4. Малахов Ю. С., Марчик В. В., Аверьянов Д. А., Иванов А. В. Оценка метода реваскуляризации у больных с язвенно-некротической стадией ишемии нижних конечностей в зависимости от состояния дистального артериального русла // Вестник НЦССХ им. А. Н. Бакулева. - 2007 (8). - № 6. - С. 135.
5. Покровский А. В. Клиническая ангиология: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 2004. - Том 2. - 888 с.
6. Canizo M. C., Lozano F., Gonzalez-Porras J. R. et al. Peripheral endothelial progenitor cells (CD133+) for therapeutic vasculogenesis in a patient with critical limb ischemia. One year follow-up // Cytothe-rapy. - 2007. - Vol. 9. № 1. - P. 99-102.
7. Dong-Ik Kim, Mi-Jung Kim, Jin-Hyun Joh. et al. Angiogenesis facilitated by autologous whole bone marrow stem cell transplantation for Buerger's disease II Stem cells. - 2006. - № 24. -P. 1194-1200.
8. Rutherford R. B. Standards for evaluating results of interventional therapy for peripheral vascular disease II Circulation. - 1995. - V. 83. Suppl. 1. - P. 16-111.
9. Trans Athlantic inter-society consensus management of peripheral arterial disease. - 2000.
Поступила 29.12.2012
Ю. В. МИХАЙЛОВА1, М. И. МУСЛИМОВ2
ПРИНЦИПЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава РФ, Россия, 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, тел. +7 903 725 1357. E-mail: [email protected];
2ООО «Клиника № 1», Россия, 109559, г. Москва, ул. Краснодарская, 52, корп. 2, тел. +7 495 641 06 06
Негосударственные медицинские учреждения, работающие в конкурентной среде, вынуждены использовать механизмы и технологии, обеспечивающие выживаемость и развитие бизнеса в области медицинских услуг, укрепление позиций коммерческих организаций, прежде всего расширение маркетинговой деятельности, позволяющей производить оценку и прогнозировать потребительский интерес, анализировать собственные возможности, проводить адекватную ценовую и кадровую политику и разрабатывать стратегии дальнейшего развития.
Представлена методика ценообразования на основные виды платных медицинских услуг.
Ключевые слова: негосударственное медицинское учреждение, рынок медицинских услуг, стоимость медицинской услуги.
J. V. MIKHAJLOVA1, M. I. MUSLIMOV
PRICE POLICY GUIDELINES FOR RENDERING OF SERVICES IN THE NON-GOVERNMENTAL
MEDICAL INSTITUTIONS
1FGBU «FPHI» Ministry of health, Russia, 127254, Moscow, str. Dobrolyubova, 11, tel. +7 903 725 1357. E-mail: [email protected];
2Ltd. «The clinic number 1», Russia, 109559, Moscow, str. Krasnodarskaya, 52, bldg. 2, tel. +7 495 641 06 06
1 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, 127254, Moscow, Dobrolyubova Street, 11, tel. +7 903 725 1357. E-mail: [email protected]
2«The clinic number 1» Ltd., Russia, 109559, Moscow, Krasnodarskay street, 52/2, tel. +7 495 641 06 06
Medical non-governmental organizations operating in a competitive environment are forced to use mechanisms and technologies to ensure the survivability and development of business in the field of medical services. There is strengthening the position of private organizations and first of all the expansion of marketing activities which allows to evaluate and predict a customer demand, to analyze the own opportunities, to carry out the adequate pricing and personnel policy, to create the strategies for further development.
In this article the strategy of pricing for the main types of paid medical services is presented.
Keywords: medical non-governmental organizations, health care market, the cost of medical services.
Переход от плановой экономики к рыночным методам ную сущность [3, 4, 6, 7]. Переход к новым условиям хо-
хозяйствования нашел отражение в системе здравоох- зяйствования в здравоохранении внес также кардиналь-
ранения. Медицинская помощь стала рассматриваться ные изменения в процессы управления, планирования,
сквозь призму товарно-денежных отношений. Пришло учета и анализа хозяйственной деятельности коммерче-
четкое и ясное понимание того, что медицинская помощь ских медицинских организаций [1, 2, 5]. есть не что иное, как медицинская услуга, имеющая соб- В результате формирования широкой сети меди-
ственную ценовую характеристику и другие качественные цинских учреждений различной формы собственно-
параметры, определяющие ее экономическую и социаль- сти, усиления мотивационных потребностей насе-
ления в квалифицированной медицинской помощи предоставляемые медицинским учреждением медицинские услуги, медико-диагностические процессы стали неотъемлемой частью рыночных отношений, характеризующихся наличием ряда параметров, отражающих структурно-функциональные компоненты новых хозяйственно-правовых отношений в здравоохранении.
По нашему мнению, рынок медицинских услуг -это форма взаимоотношений (различного рода связей) между отдельными самостоятельно функционирующими хозяйствующими субъектами. С развитием элементов рыночных отношений в здравоохранении появилось понятие «медицинский субъект» как производитель медицинских услуг.
Под медицинским субъектом мы понимаем любое медицинское учреждение (предприятие, организацию или коллектив), производящее услуги в области здравоохранения, независимо от формы собственности. Его партнерами являются финансово-кредитные и страховые организации, другие медицинские учреждения, обеспечивающие его деятельность структуры и собственно государство в виде государственных (муниципальных) институтов различного уровня, а также реальные и потенциальные потребители медицинских услуг (пациенты и предприятия), общественные организации, отстаивающие интересы различных профессиональных групп и социальных слоев населения.
Рынок платных медицинских услуг тесно взаимодействует с рынком медицинских технологий, изделий медицинской техники, фармакологических средств и средств профилактической направленности, объединенных по стандартно-функциональным признакам. Рынок медицинских услуг находится под воздействием различных факторов, от уровня влияния которых зависит спрос пациентов на конкретные медицинские услуги. К комплексу таких факторов следует отнести следующие:
- демографические и этнокультурологические (половозрастная структура, характер территориального расселения, особенности миграционных процессов, размер и состав семей, этнический состав, образовательный и культурный уровень населения и др.);
- социально-экономические (общая занятость населения, уровень безработицы, оплата труда, профессиональный состав занятых, распределение населения по уровню дохода - покупательской способности);
- географические, климатические;
- психологические (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения, отношения);
- случайные воздействия.
Рынок медицинских услуг также характеризуется с позиции номенклатуры предлагаемых услуг (продуктовый подход), которые могут быть дифференцированы по нозологиям, видам помощи (лечебные, диагностические, реабилитационные, профилактические), составу мероприятий (осмотр, консультация, консилиум, лечебная процедура, операция и т. д.).
Нами разработана классификация медицинских услуг, которая включает 10 номенклатурных групп:
- экспертные медицинские услуги;
- организационное и программное обеспечение медико-диагностического процесса;
- консультативный прием пациентов;
- лечебно-диагностические медицинские процедуры;
- лабораторные общеклинические и специальные исследования;
- оперативные вмешательства травматологического и ортопедического профилей;
- компьютерная томография и рентгенография;
- мероприятия санитарно-просветительской направленности;
- профилактические мероприятия;
- прочие услуги, сертификация.
Использование данной классификации в практической деятельности ООО «Клиника № 1» (г. Москва) позволило оптимально распределить кадровые и материальные ресурсы и активно формировать адекватную ценовую и маркетинговую политику учреждения.
Кроме того, все медицинские услуги подразделяются нами на простые и детальные. Под детальной услугой мы понимаем элементарную услугу, оказанную пациенту (врачебный осмотр, сестринская процедура, физиолечение и т. д.). В свою очередь, простая медицинская услуга представляет собой совокупность детальных услуг, отражающих технологический процесс оказания медицинской помощи в каждом конкретном случае.
Ценообразование является одним из важнейших элементов маркетинговой стратегии медицинского учреждения. В сущности, цена отражает то, насколько правильно была разработана и реализована маркетинговая программа учреждения, каковы основные результаты и эффективность его деятельности.
Цена медицинской услуги - это объективный фактор, определяющий прибыльность учреждения, поскольку, во-первых, прибыль есть разница между суммарной выручкой от объема реализуемых платных медицинских услуг и суммарными затратами, а во-вторых, от уровня цен зависит объем реализуемых услуг. Ценообразование является сложным процессом, особенно в отношении медицинских услуг, поскольку для многих их видов нет каких-либо узаконенных правил или принципов ценообразования.
В этой связи проблему ценообразования необходимо рассматривать сегодня как ключевую, выделяя при этом главные вопросы, которые требуют решения:
а) на каком уровне следует устанавливать цены на платные медицинские услуги;
б) каковы фактические затраты (издержки) на оказание одной услуги;
в) в каком направлении следует изменять цены, учитывая экономическую конъюнктуру рынка медицинских услуг в целом.
Основным компонентами цены являются категории себестоимости и прибыли. Себестоимость услуги состоит из денежного эквивалента произведенных затрат трудовых ресурсов, материалов, основных фондов, энергии и пр. При расчете себестоимости детальной услуги учитываются трудоемкость процедуры, выраженная временными затратами или единицами трудоемкости, а также виды и количество потребляемых медикаментов, количественный и качественный составы медицинских работников, оказывающих данную услугу, а также затраты подразделения в целом.
Методика ценообразования на основные виды платных медицинских услуг представляет собой совокупность последовательных этапов.
Первый этап - формирование ключевой маркетинговой стратегии организации в зависимости от ее положения на рынке медицинских услуг. В качестве основных стратегий, из которых осуществляется выбор, используются следующие, наиболее часто применяемые коммерческими организациями:
1. Обеспечение выживаемости. Становится основной стратегией частного медицинского учреждения в тех случаях, когда на рынке медицинских услуг слишком много конкурентов и резко меняются потребности пациентов или с целью привлечения пациентов при выходе новой организации на сложившийся рынок.
2. Максимизация текущей прибыли. Предусматривает оценку спроса и затрат применительно к разным уровням цен и выбор такой цены, которая обеспечивает максимальное возмещение затрат. В подобных случаях текущие финансовые показатели для учреждения важнее долговременных.
3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, организации идут на максимально возможное снижение цен.
4. Завоевание лидерства по показателям качества медицинских услуг. Требует установления на услуги высокой цены с целью покрытия издержек на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
В практике коммерческих медицинских учреждений г. Москвы среди рассмотренных маркетинговых стратегий наиболее часто (в 44,6% случаев) используется стратегия максимизации текущей прибыли. В среднем 34,2% негосударственных медицинских учреждений прибегают к практике низких цен в надежде на ответную реакцию пациентов; 27,9% медицинских учреждений стремятся к роли лидеров по показателям долей рынка, и только 11,2% медицинских учреждений добиваются лидерства по показателям качества медицинских услуг.
Второй этап. Проведение структурного анализа взаимодействия цены и спроса в разных временных интервалах, а также изучение воздействия на спрос иных факторов (уровня доходов населения, численности пациентов и т. д.). Известно, что цена, которую устанавливает частное медицинское учреждение, отражается на уровне спроса на его медицинские услуги. Цена и спрос находятся в обратно пропорциональной зависимости, т. е. чем выше цена на медицинскую услугу, тем меньше спрос на нее.
Третий этап. Оценка издержек медицинского учреждения. Как правило, спрос определяет максимальную цену, которую данное учреждение может запросить за свои услуги. Минимальная же цена определяется издержками собственно медицинского учреждения.
Издержки медицинского учреждения подразделяются нами на следующие виды:
- постоянные издержки - это издержки, которые имеет медицинское учреждение независимо от объема оказываемых услуг. Данный вид издержек связан с самим фактом существования данного учреждения. К ним относятся: амортизационные отчисления, заработная плата высшего управленческого персонала, страховые взносы, выплата налога на имущество учреждения, оплата процентов по кредиту и др.;
- переменные издержки прямо связаны с объемом реализации оказываемых медицинских услуг: затраты
на медикаменты, перевязочные материалы, электроэнергию, рекламу, а также на заработную плату врачей, медицинских сестер;
- валовые издержки - это сумма постоянных и переменных издержек;
- средние издержки определяются посредством деления валовых издержек на объем оказываемых медицинских услуг. Необходимость выделения этой группы вызвана тем, что в практической деятельности всегда важно знать, сколько тратит медицинское учреждение на производство одной медицинской услуги. Внутри данной группы издержек существуют средние постоянные издержки, которые определяются путем деления постоянных издержек на объем услуг, и средние переменные издержки, которые определяются путем деления переменных издержек на объем оказываемых медицинских услуг;
- предельные издержки - рассчитываются для того, чтобы выяснить, следует ли расширять лечебную деятельность, т. е. во сколько обойдется медицинскому учреждению увеличение объема медицинских услуг, например, на одну единицу, на пять и т. д. Для вычисления данного параметра нами использовалась формула 1:
мс =
АТС
Аб
Формула 1. Расчет предельных издержек.
где: МС - предельные издержки; ТС - валовые издержки; Q - объем медицинских услуг
Таким образом, согласно расчетным данным, можно с высокой долей вероятности (более 95%) прогнозировать целесообразность расширения экономической деятельности медицинского учреждения;
- вмененные (или альтернативные) издержки чрезвычайно важны в современных условиях. В данном случае речь идет о зарплате работника, которую он бы получал, если бы работал в прибыльной коммерческой структуре. Именно величину такой зарплаты следует включать в цену медицинской услуги, если учреждение заботится о сохранении кадров.
Понятие себестоимости платной медицинской услуги используется нами в следующей интерпретации. Затраты, образующие себестоимость одной услуги, группируются в соответствии с их экономическим содержанием: прямые расходы (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов) и накладные расходы, которые представляют собой затраты клиники, непосредственно не относящиеся к лечению, и рассчитываются пропорционально фонду оплаты труда основного медицинского персонала.
Суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов определяются, исходя из балансовой стоимости основных фондов и утвержденных норм износа. Износ мягкого инвентаря и обмундирования определяется, исходя из фактической стоимости мягкого инвентаря и нормативных сроков службы.
К накладным расходам отнесены расходы на оплату труда (основную и дополнительную) и отчисления в социальные фонды вспомогательного персонала;
канцелярские и хозяйственные расходы по фактически произведенным затратам, командировочные расходы и служебные разъезды, расходы на спецпитание сотрудников,
Для учета накладных расходов в себестоимости конкретной медицинской услуги рассчитывается коэффициент накладных расходов (К ):
Кнр ~
закладных расходов
фонд
зарплаты
была заложена формула расчета стоимости случая оказания помощи одному больному в соответствии с МЭС:
С = Ь\+Ь, +Ь +о+к
у -»-'0 ■'-'а.р
Формула 3. Расчет стоимости случая оказания помощи больному,
где L0 - стоимость посещения врача;
1_
Формула 2. Расчет коэффициента накладных расходов
Величина накладных расходов подразделения определяется на основе умножения Кнр на сумму расходов по оплате труда персонала этого подразделения. При расчетах себестоимости медицинских услуг используются данные за последний истекший год, который принимается как базовый. Для отражения изменяющегося уровня затрат, обусловленного ростом цен, производится индексация, которая предполагает пересчет базового периода в ценах на коэффициент инфляции (дефлятор), рассчитываемый как микроэкономический показатель на государственном уровне. Таким образом, цена платной медицинской услуги - величина, постоянно корректируемая.
Структура затрат на платные медицинские услуги в клинике складывается из следующих основных блоков:
- прямые затраты учреждения;
- затраты параклинических служб;
- консультации специалистов;
- затраты на операции;
- затраты на медикаментозное лечение в соответствии с МЭС;
- накладные расходы.
Медико-экономический стандарт (МЭС) представляет собой совокупность экспертных сведений, регламентирующих необходимый объем медицинских процедур для осуществления лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий по конкретной нозологии в формате законченного случая лечения.
Для расчета стоимости законченных медицинских случаев нами использовались МЭС в сочетании с кли-нико-статистическими группами (КСГ), классификатор процедур, перечень возможных осложнений и сопутствующих заболеваний. В классификаторе каждая процедура характеризуется временными затратами на ее выполнение и единицей трудоемкости. Кроме того, КСГ содержат десятки медицинских и диагностических алгоритмов, определяющих, с одной стороны, перечень лечебно-диагностических процедур для каждого случая заболевания, а с другой - формирование цен на них.
Таким образом, каждый законченный случай включал в себя сумму всех медицинских процедур и, соответственно, время на их осуществление. Учет количества процедур и времени их выполнения позволил рассчитать стоимость лечения одного случая, имеющего четкие границы начала и окончания, а также его сложность. Для определения сложности каждого вида простой услуги проводилась экспертная оценка амбулаторных карт.
Учет данных факторов при формировании стоимости лечения осуществлялся с помощью специальной компьютерной программы, в основу которой
■чр.
стоимость диагностического исследования
или лечебной процедуры;
Цл - стоимость медикаментов в соответствии с объемом лечения, затраты на которое несет учреждение;
О - стоимость амбулаторной операции;
К - стоимость консультации специалиста
Для формирования компьютерной базы данных использованы следующие входные характеристики:
- общая численность прикрепленного контингента;
- объем финансирования клиники (план и факт);
- данные об исполнении сметы расходов за отчетный год;
- данные об объеме деятельности всех подразделений клиники, включая параклинические.
В процессе машинной обработки мы получали следующие выходные формы:
- расчет стоимости медицинской услуги по КСГ на одного пролеченного больного в соответствии с клинико-диагностическими показателями и медико-экономическим стандартом с учетом категории сложности лечения;
- данные об общих расходах ООО «Клиника № 1»;
- расчет показателей внутренних и внешних цен.
Исходной базой для формирования базы данных
по тарифам медицинских услуг являлась структура себестоимости по фиксированным статьям, заложенным в бюджет клиники. В данном случае учитывались начисления на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки и служебные разъезды, расходы на питание, на медикаменты, прочие расходы. Помимо этого учебные расходы, амортизационные отчисления на здания, сооружения, машины, медицинское оборудование и инвентарь, а также степень их износа. Все вышеперечисленные расходы были распределены по основным структурным подразделениям в соответствии с коэффициентом пропорциональности, учитывающим производственные затраты подразделений.
Все подразделения ООО «Клиника № 1» были разделены на две группы: основные (лечебные кабинеты, диагностическая служба, оперблок) и неосновные (вспомогательные и общеучрежденческие), к которым отнесены хозяйственные службы, административно-управленческий аппарат и т. д. Калькуляция прямых затрат лечебно-диагностических отделений осуществлялась прямым способом по вышеупомянутым финансовым статьям.
При расчете затрат на одно посещение врача общая сумма расходов конкретного подразделения (месячная, квартальная или др.) делилась на нормативные трудозатраты врачебного персонала за этот же период, выраженные в условных единицах трудоемкости (УЕТ) или временных затратах. Таким образом, рассчитывалась стоимость 1 УЕТ, или 1 мин. Умножением
Таблица 1
Расчет стоимости ортопедического оперативного лечения hallus valgus одной стопы
Наименование позиции Стоимость (в руб.)
Амортизация оборудования 12 624,19
Малоценный инвентарь 1,26
Предметы разового использования 4 771,67
Заработная плата 218,9
Начисления на заработную плату основного персонала 57,3
Накладные расходы 247,4 (на з/п без начисления)
Себестоимость 17 920,7
Рентабельность 20% 3 584,1
Цена 21 504,8
полученной величины на количество УЕТ или минут по данной услуге мы определяли ее себестоимость.
Услуги параклинических отделений рассматривались как детальные услуги. На основании перечня затрат, отнесенных на себестоимость параклинической услуги, и бюджета рабочего времени персонала определялась себестоимость 1 мин исследования (анализа, процедуры), и последующим умножением последней на нормативную длительность рассчитывалась себестоимость Ср соответствующего анализа (исследования, процедуры) по следующей формуле:
С =—т
Формула 4. Расчет себестоимости параклинической услуги, где С - себестоимость параклинической услуги; L - затраты данного параклинического отделения; F - фонд рабочего времени персонала, оказывающего услугу (с учетом коэффициента использования рабочего времени);
t - нормативная длительность услуги
Для тех служб, где на исследование затрачивается неодинаковое время врача и среднего и младшего персонала, стоимость минуты работы врача, среднего и младшего медицинского персонала рассчитывалась раздельно, и по нижеследующей формуле определялась себестоимость процедуры:
3 я я р р Р ш1мп °
в МС МЛ
а-
Формула 5. Расчет себестоимости процедуры,
где: З , З , З
R' ИГ1 М
- оплата труда врача, среднего и
младшего медицинского персонала;
Ц, - другие затраты отделения в расчете на 1 мин работы;
t, t ,, t - соответственно нормативное время на
В мл м/п' ~ ~
исследование у врача и среднего и младшего медицинского персонала.
Как уже отмечалось выше, цена медицинской услуги равна сумме себестоимости и прибыли. Подсчет затрат позволил определить себестоимость совокупных услуг каждого кабинета или отделения. Но это нижняя граница цены. Для определения настоящей цены в расчет была заложена и ожидаемая прибыль. Для обоснования объема прибыли использовался коэффициент рентабельности - это регламентируемая величина, равная 20%.
Пример расчета стоимости ортопедического оперативного лечения hallus valgus одной стопы в ООО «Клиника № 1» показан в таблице 1. Начисления на заработную плату и рентабельность составили 26,2% и 20,0% соответственно.
В случае сокращения сроков лечения при положительном конечном результате оплата производится пациентом полностью согласно утвержденным прейскурантным ценам по КСГ, что является мотивирующим для клиники фактором по интенсификации лечебно-диагностического процесса.
Использование оптимальных методов расчета внешней и внутренней цены на платные медицинские услуги позволило повысить основные статистические показатели, характеризующие деятельность дневного стационара ООО «Клиника № 1» (табл. 2).
Используемый в клинике механизм формирования цен на платные медицинские услуги позволил в течение трех лет сохранять рентабельность учреждения при сравнительно невысоких ценах на основные виды медицинских вмешательств.
Таким образом, негосударственные медицинские учреждения, работающие в конкурентной среде, вы-
Таблица 2
Динамика основных показателей дневного стационара
Наименование позиции 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Средний койко-день 4,35 5,62 3,24 2,19
Оборот койки 29,2 28,3 26,7 24,9
нуждены использовать механизмы и технологии, 3. Линденбратен А. Л. Современные очерки об обществен-
обеспечивающие выживаемость и развитие бизнеса ном здоровье и здравоохранении / Под ред. О. П. Щепина. - М.:
в области медицинских услуг, укрепление позиций Медицина, 2005. - 84 с.
коммерческих организаций, прежде всего расши- 4. Лисицын Ю. П. К вопросу о востребованности населени-
рение маркетинговой деятельности, позволяющей ем платных медицинских услуг / Ю. П. Лисицын, А. А. Калмыков,
производить оценку и прогнозировать потребитель- А. Ю. Сенченко // Проблемы социальной гигиены, здравоохране-
ский интерес, анализировать собственные возмож- ния и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 10-11. ности, проводить адекватную ценовую и кадровую 5. Разумовский А. В. Взаимодействие государственного и
политику и разрабатывать стратегии дальнейшего частного секторов здравоохранения / А. В. Разумовский, Н. А. По-
развития. лина // Менеджер здравоохранения. - 2008. - № 6. - С. 58-61.
6. Стародубов В. И. Возможные варианты использования
ЛиТЕРАТУРА нематериальных активов в медицинской организации / В. И. Ста-
1. Донин В. М. Конкуренция в российском здравоох- родубов, Н. Г. Куракова // Менеджер здравоохранения. - 2005. -ранении: платная и бесплатная медицина / В. М. Донин, № 9. - С. 68-72.
О. П. Меркова // Менеджер здравоохранения. - 2005. - № 7. - 7. Щепин В. О. Здравоохранение России: стратегический
С. 4-13. анализ и перспективные направления развития / В. О. Щепин,
2. Кучеренко В. З. Финансовые риски в деятельности не- В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения государственных медицинских организаций / В. З. Кучеренко, и истории медицины. - 2005. - № 2. - С. 3-7.
В. В. Шляпников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. - № 1. - С. 21-23. Поступила 02.08.2013
И. И. ЗАТЕВАХИН, В. Н. ЗОЛКИН, В. Н. ШИПОВСКИЙ, А. В. МАТЮШКИН, И. С. ТИЩЕНКО, К. Ю. БЕРЕЖНОЙ
ЭКСТРЕННОЕ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРЫВЕ АНЕВРИЗМЫ БРюШНОЙ АОРТЫ
Кафедра хирургических болезней № 1 педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» Минздрава России, Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, 1; ГБУЗ ГКБ № 57,
Россия, 105077, г. Москва, ул. 11-я Парковая, 32, тел. (499) 780-08-63. E-mail: [email protected]
Представлено клиническое наблюдение эндопротезирования аневризмы абдоминальной аорты при ее разрыве. Была произведена имплантация эндоваскулярной системы «Excluder, Gore». Отслежены ближайшие и отдаленные результаты: через 5 лет. По данным КТ-ангиографии аневризма не увеличивается в диаметре, стент-графт проходим, пристеночного тромбоза, эндоликов не определяется.
Ключевые слова: аневризма абдоминальной аорты, разрыв аневризмы аорты, эндопротезирование, стент-графт.
1.1. ZATEVAKHIN, V. N. ZOLKIN, V. N. SHIPOVSKY, A. V. MATYUSHKIN, I. S. TISCHENKO, K. Vy. BEREZHNOY
EMERGENCY ENDOVASCULAR ANEURYSM REPAIR FOR RUPTURED ABDOMINAL AORTIC ANEURYSM
Department of surgical diseases № 1 pediatric faculty Russian national research medical university, Russia, 117997, Moscow, str. Ostrovityanova, 1, tel. 8 (499) 780-08-63. E-mail: [email protected]
There are presents a clinical case endovascular aneurysm repair rupture abdominal aortic aneurysm. Implantation was performed endovascular system «Gore Excluder». We traced long-term results: in 5 years, according to CT angiography is not increased aneurysm, the stent-graft pass, thrombosis endoleaks not defined.
Key words: abdominal aortic aneurysm, rupture aortic aneurysm, EVAR, AAA, stent-graft.
Введение смертности [2, 3, 5, 8]. Основными преимуществами
Разрыв аневризмы брюшной аорты - одна из эндоваскулярной методики по сравнению с открытой
главных трагедий современной сосудистой хирургии. операцией являются меньшая травматичность, сни-
Связано это с тем, что общая смертность при разры- жение кровопотери, сокращение времени операции,
ве абдоминальной аорты крайне высока и составля- отказ от общей анестезии [3, 4, 6]. Первые сообщения
ет 80-90% [5]. Однако применение эндоваскулярной о применении стент-графтов при разрыве аневризм
стратегии позволяет существенно снизить уровень датируются 1994 годом [10]. Спустя еще 5 лет Ohki et