Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИП / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марков Владимир Петрович

В статье описаны современные тенденции уголовно-правовой политики. В условиях информационного общества требуют учета новые подходы к реализации принципов уголовно-правовой политики. Автором уточнена сущность принципов уголовно-правовой политики, определены проблемы их эффективной реализации. Обосновывается, что технологическое развитие общества сохраняет значение принципов уголовно-правовой политики, но придает им новое содержание. Подчеркивается важность распространения нерепрессивных способов реализации принципов уголовно-правовой политики как основы наказания. Информационное воздействие на поведение лица, совершившего преступление, должно быть направлено на полезное использование его компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CRIMINAL LAW POLICY IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

The article describes the current trends in criminal law policy. In the conditions of the information society, new approaches to the implementation of the principles of criminal law policy need to be taken into account. The author clarified the essence of the principles of criminal law policy, identified the problems of their effective implementation. It is proved that the technological development of society retains the importance of the principles of criminal law policy, but gives them a new content. The importance of spreading non-repressive ways of implementing the principles of criminal law policy as elements of system of punishment. The informational impact on the behavior of a person who has committed a crime should be aimed at the useful use of his competence.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_221 УДК 343.01

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ PRINCIPLES OF CRIMINAL LAW POLICY IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

МАРКОВ Владимир Петрович,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры Организации борьбы с экономическими преступлениями ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет». 443090, Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Советской Армии, 141. E-mail: ladimirmarkov@gmail.com;

Markov Vladimir Petrovich,

Doctor of Law, Associate Professor,

Professor of the Department of Organization of Combating Economic Crimes of the Samara State University of Economics. 141 Sovetskaya Armiya str., Samara, Samara region, 443090, Russia. E-mail: ladimirmarkov@gmail.com

Краткая аннотация: в статье описаны современные тенденции уголовно-правовой политики. В условиях информационного общества требуют учета новые подходы к реализации принципов уголовно-правовой политики. Автором уточнена сущность принципов уголовно-правовой политики, определены проблемы их эффективной реализации. Обосновывается, что технологическое развитие общества сохраняет значение принципов уголовно-правовой политики, но придает им новое содержание. Подчеркивается важность распространения нерепрессивных способов реализации принципов уголовно-правовой политики как основы наказания. Информационное воздействие на поведение лица, совершившего преступление, должно быть направлено на полезное использование его компетенций.

Abstract: the article describes the current trends in criminal law policy. In the conditions of the information society, new approaches to the implementation of the principles of criminal law policy need to be taken into account. The author clarified the essence of the principles of criminal law policy, identified the problems of their effective implementation. It is proved that the technological development of society retains the importance of the principles of criminal law policy, but gives them a new content. The importance of spreading non-repressive ways of implementing the principles of criminal law policy as elements of system of punishment. The informational impact on the behavior of a person who has committed a crime should be aimed at the useful use of his competence.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, принцип, информационное общество, цифровизация, государство.

Keywords: criminal law policy, principle, information society, digitalization, state.

Дата направления статьи в редакцию: 23.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Предназначение политики государства, в том числе и правовой, выражается в ее принципиальности. Именно принципиальность политики определяет ее качественную устойчивость, стабильность и содержание. Понять политику без понимания ее основных формирующих принципов невозможно. Принципы удерживают законодательство в определенных рамках, выступая регулятором правоприменительной практики.

Действующее российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство характеризуется изменчивостью и часто вносимыми дополнениями. Эта тенденция вносит несогласованность и нарушение последовательности в действиях законодателя. Подобная дезорганизация не позволяет эффективно применять принципы уголовной политики Российской Федерации в ее уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовно-исполнительной, криминологической подсистемах. Уголовно-правовая политика является производной для остальных подсистем уголовной политики. Однако, нынешнее ее состояние характеризуется как кризисное. Указанные институты способны сильно менять социально-культурные и политические установки граждан РФ самых разных групп, так как вменяемые сроки лишения свободы лишают возможности ресо-циализации в нормальную жизнь. Подобные дисфункции определяют появление институциональных ловушек, когда возложенные на институт права обязанности не выполняются, потому что не работают принципы. Выработка единой системы принципов для данных институтов - перспективная задача. Именно по этим причинам институт уголовно-правовой политики в общей системе уголовной политики не всегда принимает последовательные решения, базирующиеся на базовых идеях, принципах, задачах, содержании последней. Противоречивой выглядит практика возложения на институт уголовно-правовой политики не свойственных ей функций. В частности, регулирование экономических отношений, и квалификация связанных с ними преступлений стало опираться на векторную модель, поляризирующую экономические преступления через призму критериев криминализации-декриминализации, пенализации-депенализации, выступающих важнейшими научными основами уголовно-правовой политики.

То есть существующая уголовная политика не сглаживает противоречия между составляющим ее подсистемами и нормами отраслей права. Негативные тенденции в других подсистемах ослабляют уголовно-правовую политику, занимающую ведущее место в системе уголовной политики. Ее ограниченные пределы применения принципов и узкий смысл содержания проявляются в криминализации и декриминализации деяний, установление условий, размера и вида наказания, определении критериев для пенализации и депенализации преступлений, ранжировании преступлений по степени общественной опасности [1]. Уголовно-правовая политика отличается исторической изменчивостью, зависит от идеологии [3]. Историческая закономерность указывает на тот факт, что количество принципов и их содержание подвергались изменению в зависимости от конкретного периода развития российского государства. К тому же нормы религии, морали и нравственности придают принципам уголовно-правовой политики полинормативный характер [4]. Принципы позволяют безошибочно выполнять предписания в соответствии с уголовно-политическими требования и законом. В современный период истории отмечается потеря системности в уголовном законодательстве и утрата его руководящей роли при вынесении судебных решений: смешивание размеров наказаний за правонарушения и общественно опасные преступления девальвирует применение принципов уголовно-правовой политики, и не дисциплинирует правоприменителей. Принципы уголовно-правовой политики не тождественны принципам уголовной политики, они имеют свои критерии и содержание. Нестабильность законодательства уголовно-правового блока, по мнению ученых, выражается в том, что даже изменение одного знака препинания в законе потребует внесения изменений в сотни уголов-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

но-правовых норм [6]. Искажение принципов уголовно-правовой политики будет определять негативные последствия. Изменение качества уголовно-правовой политики сегодня связывается со стратегией совершенствования правоохранительного механизма и законодательства [8].

Параллельный переход на новый технологический уклад определил появление и развитие информационного общества, и свойственные ему общественно опасные деяния нового типа. Знание особенностей цифрового пространства дает возможность моделировать профиль личности представляющего информационное общество преступника и правильно понимать способы совершения преступлений нового типа. Динамическое развитие новых цифровых технологий расширяет криминальные границы их использования в различных сферах.

Устойчивость тенденций развития общества и государства, влияния международных факторов требует внесения корректировок, в том числе и в содержание принципов уголовно-правовой политики.

Для достижения цели уточнения принципов уголовно-правовой политики в информационном обществе ставились и решались следующие задачи: систематизация принципов, а также поиск их нового содержания.

Теоретический анализ литературы (П.С. Дагель, Н.А. Беляев, Н.И. Загородников, М.И. Ковалев, А.И. Коробеев), показывает, что изучение закономерностей борьбы с преступностью позволяет обосновать принципы, предъявляющие требования к мерам борьбы с преступностью, нормам отраслей права и практике их применения. Анализ законодательства, мнений ученых, правозащитников позволил определить современные тенденции использования принципов уголовно-правовой политики. Уголовное право выполняет свою политическую роль при условии, что оно воспитывает граждан государства в деле неуклонного соблюдения законодательства, и способствует профилактике преступности. Принципиальность уголовно-правовой политики обеспечивает ее устойчивость. Однако, необходимо признать, неизменность принципов уголовно-правовой политики не говорит о неизменном их содержании, потому что технологии реализации данных принципов могут менять людей, их образ жизни и личность. К числу таких технологий относят, например, группу цифровых технологий.

Термин «принцип» следует понимать, как исходное положение, руководящее начало теории, политической организации. Особенность принципов уголовной политики заключается в необязательном их воплощении в виде правовых норм, но часто закрепленных в директивных документах. Принципы уголовно-правовой политики конкретизируют задачи применения уголовной политики в направлении правовой политики. Соответственно под принципами уголовно-правовой политики следует рассматривать как политические установки, руководящие начала и идеи, закрепленные в предписывающих установках и нормах уголовного права, ориентирующие процесс формирования уголовно-правовых средств и практическое их использования для борьбы с преступностью. По своему содержанию данные принципы имеют качественное отличие от принципов уголовного права: первые составляют основу для формирования последних [7]. Отсюда следует, что принципы уголовно-правовой политики также формируют другие принципы направлений уголовной политики (уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовно-исполнительной, криминологической), о которых говорилось выше. На основе мнений ученых-криминалистов выделяют следующие принципы уголовно-правовой политики (см. табл. 1).

Таблица 1. Принципы уголовно-правовой политики Российской Федерации

Название принципа Содержание принципа

Принцип экономии репрессии Нарушение данного принципа определяет несовершенство уголовно-правовых норм. Его реализация предполагает выработку у правоприменителей психологической установки на выбор наименее репрессивного средства воздействия для достижения положительного результата наказания. То есть проявляется в декриминализации преступлений конкретного типа и усилении процессов депенализации.

Принцип целесообразности Определяет границы уголовной репрессии, ее виды и характер, их выбор. Конечная цель применения принципа -сдерживание преступности; промежуточные цели - восстановление справедливости и превенция. Учитывает соотношение законности и целесообразности. Также подвержен внешнему воздействию, поэтому законное может быть нецелесообразным. Разрешение подобного противоречия возможно посредством изменения законов и декриминализации. Установленные в законе меры уголовно-правового воздействия должны быть в максимальной степени исполнены для достижения целей уголовно-правовой политики. Если цели уголовно-правовой политики достигнуты, реализация данного принципа предполагает: 1) освобождение от ответственности; 2) замену ответственности воспитательными и принудительными мерами; 3) смягчение либо усиление уголовной ответственности.

Принцип неотвратимости ответственности Учитывает обязательное наступление юридических последствий за совершение преступления (от уголовных до иных мер уголовно-правового воздействия, имеющих «наказывающий» характер). То есть данный принцип определяет обязательное применение типа наказания, не противоречащего принципу экономии репрессии (неотвратимость мер уголовно-правового воздействия). Его реализация в отдельных случаях предполагает депенализа-цию и декриминализацию.

Принцип дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания Категорически отрицает уравнительный характер уголовной репрессии. Дает ориентиры для правоприменителей в определении мер уголовно-правового воздействия в зависимости от категории преступления. Практическая реализация данного принципа требует тщательного учета и оценки характера и степени тяжести преступления, личности преступника, смягчающих и отягчающих обстоятельств, ситуации, причин, условий. Подвержен внешнему воздействию.

Принцип справед- Данная политическая установка составляет правовые теории, и характеризует нравственную силу закона. В сильной

степени подвержен внешнему воздействию. В рамках данного принципа наказание рассматривается как средство восстановления нарушенной справедливости. Рассматривается как ключевое условие существования правосудия. Реализация данного принципа выражается также в депенализации, если нет в этом особой потребности.

Анализ реализации уголовно-правовой политики показывает, что общая и специальная превенция в условиях постиндустриального (или информационного) общества России малоэффективны. Анализ практики развитых стран позволяет отметить высокую эффективность мер восстановительного правосудия, пробации, медиации, либерализации правосудия и декриминализации отдельных деяний, негативные последствия за которые неадекватны характеру действий и личности осужденного. Учеными признается необходимость развития нерепрессивных способов уголовно-правовой политики. Такой прагматичный подход связан с неспособностью государства в полной мере обеспечить применение всех видов уголовных наказаний по экономическим причинам [5].

В современных условиях отмечаются новые вызовы уголовно-правовой политике, в числе которых преступления, совершенных при помощи цифровых технологий. Число подобных технологий в преступном обороте растет. Такие высокотехнологичные сферы общества, как медицина, финансы, транспорт, государственная безопасность и другие наиболее часто подвергаются преступным деяниям [9]. В таких условиях принципы уголовно-правовой политики должны сохранять свое значение. Однако, следует учитывать, что основной особенностью информационного общества является смещенные ценности

Нейтрализацию совершившего преступление лица для обеспечения безопасности информационного общества возможно сегодня посредством ресоциализации. Для этого важно обеспечить социальный контроль, роль государства в котором огромна (административный надзор). Анализ международной практики показывает, что вовлечение в данный процесс структур гражданского общества позволяет оценить эффективность работы государства. Деятельность подобных добровольцев в информационном пространстве позволяет реализовать определенные направления ресоциализации, предлагают программы обучения для осужденных. Подобные практике в стране востребованы, но их мало, государство им мало уделяет внимания. Однако, для решения подобного круга вопросов много говорится о возможном создании Федеральной службы пробации, в компетенцию которой будут входить вопросы подготовки заключенных к освобождению как одна из целей уголовно-правовой политики. Преобладающие данные о скептическом мнении сотрудников УФСИН в отношении данного проекта и экспонентный рост числа преступлений с использованием цифровых технологий позволяют прийти к мнению том, что ситуация будет ухудшаться. Установлено, что с 20192020 гг. подобные преступления с помощью цифровых устройств совершили лица, отбывающие наказания [2].

Применение принципов уголовно-правовой политики в отношении лиц, совершивших цифровые преступления, должно учитывать, что в бытовом плане эти лица достаточно социализированы, имеют ИКТ-компетентность и хорошее образование, а также составляют разнородную категорию, имеющую социальные связи с неизолированным миром. Обычно у данной категории лиц несколько совершенных цифровых преступлений, латентного нераскрытого характера. Поэтому необходимо целесообразно воздействовать на коррекцию их поведения, дифференцировать их поведение и меру ответственности. Психологическое воздействие на поведение данной категории преступников должно быть направлено на изменение менталитета и направления их интеллекта в заданное русло, определяемое с точки зрения принципов уголовно-правовой политики как целесообразное. Учет таланта и компетентности имеет важное значение для противодействия преступности. Поэтому социализация в информационном обществе будет в большей степени эффективной, чем уголовные репрессии, и не противоречит принципу экономии репрессии, а меняет его содержание в целях достижения положительных результатов наказания.

Таким образом, содержание данного принципа уголовно-правовой политики, как и зависящих от него других, в информационном обществе подвержено внешнему воздействию посредством цифровых технологий. И если прежде наказание изолировало преступника от общества, лишая его возможности, как опасного, так и социально полезного поведения, по цифровизация позволяет оставить его в обществе, ограничив информационное воздействие и наполнить входящий контент только положительной информацией, подвергнуть цензуре исходящий поток. Библиогра фия:

1. Клейменов М.П. Понятие уголовно-правовой политики / М.П. Клейменов // Вестник Омского университета. - 2009. - №4. - С.27-29.

2. Крайнова Н.А. Ресоциализация осужденных в условиях постиндустриального (информационного) общества: от идеи до воплощения / Н.А. Крайнова // Уголовно-исполнительное право. - 2021. - №1. - С.34-43.

3. Епифанова Е.В. О составляющих элементах доктрины уголовной политики / Е.В. Епифанова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право - 2018. - №3. - С.345-355.

4. Ендольцева А.В. Уголовная политика России и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью / А.В. Ендольцева // Юристъ - Правоведъ. - 2018. - №2. - С.103-112.

5. Макеева Н.В. Уголовная политика в условиях модернизационных и постмодернизационных процессов: сравнительно-правовой анализ / Н.В. Макеева // Lex Russica. - 2016. - №7. - С.146-155.

6. Максимов С.В. Новейшая уголовно-правовая политика (1996-2016): итоги, проблемы, перспективы / С.В. Максимов / Доклад. - М.: ИГП РАН, 2017. - С.1-16.

7. Полный курс уголовного права: Преступление и наказание. В 5-ти томах. Т.1. / [ред. А.И. Коробеев]. - Т.1. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. - 1133 с. С.84-99.

8. Третьяков И.Л. Уголовная политика: правовое регулирование и правоохранительный механизм / И.Л. Третьяков // Юридическая наука: история и современность. - 2014. - №10. - С.149-162.

9. Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025 гг.) / Г.А. Есаков, Р.О. Долотов, М. А. Филатова, М.А. Редчиц, П.П. Степанов, К.А. Цай / Документ. - М.: Центр стратегических разработок «Институты и общество», 2017. - 76 с.

References (transliterated):

1. Klejmenov M.P. Ponyatie ugolovno-pravovoj politiki / M.P. Klejmenov // Vestnik Omskogo universiteta. - 2009. - №4. - S.27-29.

2. Krajnova N.A. Resocializaciya osuzhdennyh v usloviyah postindustrial'nogo (informacionnogo) obshchestva: ot idei do voploshcheniya / N.A. Krajnova // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. - 2021. - №1. - S.34-43.

3. Epifanova E.V. O sostavlyayushchih elementah doktriny ugolovnoj politiki / E.V. Epifanova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo -2018. - №3. - S.345-355.

4. Endol'ceva A.V. Ugolovnaya politika Rossii i ee znachenie v regulirovanii obshchestvennyh otnoshenij v sfere bor'by s prestupnost'yu / A.V. Endol'ceva // YUrist' -Pravoved". - 2018. - №2. - S.103-112.

5. Makeeva N.V. Ugolovnaya politika v usloviyah modernizacionnyh i postmodernizacionnyh processov: sravnitel'no-pravovoj analiz / N.V. Makeeva // Lex Russica. -2016. - №7. - S.146-155.

6. Maksimov S.V. Novejshaya ugolovno-pravovaya politika (1996-2016): itogi, problemy, perspektivy / S.V. Maksimov / Doklad. - M.: IGP RAN, 2017. - S.1-16.

7. Polnyj kurs ugolovnogo prava: Prestuplenie i nakazanie. V 5-ti tomah. T.1. / [red. A.I. Korobeev]. - T.1. - SPb.: YUrid. centr Press, 2008. - 1133 c., S.84-99.

8. Tret'yakov I.L. Ugolovnaya politika: pravovoe regulirovanie i pravoohranitel'nyj mekhanizm / I.L. Tret'yakov // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2014. -№10. - S.149-162.

9. Ugolovnaya politika: dorozhnaya karta (2017-2025 gg.) / G.A. Esakov, R.O. Dolotov, M. A. Filatova, M.A. Redchic, P.P. Stepanov, K.A. Caj / Dokument. - M.: Centr strategicheskih razrabotok «Instituty i obshchestvo», 2017. - 76 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.