Научная статья на тему 'Принципы земельного законодательства, влияющие на установление правового режима земель сельских населенных пунктов'

Принципы земельного законодательства, влияющие на установление правового режима земель сельских населенных пунктов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛёННЫХ ПУНКТОВ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЯ / LANDS LEGAL REGIME / RURAL LOCALITIES LANDS / LAND TAX / LAND PLOT / ENVIRONMENT / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьева Наталья Валентиновна

В статье раскрываются основные принципы земельного законодательства, предопределяющие правовой режим земель сельских населенных пунктов. Принципы земельного права направлены на целевое использование и охрану земель сельских населенных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF LAND LAWS INFLUENCING THE ESTABLISHMENT OF LANDS LEGAL REGIME IN RURAL LOCALITIES

The paper is focused on the basic principles of land legislation predetermining the legal regime of farm lands in rural localities. The above principles are directed to the purposeful use and protection of lands in rural localities.

Текст научной работы на тему «Принципы земельного законодательства, влияющие на установление правового режима земель сельских населенных пунктов»

Принципы земельного законодательства, влияющие на установление правового режима земель сельских населенных пунктов

Н.В. Юрьева, преподаватель, Оренбургский ГАУ

Первым земельно-правовым нормативным актом, в котором были сформулированы принципы земельного права, является Земельный кодекс Российской Федерации [1]. Некоторые из его принципов одинаково важны для определения правовых режимов различных объектов земельных отношений. Это, например, п.1 ч.1 ст. 1 ЗК. Другие же особенно актуальны для одних объектов и в меньшей степени — для остальных. К примеру, это принцип единства судьбы земельного участка (ч.5 ст.1 ЗК).

Всё это свидетельствует о необходимости определения принципов, лежащих в основе правового режима земель населённых пунктов, в том числе сельских населённых пунктов. К этим принципам относится, в первую очередь, принцип приоритета экологического благополучия окружающей среды в данном регионе при использовании земель. Данный принцип выражается в следующем:

а) создание условий для подтверждения устойчивых ландшафтов и охрана земель являются главной целью землеустройства. Ей подчинены все задачи землеустройства: разработка схем землеустройства, разработка проектов освоения новых земель, установление территорий с особым режимом пользования и т.п.;

б) использование земли способами, нарушающими экологическую обстановку территории, эксплуатация земельного участка, приводящая к снижению плодородия почв, ухудшению экологической ситуации, что является основанием для изъятия этого участка;

в) при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель и окружающей среды, обязательно должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, являющиеся составной частью вышеуказанных работ, а проведению таких работ должны предшествовать положительные заключения государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы;

г) непрерывно осуществляется мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Представляется, что данный принцип касается и земель сельских населённых пунктов.

Основополагающий принцип отечественного земельного законодательства заключается в том, что любое лицо может считать себя законным и полноправным собственником земельного участка только после того, как его право будет надлежащим законным способом установлено и удостоверено. Законодательство Российской Федерации 1991—1998 г. и соответствующая ему система земельной регистрации в принципе не допускали выдачу муниципальным образованиям правоудостоверяющих документов на земельные участки.

В настоящее время, когда земельная регистрация стала составным элементом системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на земельные участки возникает с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и получения свидетельства о государственной регистрации прав.

Никаких исключений для муниципальных образований не сделано по поводу государственной регистрации прав на земельные участки, хотя такая возможность у законодателя имелась. Такой вывод можно сделать из нормы п.3 ст. 212 ГК РФ. В связи с чем в литературе высказано мнение об отсутствии права муниципальной собственности на землю. Данный вывод в основном обосновывается тем, что объект права собственности должен иметь фиксированные границы, площадь и кадастровый номер [2].

Обосновывая своё мнение, автор подчёркивает, что вся земля с 1991 г. находится в ведении местных Советов народных депутатов и передача земли в ведение местных органов власти ни в коем случае не означала и не означает её передачу в муниципальную собственность. Ни прежнее, ни действующее законодательство РФ не содержит перечня категорий или видов земель, из которых могут формироваться земельные участки как объекты права муниципальной собственности.

Сказанное отчасти верно для времени до принятия Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ. В связи с введением упрощенной процедуры оформления права собственности на земельные участки публичных образований с 1.07.2006 г. отпала необходимость в отдельном указании в Земельном кодексе РФ

(ст. 17—19) основания возникновения права собственности на земельные участки публичных образований в силу «признания таковыми федеральными законами», помимо разграничения государственной собственности на землю.

Фактически произошло объединение двух выделяемых Земельным кодексом РФ оснований возникновения прав публичных образований на земельные участки — в силу признания федеральными законами и при разграничении государственной собственности на землю [3]. Закреплённые ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 (ред. от 17.04.2006 г.) общие нормы о возникновении прав при разграничении государственной собственности на землю вводят в рамки процедуры разграничения все случаи возникновения права собственности публичных образований на земельные участки, подлежащие разграничению.

Отдельные федеральные законы, содержащие нормы о возникновении права собственности муниципальных образований, дополняют положения указанного закона. Таким образом, отнесение земельных участков к муниципальной собственности в силу признания их таковыми федеральными законами по новому законодательству является непосредственно процессом разграничения государственных земель.

Федеральный закон не должен рассматриваться как непосредственное основание для возникновения права собственности на земельные участки муниципальных образований. Закон является нормативной предпосылкой возникновения отношений собственности. Право собственности возникает на основании юридических фактов, закреплённых законом. В связи с этим законодательное закрепление таких оснований возникновения прав на земельные участки публичных образований, как «признание таковыми федеральными законами» (ст. 17—19 Земельного кодекса РФ), обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), «на основании закона» (п.2 ст.235, ст. 306 Гражданского кодекса РФ) должно быть пересмотрено [3].

В рассматриваемом аспекте проблемы следует признать, что права на земельные участки у муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю возникают с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако следует отметить, что Федеральный закон от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ реализовал принцип равенства возможностей Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в приобретении права

собственности на землю в порядке разграничения. И только объективные причины, такие, например, как отсутствие утверждённых границ поселений, муниципальных районов, отсутствие правил землепользования и застройки, территориального зонирования, являются причиной фактического отсутствия муниципальной собственности на землю.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Доминирующим признаком такого разграничения являются преобладающие (приоритетные) цели использования земель: 1) сельскохозяйственные; 2) градостроительные.

Главным требованием по использованию земель, а соответственно и принципом, является принцип целевого использования земель. Целевое назначение земельного участка определяется исходя из принадлежности к категории земель. Правовой режим земель определяется совокупностью правил их использования и включения в гражданский оборот, охраны, учёта и мониторинга, установленных земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством и законодательством о недрах, и распространяется на земли определённой категории.

Смысл принципа целевого использования земель заключается в том, что действие норм Земельного кодекса РФ и иных федеральных законов о собственности, охране земель, прекращении прав на землю и т.д. имеет определённую специфику в рамках отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому использованию. Целевым использованием земель сельских населённых пунктов является застройка и развитие сельских населённых пунктов.

Необходимо также отметить принцип рационального использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. При использовании земель населённых пунктов принцип их рационального использования выражается в обеспечении, в первую очередь, благополучия живущего в них населения. В силу этого принцип рационального использования земель проявляется здесь (наряду с принципом экономного отвода земельных участков) в соблюдении санитарногигиенических нормативов при отводе и застройке земельных участков населённых пунктов.

В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства назван принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним

объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Данный принцип применительно к отношениям в области разграничения государственной собственности на землю реализуется посредством того, что в федеральных законах устанавливаются нормы, требующие, чтобы собственником земли и находящейся на ней недвижимости было одно и то же публично-правовое образование (РФ, субъект РФ или муниципальное образование).

Принцип льготного налогообложения распространяется в основном на земли сельских населённых пунктов и конкретизирует принцип платного использования земель, закрепленный в ЗК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 1). Ст. 394 Налогового кодекса РФ устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемых в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3% установлена, в частности, для земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах, используемых для сель-хозпроизводства; для земель, отведённых для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Для остальных категорий земель установлена ставка 1,5%.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ [4] земельный налог относится к числу местных налогов, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территории. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Особенностью проявления данного принципа на землях сельских населённых пунктов является освобождение владельцев личных подсобных хозяйств полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей в

соответствии с федеральными законами. Согласно подп. 13 части первой ст. 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения доходы граждан от продажи выращенной продукции в личных подсобных хозяйствах.

Согласно ст.ст. 6 и 8 Закона РФ «О плате за землю» земельный налог на земельные участки личного подсобного хозяйства в границах и за границами сельских населенных пунктов приравнен к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций (в 10 раз меньше, чем для дачников или владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства).

Соответствующими законами установлены льготы на подоходный налог (налоговые вычеты на расходы при приобретении земельных участков, жилых домов, хозяйственных сооружений и строений), налог на имущество, расположенное на земельном участке личного подсобного хозяйства, плата за забор воды для орошения и т.д.

Таким образом, при определении правового режима земель сельских населённых пунктов необходимо учитывать следующие принципы земельного законодательства: принцип деления земель по целевому назначению; принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований; принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан; принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Литература

1. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.01.2001 г. №136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147.

2. Попов М.В. Право муниципальной собственности на землю в России: проблемы теории и практики: дисс... канд. юр.н. М., 2001. С. 56.

3. Дамбиева Т.В. Возникновение права собственности Российской Федерации на земельные участки: автореф. дисс.к. юр.н. М., 2007. С. 8-9.

4. Налоговый кодекс РФ (ч. 2): федеральный закон от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.