Научная статья на тему 'Принципы социальной политики как вектор реализации справедливости в современных государствах'

Принципы социальной политики как вектор реализации справедливости в современных государствах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
573
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романько И.Е.

В данной статье кратко проанализированы известные модели социальной политики в экономически развитых странах. Основной вывод, согласно анализу, заключается в том, что наиболее проблематичным аспектом реализации социальной политики является сочетание принципов экономической эффективности и социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы социальной политики как вектор реализации справедливости в современных государствах»

Список литературы:

1. Волгин И.А. Социальное государство: учебник / И.А. Волгин, Н.Н. Гри-щенко, Ф.И. Шариков. - М.: Дашков и К, 2009. - 94 с.

2. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. - М.: ИНФРА, 2012. - 145 с.

3. Жихарев К.Л. Программно-целевое управление развитием социально-культурной сферы муниципального образования // Муниципальная власть. -2011. - № 5. - С. 38-44.

4. Ставропольский край: официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stavregion.ru/.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ВЕКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

© Романько И.Е.*

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

В данной статье кратко проанализированы известные модели социальной политики в экономически развитых странах. Основной вывод, согласно анализу, заключается в том, что наиболее проблематичным аспектом реализации социальной политики является сочетание принципов экономической эффективности и социальной справедливости.

Ключевые слова социальная справедливость, социальное государство, социальная политика, принципы экономической эффективности, принцип социальной справедливости.

В настоящее время толкования социальной справедливости связаны с представлениями о распределении социально-политических прав, культурных и материальных благ, о равных стартовых возможностях, об обеспечении социальных гарантий, о справедливой оплате труда, о недопущении дискриминации по любым признакам. Поэтому феномен социальной справедливости тесным образом связан с «социальным государством».

Социологический словарь определяет социальное государство как «демократическое правовое государство, проводящее справедливую социальную политику и в силу этого поддерживаемое населением» [1]. Гончаров П.К. подчеркивает, что это один из наиболее целесообразных способов объеди-

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат исторических наук.

нения свободы и власти для обеспечения благополучия индивидов в обществе благоденствия, а также для достижения социальной справедливости и солидарности в вопросах распределения благ [2]. В основе истоков современных идей о социальном государстве лежит соотношение двух принципов - принципа свободы и принципа равенства.

Понятие «социальная политика» неразрывно связано с социальным государством, которое является носителем социальных функций и выступает в качестве гаранта прав и свобод индивида, обеспечивая социальную справедливость всего общества. До сих пор в западной и в российской традициях не существует единого мнения по поводу того, как определять этот термин. Это происходит потому, что в науке существует различное понимание целей и задач социальной политики в теоретическом и прикладном плане. Характерно, что до 70-ых годов в науке вообще не существовало понятия «система социальной политики» [1], хотя сегодня социальная политика охватывает все сферы жизни общества и является значимой частью конституции многих стран. Традиционным считается подход, который рассматривает социальную политику в качестве государственной поддержки, оказываемой гражданам, имеющих мало возможностей обеспечить свою жизнь и жизнь близких им людей. Другую ее часть составляют политика защиты трудящихся, политика на рынке труда, в области здравоохранения, образования, семьи и жилья, политика помощи детям, молодежи, пенсионерам, социальная помощь обездоленным и т.д. Другой стороной данного вопроса является дискуссионная природа понятия «социальная политика». Чаще всего происходит смешение на следующих уровнях: практически у любого политического или экономического действия есть социальные последствия. С другой стороны, при реформировании институтов социальной сферы или при проведении социальных реформ у подобных преобразований существует своя экономическая составляющая, которая определяет стоимость структурных изменений. Наиболее общим определением, которое можно дать социальной политике, может быть ее понимание как практической политической деятельности государства, направленной на материальное и социокультурное улучшение положения слабо защищенной части гражданского населения путем использования средств, выделяемых обществом, исходя из своих приоритетных задач, и на предотвращение негативных последствий для здорового функционирования общества в целом с целью сохранения стабильности, солидарности и социальной справедливости [3]. В настоящее время большинство стран, де-факто проводящих социально ориентированную политику, придерживаются следующих основных принципов:

1. Экономическая свобода гражданина на выбор вида деятельности.

2. Развитие рыночного хозяйства и регулирование рынка.

3. Социальная справедливость и солидарность всего социума.

4. Гендерное равенство.

5. Участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами.

6. Ответственность государства за развитие общества для достижения достойной и свободной жизни каждого гражданина.

Основные принципы социальной политики были заложены в государствах Западной Европы в XIX веке и разрабатывались в рамках нескольких концепций. На сегодняшний день существует несколько классификаций, разработанных ведущими западными учеными [4], суть которых сводится к группировке промышленно развитых страны с рыночной экономикой на три типа социальной политики на основе критериев, которые признаются наиболее важными при построении моделей социального государства. Основными тремя разновидностями являются:

Социальное государство всеобщего благосостояния стремится обеспечить полную занятость населения, сглаживает существенные различия в доходах и создает государственные и общественные социальные службы (например, Швеция);

Позитивное государство социальной защиты гарантирует равные возможности и ориентировано на уравнивание шансов для достижения благосостояния всех граждан (например, США);

Государство социальной безопасности обеспечивает равенство возможностей и гарантирует всем гражданам получение доходов не ниже прожиточного минимума (например, Великобритания).

Но самой традиционной классификацией социальных государств на основе их моделей социальной политики считается их разделение на либеральный, консервативный и социально-демократический типы [5].

Социал-демократический тип предполагает предоставление не просто стандартных уравнительных пособий и определенного набора услуг, но создание системы, обеспечивающей именно равенство высоких стандартов. Важнейшей частью социальной политики является политика полной занятости населения с целью перераспределения доходов.

При консервативном типе социальное государство выступает гарантом социального обеспечения, а финансирование оно получает через разные страховые фонды. Критерием предоставления помощи гражданам выступает выполнение ими определенных обязанностей в трудоспособном возрасте с целью сохранения определенного уровня компенсаций, который зависит от трудового стажа, уровня заработной платы и т.д., в пенсионном возрасте.

Либеральный тип отличается стремлением государства к разделению свободного рынка и социальной помощи, которая чаще всего является адресной и финансируется через бюджет по остаточному принципу.

Социал-демократическая модель считается классической для стран Скандинавии, где социальная защищенность является гражданским правом. Главным принципом социальной политики является универсализм в том смысле,

что социальное обеспечение - это право каждого гражданина, которое обеспечивается за счет государственного бюджета. Именно государство несет важнейшую ответственность за благополучие и реализацию прав на медицинское обслуживание, образование, заботу о нетрудоспособных слоях населения и т.д. перед обществом. Одной из первых самых развитых в социально-экономическом плане стран Скандинавии стала Швеция, которая развила понятия «солидарная система выплат», «политика полной занятости» до уровня, на который до сих пор равняются остальные страны, развивающие идеалы социальной справедливости. Важная черта данной модели - это всесторонний охват жизненных рисков граждан, обеспечить которые берет на себя ответственность государство. В Швеции, например, около 50 % от объема государственных расходов составляют расходы на социальное обеспечение.

Консервативная модель максимально учитывает природу трудовых отношений, устанавливая прочную связь между уровнем социальной защиты и трудовой деятельностью. К этому типу социального государства относятся Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия и другие страны. Основная функция социального страхования состоит в сохранении уровня жизни застрахованного работника при наступлении рисков. Центральным звеном этой цепи является труд, который в дальнейшем определяет уровень будущего социального обеспечения. Социальная справедливость данных общественных отношений базируется на ответственности самих граждан, которую они несут перед государством. Проблемы возникают у тех, кто занят не постоянно или является нетрудоспособным. Эти категории граждан вынуждены рассчитывать на местные благотворительные фонды и общественную помощь. В этой модели государство обычно несет ответственность за социальное обеспечение наравне с частными страховыми фондами, отчисления в которые производятся работниками и работодателями на паритетной основе. При этом размер пенсий и пособий напрямую зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхо -вого стажа. В Германии, например, действует четыре типа социального страхования: от безработицы, несчастных случаев, пенсионное и медицинское. По мнению Х. Ламперта, цели социального рыночного хозяйства в Германии состоят в социальной справедливости и защищенности, а средства, которые необходимы для достижения этих ценностей, должны исходить из свободной хозяйственной деятельности [7].

Либеральная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной политике, основу которой в первую очередь составляют частные сбережения и частное страхование. Государство берет на себя лишь роль гаранта минимальных доходов всех граждан и обеспечивает благополучие самых обездоленных слоев населения. Подобная модель характерна для США, Великобритании, Канады и Австралии. Существует единый фонд, который формируется за счет отчислений работников, работодателей и до-

таций, за счет которых формируется пенсионное и медицинское страхование. Особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает взносов для специальных страховых программ. Все расходы на эти программы покрывает единый социальный взнос, который затем перераспределяется в нужные отрасли [8].

Американская социальная политика базируется на принципах индивидуализма при наличии слабого социального законодательства. Начало этой системы было положено президентом Ф. Рузвельтом в его «Новом курсе» как средство преодоления Великой депрессии. В своей программе он выделил основные принципы социально справедливого общества, которое должно быть основано на равенстве всех слоев населения, на полной занятости населения, на безопасности, на сохранении гражданских свобод и на ликвидации особых привилегий для избранных. Это тот фундамент, который позволил создать новое общество, основанное на солидарности американского общества в условиях постоянно растущего уровня жизни. Рузвельт установил два вида социального страхования: по безработице и пенсионное.

В данной статье кратко проанализированы известные модели социальной политики в экономически развитых странах. Основной вывод, согласно анализу, заключается в том, что наиболее проблематичным аспектом реализации социальной политики является сочетание принципов экономической эффективности и социальной справедливости. Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с мировым экономическим кризисом, который заново актуализировал вопросы этого соотношения. Стратегически именно выверенная, грамотная, научнообоснованная социальная политика должна обеспечивать определенный баланс между принципами экономической эффективности и социальной справедливости, который в целом способствует как росту благосостояния населения, так и прогрессивному развитию человеческого общества.

Список литературы:

1. Мир словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslo-varei.com/content_soc/ socialnoe-gosudarstvo-6988.html.

2. Гончаров П.К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения / П.К. Гончаров // Социология власти: информ.-аналитич. бюл. - 1999. - N 4.41.

3. Сизова И.Л. Социальная политика за рубежом. - Нижний Новгород, 2002.

4. Esping-Andersen G. The Three World of Welfare Capitalism. - Cambridge, 1990; Marshall T.S. Citizenship and social class. - Camb., 1950; Tilton T.A. The social origins of liberal democracy: the Swedish case // The American Political Science Review. - 1974. - № 43

5. Конституции государств Европы. - Издательство НОРМА, 2001.

6. Константинова Л.В. Социальная политика: концепция и реальность. Опыт социологической рефлексии. - Саратов, 2004; Аверин А.Н. Социальная политика. Теория и методология: учебное пособие. - М., 2009; Холосто-ва Е.И. Социальная политика. - М., 2012; Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. - М.,2005; Тавокин Е.П. Социальная политика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 45 с.

7. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.,

1999.

8. Социальное законодательство России и Великобритании: [Сб. ст.] / Кол. авт. Социал.-технол. ин-т; Ред.-сост. М.И. Левина. - М.: Хризостом,

2000. - 47 с.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© Свисакова В.К.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье рассмотрена социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства, его устройство. Изложены насущные проблемы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства. Приведен перечень социальных программ направленных на улучшение и модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства, проанализированы задачи этих программ и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, проблемы, социальная программа, развитие, модернизация, улучшение.

Жилищно-коммунальное хозяйство в решающей степени формирует среду обитания человека. От того, в каких условиях проживает человек, зависит его внутренне состояние, успешная самореализация. Наличие жилья и соответствующих коммунальных услуг является основным критерием, располагающим человека к созданию семьи и благополучной жизни. Состояние и развитие жилищно-коммунального хозяйства напрямую влияют на благосостояние, как отдельного человека, так и города и даже всей страны. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя множество взаимозависимых отраслей, которые в совокупности способствуют удовлетворению потребности человека в жилище и коммунальных услугах, а именно:

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.