Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

371
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная профессиональная подготовка / профессиональная подготовка учителя / цели современной подготовки учителя / принципы современной подготовки учителя / contemporary professional training / professional teachers’ training / aims of contemporary teachers’ training / principles of contemporary teachers’ training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамраев Искандар Турсунович, Курбанов Джурабек Исматович, Тураев Махмуд Мухамедович

В статье обобщены и охарактеризованы такие принципы, как учет требований компетентносного подхода; фундаментализация; опережающий характер педагогического образования; непрерывность; преемственность; интегративность; вариативность; гибкость и открытость педагогического образования; практикоориентированность (технологичность) подготовки учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамраев Искандар Турсунович, Курбанов Джурабек Исматович, Тураев Махмуд Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF MODERN PEDAGOGICAL PREPARATION

The article summarizes and characterizes such principles as taking into account the requirements of a competent approach; fundamentalization; leading nature of teacher education; continuity; continuity; integrativity; variability; flexibility and openness of teacher education; practical orientation (manufacturability) of teacher training

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Хамраев Искандар Турсунович

Бухарский государственный университет sportplus2050@gmail.com

Курбанов Джурабек Исматович

Бухарский государственный университет djurabek.kurbanov.87@mail.ru

Тураев Махмуд Мухамедович

Бухарский государственный университет tmmsport60@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье обобщены и охарактеризованы такие принципы, как учет требований компетентносного подхода; фундаментализация; опережающий характер педагогического образования; непрерывность; преемственность; интегративность; вариативность; гибкость и открытость педагогического образования; практикоориентированность (технологичность) подготовки учителя.

Ключевые слова: современная профессиональная подготовка, профессиональная подготовка учителя, цели современной подготовки учителя, принципы современной подготовки учителя.

PRINCIPLES OF MODERN PEDAGOGICAL PREPARATION

Iskandar Khamrayev

Bukhara State University sportplus2050@gmail.com

Djurabek Kurbanov

Bukhara State University djurabek.kurbanov.87@mail.ru

Makhmud Turayev

Bukhara State University tmmsport60@mail.ru

ABSTRACT

The article summarizes and characterizes such principles as taking into account the requirements of a competent approach; fundamentalization; leading nature of teacher

education; continuity; continuity; integrativity; variability; flexibility and openness of teacher education; practical orientation (manufacturability) of teacher training.

Keywords: contemporary professional training, professional teachers' training, aims of contemporary teachers' training, principles of contemporary teachers' training.

ВВЕДЕНИЕ

С момента обретения независимости Узбекистан выбрал свой собственный путь развития и строит новое демократическое государство, основанное на верховенстве закона и гражданском обществе со стабильной социально ориентированной рыночной экономикой.

В реализации этого пути значительная роль отводится системе образования в целом и ее главному компоненту - профессиональному образованию. Система образования должна предоставлять широкие возможности для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей человека и общества, повышения важности и престижа знаний, а также социальной защиты личности в условиях меняющихся потребностей экономики на основе гибкости общего образования, культурная, профессиональная и научная подготовка специалистов, фундаментальный характер их знаний.

Цели и принципы современного педагогического образования определяются тенденциями развития профессионального педагогического образования. Они могут быть поняты в практике образовательного процесса и обобщены в научно-педагогических исследованиях и государственных документах по модернизации системы образования. В рамках данного исследования особое значение имеет Постановление Президента Республики Узбекистан № 2909 от 20.04.2017 г. «О мерах по дальнейшему развитию высшего образования», в соответствии с которым основная задача этой модернизации означает создание современной системы высшего образовательного образования, которая обеспечивает личностное и профессиональное развитие учителя и характеризуется устойчивой гуманитарной ценностью, гражданской идентичностью и поликультурными ориентациями, способными осуществлять эффективную образовательную деятельность в контексте потребностей и потребностей современного общества »[1].

В современном переходе к постиндустриальному обществу характеризующемуся быстрыми и постоянными изменениями условий труда, цель педагогического образования состоит в том, чтобы подготовить учителя к

быстрой адаптации к этим изменениям, чтобы подготовить его к педагогической деятельности, к независимости и профессиональной ответственности в принятии профессиональных решений. Все более актуальным в данный момент является переход к широкой общей культуре и начальному образованию с учетом личных навыков и потребностей учащихся, подготовка к творческой и преобразующей образовательной деятельности. «Это требует подготовки будущего учителя для определения стратегических перспектив развития образования и подчинения их краткосрочным и среднесрочным целям». [2].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью нашей работы был анализ принципов современной профессиональной подготовки учителя.

В связи с продолжающейся тенденцией к компетентностному подходу к развитию педагогического образования целью педагогического образования является также обучение компетентности как важнейшей функции, которая определяет «способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [3].

Профессиональная компетенция включает в себя взаимосвязанные и одновременно развивающиеся компетенции: ключевые, базовые и специальные. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности. Основные компетенции связаны со спецификой конкретной профессиональной деятельности. Основными компетенциями педагогической деятельности являются компетенции, значимые для построения профессиональной деятельности в рамках требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетенции отражают специфику конкретного предмета и предметной области профессиональной деятельности. Ключевые и базовые компетенции реализуются именно в специальных компетенциях. Все эти типы компетенций пронизывают друг друга, возникающие в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах и использования определенного образовательного пространства [3].

Конечно, принципы современного педагогического образования основаны на общих принципах профессионального образования, принципах

высшего образования. Принципы профессионального обучения включают в себя: политехнический принцип; сочетание обучения с продуктивной работой студентов; моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе; профессиональная мобильность; модульность профессионально-технического образования; создание производственной и учебной среды; экономическая эффективность [4].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе работы нами использовались следующие методы исследования:

- библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации;

- критический анализ и синтез работ по данной проблеме

Цели профессионального педагогического образования определяются ценностью и целью высшего образования. Оно должно не только удовлетворять потребности личности в интеллектуальном развитии через высшее образование, но и укреплять культурные, моральные и научные ценности общества; обеспечивать преподавание на уровне, максимально приближенном к наивысшим и актуальнейшим достижениям науки и практики; содействовать формированию гражданской позиции и творческих способностей личности. Принципы, специфичные для высшего образования:

- ориентироваться на развитие личности будущего специалиста;

- соответствие содержания высшего образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и производства;

- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

- рациональное использование современных методов и средств обучения;

- соответствие результатов подготовки специалистов требованиям сферы их профессиональной деятельности;

- Обеспечение конкурентоспособности будущего специалиста [5].

Анализ принципов современной педагогической подготовки, предлагаемых современной педагогикой можно утверждать, что основным принципом педагогического образования сегодня является принцип учета компетентностного подхода к требованиям (существенным признакам).

Эти функции включают в себя: результирующий фокус; студенческая центрированность; практико-ориентированный контент-тренинг; создание

благоприятной среды развития; смещение акцента с дисциплинарных и контент-ориентированных на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса; отказ от объединения, включение автономных ресурсов, реализация академических свобод, либерализм в области дизайна образовательного контента; ориентация на образовательные цели, такие как обучение, самоопределение, самореализация, социализация и развитие личности; Принимая во внимание преобладающие перспективы в стандартах, чтобы выровнять подготовку выпускников к будущей эффективной профессиональной деятельности в мире будущего; основное внимание; повышение степени свободы студентов при выборе индивидуальных образовательных путей [6].

Принцип базовой педагогической подготовки лежит в основе профессионального образования и обучения, что обеспечивает интеграцию университетов и учебных заведений, подготовку научных и педагогических кадров, в том числе инновационной деятельности. С точки зрения подготовки учителей «принцип фундаментальности означает необходимость предоставления базового научного образования, необходимого в качестве ресурса для продолжения профессиональной деятельности и непрерывного профессионального обучения для достижения нового уровня профессиональной компетентности» [7].

Принцип студенческой направленности состоит в том, чтобы создать благоприятную среду обучения для каждого студента, консультировать его, стимулировать творческую и исследовательскую деятельность и вовлекать их в организацию учебного процесса. Он предназначен для сочетания акцента преподавания на обучении как активной образовательной деятельности. В связи с этим меняется роль учителя: обучение студентов для достижения конкретных целей и поддержка развития их навыков.

Принцип, ориентированный на студента, тесно связан с принципами перехода от подготовки учителя к индивидуальной профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учителей (профессиональный принцип - «от профессии к личности», личный принцип - «от личности к профессии ").

Индивидуализация педагогической подготовки предусматривает реализацию индивидуальных образовательных программ, формирование у будущего учителя качеств, необходимых для успешной социализации, обеспечение практического решения проблем современного обучения.

«Внешняя индивидуализация» - направленное влияние внешнего образовательного пространства - предполагает адаптацию содержания и форм образовательного процесса к индивидуальным особенностям каждого студента. «Внутренняя индивидуализация» (ориентация «со стороны студента») -«процесс, направленный на раскрытие индивидуальных устремлений, реализацию сути, развитие жизненных смыслов, стилей деятельности. Одним из факторов проявления внутренней индивидуализации является осознанная необходимость качественного изменения себя в лучшую сторону »[9].

Принцип непрерывности в профессиональной педагогической подготовке связан с многоуровневым построением (довузовское , вузовское, послевузовское), принципами преемственности и интегративности. Реализация принципа непрерывности облегчается созданием условий для формирования у будущих учителей способности самостоятельно учиться, готовности к непрерывному профессиональному самообразованию и росту. Принцип непрерывности также заключается в обеспечении организационной и предметной непрерывности, преемственности, постоянного совершенствования образовательных стандартов, учебных планов, программ, а также форм и технологий подготовки учителей.

Преемственность является одним из основополагающих принципов прогнозирования и проектирования педагогического образования. Направления его работы включают в себя: многоуровневую систему подготовки учителей, которая переходит от высокопрофессиональной и унифицированной подготовки учителей к широкому культурному и базовому общему образованию, сохраняя инструментальную направленность; активный поиск взаимодействия разных уровней подготовки учителей (от учительских классов до последипломного образования); расширение педагогического пространства («педагогизация общества»); развитие профессионального методологического мышления в профессиональном педагогическом образовании; выявление «социально-образовательных разрывов», возникающих между подсистемами и уровнями подготовки учителей и создающих «образовательные тупики».

Принцип интегрируемости предусматривает интеграцию общенаучных и психолого-педагогических знаний, методов, форм и методов обучения; междисциплинарное сотрудничество научных дисциплин и учебных модулей; использование современных образовательных интегративных технологий для формирования компетенций на предметном уровне и обеспечения интеграции полученных знаний и опыта в целостный образовательный процесс [7].

Актуальными в современной профессиональной подготовке учителя являются также принципы вариативности, гибкости и открытости педагогического образования.

Вариативность в подготовке учителей предполагает повышение уровня подготовки учителей за счет вариативной части, давая студентам право выбора, создавая благоприятные условия для проявления их самостоятельности, приобретая опыт вариативности в деятельности и самоопределения в ситуации выбора. «Чем разнообразнее учитель, чем больше он проявляет себя по-разному, тем более блестящей является его творческая личность, чем творчески разнообразнее его образовательная среда, тем больше он творчески взаимодействует со своей средой».

Гибкость педагогического образования подразумевает его быстрое реагирование на потребности рынка труда, обеспечение адаптации содержания подготовки учителя к меняющимся требованиям современного образования, а также удовлетворение личных и профессиональных потребностей учащихся.

Открытость подготовки учителей в основном связано с ее развитием во взаимодействии с другими системами. На практике этот принцип реализуется на уровнях образовательной системы, образовательного учреждения и учебного процесса и предполагает нормативное, дидактическое и тематическое открытие, а также открытие планирования. Подготовка учителей должна быть направлена на формирование профессиональной открытости даже на уровне образовательных целей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Стратегические направления развития отечественного педагогического образования, изложенные в Постановлении Президента Республики Узбекистан № 2909 от 20.04.2017 г. «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» [1], обусловили формулировку обширного перечня принципов этой модернизации, которые становятся принципами современной педагогической подготовки. Модернизация педагогического образования, согласно постановлении, должна осуществляться на принципах:

- открытость (готовность основных субъектов образовательного процесса к диалогу, взаимообогащению, формирование у будущего учителя готовности к сотрудничеству, согласование оценок и действий);

- целостность (формирование целостных представлений об образовательном процессе, его предметах и объектах, будущей

профессиональной деятельности);

- коллегиальность (с одной стороны, коллегиальное понимание реальности педагогического образования, использование коллективно принятых норм и правил, с другой стороны, принимая во внимание способности субъектов педагогического образования к коллегиальным действиям и их готовность к субъект-субъектному взаимодействию );

- культурное соответствие (использование различных аспектов личной и профессиональной культуры учителя: предметная культура, культура педагогической деятельности и педагогической мысли, культура личного, коммерческого, профессионального общения, профессиональные и личные навыки); - самоопределение (избегает формальностей подготовки учителей, повышает осознание необходимости и профессиональной и личной значимости профессии учителя);

- наставничества (управление процессом усвоения педагогического опыта будущим учителем посредством организации его рефлексии и самообразования, обеспечения непрерывности образовательной деятельности и ее развития);

- непрерывность (обеспечение отношения учителя к непрерывному профессиональному развитию и личностному росту);

- вариативность (с учетом индивидуальных особенностей учащихся, условий образовательной ситуации, возможности выбора собственной траектории личностного и профессионального развития, личной ответственности за результаты образовательного процесса);

- ориентация на будущее (акцент на будущее развитие школы, системы образования в целом, педагогической профессии);

- оперативность (подготовка специалистов, готовых профессионально решать реальные проблемы практики обучения);

- динамизм (подготовка у будущих учителей таких качеств, таких как профессиональная мобильность, инновационность, гибкость, готовность к изменениям);

- инновации (определить потребность в инновациях, определить необходимость ее реформирования с помощью специальных инструментов, поиск образовательных решений, которые можно использовать для модернизации инноваций, точно разработать инновационную модель системы образования в ее наборе или отдельных элементах расчет практической

значимости и эффективности инноваций перед их применением на практике, защита образовательных инноваций от псевдоноваторов).

ВЫВОДЫ

Таким образом, большинство принципов профессиональной педагогической подготовки, которые характеризуют его «текущее состояние» (например, открытость, вариативность, ориентация на будущее), также имеют отношение к текущей модернизации нашей педагогической подготовки.

REFERENCES

1. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan No. 2909 dated 20.04.2017 "On measures for the further development of the higher education system."

2. Stepanova I.Yu., Adolf V.A. Professional training of a teacher in the context of the formation of a post-industrial society. Krasnoyarsk: KSPU named after V.P. Astafiev, 2009.520 p.

3. Radionova N.F., Tryapitsyna A.P. Prospects for the development of pedagogical education: a competence-based approach // Man and education. 2006. No. 4-5. P. 714.

4. Professional pedagogy: a textbook for students studying in pedagogical specialties and areas: 3rd ed. Rev. / ed. S.Ya.Batyshev, A.M. Novikova. M .: EGVES, 2009. 456 p.

5. Khamraev I.T. Principles of modern teacher training // Buxoro Davlat Universiteti ilmiy axboroti. 2018/4 (72). P. 246-252.

6. Yusupova Z.Sh. ACADEMY scientific and methodological journal Principles and methods of organizing physical culture and sports events in educational institutions. ISSN 2412-8236 GOST 7.56-2002. P. 96-99.

7. Turaev M.M. Interactive methods of physical education in universities // Pedagogical education and science. 2020. No. 3. P.132-135.

8. Burlakova T.V. Principles of individualization of professional training of future teachers // Yaroslavsky ped. vestn. 2008. No. 4 (57). P.40-44.

9. Mukhitdinova N.M. Methodology of physical exercises and games in preschool educational organizations // Problems of Science. No. 9 (57), 2020. P. 81-83.

10. Kobilzhonov K.K. Idea of a Perfect Personality in the Works of Eastern Thinkers // Pedagogical Education and Science. 2020. No. 1. P.100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.