ПРИНЦИПЫ ТОТАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
КОРЧАК Т.А.
В статье рассмотрены принципы тотального управления качеством, внедрение которых в систему повышения квалификации педагогов начального и среднего профессионального образования, возможно, усовершенствует систему управления качеством дополнительного профессионально-педагогического образования, и поспособствует разрешению противоречий, обусловленных традиционной приверженностью системы повышения квалификации к инструктивно-репродуктивным методам обучения.
Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования, или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.
Непрерывное образование граждан требует создания условий для своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Прежде всего, необходимо провести инвентаризацию требований к повышению квалификации и переподготовке в сфере профессиональнопедагогической деятельности.
Система повышения квалификации работников образования, на наш взгляд, имеет несколько основных функций: информационную (удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте); обучающую (организация и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи педагогам); исследовательскую (проведение научных исследований и экспериментов в области послевузовского педагогического образования в учебных заведениях, мониторинга качества общего и профессионального обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования); экспертную (научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов, оценка необходимости, обоснованности и безопасности экспериментальной работы, проводимой образовательными учреждениями). Прогностическая функция включает действия по предвидению результатов собственной деятельности и направлений развития системы образования; развивающая функция объединяет все другие и связана с обеспечением профессионального развития педагогов. Помимо названных можно указать еще ряд функций (коррекционную, коммуникативную и др.), но все предыдущие являются определяющими и вбирают в себя остальные как составные части.
При условии реализации указанных функций система повышения квалификации может предложить каждому педагогу новые знания по специальности, педагогике, психологии, методике и т.д., помочь сориентироваться в последних научных достижениях и определить возможности их применения в процессе обучения. Здесь можно ознакомиться с передовым педагогическим опытом и инновациями в практике обучения, воспитания, управления образовательными системами; определить свои профессиональные потребности и удовлетворить их. Профессорско-преподавательский состав и методисты окажут помощь в разработке стратегии и тактики профессионального развития слушателей и обеспечат научно-методическое сопровождение.
The article deals with the principles of total quality management system in which the introduction of advanced training of teachers of primary and secondary vocational may improve the quality management system of additional vocational teacher education and will resolve the contradictions arising from the traditional commitment to continuing education for guidance reproductive methods of teaching.
К сожалению, на данный момент система повышения квалификации (СПК) не в состоянии предоставлять педагогам перечисленные образовательные услуги в полном объеме. Причина этому - наличие в ней ряда противоречий. Прежде всего, отметим противоречия между: объективно существующей необходимостью в профессиональном развитии педагогов и отсутствием удовлетворительных методик и технологий его осуществления; между содержанием и методами повышения квалификации. Эти противоречия обусловлены традиционной приверженностью системы повышения квалификации к инструктивно-репродуктивным методам обучения.
Корни следующего противоречия кроются в несоответствии содержания повышения квалификации профессиональным запросам и потребностям педагогов. Во-первых, традиционно при формировании содержания на первое место ставятся возможности организации, а не потребности педагогов (так сложилось и так проще). Во-вторых, нет удовлетворительных методик определения профессиональных запросов педагогов, которые далеко не всегда совпадают с их профессиональными потребностями (первое - это профессиональная проблема, которую педагог осознал и сформулировал; второе - профессиональная проблема, существующая объективно, но не обязательно осознаваемая педагогом).
Есть противоречие между актуальностью непрерывного послевузовского образования педагогов и дискретным характером привлечения их к СПК. Для подавляющего большинства педагогов общение с СПК ограничивается двух-, трехнедельными курсами, на которых они обучаются один раз в 5 - 8 лет.
И, наконец, существует противоречие между необходимостью повышения качества дополнительного педагогического образования и неразработанностью системы управления этим процессом.
Все вышесказанное требует инновационной модели технологии управления качеством дополнительного профессионального образования. Потому наше внимание привлекли подходы, ориентированные на обеспечение качества подготовки специалистов в ВУЗе - возможно ли их применение в системе повышения квалификации?
Базируясь на известных принципах тотального управления качеством (Total Quality Management— TQM) и опыте Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ), изложенном В.Н. Нуждиным [4, с.317 — 336], при переходе концепции тотального управления качеством по системе TQM в перспективное образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (ОУ ДПО) следует четко уяснить следующие моменты:
1.TQM — массовое движение, при котором каждый сотрудник ОУ ДПО должен участвовать в достижении качества.
2.Каждый сотрудник, каждая кафедра, каждый филиал ОУ ДПО имеет своих «внешних и внутренних заказчиков и поставщиков».
Качество означает обеспечение заказчиков конкурентоспособными специалистами и услугами.
3.ОУ ДПО не может эффективно развиваться на усилиях ректора, нескольких гениев и высокопроизводительных сотрудников. Сегодня каждый сотрудник ОУ ДПО должен быть вовлечен в совершенствование образовательного процесса и удовлетворение требований «заказчика». Все сотрудники, кафедры и другие подразделения ОУ ДПО должны выполнять две функции — свою ежедневную работу в соответствии со стандартным процессом и работу по усовершенствованию этого процесса. Традиционное разделение труда, когда одни сотрудники выполняют ежедневную работу «на конвейере», а руководители занимаются усовершенствованием процесса, сегодня становится малоперспективным.
4.Каждое изделие, каждый продукт, каждая разработка и услуга есть прямой или косвенный результат технологического процесса, поэтому эффективным способом улучшить качество является совершенствование процесса. Наиболее эффективно творческие возможности каждого сотрудника можно использовать при бригадной организации работы TQM, что требует умения работать в коллективе.
5.Самым важным аспектом успешной стратегии внедрения TQM является вовлечение ректора в этот процесс. Взять руководство в свои руки ректора должны побуждать два мотивирующих фактора. Первый — это обучение профессорско-преподавательского состава ОУ ДПО с целью создания интереса к новой технологии. В большей степени оно осуществляется извне ОУ ДПО (семинары, опыт общения с другими ректорами, личный опыт). Второй, более важный, — опасения или кризис: возросшие цены на коммунальные услуги, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, отсутствие целевого заказа, уменьшение заинтересованности сотрудников. Что такое кризис, понятно каждому ректору, но нередко меры по предотвращению его принимаются слишком поздно. Задача ректора — увидеть скрытые возможности кризиса ранее других сотрудников ОУ ДПО и обратить на это внимание коллектива.
6.Критическим фактором успеха внедрения TQM в ОУ ДПО является организованное обучение. Начинать обучение надо с ректората, а затем использовать принцип «домино». Учиться следует на успехах и на неудачах — собственных, своих конкурентов, заказчиков, поставщиков.
7.Наибольший эффект TQM дает при согласованном использовании этой концепции на уровне:
- индивидуальном;
- кафедры, лаборатории, отдела;
- института, филиала, других подразделений;
- системы образования региона или системы образования России.
8. Требования к качеству процесса, к качеству результатов процесса не всегда очевидны заказчику. Поэтому необходимо стремиться к удовлетворению скрытых потребностей «покупателя». При этом подразумевается, что результаты деятельности ОУ ДПО должны соответствовать заданным стандартам.
9.Реструктуризация ОУ ДПО и его образовательного процесса должна ориентировать на поиск и устранение «слабых мест», недостатков в процессе.
^.Усовершенствование должно опираться на широкое исследование новых идей, интуиции руководителей и анализ качественных данных.
11.TQM не является строгой наукой. Не существует также единственно правильного способа внедрения TQM, он должен соответствовать культуре и истории развития каждого ОУ ДПО, возможностям и перспективам развития современных педагогических и информационных технологий в ОУ ДПО.
Знакомство с TQM, как правило, начинается с рассмотрения эволюции понятия качества согласно четырем концепциям качества [3]:
- стандарту;
- применению;
- стоимости;
- скрытым потребностям.
Сегодня можно утверждать, что ведущие компании мира придерживаются последней концепции. Что касается сферы образования, то здесь в явном или неявном виде присутствуют все концепции качества.
Большая часть профессиональных образовательных учреждений России придерживается первой концепции — главное, чтобы знания выпускника соответствовали Государственным стандартам. В этой позиции два недостатка. Первый — ложное представление, что качества можно достичь путем инспекции. Неизбежны столкновения интересов между теми, кто обучает студентов, и теми, кто инспектирует качество подготовки. Второй — пренебрежение потребностями образовательного рынка (стандарты не успевают за изменениями требований покупателей).
Малая часть профессиональных образовательных учреждений ориентируется на концепцию «соответствие применению», т.е. на удовлетворение нужд потребителя кадров, а не только на выполнение требований стандарта. Трудности этих образовательных учреждений достаточно очевидны — наш рынок еще не осознает четко свои потребности. Поэтому эти образовательные учреждения постепенно
стали обращать внимание на концепцию «соответствие стоимости», стараясь совмещать высокое качество и низкую стоимость подготовки.
Лишь незначительная часть профессиональных образовательных учреждений уверенно ориентируется на концепцию «соответствие скрытым потребностям», т.е. пытается одновременно снижать затраты на подготовку специалистов и удовлетворять нужды потребителя кадров прежде, чем он их осознает. Для образовательного рынка России эта концепция очень перспективна, так как многие потребители кадров выдвигают слишком примитивные требования к качеству специалистов и им надо «открывать глаза» на новые грани качества высшего образования.
Если же в целом анализировать систему профессионального образования России, то можно утверждать, что данная система только начинает ориентироваться на переход к более современным концепциям качества. Стремление образовательных учреждений к удовлетворению Государственных стандартов путем «выбраковки» приводит к завышенным затратам на образование (посмотрите разницу между планом приема и планом выпуска студентов). Этот вывод не следует рассматривать как призыв к снижению требований к уровню знаний. Необходимо вмешательство собственно в образовательный процесс.
Адаптация к сфере образовательных услуг позволила выделить следующие виды деятельности:
1.Планирование качества — определять потребителей научно-методической и научноисследовательской продукции и образовательных услуг УПК; выяснять потребности потребителей; разрабатывать характеристики продукции и услуг; доводить планы до исполнителей;
2.Установление связей качества — инициировать виды деятельности для объединения усилий сотрудников; разрабатывать средства информационно-предметного обеспечения учебного процесса; формировать коллектив преподавателей с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры; формировать коллектив обучающихся с активной мотивацией к учебной деятельности; организовывать образовательный процесс в соответствии с принципами инновационных педагогических технологий; разрабатывать показатели качества;
3.Контроль качества — производить измерение показателей качества; обеспечивать анализ показателей качества; корректировать процесс в соответствии с заданным стандартом; давать импульс для тактического или стратегического усовершенствования спроектированной педагогической технологии;
4.Улучшение качества — создавать инфраструктуру для непрерывного усовершенствования процесса; обеспечивать выявление главных причин дефекта в образовательном процессе; создавать бригады для реализации каждой инициативы по улучшению образовательного процесса; обеспечивать мотивацию рабочих групп; устанавливать контроль за достижением целей; обеспечивать непрерывное обучение рабочих групп.
Важно заметить, что чрезмерное увлечение статистическим контролем качества и технологией тактического усовершенствования процесса может нарушить баланс между творчеством и заоргани-зованностью. ОУ ДПО должно чувствовать ситуации, при которых следует вводить радикальные творческие изменения в образовательный процесс.
Тактической подсистемой управления (вторым контуром управления) является подсистема реактивного усовершенствования образовательной технологии. Если стандартные корректировки процесса не устраняют выпуск «бракованной продукции» в системе TQM, применяют процедуру реактивного усовершенствования, включающую семь шагов:
- выбор темы работ по усовершенствованию. Сбор и анализ информации;
- выявление главной причины встречающегося дефекта;
- планирование и внедрение решений в учебный процесс, т.е. предотвращение возможности повторного появления главной причины обнаруженного дефекта;
- оценка эффекта нововведения, т.е. определение путем наблюдения за показателями качества, что решение сработало;
- придание нововведению статуса стандартного подпроцесса, т.е. замена части ранее существовавшего процесса на новый.
- проведение анализа выполненной работы по усовершенствованию с целью недопущения выявленных ошибок при решении очередной проблемы.
После выбора новой темы перейти к первому шагу. Здесь следует заметить, что многие японские компании не смогли внедрить TQM именно потому, что не поощряли сотрудников к выявлению проблем.
Специалисты в области качества образования выделяют три его составляющих: качество содержания образования (знаний, способов решения задач); качество технологий обучения и воспитания (организации познавательной деятельности, мотивации познавательной деятельности, контроля за осуществлением учебной деятельности, контроля за результатом учебной деятельности); качество образованности личности (усвоения знаний, умений и навыков, усвоения нравственных норм). Для обоснования структуры средств информатизации образовательного процесса далее рассматриваются только показатели качества образованности личности. Социологические опросы слушателей, прошедших обучение на образовательных программах и семинарах кафедры педагогики профессионального образования ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования» и беседы с руководителями ОУ НПО и СПО Свердловской области, анализ общих тенденций развития образования позволяют утверждать, что педагоги ОУ НПО и СПО хотят:
- получить знания в области специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению в соответствии с требованиями современности;
- уметь применять полученные знания;
- обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками;
- обладать умением приспособиться к новой работе;
- пройти производственную стажировку;
- пройти повышение квалификации или переподготовку бесплатно или по низкой цене.
В соответствии с этими потребности на кафедре может быть принята следующая многоуровневая схема показателей качества образованности личности:
1.Оценка психолого-педагогических знаний.
2.Уровень системной компетентности (умение корректировать и улучшать системы, умение вести мониторинг и коррекцию деятельности, понимание взаимосвязи социальных, органических и технических систем).
3.Уровень компетенции в распределении ресурсов (умение распределять время, деньги и материалы, пространство, кадры).
4.Уровень технологической компетенции (умение выбирать оборудование и сырьевые компоненты, осуществлять технический уход и диагностику, применять технологии для выполнения конкретных задач)
5.Уровень компетентности в работе с информацией (умение приобретать и оценивать знания, организовывать и поддерживать Файлы, интерпретировать и передавать информацию, использовать компьютерные системы).
б.Оценка базовых навыков (умение писать, читать, говорить, слушать).
7.Оценка качества личности (личная ответственность, самоуправление, коммуникабельность, самоуважение).
8.Оценка мыслительных навыков (умение творчески мыслить принимать решения, предвидеть, учиться).
9.Оценка навыков межличностного общения (умение работать в командах, обучать других, вести переговоры, лидировать).
Для каждой компоненты качества могут использоваться два количественных измерения — оценка в диапазоне от 0 до 5 и показатель класса (рейтинг) [1, 2]. Очевидно, что ни одно учебное занятие не в со-
стоянии перекрыть весь диапазон качества. Каждая образовательная программа, каждый семинар, тренинг или деловая игра могут быть ориентированы на достижение только части показателей качества. Поэтому разработчик соответствующей образовательной программы или семинара должен планировать компоненты качества, которые могут быть приобретены слушателем при работе с предложенной тематикой, и способы вычисления (определения) показателей качества.
Переход к TQM потребует качественного изменения отношения преподаватель — слушатель. Например, слушатель как потребитель будет ожидать от преподавателя, что он:
- будет уважительно относиться к нему;
- будет честен и равен;
- даст план и программу курса, требования к итоговой аттестации, рейтинговую шкалу;
- будет регулярно посещать занятия, и компенсировать их пропуск;
- составит удобное расписание;
- быстро возвратит контрольные и итоговые работы;
- будет давать современный и актуальный материал;
- будет проявлять интерес к слушателям;
- будет совершенствовать курс, и объяснять его цели и задачи;
- будет вовремя начинать, и заканчивать занятия.
С другой стороны, преподаватель ждет от слушателя, что он будет:
- уважительно относиться к преподавателю;
- вовремя сдавать аккуратно оформленную работу;
- регулярно посещать занятия;
- готовиться к занятиям;
- активно участвовать в дискуссии в ходе занятия;
- проявлять интерес к предложенной тематике;
- осознавать связь курса с практической деятельностью;
- советовать преподавателю, как улучшить курс;
- совершенствовать работу над курсом;
- пунктуален.
Помимо перечисленных есть еще одна весьма важная особенность, характерная для обучающихся в СПК работников образования, — их профессиональная деятельность: попадая на место обучающегося, педагоги не только учатся, но и профессионально оценивают работу тех, кто их учит.
Учитывая названные особенности и цель повышения квалификации (профессиональное развитие педагогов), необходимо учитывать основные критерии качества преподавателей, работающих в учреждениях повышения квалификации:
Преподаватели должны владеть методами диагностирования профессиональных затруднений педагогов и уметь обучать их методам самодиагностики. Без этого невозможно точно определить содержание повышения квалификации.
Преподавателям необходимо уметь организовывать процесс повышения квалификации таким образом, чтобы независимо от формы обучения для каждого были созданы оптимальные условия для преодоления имеющихся профессиональных затруднений и получения необходимой информации.
Преподаватели обязаны владеть таким набором методик, средств и технологий обучения педагогов, который бы позволял им выходить за рамки информационно-инструктивных методов.
Если стремление к выполнению этих пожеланий будут взаимными, то можно говорить о соответствии этих отношений параметрам качества. Очевидно, что каждый учебный институт в наше непростое время должен найти собственный способ внедрения TQM. Но опыт показывает, что необходимо соблюдать следующие правила:
1.Использование TQM предполагает сосредоточение внимания на потребителях научных и образовательных услуг и на удовлетворении их потребностей. Поэтому необходимо быстро реагировать на «капризы рынка» и сосредотачивать свои ограниченные ресурсы на той деятельности, которая удовлетворяет покупателей нашей продукции и услуг.
2.Использование TQM подразумевает непрерывное пошаговое усовершенствование образовательного процесса для достижения более высоких показателей качества.
3.Использование TQM требует тотального участия всех сотрудников в процессах непрерывного усовершенствования.
4.Использование TQM предполагает открытость для взаимного обмена идеями и методами с целью создания культуры качества на уровне региона или отрасли.
5.Использование TQM обречено на провал без создания развитой корпоративной вычислительной сети и многофункционального комплекса компьютерных классов с автоматическим измерением показателей качества образованности личности.
6.TQM требует применения принципов управления качеством ко всем подсистемам учреждения
— обеспечения учебного процесса, управления зданиями и инженерными сооружениями и т.п.
Таким образом, внедрение TQM в систему повышения квалификации педагогов начального и среднего профессионального образования, усовершенствует систему управления качеством дополнительного профессионально-педагогического образования.
Библиографический список
1. Арнхейм Р. В защиту визуального мышления //Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.
2. Архангельский С.И., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научнопознавательного процесса //Новые методы и средства обучения.- М., 1989.- № 3 (7).
3. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина // Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) http://www2.asu.ru/cppkp/index. Ае/исЬ|еЬ.Ае/тпоч/Ра112/^ех.М:1Т||
4. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы //Материалы 6-ой международной конференции по дистанционному образованию / Под ред. В.П. Тихомирова, В.И. Солдатки-на, Д.Э. Колосова.- М., 1998.
Ключевые слова: Система повышения квалификации педагогов, принципы тотального управления качеством, концепции качества, профессиональное развитие педагогов, правила внедрения TQM.