Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
Примечания
1 См.: Данные Федеральной миграционной службы. И^: http://www.gks.ru/wps/wcm/correct/rosstat/ rosstatsite/main/population/demography/ (дата обращения: 21.10.2011).
2 См.: Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М., 2002. 252 с.
3 См.: Шамионов Р. М., Усова Н. В. Структура субъективного благополучия российских мигрантов в Европе и иностранцев в России // Вест. гос. ун-та управления. М., 2011. № 7. С. 111-114.
4 См.: Переведенцева А. В. Влияние миграционной мобильности на жизненный путь молодежи в конце 80-х - начале 90-х годов XX века : дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 201 с.
УДК 159.95
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ЕГО ИНТЕГРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Н. И.Чернецкая
Иркутский государственный университет (филиал в г. Ангарске) E-mail: [email protected]
Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления школьников с позиций интегральной концепции, трактующей его как высший уровень мышления. Предполагается, что творческое мышление может быть развито благодаря специально организованной интеграции отдельных видов мышления. Ключевые слова: творчество, творческое мышление, интегральная концепция творческого мышления.
Foundations of Development of School-Age Children’s Creative Thinking on the Basys of its Integrative Conception
N. I. Chernetskaya
The paper refers to the grounding of school-age children’s creative thinking development foundations from the point of the integrative conception of creative thinking that deals with creative thinking as with the highest level of thinking. It is assumed that that creative thinking can be developped by purposely organized integration of separate forms of thinking.
Key words: creativity, creative thinking, integrative conception of creative thinking.
Творческое мышление - феномен, имеющий большое значение для организации и психологопедагогического сопровождения учебного процесса. На современном этапе более продуктивно и исторически закономерно трактовать творческое мышление не как вид мышления, а как его высшую форму, высший этап, уровень его развития. Творческое мышление - одновременно и дивергентное, и версионное, и гипотетическое, и продуктивное мышление, поскольку это результат интеграции отдельных видов и форм мышления. Такой подход к этому феномену получил название его интегральной концепции1.
Интегральная концепция творческого мышления объединяет и структурирует имеющиеся психологические данные о нём и позволяет рас-
сматривать его в нескольких качествах: 1) как высший уровень развития мышления; 2) максимальную форму развертывания всех мыслительных функций; 3) механизм интеграции различных видов мышления в его структуре; 4) совокупность совершенных механизмов мыслительной деятельности2.
Эта концепция позволяет строить развивающие творческое мышление школьников программы по совершенно иным законам: в них целенаправленное формирование мышления происходит не за счет тренировки и «натаскивания» беглости, гибкости, оригинальности и точности, а за счет взаимной интеграции отдельных видов и форм мышления как структурных компонентов творческого. Первостепенное значение при построении любых развивающих занятий со школьниками имеет опора на такие аксиоматические методологические подходы, как качественный, генетический, возрастной, культурно-исторический, личностный, деятельностный. Они определяют ряд принципов: активности, инициативности, субъектности, опоры на зону ближайшего развития, на обучение и среду как движущие силы развития, принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому, уникальности и самоценности развития ребенка в школьном детстве, амплификации развития в противоположность интенсификации и др.3
Перечисленные принципы являются общеметодологическими и универсальными, однако это ни в коей мере не уменьшает их значения для развивающих программ творческого мышления. Например, принципы личностного подхода и амплификации в контексте проблем развития творческого мышления подразумевают целостный подход к личности ребенка, развитие
© Чернецкая Н. И., 2Q12
этого мышления не как автономной функции, а как важного компонента психики и личности школьника.
Говоря о формировании творческого мышления в условиях школы, мы подразумеваем не только обучение школьников навыкам решения творческих задач, но и развитие их творческой личности в целом, поэтому названные принципы, касающиеся учета возрастных особенностей, понимания творческого мышления как деятельности и его развития в деятельности, а также учета культурно-исторического контекста его развития в своей совокупности обеспечивают целостность и системность соответствующих развивающих программ.
Особого внимания заслуживают специфические принципы, связанные с самой сущностью творческого мышления и определяющие особенности развивающей и формирующей работы.
А. М. Столяров, исследующий специально, целенаправленно развитие творческого мышления школьников, выделяет следующие условия его формирования, которые также можно трактовать как принципы развивающего воздействия на него:
- паритет заданий дивергентного и конвергентного типов - задания дивергентного типа должны не только присутствовать, но и в некоторых предметных занятиях преобладать;
- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- сочетание развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
- доминирование исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу;
- неприятие конформизма - исключение моментов, требующих конформистских решений;
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса;
- проблематизация - ориентация на постановку проблемных ситуаций4.
При решении проблемы развития творческого мышления как образовательно-педагогической наиболее часто постулируются следующие принципы:
- вдумчивый отбор новых фактов, малоизвестных сведений для того, чтобы вызвать интерес учащихся к разным явлениям жизни;
- помощь в осмыслении, перестройке, уточнении житейских представлений под влиянием научного объяснения;
- развитие умственной деятельности, включение учащихся в самостоятельный поиск решения поставленных задач, помощь в преодолении трудностей и содействие эмоциональному подъему;
- вооружение учеников необходимыми умениями, помощь в оперировании знаниями, в творческом использовании их для решения практических вопросов и получения новых знаний;
- предоставление детям возможности наблюдать за степенью своего продвижения;
- стремление обеспечить успех в деятельности каждого ученика;
- помощь во включении учащихся в активную трудовую деятельность5.
Особое значение в контексте тематики настоящего исследования приобретают частные принципы, логически и эмпирически вытекающие из интегральной концепции творческого мышления. Они - логическое следствие интегральной концепции творческого мышления, направленное на практическую развивающую работу с ним. Творческое мышление является интегральным образованием и может развиваться через последовательную интеграцию своих сторон, то есть отдельных видов и форм. Это означает, что основная задача развивающей программы заключается не в простой тренировке отдельных параметров мышления, а в обеспечении их взаимодетермини-рующего функционирования.
Некоторые виды мышления не развиваются сами по себе, а оказывают существенное влияние на другие, до некоторой степени являются их детерминантами: например, абстрактное мышление влияет на теоретическое, продуктивное, словесное, образное и системное. Следовательно, можно использовать отдельные виды мышления как инструмент развивающего воздействия по отношению к другим видам.
Естественный онтогенез творческого мышления, заключающийся в установлении взаимосвязи и взаимодетерминации видов мышления внутри его классификаций и между ними, так что составляющие творческого мышления могут выступать по отношению друг к другу как детерминанты, регуляторы, факторы и т. д., должен быть искусственно воссоздан и ускорен в развивающей программе.
Некоторые виды мышления могут трактоваться как факторы развития других, более сложных, и эти факторные отношения необходимо учитывать и использовать в развивающей программе: развивая системное, продуктивное, дивергентное мышление, необходимо первоначально обеспечить достаточно высокий уровень логического, образного, словесного. В развивающей программе необходимо искусственно воссоздавать и стимулировать порядковые отношения
Психология
77
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
(в генетическом и онтогенетическом плане) между свойствами и видами мышления (логичность, образность, абстрактность - первичные; системность, продуктивность - вторичные; дивергент-ность, прогностичность - третичные).
Принцип учета онтогенетической рядопо-ложенности отдельных видов и форм мышления заключается в том, что виды и формы мышления, развивающиеся примерно в один и тот же возрастной период, должны стимулироваться параллельно и в развивающей программе. Сходные по содержанию и когнитивным механизмам виды мышления (например, абстрактное и логическое, которые часто объединяют в абстрактно-логическое, подчеркивая тем самым их сущностное единство) должны развиваться в программе во взаимосвязи.
Некоторые виды мышления в структуре творческого становятся более эффективными, если их развивать во взаимосвязи с другими, отличающимися от них целями, функциями или содержанием: логическое мышление становится более эффективным, если связывается с прогностическим - первое обеспечивает структуру решения задачи, а второе экстраполирует эту структуру в будущее. То же касается лабильного и образного мышления: образное характеризует уровень оперирования образами, а лабильное -скорость и гибкость интеллектуальной деятельности, поэтому при их связывании в развивающей программе эффективность творческого мышления в целом будет повышаться. Развивать такие виды мышления в изоляции бессмысленно и нецелесообразно.
Принцип использования некоторых видов мышления как универсальных опосредующих компонентов в структуре творческого - например, таким универсальным звеном является словесное мышление, как и образное. Поэтому, во-первых, конкретные упражнения или занятия развивающей программы должны использовать словесный и образный материал, давая возможность остальным видам мышления проявиться в содержательно различном контексте; во-вторых, названные виды можно целенаправленно связывать с другими, расширяя взаимосвязь в структуре творческого мышления.
Некоторые содержательно противоположные виды мышления, например теоретическое и практическое, тем не менее оказываются связанными между собой в структуре творческого, и в процессе целенаправленного развития эти связи необходимо усиливать, развивая, тем самым, разные стороны творческого мышления, в частности его диалектическую способность, и в целом повышая интеллектуальный потенциал учащегося.
Высшие формы мышления (системное, дивергентное, прогностическое, продуктивное) связаны между собой значимыми корреляционными связями; они функционируют не по отдельности, а образуют единую систему, и в рамках развива-
ющей программы необходимо на это ориентироваться. Содержательно дивергентное, системное, прогностическое и продуктивное мышление более других видов приближено к творческому - оно во многом сходно по своему генезису и онтогенетическим закономерностям развития. Именно эти виды можно считать ключевыми компонентами творческого мышления и одновременно критерием его развития в развивающей программе. Причем следует помнить, что перечисленные виды сущностно приближаются к творческому мышлению именно тогда, когда они взаимно «перекрываются» (продуктивное - дивергентное, системное, прогностическое и т. д.).
На основании проведенного нами эмпирического исследования было выделено три основных вида творческого мышления: системно-теоретическое, образно-практическое и лабильно-логическое (творческое мышление, образованное за счет дивергентности, стоит особняком среди его видов). Развивающие программы должны ориентироваться на ключевые структурные составляющие творческого мышления того или иного школьника индивидуально6. При этом в структуре каждого варианта творческого мышления имеются один содержательный и один процессуальный системообразующие признаки. Это сочетание делает их разносторонне совершенными, хотя и обеспечивает различные виды эффективности в отношении разных проблемных задач. У разных видов творческого мышления могут быть разные критерии результативности, что необходимо учитывать в развивающих программах.
Обобщая приведенные выше принципы, можно сформулировать несколько положений, на которых будет основываться авторская развивающая программа:
- творческое мышление является не исключительным, а относительно универсальным психическим феноменом, поэтому в программе развития творческого мышления, основанной на интегральной концепции, могут участвовать все желающие школьники - никакого специального отбора не требуется;
- развивающая программа нацелена не на выявление и развитие одаренных детей, а на оптимизацию мышления с целью его вывода на высший уровень - творческий;
- в программе некорректно и нецелесообразно говорить о наличии или отсутствии творческого мышления, поскольку его потенциал заключается в развитии и сочетании отдельных видов и форм, входящих в структуру творческого мышления;
- творческое мышление, понимаемое как высший уровень мышления, может быть целенаправленно сформировано/развито на основе тех или иных основных его компонентов (в зависимости от его структурного варианта);
- основное содержание развивающей программы заключается не в тренировке навыков
78
Научный отдел
Р. М. Шамионов. Взаимосвязь стратегий поведения и субъективного благополучия
изобретательства или «натаскивании» беглости, гибкости и оригинальности, а в развитии компонентов мышления в их корреляционных, факторных и иных отношениях, в результате чего будет сформирована структура творческого мышления.
Таким образом, развивающие программы творческого мышления как интегрального образования должны строиться на основе приведенных выше общеметодологических и частных принципов, вытекающих из интегральной концепции. Частные принципы в обобщенном виде, в сущности, указывают на то, что интегральная природа творческого мышления может развиваться в управляемых условиях, и главное, к чему стремится развивающая программа, - это искусственное воссоздание и стимулирование естественных интегральных отношений в структуре творческого мышления учащегося.
Примечания
1 См.: ЧернецкаяН. И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестн. Адыгейского ун-та. 2009. Вып. 2. С. 257-263.
2 См.: Чернецкая Н. И. К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления // Вестник РГУ им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 45-51.
3 См.: Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопр. психологии. 1991. № 3. С.103-104.
4 См.: Столяров А. М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М., 1988. 126 с.
5 См.: Чернецкая Н. И. Психология творчества : учеб. пособие. Иркутск, 2010. 203 с.
6 См.: Чернецкая Н. И. Изучение типологической структуры творческого мышления как интегрального образования методом кластерного анализа // Гуманизация образования. 2010. № 6. С. 19-25.
УДК [316.6:159.923] (082)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНТАКТИРУЮЩИХ ЭТНОСОВ
Р. М. Шамионов
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье обсуждаются результаты исследования взаимосвязи стратегий поведения и субъективного благополучия представителей контактирующих этносов (русских, казахов, армян). Показано, что в условиях угрозы благополучию в той или иной сфере представители этнических групп прибегают к различным поведенческим стратегиям. Установлена этноспецифичная взаимосвязь характеристик удовлетворенности личности и готовности к рискованному поведению.
Ключевые слова: личность, этническая группа, субъективное благополучие, стратегия поведения, рискованность.
Strategies of Behavior Interrelation Subjective Well-Being Representatives Contact Ethnic Groups
R. M. Shamionov
The article discusses the results of research on the relationship of behavior strategies and subjective well-being of representatives contact ethnic groups (Russians, Kazakhs, Armenians). It is shown that in the face of threats to the well-being of some of the representatives of the ethnic groups have resorted to various behavioural strategies. Established ethnic specificity of the relationship between the characteristics of individual satisfaction and willingness to engage in risky behaviour.
Key words: identity, ethnic group, subjective well-being, strategy conduct, riskiness.
Изучение взаимосвязи стратегий поведения в разных областях социальной активности и субъективного благополучия личности находится в плоскости актуальных проблем современной социальной психологии личности. Данная взаимосвязь характеризуется тем, что одно явление выступает порождением и одновременно детерминантой другого. Ряд исследований показал, что не только положительный результат социальной активности (некое достижение), но и само стремление выступают существенным фактором субъективного благополучия, и напротив, неблагополучие при определенных обстоятельствах порождает активность. Даже если социальная активность выступает способом компенсации каких-либо недостатков или средством преодоления фрустраторов, она во многом очерчивает круг объектов удовлетворенности личности. К примеру, миграционная активность в настоящее время (равно как и в течение 20 лет в России) достаточно высока, но связано это не столько с экономическими причинами, как отмечают исследователи, сколько с социально-политическими, ценностносмысловыми, о чем свидетельствует уже то, что мигрантами становятся в большинстве случаев люди с высокой квалификацией. Иначе говоря, мо-
© Шамиоиов Р. М., 2012