Научная статья на тему 'Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации'

Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
298
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / ВЛАСТЬ / ПРИНУЖДЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ЧЕЛОВЕК / ЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK (CREATIVITY) / INFLUENCE / POWER / COMPULSION / MASS COMMUNICATION / PERSON / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прилукова Екатерина Григорьевна

Рассмотрен феномен власти как деятельность социальных институтов и учреждений, контролирующих социально-психологическое функционирование индивида и являющихся, в свою очередь, инструментом и техникой осуществления власти в обществе. Описаны примеры отказа власти от осуществления принуждения насильственными способами и перехода к «мягким» в случае проявления свободы индивида в сочетании с его ведомой ролью. Представлено понимание, что фундаментом власти управления является категория нормы, т. е. представление о должном, задаваемом в обществе, в том числе средствами массовой коммуникации и информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The compulsion, translated images and regulations as socio-psychological phenomenon of power in the contemporary mass media

The article is devoted to a problem of phenomenon of power as an activity of social institutions and agencies which control the socio-psychological functioning of a person and which are, in turn, the instrument and technique of the exercise of power in society. In this article the examples of the authorities refusal to carry out the compulsion by violent means and their transition to the "soft" means in case of manifestations of the individuals freedom in conjunction with its guided role are described. The understanding of the fact that the foundation of the power management is a category of regulations, i.e. the presentation of the proper things given by the society, including the mass media and mass communication is also presented in the article.

Текст научной работы на тему «Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации»

УДК 001.1:316-101.1:316 ББК Ю62

ПРИНУЖДЕНИЕ, ТРАНСЛИРУЕМЫЕ ОБРАЗЫ И НОРМЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Е.Г. Прилукова

Рассмотрен феномен власти как деятельность социальных институтов и учреждений, контролирующих социально-психологическое функционирование индивида и являющихся, в свою очередь, инструментом и техникой осуществления власти в обществе. Описаны примеры отказа власти от осуществления принуждения насильственными способами и перехода к «мягким □ в случае проявления свободы индивида в сочетании с его ведомой ролью. Представлено понимание, что фундаментом власти управления является категория нормы, т. е. представление о должном, задаваемом в обществе, в том числе средствами массовой коммуникации и информации.

Ключевые слова: влияние, власть, принуждение, средства массовой коммуникации, человек, знание, творчество.

Традиционно считается, что власть есть принуждение исключительно подчиненного человека, предписание заставить его выполнять исходящие от нее предписания [3, с. 37). Вместе с тем в современных условиях есть основания рассматривать власть с несколько иных позиций.

Современное общество вслед за французским мыслителем М. Фуко можно определить как дисциплинарное, в котором технологии и техники власти создавались постепенно и непрерывно в различных сферах общественной жизни [6, 8, 9]. В вышедшей в 2005 году на русском языке книге М. Фуко СИнтеллектуа-лы и власть □ сформулирована позиция, что отношения власти лежат в основе деятельности всех социальных институтов и учреждений □ производственных, педагогических, медицинских, уголовных и т. п., которые «берут на себя контроль, ответственность за полное и или практически полное время жизнедеятельности индивида; то есть это учреждения, которые, можно сказать, берут на себя попечение о каждом мгновении жизни индивидов» [7, с. 134]. Именно таким образом различные социальные структуры превращаются в социально-психологические инструменты и техники осуществления власти в обществе. Благодаря их использованию власть отказывается от осуществления принуждения индивида насильственными способами и переходит к □мягкимЦ задавая своеобразную психологическую вынужденную амбивалентность: когда

индивид свободен, но ведом. В основе этого процесса Сведения ведомой личности» лежит формирование знания, с помощью которого человек подвергается изменению «благодаря тому, что он познает, или, скорее, в процессе работы, производимой им ради познания» [7, с. 233] Именно знание дает возможность некоторым индивидам (субъектам власти) контролировать и управлять поведением других и при этом непринудительно. Другие люди сами подчиняются власти: «знание можно конвертировать во власть, ибо если кто-то может обнаруживать и констатировать истины, то его потенциал угрозы возрастает» [3, с. 156]. Хотя само по себе знание не является принуждением, да и СЬласть следует отличать от принуждения к какому-либо конкретному действию. У того, кто подвергается принуждению, возможности выбора сводятся к нулю. В своем крайнем варианте принуждение сводится к применению физического насилия и тем самым подмене собственными действиями действий других людей, которые власть не в состоянии вызвать. По мере усвоения функций принуждения власть утрачивает свою функцию... По мере осуществления принуждения практикующий его возлагает на себя бремя принятия решений. В большинстве случаев можно говорить о том, что к насилию прибегают ввиду недостатка власти» [3, с. 18П9].

Фундаментом власти управления является понятие нормы, то есть знание и представле-

Серия «Психология», выпуск 15

91

Социальная психология

ние о должном. Невольно возникает вопрос, кто же в обществе задает это понятие нормы? На наш взгляд, «творцом □ нормы сегодня выступают средства массовой коммуникации и информации («масс-медиа^, создающие и тиражирующие различные образы, в которых те или иные факты приобретают общественное и индивидуальное значение. Эти образы необычны по своей природе: с одной стороны, они содержат некоторые фрагменты реальности, с другой, они есть результат творческой деятельности, которая предполагает выход за пределы реальности. Ведь творчество не подчиняется правилам. Следовательно, образы не обязательно должны быть точной копией происходящего, а творящий их субъект может прибегнуть к вымыслу при их конструировании. Поэтому образы, создаваемые и тиражируемые современными масс-медиа не отражают в полной мере всего того, что есть в реальности, они всего лишь интерпретируют реальность и «включают в себя одновременно значения отображения, слепка и образца» [2, с. 52].

Следует обратить внимание, что в процессе интерпретации неизбежно возникает домысливание, поскольку интерпретатор обладает определенным набором своих представлений о должном, которые определяются, следуя логике рассуждений Г. Гадамера, как его предмнения [2]. Воспринимающий образы также обладает предмнениями. Встречаясь при восприятии образов, пред-мнения не всегда совпадают, они только принимаются к сведению и необязательно должны быть разделенными. Здесь «требуется лишь открытость к мнению другого. Однако такая открытость изначально предполагает, что мы приводим чужое мнение в соответствие с целостностью наших собственных мнений или наоборот» [2, с. 320]. Так интерпретация все более и более отрывается от своего исходного значения, реальность подвергается изменениям, так как «все, что нам сообщается, мы дешифруем, ориентируясь на того, кто это сообщает» [4, с. 132], и человек становится несвободным.

Как справедливо подчеркивал Н. Луман, именно «Ъвоим бесконечным дописыванием конструкций реальности, масс-медиа подрывают господствующее понимание свободы», которая чаще всего рассматривается как отсутствие принуждения. Однако в этом и скрывается «тайна» средств массовой коммуникации □ они принуждают человека быть таким и только таким, потому что они форми-

руют картину реальности в общественном сознании через репрезентацию социальнополитических, эстетических, этических, правовых, религиозных и других взглядов. В соответствии (и равно) с психическими чувствами сопричастности действуют три базовых механизма функционального воздействия: сублимационный, персонификационный и идентификационный.

Мгновенная передача образов, непосредственность свидетельства, эффект присутствия и тому подобное приводят к тому, что образ поднимается над содержанием и нередко становится главной сутью передачи. Создаваемый образами мир оказывает сильное влияние на сознание: «Я это вижу □ значит, это есть«] Образ дает человеку веру в собственное существование. В сознание масс-медиа обрушивают поток сообщений, которые информируют, предостерегают, советуют, образумливают, тревожат и т. п. С помощью современных технологий образы дают объяснение необъяснимого, помогают человеку почувствовать свое могущество и бессилие: «побывать там, куда не ступала нога человека«] на других планетах, в цивилизациях, побывать внутри атомного реактора, опуститься в морские глубины и т. д. Одновременно образы выделяют лица, которые обращаются к каждому с разъяснениями о норме.

Тем не менее важно помнить, что за образами стоят конкретные люди. Концентрация возможности навязывать «видение мира« позволяет в условиях социальной неопределенности конвертировать это «преимущество □ в рычаги власти. В настоящее время отмечается, что «местом осуществления политики в обществах прошлого было некое публичное пространство (площадь, форум, агора...). В настоящее время публичное пространство уступает место публичному изображению« [1, с. 130]. Как следствие, власть (либо возможность ее реализации) начинает концентрироваться в руках тех, кто стоит за образами, образы превращаются в символический капитал, который используется в борьбе за власть: единый образ мира формируется и умножается только здесь, а не в голове отдельного индивида, и уже не «мы смотрим«] а «Ъмотрят нас«. Формируется человек совершенно нового типа □ homo electronicus [5], жадно впитывающий те однозначные социальные нормы и истины, которые накатываются на него с телевизионно-

92

Вестник ЮУрГУ, № 42, 2011

Прилукова Е.Г.

Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены властиП

го экрана или экрана монитора. Субъект растворяется, исчезает с развитием виртуальноструктурных социально-психологических

черт личности (происходит своего рода «смерть субъекта ^. Он входит в мир благодаря образам, например, каждый вечер телевизионная няня («Спокойной ночи, малыши!») заменяет детям родителей в укладывании их спать. Очевидна смена социальнопсихологических тенденций и феноменов, их динамика: если раньше образцы своих поступков, поведения люди находили в общении с членами своего микросоциума, то в настоящее время интериоризация социальных норм и ценностей происходит посредством масс-медийного воздействия: через телевидение и компьютер входят и распространяются в макро- и микросоциальной системе новые способы видения мира индивидом и видения собственного социального поведения, он «примеряет» различные роли и воплощает новые жизненные стили, которые в реальной жизни не суждены быть использованы индивидом.

Таким образом, участие средств массовой коммуникации и информации в формировании и интериоризации социально-психологических норм, образов, влияющих на принятие власти как принуждения, приводит к формированию парадоксальной ситуации: наблюдается, с одной стороны, подавление социального субъекта и, с другой стороны, создаются условия для его развития.

Литература

1. Вирилъо, П. Тирания настоящего времени / П. Вирилъо //Искусство кино. □ 1996. □ № 1. □ С. 130П33.

2. Гадамер, X. Истина и метод. Основы философской герменевтики: пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова / Г. Гадамер. □М.: Прогресс, 1988. □704 с.

3. Луман, Н. Властъ / Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. □М.: Праксис, 2001. □256 с.

4. Луман, Н. Реалъностъ массмедиа / Н. Луман; пер с нем. А.Ю. Антоновского. □ М.: Праксис, 2005. □256 с.

5. Ракитов, А.И. Философия компъютерной революции / А.И. Ракитов. □М., 1991. □286 с.

6. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху /М. Фуко. □ СПб.: Университетская книга, 1997. □576 с.

7. Фуко, М. Интеллектуалыг и властъ: Избранные политические статъи, выступления и интервъю / М. Фуко; пер с франц. И. Окуневой; под общ. ред. Б.М. Скуратова. □ М.: Праксис, 2005. □ 320 с. □ Ч. 2. □ (Серия «Новая наука политики »).

8. Шабурова, О.В. Властъ / О.В. Шабуро-ва // Современный философский словаръ / под общ. ред. В.Е. Кемерова. □ М.; Бишкек; Екатеринбург: «Одиссей0 1996.

9.Эко, У. Поиски совершенного зыка в европейской кулътуре / У. Эко; пер. с итал. и примечания А. Миролюбовой. □ СПб.: Александрия, 2007. □ 423 с. □ (Серия «Становление Европыг«).

Поступила в редакцию 28 ноября 2011 г.

Прилукова Екатерина Григорьевна. Кандидат философских наук, доцент кафедры «Международного менеджмента«] Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: eg_prilukova@rambler.ru

Ekaterina G. Prilukova. A candidate of philosophical science, senior lecturer of the International Management Department, South Ural state university. E-mail: eg_prilukova@rambler.ru

Серия «Психология«, выпуск 15

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.