраженности эмоционального интеллекта более характерно для представителей, избегающих ответственности (попустительский и маргинальный стили принятия управленческого решения). И наоборот руководителям, которые не избегают ответственности, характерна более низкая степень выраженности эмоционального интеллекта (авторитарный стиль).

2. Развитие эмоционального интеллекта в масштабе, в том числе, принятия управленческого решения раскрывается в следующей последовательности: понимание своих эмоций - управление своими эмоциями - понимание чужих эмоций - управление чужими эмоциями. Данная последовательность объясняется принципом того, что управлять можно только тем, что понимаешь.

2021, №1

ISSN 2078-9661

3. На стиль принятия управленческих решений влияет не общее значение степени развития эмоционального интеллекта, а степень его интегрированности, структурированности и выраженности.

1. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2018. 85с.

3. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? — N.Y.: Bantam Books, 1995.

4. Matthews G., Zeidner SI., Roberts R.D. Measuring emotional intel-ligence: Promises, pitfalls, solutions: A.D. Ong, M. Van Dulmen (eds.). Handbook of methods in positive psychology. Oxford: Oxford University Press.

Сидорова Наталия Викторовна - аспирант 3 курса, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Россия.

Научный руководитель: Карпов Анатолий Викторович, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, профессор, декан, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, док-тор психол. наук.

About the author:

Natalia Sidorova - 3rd year postgraduate student, Yaroslavl State University named after P.G. Demidova, Yaroslavl, Russia.

Academic Supervisor: Anatoly Karpov, Yaroslavl State University named after P.G. Demidova, professor, dean, head of the department of labor psychology and organizational psychology, doctor of psychology. sciences.

Библиографический список

Об авторе:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.