Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА'

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / НЕВМЕНЯЕМОСТЬ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / COMPULSORY MEDICAL MEASURES / INSANITY / COMPULSORY TREATMENT / CRIME / RELEASE FROM PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савин Андрей Александрович

Учитывая последние изменения, происшедшие в отечественном законодательстве, автором статьи раскрывается материально-правовая и процессуальная составляющие производства применения принудительных мер медицинского характера. Всесторонне рассматриваются основания, условия, процедуры и правила указанного особого уголовного производства. Затрагиваются вопросы необходимости доказывания вины, права на защиту, целесообразности предварительного и судебного следствия. Исследуются вопросы назначения, продления, изменения и прекращения принудительных медицинских мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANDATORY COMPONENTS WHEN CONSIDERING THE QUESTION OF COMPULSORY MEASURES OF A MEDICAL NATURE

Taking into account recent changes in legislation, the article reveals the substantive and procedural components of the procedure for applying compulsory medical measures. The grounds, conditions, procedures and rules of the specified special criminal proceedings are comprehensively considered. The issues of the necessity of proving guilt, the right to defense, and the expediency of preliminary and judicial investigation are discussed. The issues of prescribing, extending, changing and terminating compulsory medical measures are investigated.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 343

РО! 10.23672/11264-1459-4715-я

Савин Андрей Александрович

старший преподаватель

кафедры публично-правовых дисциплин,

Владимирский юридический институт

Федеральной службы

исполнения наказаний

[email protected]

Andrei A. Savin

Senior lecturer of the Departments of Public Law Disciplines, Vladimir Law Institute Federal Service Execution of Punishments [email protected]

Обязательные составляющие

при рассмотрении вопроса о принудительных мерах медицинского характера

Mandatory components

when considering the question of compulsory measures of a medical nature

Аннотация. Учитывая последние изменения, происшедшие в отечественном законодательстве, автором статьи раскрывается материально-правовая и процессуальная составляющие производства применения принудительных мер медицинского характера. Всесторонне рассматриваются основания, условия, процедуры и правила указанного особого уголовного производства. Затрагиваются вопросы необходимости доказывания вины, права на защиту, целесообразности предварительного и судебного следствия. Исследуются вопросы назначения, продления, изменения и прекращения принудительных медицинских мер.

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, невменяемость, принудительное лечение, преступление, освобождение от наказания.

Annotation. Taking into account recent changes in legislation, the article reveals the substantive and procedural components of the procedure for applying compulsory medical measures. The grounds, conditions, procedures and rules of the specified special criminal proceedings are comprehensively considered. The issues of the necessity of proving guilt, the right to defense, and the expediency of preliminary and judicial investigation are discussed. The issues of prescribing, extending, changing and terminating compulsory medical measures are investigated.

Keywords: compulsory medical measures, insanity, compulsory treatment, crime, release from punishment.

Состояние общей вменяемости лица, совершившего преступление, имеет важнейшее значение для принятия решения о привлечении его к ответственности. В соответствии с действующим законом, к уголовной ответственности можно привлечь исключительно вменяемое лицо, что является обязательным условием наступления ответственности. Совершая преступление в невменяемом состоянии, когда лицо не способно отдавать отчет своим действиям, уголовной ответственности оно не подлежит в силу ст. 21 УК РФ.

Мнения большинства ученых, интересующихся вопросами принудительных мер медицинского характера (далее ПММХ), сходятся в том, что данные меры не являются уголовным наказанием, а рассматривать их необходимо как систему терапевтических, профилактических и реабилитационных медицинских мер [1]. ПММХ ставят своей первостепенной целью излечение лица от психического недуга, а при невозможности полного излечения - стабилизации и улучшения его состояния, кроме того, купируются попытки совершения им новых преступлений. Уголовное законодательство, в свою очередь, ставит целью назначения наказания восстановление

социальной справедливости, а также, предупреждение совершения виновным лицом новых преступлений. Эти два основания и являются разновидностями государственного принуждения. Несмотря на всю разницу целей применения, у указанных мер имеются и некоторые сходства. По общим основаниям ни уголовное наказание, ни ПММХ не могут применяться для причинения физических страданий и унижать человеческое достоинство.

Законодатель одной из целей применения ПММХ видит предупреждение совершения лицами, находящимися в болезненном психическом состоянии, иных противоправных деяний и недопущение причинения вреда самому себе и окружающим. Не рассматривая ПММХ как уголовное наказание, очевидно, что меры неразрывно связаны с ограничениями свободы лица, его прав, принуждением к прохождению лечения. Такие ограничения могут назначаться только судом. Лицо полностью освобождается от уголовного наказания за совершенное преступление, если до его совершения, после, а также, в период отбывания наказания приобрело психическое расстройство. В случае же, если у виновного лица есть заболевание, которое не лишает его понимания

содеянного, то он на общих основаниях несет ответственность. Данные обстоятельства обязательно учитываются при вынесении приговора.

В ч. 1 ст. 99 УК РФ законодатель закрепил три типа медицинских организаций, где указанные лица могут наблюдаться и проходить соответствующее лечение: общего типа, специализированного и специализированного типа с интенсивным наблюдением. Также, предусмотрен такой вид, как принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, который, как указал Пленум ВС РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера», как вид принудительных медицинских мер, являющийся равноценным остальным. Ряд ученых утверждал, что такой вид может быть применен к лицам, находящимся в психически болезненном состоянии, а также, когда нарушение психики случилось уже после совершения преступления [2], но все ли «гладко» в таких суждениях с точки зрения основ права? УПК РФ в ч. 1 ст. 433 указывает на то, что в отношении рассматриваемой нами категории лиц применяются меры, указанные в п. «б» - «г» ч. 1 ст. 99 УК РФ, и, кроме того, прямо указано, что такой вид принудительных мер, как амбулаторное наблюдение у врача - психиатра не может быть применен.

При наличии подобных разночтений, необходимо их правовое урегулирование. В противном случае перед правоприменителем встает проблема определения применяемого вида принудительных медицинских мер. Это одновременно могут быть как наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, так и применение иных, предусмотренных ст. 99 УК РФ. Однако не могут игнорироваться и требования п. «б» - «г» ч. 1 ст. 99 УК РФ, которые также могут быть использованы во взаимосвязи с ч. 4 ст. 433 УПК РФ. ПММХ не могут исходить из самого факта совершения преступления, а в основу применения указанных мер можно положить, исключительно, установление опасности для себя и (или) окружающих. При отсутствии же опасности со стороны больного применение принудительных медицинских мер к нему бессмысленно, т.к. показаний к его лечению попросту нет [3].

Нередко, в судебных решениях встречаются такое словосочетание, как «применение судом принудительных мер медицинского характера», однако, очевидно, что в функции суда это не входит. УИК РФ регулирует порядок исполнения назначенных судом наказаний и ограничений в отношении лиц, страдающих психическими заболеваниями. Встречающаяся путаница с понятиями «назначение ПММХ» и «применение ПММХ», одновременно повлияла и на определение оснований применения мер, назначаемых в соответствии с ч. 1 ст. 443 УПК РФ. По мнению В.К. Боброва, основаниями для применения принудительных медицинских мер к лицу является его (лица) поведение, ранее послужившее причинением существенного вреда, охраняемым законом прав граждан, ..., а также - возможной опасностью для самого себя [4].

Назначение принудительных медицинских мер возможно только при наличии совокупности ряда обстоятельств, таких как юридические - как факт совершения преступления, так и медицинские -наличие подтвержденного психического заболевания. Есть обоснованное мнение о том, что началом психиатрического освидетельствования может являться момент помещения лица на основании постановления суда в следственный изолятор, причем, освидетельствованию должны подлежать все без исключения поступающие [5].

Принцип законности при рассмотрении вопроса о назначении лицу ПММХ является основополагающим, по причине существенного ограничения его в конституционных правах, в случае их назначения, в связи, с чем, в соответствии со ст. 438 УПК РФ, с момента вынесения постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы к участию в производстве привлекается адвокат. Однако не все ученые согласны с этим, так, С.П. Сереброва излагает указанное выше требо-в а ния з а кона несколько шире: «Защитник должен быть допущен в уголовный процесс не с момента вынесения постановления о назначении судебной экспертизы., а несколько раньше. Основания для допуска защитника есть уже тогда, когда в распоряжении следователя помимо документа, удостоверяющего душевное заболевание, имеется такая совокупность доказательств, которая не позволяет предъявить обвинение лишь в связи с имеющимися сомнениями во вменяемости искомого лица в момент совершения им деяния, запрещенного уголовным законом» [6].

Постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами ПММХ» в п. 12 во взаимосвязи со ст. 438 и п. 3 ст. 196 УПК РФ фактическим началом их применения видит момент назначения судеб н о- п сихиатрической экспертизы лицу, в отношении которого собраны доказательства виновности, при обычных условиях позволившие предъявить ему обвинение. В случае же, если в ходе судебного рассмотрения дела возникнут обоснованные подозрения о психическом состоянии подсудимого, суд в соответствии с 51 главой УПК РФ выносит соответствующее постановление.

В том случае, если будет доказано, что лицо совершило деяние в состоянии невменяемости, или психическое расстройство наступило позже, и назначить уголовное наказание такому лицу нельзя, в соответствии со ст. 21 и ст. 81 УК РФ, суд освобождает его от уголовной ответственности с вынесением постановления о применении ПММХ. Срок принудительных мер медицинского характера не устанавливается, однако, ограничивается, в соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера». В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК РФ, не реже одного раза в шесть месяцев лицо должно освидетельствоваться комиссией врачей-психиатров с целью последующего обращения в суд для изменения или прекращения меры. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 445 УК РФ, в случае поступления в суд такого ходатайства, назначенная ранее мера медицинского характера продлевается, изменяется или прекращается.

Литература:

Literature:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 27 июня 2013 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» (с изм., внесен. постановл. Пленума от 15.11.2016 г. № 48 и от 29.11.2016 г. № 56).

2. Кондратьев Ф.В. Глава 51. Производство о применении принудительных мер медицинского характера / Ф.В. Кондратьев, С.М. Пахомов // Комментарий к УПК РФ. Новая редакция. М. : ИКФ «ЭКМОС», 2002. С. 673-701.

3. Савин А.А. Применение принудительных мер медицинского характера к невменяемым лицам, вследствие освобождения их от уголовной ответственности // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 2(55). С. 120-124.

4. Бобров В.К. Глава 51. Производство о применении принудительных мер медицинского характера / В.К. Бобров; Под общ. ред. В.М. Лебедева // Научно-практический комментарий к УПК РФ. М. : Спарк, 2002. С. 708-714.

5. Звонов А.В. Проблемы регулирования законодательства в части исполнения принудительных мер медицинского характера / А.В. Звонов, А.А. Савин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 4. С. 135-143.

6. Сереброва С.П. Глава 27. Производство о применении принудительных мер медицинского характера / С.П. Сереброва, А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков; Науч. ред. В.Т. Томин // Уголовный процесс России : учебник. М. : Юрайт-Издат, 2003. С. 704-724.

1. Decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 19 of June 27, 2013 «On the application by the courts of legislation regulating the grounds and procedure for exemption from criminal liability» (amended. nocraHOB^. Plenum of 15.11.2016. № 48 and of 29.11.2016. № 56).

2. Kondratyev F.V. Chapter 51. Proceedings on the application of coercive measures of a medical nature / F.V. Kondratyev, S.M. Pakhomov // Commentary to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. New revision. M. : ICF «ECMOS», 2002. P. 673-701.

3. Savin A.A. Application of coercive measures of a medical nature to insane persons, as a result of their exemption from criminal liability // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2020. № 2(55). P. 120-124.

4. Bobrov V.K. Chapter 51. Proceedings on the application of coercive measures of a medical nature / V.K. Bobrov; Under the general. Ed. V.M. Lebedeva // Scientific and practical commentary on the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation M. : Spark, 2002. P. 708-714.

5. ZvonovA.V. Problems of regulation of legislation in terms of the implementation of coercive measures of a medical nature / A.V. Zvonov, A.A. Savin // Izves-tia Tula State University. Economic and legal sciences. 2019. № 4. C. 135-143.

6. Serebrova S.P. Chapter 27. Proceedings on the application of coercive measures of a medical nature / S.P. Serebrova. A.S. Alexandrov, N.N. Kovtun, M.P. Polyakov; Scientific ed. V.T. Tomin // Criminal process of Russia : textbook M. : Yurite-Publishing House, 2003. P. 704-724.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.