Научная статья на тему 'Принятие маркетинговых решений в условиях неопределенности рыночной ситуации'

Принятие маркетинговых решений в условиях неопределенности рыночной ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов А.Д., Кривотулова М.А.

Before the industrial enterprise there is a problem of simultaneous release on a line of the commodity markets. How to distribute manufacture in all markets and to receive the most guaranteed profit, at presence of unguided factors, we shall take advantage Gurvits of criterion. The criterion represents a combination of a principle of guaranteed result and a principle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие маркетинговых решений в условиях неопределенности рыночной ситуации»

. . . ( ,. , )

Before the industrial enterprise there is a problem of simultaneous release on a line of the commodity markets. How to distribute manufacture in all markets and to receive the most guaranteed profit, at presence of unguided factors, we shall take advantage Gurvits of criterion. The criterion represents a combination of a principle of guaranteed result and a principle.

Зачастую, перед промышленным предприятием ставится задача одновременного выхода на ряд товарных рынков. Ответить на вопрос: какой рынок более предпочтителен или как распределить продукцию по всем рынкам и получить наиболее гарантированную прибыль, при наличии ряда неизвестных заранее и неуправляемых факторов оказывается весьма сложно.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в одной из мебельных компаний г. Воронежа.

Воспользуемся критерием Гурвица [1]. Данный критерий представляет собой комбинацию принципа гарантированного результата и принципа оптимизма и имеет следующий вид:

e(^* )= а maxmin ej + (l - a)max maxeit.

i j i j

Здесь используются две гипотезы: первая - фирма находится с вероятностью а в самом невыгодном состоянии и вторая - фирма находится с вероятностью (1-а) в самом выгодном состоянии.

Сведем ожидаемые результаты в таблицу 1.

Таблица 1 - Ожидаемые значения прибыли для трех товарных рынков, тыс. руб.

Экономическая обстановка

Возможные стабильная стабильная нестабильная нестабильная

новые рынки Степень конкуренции

слабая, Z1 сильная, Z2 слабая, Z3 сильная, Z4

Москва, А1 530 460 240 220

Новосибирск, А2 490 390 300 270

С-Петербург, А3 575 420 260 190

Пусть весовой коэффициент, характеризующий степень важности соответствующей альтернативы, равен 0,7. Тогда получим:

e(A*) = 0,7 т^е.} + (1 - 0,7)max\ejj}, М, 2, 3. ) ) Подставив в последнее выражение значения таблицы 1, имеем:

e(Д) = 0,7 • 220 + 03 ■ 530 = 313; e(Л2) = 0,7 ■ 270 + 0,3 ■ 490 = 336;

е(А3 ) = 0,7 • 190 + 0,3 • 575 = 305,5. Отсюда

е(А* )= тах[313;336;305,5] = 336, для 1 = 2.

Таким образом, оптимальный по принципу Гурвица при коэффициенте а = 0,7 будет альтернатива 2. Если же весовой коэффициент равен 0,2, то решение изменится следующим образом:

е( А) = 0,2 • 220 + 0,8 • 530 = 468; е( А2) = 0,2 • 270 + 0 8 • 490 = 446; е(А3) = 0,2 • 190 + 0,8 • 575 = 498;

е(А*) = тах [468;446;498] = 498, для 1 = 3.

Оптимальной стратегией в этом случае будет работа фирмы на рынке 3. Наконец, если положить а = 0,5, то получим следующее решение: е(А) = 375; е(А2) = 380; е(А3)= 382,5;

е(А*) = тах[375;380;382,5] = 382,5, для 1 = 3.

И в этом случае оптимальной стратегией будет работа на рынке А3. В случае если фирма желает работать на трех рынках, то можно принять следующее решение по распределению долей продукции между рынками, применив формулу:

= е(А) ^ Ю0%,

1 т

I е( А)

1 =1

где Д - доля товара, реализуемого на рынке А}. Рассмотрим все три рынка при а = 0,5 и получим: Д = 32,96 % - доля рынка А1; Б2 = 33,41 % - доля рынка А2; Б3 = 33,63 % - доля рынка А3.

Однако представляется более рациональн^1м распределить товар между рынками Новосибирска и Санкт-Петербурга, так как первый выбран согласно принципа гарантированного результата, а второй - согласно принципа оптимизма, при чем применение весового коэффициента в принципе Гурвица приводит к тем же альтернативам.

Поэтому для двух рынков и а = 0,5, получим: Д = 49,84 % - доля рынка А2; Д = 50Д6% - доля рынка А3.

Таким образом, здесь мы имеем пропорциональное распределение рисков.

№50,16%

5)

№49,84%

Рисунок 1 - Распределение продукции по рынкам: а) при минимальном риске; б) при пропорциональном распределении рисков

Библиографический список 1. Данилов, А.Д. Системные связи и закономерности функционирования маркетинга промышленных предприятий [Текст]/ А.Д. Данилов. - М.: Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2003. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.