Научная статья на тему 'Принятие и реализация управленческих решений в образовательной организации'

Принятие и реализация управленческих решений в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3326
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / EDUCATIONAL MANAGEMENT / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS / ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ / IMPLEMENTATION PLAN / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова Л.В., Шульгина Н.Г.

Статья посвящена актуальным проблемам организации процесса принятия и реализации управленческих решений в высшем учебном заведении. Рассматриваются аспекты образовательного менеджмента: сущность, задачи и функции, стратегические и оперативные управленческие решения, механизмы и методы реализации принимаемых управленческих решений.The article is devoted to topical problems of organizing the process of making and implementing managerial decisions in a higher educational institution. The aspects of educational management are considered: essence, tasks and functions, strategic and operational management decisions, mechanisms and methods for implementing management decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие и реализация управленческих решений в образовательной организации»

УДК 378.11

Л.В. Рыбакова, Н.Г. Шульгина

ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена актуальным проблемам организации процесса принятия и реализации управленческих решений в высшем учебном заведении. Рассматриваются аспекты образовательного менеджмента: сущность, задачи и функции, стратегические и оперативные управленческие решения, механизмы и методы реализации принимаемых управленческих решений.

Ключевые слова: образовательный менеджмент, университет, управленческие решения, план реализации, эффективность

ADOPTION AND IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT DECISIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to topical problems of organizing the process of making and implementing managerial decisions in a higher educational institution. The aspects of educational management are considered: essence, tasks and functions, strategic and operational management decisions, mechanisms and methods for implementing management decisions.

Key words: educational management, university, management decisions, implementation plan, efficiency.

Предметом рассмотрения в данной статье является менеджмент в образовательном учреждении. Актуальность данного вопроса обусловлена современной ситуацией в системе высшего образования. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть некоторые аспекты образовательного менеджмента: его сущность, задачи и функции, стратегические и оперативные управленческие решения, принимаемые в вузе, информационную основу процесса принятия решений и механизмы их реализации.

Сущность категории «образовательный менеджмент» имеет большое значение в принятии и реализации управленческих решений в высшем учебном заведении. Образовательный менеджмент интегрирует сущностные характеристики понятий «образование», «образовательная деятельность» и «менеджмент». Согласно Ф. Деккеру, «образовательный менеджмент - это управление и организация процесса обучения в различных аспектах: индивидуально-личностном, производственном, социальном, культурном и организационном» [1]. По мнению А.И. Барановского: «Образовательный менеджмент - это специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга». «Образовательный менеджмент -это управление, опирающееся на образование как субъектов, так и самой организации; образовательный менеджмент - это управление организационными структурами, их стратегией и культурой, опирающееся на образование как индивидуумов, так и организации», - указывает Х. Гайслер [2].

Задачами менеджмента любого образовательного учреждения, в том числе Амурского государственного университета, являются:

целенаправленное влияние на развитие и совершенствование учебного процесса; управление процессом обучения;

повышение качества знаний студента - будущего специалиста (бакалавра); критериальный подход к оценке качества образования;

развитие персонала университета и совершенствование кадровой политики; планирование, организация, контроль, координация и мотивация всех участников образовательной деятельности университета.

В табл. 1 представлена сравнительная характеристика различных подходов к определению понятия «образовательный менеджмент».

Таблица 1

Сравнительная характеристика различных подходов к определению понятия «образовательный менеджмент»

Автор / Критерии Сущностная характеристика Цель Объект

А.Б. Вифлеемский Целенаправленная деятельность субъектов управления образованием Становление, развитие, функционирование образовательных учреждений Образовательное учреждение

А.Т. Глазунов Система принципов, методов, технологических управленческих приемов Качественная реализация образовательных услуг Образовательное учреждение

Ф. Деккер Коммуникативный процесс Формирование эффективной отрасли образовательных услуг Предприятие

Х. Гайслер Управление организационными структурами Качественное управление организационными структурами Предприятие

Ф. Деккер Управление процессами обучения Качественное управление и организация процесса обучения Смешанный тип организации

С.М. Ёлкин Междисциплинарная область знаний и профессиональной деятельности Развитие профессиональных и личностных компетенций персонала Предприятие

Г.А. Федотова Междисциплинарная область научных знаний Интеграция теории и практики управления образовательными системами в организациях различного типа Смешанный тип организации

Обобщая подходы к определению понятия «образовательный менеджмент», можно отметить, что образовательный менеджмент - междисциплинарная область научных знаний, которая интегрирует теорию менеджмента и практику управления образовательными и обеспечивающими процессами в учебном заведении.

Менеджер образования - это специалист по управлению в образовательном учреждении. Функциями образовательного менеджера являются:

1) образовательный маркетинг, анализ и оценка образовательных потребностей рынка образовательных услуг;

2) планирование и прогнозирование развития университета и персонала вуза;

3) организация деятельности образовательного учреждения и комплексное обеспечение развития вуза;

4) управление карьерой сотрудников;

5) контроль и оперативное регулирование функционирования учебного заведения.

Принятие решений в образовательных организациях имеет отличительные особенности, определяемые спецификой отрасли образования [3]. В настоящее время высшее образование представляет собой модель централизованной системы управления, в которой активно проявляется государственное воздействие на многие происходящие в высшем учебном заведении процессы.

Отечественные образовательные системы являются скорее централизованными, чем децентрализованными, большинство полномочий в принятии решений при этом сконцентрировано в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Это означает, что учебные заведения относятся к классу целеориентированных систем, в которых цели задаются надсистемой и только в определенных пределах могут изменяться самой организацией. В принятии управленческих решений и средств их достижения задачи менеджеров при этом значительно упрощаются, но, с другой стороны, получается так, что процесс обучения становится поточным производством, а студент - безликим объектом.

Чтобы повысить качество знаний студентов и эффективность учебного процесса, вузы необходимо представлять не как целеориентированные, а как ценностно-ориентированные системы, в которых осуществляется не просто передача знаний, а ценностно-ориентированное обучение, развиваются активность, самостоятельность и инициативность студентов, учебная деятельность и личностные механизмы творчества развиваются гармонично.

Представление образовательных организаций в качестве ценностно-ориентированных систем не нарушает основных принципов функционирования целеориентированных систем - таких, как: централизация процесса принятия стратегических управленческих решений и децентрализация принятия оперативных решений; определяющая роль целеполагания и обеспечение достижения основной цели вуза (в данном случае высокого качества образовательных услуг) всей совокупностью оперативных управленческих решений, принимаемых в вузе.

Стратегические решения выступают в большинстве случаев прерогативой государства, которое определяет требования к образовательным стандартам и осуществляет контроль за исполнением решений. Стратегические решения на уровне образовательных организаций принимает коллегиальный выборный орган - ученый совет вуза. Он обладает основными полномочиями в решении всех вопросов менеджмента вуза: принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность, утверждение положений об образовательных и научно-исследовательских подразделениях, рассмотрение отчетов руководителей структурных подразделений университета, утверждение положений, регулирующих вопросы стипендиального обеспечения обучающихся в университете, обсуждение локальных актов и др. [4].

По оценкам экспертов, доля объектов, по которым образовательное учреждение самостоятельно принимает решения, составляет 10-15 % от всей совокупности объектов управления.

К основным объектам, относительно которых образовательная организация самостоятельно принимает управленческое решение, отнесем следующие:

1) непосредственное управление основным (учебным) и обеспечивающими процессами в образовательной организации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности;

2) подбор и расстановка кадров;

3) повышение квалификации педагогических и руководящих работников;

4) определение стоимости платных образовательных услуг;

5) определение форм и системы оплаты труда, определение выплат стимулирующего характера;

6) составление графика учебного процесса и расписания занятий;

7) работы по организации и контролю качества знаний студентов;

8) планирование текущей учебной и внеучебной работы на факультетах.

Задача менеджера в образовательной организации заключается в том, чтобы обеспечить максимальное соответствие регламентированных значений показателей (в первую очередь аккредитаци-онных) фактически достигнутым.

Оперативные решения представляют собой базу для реализации стратегических целей. Эффективность оперативных управленческих решений - залог эффективности стратегических решений в образовательных организациях.

Нормативная база для принятия оперативных решений в образовательных организациях - локальные акты, разрабатываемые образовательной организацией, основываясь на законодательных актах, регламентирующих их деятельность. Такими локальными актами образовательных организаций являются: положение о структурных подразделениях, положение о повышении квалификации, нормативные документы системы менеджмента качества вуза и иные документы, регламентирующие все направления деятельности в нем [5].

Организация учебного процесса может рассматриваться как достаточно формализованная процедура. При принятии управленческих решений в этой сфере, кроме методов коллективных экспертных оценок и эвристических (личностных) методов, возможно применение формализованных методов, - например, при разработке учебных планов, образовательных программ, реализуемых в вузе, распределении учебной нагрузки преподавателей, распределении фонда оплаты, при составлении расписания занятий.

Что касается принятия управленческих решений по кадровым вопросам в вузе, то здесь всё сложнее. Поведение человека не формализуемо по существу, кадровые управленческие решения характеризуются высоким уровнем неопределенности, слабо прогнозируемы, поэтому применяются в основном личностные методы принятия решений. Однако при принятии кадровых управленческих решений в высшем учебном заведении следует формулировать основные принципы кадрового менеджмента (развития персонала, его мотивации), применять технологию создания «команд», целесообразно также совершенствовать технологию подбора персонала, систему его адаптации и повышения квалификации.

Образовательная организация, рассматриваемая с позиции социально-экономического объекта, представляет собой сложную, развивающуюся в динамике социальную систему.

Прогнозирование в таких системах из-за низкой формализуемости характера взаимодействия между их элементами представляет значительную сложность, зависит от планов государства, должно отвечать требованиям рынка и не должно обходить тенденцию всеобщей информатизации современного общества. Internet и мультимедийные средства позволяют не просто повысить эффективность обучения, но и изменить саму природу системы образования.

Значимое место в принятии управленческих решений в вузе, как и в любой другой организации, имеет объективная необходимость автоматизации управленческих процессов и информационная природа управленческих решений [6]. Формирование единого информационного пространства системы принятия решений сопровождается автоматизацией управления в вузе и преодолением консерватизма и неподготовленности отдельных преподавателей с помощью системы интенсивных курсов в области современных информационных технологий (например, курсы повышения квалификации преподавателей университета по программе «Использование и поддержка электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательной организации»). Программа реализуется на уровне дистанционных образовательных технологий.

В менеджменте, в том числе в образовательном, важно не только принять управленческое решение, но и разработать механизм его реализации.

В теории менеджмента известны методы, эффективные в создании подробных планов реализации принятого решения. К группе методов планирования механизма реализации относят такие, как сетевое моделирование и разделение обязанностей. Инструментами сетевого моделирования выступают сетевые матрицы, в которых сетевой график совмещается с календарно-масштабной сеткой времени. В форме матрицы распределения ответственности оформляется планирование распределения обязанностей, прав и ответственности при реализации решения. Данная матрица представляет собой таблицу, в которой вверху приводится перечень задач и действий по реализации управленческого решения, а сбоку указываются должностные лица и структурные подразделения, ответственные за выполнение решений.

В группу методов реализации включаются методы составления информационной таблицы реализации решений. Управленческие решения разрабатываются на основе информации, носителями которой являются различные источники и средства ее обработки в рамках применяемой информационной системы организации.

В информационной таблице реализации решений описывается взаимосвязь задач в процессе их принятия и реализации, осуществляется четкое разделение должностных обязанностей и ответственности, определяются виды и формы документов как носителей принятых управленческих решений, задаются сроки исполнения решений, проводятся координация и регулирование выполнения решения.

Контроль над выполнением решений можно разделить на контроль по промежуточным и конечным результатам и контроль по срокам их исполнения. Назначение контроля заключается в создании системы гарантий реализации стратегических решений и системы обеспечения максимально возможного качества их исполнения. Сущность контроля состоит в том, чтобы выявить отклонения при реализации принятого управленческого решения, требующие принятия дополнительных решений.

Эффективен контроль на основе мониторинга за процессом реализации управленческих решений. Он призван обнаруживать изменения во внешней и внутренней среде функционирования контролируемых организаций, находить места возникновения проблем, выявлять их причины и определять меру необходимости принятия оперативных мер для достижения целей системы.

При проведении контроля по результатам главными особенностями являются сравнение с целевыми плановыми результатами и анализ факторов, способствующих или препятствующих их получению.

Организация контроля по срокам происходит следующим образом: сначала фактические сроки выполнения сравниваются с запланированными, в результате чего выявляется отклонение. Если отклонение критическое, то лицу, принимающему решения, следует принять оперативные управленческие решения, с помощью которых управленческое решение будет реализовано в запланированный срок.

Одним из популярных методов разработки плана реализации принимаемых решений является метод, называемый «дорожная карта»[7]. Данный метод основывается на дедуктивном разложении процесса достижения какой-либо цели на определенные этапы и представляет собой сценарий развития какого-либо объекта.

Дорожное картирование - основа информационной поддержки процессов управления, в частности, данная методика служит для разработки конкретных этапов развития объекта и определения времени реализации этапов. Дорожная карта является также логическим обоснованием причинно-следственных связей между различными этапами механизма реализации принятого управленческого решения.

Являясь стратегическим методом теории управления проектами, «дорожная карта» выполняет следующие основные функции:

планирование развития ситуации, включая все влияющие на реализацию факторы: технологический, социальный, экономический, политический и др.;

целенаправленное управление развитием ситуации на основе сформулированных стратегических целей.

Дорожные карты могут быть разработаны на срок до 10 лет.

С учетом целей различают следующие виды дорожных карт: корпоративные дорожные карты, научные дорожные карты, технологические дорожные карты. Каждый из выделенных видов представляет собой эволюцию развития соответствующего продукта, технологии, научной составляющей организации и создает графическое представление развития объекта во временном измерении.

Благодаря отсутствию жесткой регламентации дорожное картирование может рассматриваться как процесс с высоким уровнем творчества. Это позволяет сделать дорожные карты простым, наглядным и адаптивным инструментом планирования реализации управленческих решений.

В табл. 2 предлагается методика дорожного картирования, позволяющая определить последовательность действий в процессе применения данного метода.

Каждый элемент дорожной карты содержит в себе необходимые исходные документы или другие объективные основания, с помощью которых будет реализовываться управленческое решение.

Таблица 2

Универсальная методика построения дорожных карт

Этапы Задачи этапа

1. Определение проблемы и постановка стратегических целей 1. Выявление проблемы, которую необходимо решить. 2. Обоснование актуальности проблемы. З.Определение стратегических целей и обоснование их рентабельности

2. Организационное обеспечение 1. Формирование рабочей группы. 2. Материальное обеспечение работы группы. 3. Регламентация работы группы. 4. Обеспечение доступа к необходимой информации.

3. Сбор информации 1. Информация о потребностях клиентов образовательного учреждения. 2. Перечень имеющихся и необходимых ресурсов. 3. Анализ технологий оказания образовательной услуги. 4. Анализ альтернативных вариантов оказываемых образовательных услуг.

4. Конкретизация информации 1. Перечень имеющихся ресурсов. 2. Определение конкретных технологий. 3. Выделение конкретных осуществляемых услуг. 4. Сегментация образовательного рынка. 5. Определение конкретных типов клиентов.

5. Графическое оформление 1. Ранжирование элементов дорожной карты в порядке важности. 2. Создание цепочек: установление связей между элементами, которые показывают, какие ресурсы, при использовании каких технологий создают некий продукт, который, в свою очередь, направляется в конкретный рыночный сегмент для конкретного потребителя, и какую именно стратегическую цель весь этот процесс реализует.

6. Презентация руководству и обсуждение 1. Анализ положительных и отрицательных сторон каждой цепочки. 2. Определение показателей выгоды достижения каждой цели.

7. Совместное принятие решения 1.Выбор оптимальной цепочки как наиболее результативного способа достижения стратегических целей.

Таким образом, процесс принятия и реализации управленческих решений в вузе является одним из основных управленческих процессов как на уровне высшего руководства университета, так и на уровне деканатов. Эффективность управленческих решений и качество их разработки в настоящее

время требуют применения научных подходов и методов. Рассмотренные в статье методы, используемые для совершенствования процесса принятия и реализации управленческих решений в Амурском государственном университете, представляются целесообразными и эффективными.

1.Искрин, Н.С. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. - 2015. - № 1. -С. 7-21.

2. Капитонова, М.В. Менеджмент в образовании. Управление качеством услуг в сфере образования. - М., 2017. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library.

3. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании. - М.: Дело, 2012. - 252 с.

4. Положение об Ученом совете университета [Офиц. сайт]. - Режим доступа: https://cabi-net.amursu.ru//uploads/sveden/_Name_Date/552/_Polozhenie_PKO_SMK_37-2017_Ob_Uchenom_sovete_universite-ta_06.02.2018.pdf

5. Локальные нормативные акты АмГУ [Офиц. сайт]. - Режим доступа: https://www.amursu.ru/sve-den/document/

6. Рыбакова, Л.В., Шульгина, Н.Г. История и современные проблемы теории принятия решений// Материалы Российской национальной научной конференции с международным участием «Современные проблемы науки» - Часть III. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. - С. 167- 169.

7. Дорожная карта как инструмент управления развитием организации. - Режим доступа: https://cyberlenin-ka.ru/search?q=

УДК 336.7

Н.В. Шелепова, Е.А. Сидоренко

КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ БАНКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

В статье рассматриваются понятие и структура кредитного портфеля банков, а также проводится анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк России» за 2014 - 2016 гг. Рассматриваются динамика и структура кредитного портфеля Сбербанка в разрезе юридических и физических лиц. Приводятся основные коэффициенты, характеризующие качество кредитного портфеля, и анализируется их изменение за исследуемый период.

Ключевые слова: Сбербанк, Центральный банк, кредитный портфель, обязательные нормативы, качество кредитного портфеля.

CREDIT PORTFOLIO OF THE BANK ON THE EXAMPLE OF PJSC «SBERBANK OF RUSSIA»

The article examines the concept and structure of the banks' loan portfolio, as well as analyzes the credit portfolio of «Sberbank of Russia» during 2014 - 2016. The dynamics and structure of the loan portfolio of Sberbank in the context of legal entities and individuals are considered. The main coefficients characterizing the quality of the loan portfolio are given and their changes are analyzed for the period under study.

Key words: Sberbank, Central Bank, loan portfolio, mandatory ratios, loan portfolio quality.

Банки - один из важнейших элементов национальной экономики. Без развитой финансово-кредитной и банковской системы невозможно обеспечить поступательное и устойчивое развитие экономики страны. Коммерческие банки осуществляют множество операций, основной из которых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.