Научная статья на тему 'ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА: КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ К ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМ ЛИЦАМ'

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА: КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ К ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМ ЛИЦАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ МЕРЫ / ПРЕСТУПНОЕ ДЕЯНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПММХ / MEDICAL MEASURES / CRIMINAL ACT / FORCED LABOR / AND CRIMINAL LEGAL CONSEQUENCES / CRITERIA FOR THE APPLICATION OF PMH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савин Андрей Александрович

С учетом того обстоятельства, что применение принудительных мер медицинского характера (далее ПММХ) к психически больным лицам рассматривается в плоскости уголовно-правового принуждения, то критерии их применения как никогда, буквально, должны быть исследованы при совершенствовании действующего законодательства в данной области. Автор предлагает рассматривать критерии применения ПММХ с обязательным принятием во внимание характера совершенного противоправного деяния, степенью его общественной опасности, как для общества, так и для себя. Предлагается воздержаться от применения принудительных медицинских мер за совершение малозначительных проступков или когда совершено уголовно-наказуемое деяние небольшой степени тяжести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSORY MEDICAL MEASURES: CRITERIA FOR APPLYING TO MENTALLY ILL PERSONS

Taking into account that the application of compulsory medical measures (hereinafter referred to as PMMC) to mentally ill persons is considered in the context of criminal law enforcement, the criteria for their application should be studied as never before when improving the current legislation in this area. The author suggests considering the criteria for the application of PMMC with mandatory consideration of the nature of the committed illegal act, the degree of its public danger both to society and to oneself. It is proposed to refrain from applying compulsory medical measures for minor offenses or when a minor criminal offense has been committed.

Текст научной работы на тему «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА: КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ К ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМ ЛИЦАМ»

УДК 343

РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2020.61565

Савин Андрей Александрович

старший преподаватель кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]

Принудительные меры

медицинского характера: критерии применения к психически больным лицам

Аннотация. С учетом того обстоятельства, что применение принудительных мер медицинского характера (далее ПММХ) к психически больным лицам рассматривается в плоскости уголовно-правового принуждения, то критерии их применения как никогда, буквально, должны быть исследованы при совершенствовании действующего законодательства в данной области. Автор предлагает рассматривать критерии применения ПММХ с обязательным принятием во внимание характера совершенного противоправного деяния, степенью его общественной опасности, как для общества, так и для себя. Предлагается воздержаться от применения принудительных медицинских мер за совершение малозначительных проступков или когда совершено уголовно-наказуемое деяние небольшой степени тяжести.

Ключевые слова: медицинские меры, преступное деяние, принудительный характер, уголовно-правовые последствия, критерии применения ПММХ.

Andrei A. Savin

Senior teacher of Department Public Disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Service Executions of Punishments [email protected]

Compulsory medical measures:

criteria for applying to mentally ill persons

Annotation. Taking into account that the application of compulsory medical measures (hereinafter referred to as PMMC) to mentally ill persons is considered in the context of criminal law enforcement, the criteria for their application should be studied as never before when improving the current legislation in this area. The author suggests considering the criteria for the application of PMMC with mandatory consideration of the nature of the committed illegal act, the degree of its public danger both to society and to oneself. It is proposed to refrain from applying compulsory medical measures for minor offenses or when a minor criminal offense has been committed.

Keywords: medical measures, a criminal act, forced labor, and criminal legal consequences, criteria for the application of PMH.

Лицо, совершившее противоречащее уголовному законодательству деяние, находящееся в состоянии болезненной психики, в любом случае освобождается от ответственности за содеянное и принудительно помещается в медицинский стационар. Основным критерием применения принудительной меры является заключение соответствующих специалистов-медиков о наличии у лица заболевания, при котором он не мог отдавать отчет своим действиям в момент совершения преступления. Необходимо отметить, что помещается дольное лицо в условия, в которых оно не может быть опасным как для себя, так и окружающих. В уголовном праве и психиатрии как науки нет единых критериев применения принудительных медицинских мер в отношении больных лиц, совершивших преступление и лиц, у которых психическое расстройство случилось после совершения деяния, несмотря на то, что данные вопросы были предметом научного обсуждения уже во второй половине 19 века.

И.Я. Фойницкий предлагал следующую «систему» помещения душевнобольных преступников:

1. Помещение лиц в специальные отделения обычных домов для умалишенных, где они бы были ограничены в перемещении и побеге.

2. Сосредоточение больных преступников в специально отведенных для подобных лиц приютах, перевод таких лиц из всех тюрем, в случае, если они уже к определению у них заболевания уже были осуждены.

3 Размещение в специально отведенных помещениях на территории тюрем, если была такая возможность.

4. Устройство особых отделений для психически больных «арестантов» в помещениях для «престарелых и увечных» с большими помещениями и значительной властью врачебного персонала [1].

В свою очередь, Н.С. Таганцев говорил о мерах государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления в состоянии невменяемости: «Там, где причины невменяемости

излечимы, устранимы, такой мерой должна быть отдача в дом для умалишенных, а там, где эти состояния оказываются неизлечимыми пороками организма, больные лица помещаться должны в убежища, надежно предохраняющие общество от таких лиц или отдаваться под надежную частную охрану» [2].

В 20-е годы прошлого века учеными также предлагались различные формы лечения душевнобольных преступников в зависимости от тяжести совершенного ими преступления, а именно - амбулаторное или стационарное. Амбулаторное наблюдение планировалось осуществлять на базе медицинских учреждений, как правило, по месту жительства привлекаемого лица, а стационарное - в специальных открытых и закрытых медицинских учреждениях психиатрической направленности, причем, открытое учреждение соответствовало колонии с трудовым режимом, а закрытое больше походило на смесь психиатрической больницы и тюрьмы [3; 4].

В настоящее время судами вопрос о виде принудительной медицинской мере решается по уровню психического состояния лица, совершившего общественно-опасное деяние на момент рассмотрения дела, не особо учитывая, в каком состоянии находилось лицо в момент совершения преступления. Факт вменяемости или ее отсутствия влияют лишь на факт наступления уголовной ответственности, а не на вид принудительного лечения и вида учреждения, куда лицо будет направлено. Очевидно, что при выборе вида ПММХ необходимо принимать во внимание состояние психики привлекаемого лица, вероятность рецидива совершения им противоправных действий. Уголовным законодательством РФ предусмотрены четыре вида принудительных медицинских мер [5]. В свою очередь, принудительные медицинские меры можно разделить на: связанные с изоляцией от общества при нахождении в психиатрическом стационаре определенного типа и не связанные с изоляцией при амбулаторном наблюдении. В настоящее время отсутствует документ, который бы ясно и точно регулировал порядок применения и исполнения принудительных мер медицинского характера, несмотря на очевидную необходимость принятия подобного законодательного акта. При наличии правового вакуума в исследуемом вопросе, некоторые практикующие работники, исполняющие и применяющие ПММХ, до сих пор придерживаются указаний Методического письма Минздрава РФ от 23.07.1999 года № 2510/8236-99-32 «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния», несмотря на его отмену в 2001 году.

В соответствии с Федеральным законом «О психиатрической помощи», принудительные медицинские меры осуществляются в государственных психиатрических учреждениях органов здравоохранения. Режим, в котором находятся больные, помещенные в учреждение в добровольном и недобровольном порядке, различаются не сильно, однако, содержит ряд ограничений, таких как:

- закрытый характер отделения, ограничивающий доступ в него;

- возможность прогулок на территории только учреждения и т.д.

Принимая во внимание порядок персонификации и индивидуализации назначаемого режима содержания больному лицу в лечебном учреждении, в зависимости от тяжести совершенного им противоправного деяния, необходимо выделить ряд критериев для назначения медицинского наблюдения и лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа, а именно:

- совершение лицом противоправных действий, хотя по категории и относящихся к тяжким, однако, не посягающих на личность или общество;

- наличие у лица хронического психического заболевания и склонность к рецидивам деяний, нарушениям больничного режима, делающим невозможным проведение медицинских мероприятий в условиях медицинского стационара общего типа;

- наличие психического заболевания, проявившегося уже после совершения противоправного деяния, но до приговора суда, однако, агрессивное поведение и желание которого скрыться ставят под сомнение возможность оказания психиатрической помощи;

- при наличии психического расстройства и применении необходимой медицинской помощи общее состояние больного позволяет говорить о переводе его на принудительное лечение в более мягкие условия;

- ухудшение состояния психически больного лица, несмотря на оказываемые процедуры и необходимость его перевода в условия стационара специализированного типа, т.е., ужесточение условий содержания с увеличением ограничительных мер.

Основной контингент, помещенных в психиатрический стационар лиц, характеризуется особой общественной опасностью по причине частых повторений совершения преступных деяний, в том числе, относящихся к категории тяжких. Такое понятие как «особая опасность» в отечественном уголовном праве отсутствует, оно не раскрыто, в связи с чем, рядом ученых рассматривается как: «большая угроза совершения лицом общественно-опасного деяния, представляющее повышенную общественную опасность» [6]. Содержание психически больных в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением носит характер постоянного контроля, в том числе, с помощью специальных мер безопасности. Их содержание связано с определенными трудностями и в целях недопущения совершения противоправных деяний или побегов, охрана и надзор осуществляются соответствующими службами, что не является целью данной статьи.

Подводя итог вышесказанному, в целях неукоснительного соблюдения прав граждан, необходимо учесть, что основанием применения ПММХ в

отношении психически больных может являться только совершение им общественно опасного деяния или преступления, посягающего на общественную безопасность. ПММХ по своему содержанию относятся к ерам безопасности уголовно-правового характера, а по законодательной форме - к иным мерам уголовно-правового характера, и поскольку уголовная ответственность реализуется путем уголовно-правового принуждения, то и формой ее реализации будут

Литература:

1. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М. : Добросвет. 2000. Городец, 2000. С. 403.

2. Таганцев И.Я. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть : в 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 177.

3. В Нижне-Ингашском районе п. Пойма-Тины Красноярского края в 1937 году открылась психиатрическая колония на 700 коек, где наряду с обычными психически больными содержались лица, находящиеся на принудительном лечении.

4. Введенский Н.И. Душевнобольные правонарушители и принудительное лечение / Н.И. Введенский, Д.А. Аменицкий, Е.А. Лисянская, М.З. Кап-линский, А.М. Раппопорт; Под ред. П.Б. Ганнуш-кина. М., 1929. С. 8, 22.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). Ст. 99 // СПС Консультант плюс.

6. Улицкий С.Я. Проблемы принудительных мер медицинского характера. Учебное пособие по уголовному праву и уголовному процессу. Владивосток, 1977. С. 7.

принудительные медицинские меры, применяемые к больным.

Критериями же применения ПММХ должны в обязательном порядке являться: общее состояние психики лица, которое есть совокупность характера психического расстройства и и степени общественной опасности и характера совершенного преступления или общественно опасного деяния.

Literature:

1. Foinitsky I.J. The Doctrine of punishment in connection with turnoverin. M. : Dobrosvet. 2000. Go-rodets, 2000. P. 403.

2. Tagantsev I.Ya. Russian criminal law. Lectures. Common part : in 2 t. M. : 1994. T. 1. P. 177.

3. In 1937, a psychiatric colony with 700 beds was opened in the Nizhneingashsky district of the Poymotiny settlement of the Krasnoyarsk territory, where along with ordinary mentally ill people, persons under compulsory treatment were kept.

4. Vvedenskiy N.I. Mentally Ill offenders and forced treatment / N.I. Vvedenskiy, D.A. Amenitsky, E.A. Lisyanskaya, M.Z. Kaplinsky, A.M. Rappoport; edited by P.B. Gannushkin. M., 1929. P. 8, 22.

5. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 18.02.2020) PT. 99 // ATP Consultant plus.

6. UlitskyS.Y. Problems of compulsory measures of a medical nature. Textbook on criminal law and criminal procedure. Vladivostok, 1977. P. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.