Научная статья на тему 'Принципы процессно-ориентированного стратегического управления развитием регионального промышленного комплекса'

Принципы процессно-ориентированного стратегического управления развитием регионального промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX / PROCESS APPROACH / THE REGIONAL PROCESS / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Елена Николаевна

В статье обосновывается возможность применения процессного управления на региональном уровне и предлагается реализовать процессный подход для целей совершенствования стратегического управления на примере регионального промышленного комплекса. Представлены теоретические основы применения процессного подхода в стратегическом управлении развитием регионального промышленного комплекса. Выделены специфические принципы процессно-ориентированного стратегического управления развитием промышленности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евдокимова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF PROCESS-ORIENTED STRATEGIC MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX

In the article possibility of application of process management at regional level is justified and it is offered to implement the process approach for improving strategic management on an example of regional industrial complex. The theoretical bases of application of the process approach in strategic management of development of regional industrial complex are presented. The concept of regional process for the reproduction of industrial products, which set forms a process system of a regional industrial complex, is given. Specific principles of the process-oriented strategic management of industrial development in the region are allocated

Текст научной работы на тему «Принципы процессно-ориентированного стратегического управления развитием регионального промышленного комплекса»

ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО

ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Е.Н. Евдокимова, канд. экон. наук, доцент

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

В статье обосновывается возможность применения процессного управления на региональном уровне и предлагается реализовать процессный подход для целей совершенствования стратегического управления на примере регионального промышленного комплекса. Представлены теоретические основы применения процессного подхода в стратегическом управлении развитием регионального промышленного комплекса. Выделены специфические принципы процессно-ориентированного стратегического управления развитием промышленности региона

В российских условиях при значительной пространственной протяженности территории страны весомая роль отводится субъектам Российской Федерации (регионам) как полноправным участникам управленческих процессов в сфере промышленного развития. Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся долгосрочного развития промышленности в различных регионах, еще не нашли своего адекватного решения. Данная статья посвящена рассмотрению проблем стратегического управления развитием промышленности на региональном уровне.

При явном признании стратегического управления на государственном уровне как необходимого механизма целеполагания и определения перспектив развития региональных систем, пока остается немало пробелов в понимании особенностей стратегического управления в отношении региональных промышленных комплексов (далее - РПК), объективной оценки их состояния, обоснованному выбору приоритетных направлений промышленного развития, возможностей практической реализации стратегических установок. Требуется выработка нового концептуального подхода к реализации стратегического управления развитием РПК в условиях, характеризующихся высокой конкурентной средой, в которых функционируют промышленные предприятия, появлением новых проблем глобального характера, постановкой новых приоритетов развития экономики России и др., при постоянной изменчивости основных параметров внешней среды. Новое видение должно способствовать созданию конкурентных преимуществ РПК, в том числе и за счет совершенствования внутренних организационных и экономических возможностей региона. Цель статьи - представить новый взгляд на решение проблем развития РПК, основываясь на применении в стратегическом управлении процессного подхода как современного научно обоснованного механизма совершенствования промышленной деятельности в регионе.

Среди известных методологических подходов, применяемых в управлении объектами различной природы (системный, ситуационный, функциональный и др.), особое место занимает процессный подход. Его базовые положения были заложены еще основателями школы научного управления Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Ганттом, Г. Фордом

(XIX - начало ХХ в.) [1-4], а позднее более ярко выражены в концепции управления качеством (В. Шухарт, Э. Деминг, Д. Джуран) [5-7]. В широкой практике процессный подход начал реализовываться лишь в 70-х - 80-х гг. ХХ в., в России - после 2000-х гг. в рамках многих современных управленческих концепций микроуровня (организации производства, логистики, управлении качеством, бережливом производстве, реинжиниринге и др.) [8-12]. По мнению А. Бьерна, «процессный подход оказался гораздо более эффективным, чем функциональный с точки зрения борьбы за конкурентоспособность в условиях динамичного рынка потребителя с его непредсказуемыми капризами и кульбитами» [11, с. 15].

Концепция процессного управления рассматривает организацию как систему связанных между собой бизнес-процессов. Бизнес-процесс - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, а в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [10]. Практически всю деятельность любой организации можно представить в виде множества бизнес-процессов. Суть процессного управления в контроле не технологии выполнения работ (функций), а конечного результата работ.

Ключевыми положениями, эволюция которых и определила в настоящее время интерес к процессному подходу, являются:

- структурирование производственно-

управленческой деятельности организации в виде множества процессов;

- организация межфункциональных процессов как объективная необходимость создания продукта с требуемыми параметрами, удовлетворяющими потребности потребителей;

- стандартизация процессов с целью снижения затрат на их реализацию;

- постоянное совершенствование процессов (в различных их аспектах) как концепция адекватной адаптации организации к изменяющимся внешним условиям.

В целом необходимо заметить, что процессуаль-ность является современным пониманием любой деятельности микроуровня, из чего следует, что процессный подход следует рассматривать как уни-

версальный управленческий механизм, позволяющий совершенствовать и повышать эффективность разнообразных видов деятельности вне зависимости от их специфики.

По нашему мнению процессный подход нельзя характеризовать как исключительно микросистемную концепцию управления (на уровне локальной организации). Следует учесть тот факт, что начиная с 70-х гг. ХХ в. процессный подход активно выходит на уровень мезо- и макросистем как концепция управления межорганизационными процессами по цепочке добавленной стоимости. На фоне глобализации усиливаются интеграционные процессы между различными предприятиями, формируя тем самым сложные организационные структуры регионального, межрегионального и межнационального характера, ориентированные на международного потребителя с его дифференцированными потребностями. В результате бизнес-процессы, ранее идентифицируемые в рамках локальной организации, приобретают черты сложных пространственно-распределенных систем, структура и динамика которых определяется комплексом местных, региональных, государственных и мировых факторов.

В этой связи управление бизнес-процессами становится уже не столько исключительно внуриоргани-зационным вопросом, сколько переходит на более высокий межорганизационный уровень, приобретая в том числе аспект региональности. Например, функционирование крупных транснациональных компаний с их многочисленными контрагентами можно представить в виде такой многозвенной цепочки процессов, охватывающих территории нескольких государств, превращая межорганизационные процессы в межрегиональные. По нашему мнению, основы методологии процессного подхода как универсального инструмента развития организационных систем микроуровня может быть применен и для управления на уровне региональных социо-эколого-экономических систем.

Следует также подчеркнуть, что в современной науке заимствование методологических концепций из различных сфер научной деятельности является общепринятым направлением развития научной мысли, что обусловлено пониманием схожести объектов исследования различной природы, существованием их общих структурных и функциональных закономерностей. Примером может являться эволюция концепций развития (изменения) систем различной природы, характерной чертой которых является активное взаимопроникновение научных взглядов, подтверждением чему является формирование синергетики как синтетического научного направления, изучающего сложные неустойчивые системы вне зависимости от их внутренней природы [13, 14]. Ярким примером может явиться также применение стратегического управления, изначально разработанного для микроуровня (предприятий и организаций), на региональном (мезо-

уровне) и национальном (макроуровне) уровнях. Поддерживая тенденцию взаимопроникновения концепций, мы предлагаем применить методологию процессного подхода в стратегическом управлении развитием РПК, что позволит придать обоснованности и конкретике процессам принятия стратегических решений на региональном уровне.

Основу процессно-ориентированного стратегического управления составляет понятие «региональный процесс». Мы выделяем в этом термине следующие три аспекта:

- региональную локализацию;

- «деятельностную» характеристику;

- экономическую сущность.

Региональная локализация регионального процесса отражает его принадлежность региону, протекание в границах региона. Это дает возможность территориально ограничить множество процессов контуром региона, тем самым определив управленческие границы, обусловленные полномочиями региональных органов по управлению региональным развитием.

«Деятельностная» характеристика регионального процесса определяется в соответствии с положениями целого ряда процессных концепций - концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management), концепции реинжиниринга, а также в международных стандартах семейства ISO 9000, в которых функционирование организационной системы (предприятия, организации) представляется как комплекс бизнес-процессов (от англ. - business-process). В этом контексте определим региональный процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, локализованных в регионе, преобразующих входы в выходы.

Третьим аспектом понятия «региональный процесс» является его экономическая природа как внутренняя неотъемлемая характеристика. С этой точки зрения региональный процесс есть совокупность отношений между его участниками в данной институциональной среде по реализации своих экономических интересов, направленных на достижение ожидаемой экономической выгоды. Объект регионального процесса - это региональная продукция, в отношении которой возникает экономический интерес у участников регионального процесса, приводящий к образованию экономических отношений между ними в форме экономического процесса. Участники регионального процесса - лица (физические или юридические), вступающие в экономические отношения с целью достижения ожидаемой экономической выгоды, с одной стороны от продажи продукции, а с другой - от ее приобретения. Основываясь на данном положении, можно охарактеризовать регион как процессную систему, элементами и объектами управления которой являются региональные процессы.

Уточним, что каждый региональный процесс в структуре процессной системы региона выполняет определенные функции, реализуя функциональные

задачи одной из подсистем, в частности производство сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов и пассажиров, осуществление финансовых операций и др., а также управленческие функции. В этом аспекте функцию, осуществляемую РПК, можно представить как реализуемую посредством специфических региональных процессов, результатом которых является выпуск промышленной продукции - процессов по воспроизводству (разработке, изготовлению и реализации) промышленной продукции. Объектами управления в РПК в случае применения процессного подхода будут являться не предприятия и организации промышленности, а региональные процессы, выходом которых является промышленная продукция. Исходя из этого, определим РПК в контексте процессного подхода как процессную систему.

Подчеркнем, что процессное представление РПК не изменяет цели и сути стратегического управления им, меняются только объекты управления. Цель стратегического управления развитием процессной системы РПК - совершенствование региональных процессов по воспроизводству конкурентоспособной промышленной продукции, обеспечивающее повышение гарантированного уровня и качества жизни населения в долгосрочном периоде при согласованном развитии социальной, экологической и экономической сфер жизнедеятельности региона путем совершенствования способности РПК своевременно создавать, выявлять и использовать свои конкурентные преимущества быстрее и с меньшими издержками, чем в других регионах, обеспечивая тем самым привлечение на территорию региона дополнительных ограниченных мобильных ресурсов (инвестиции, труд и инновации). Суть предмета стратегического управления развитием процессной системы РПК - выяснение источников и механизмов создания, усиления и эффективного использования региональных конкурентных преимуществ в сфере промышленного производства.

Следует отличать понятия «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» РПК. Конкурентоспособность РПК - это интегральная характеристика способности РПК создавать конкурентную промышленную продукцию. Эта способность обеспечивается наличием в регионе ряда уникальных факторов конкурентоспособности - конкурентных преимуществ РПК, созданных в результате реализации некоторой региональной стратегии, основанной на потенциальных возможностях региона с использованием ценных и редких ресурсов и организационных способностей, которые одновременно не могут быть реализованы в других регионах. Именно конкурентные преимущества РПК обеспечивают его привлекательность по сравнению с другими регионами. Создание, выявление и использование конкурентных преимуществ должны осуществлять более быстрыми темпа-

ми и с меньшими издержками, чем в других сходных по параметрами промышленного производства регионах. Также следует учитывать, что привлечение дополнительных ресурсов в свою очередь позволяет расширить возможности самой процессной системы РПК при воспроизводстве конкурентоспособной промышленной продукции и создать новую комбинацию конкурентных преимуществ.

Процессный подход акцентирует внимание в первую очередь на организационных и методологических аспектах создания, выявления и использования конкурентных преимуществ РПК. Контуры его применения для целей стратегического управления развитием РПК описываются через основные акценты на:

- представление и анализ РПК сквозь призму процессных моделей, что позволяет структурировать процессную систему РПК, изучить ее внутреннюю организацию;

- создание механизмов стратегического управления на региональном уровне, ориентированных на анализ и постоянное совершенствование региональных процессов по воспроизводству промышленной продукции;

- раскрытие ведущей роли органов власти всех уровней в повышении эффективности РПК.

Возможности процессного подхода как организационной концепции позволяют расширить базовые принципы государственного стратегического управления (таблице) и сформулировать ряд специфических (процессно-ориентированных) для РПК (рисунок).

1. Принцип управления региональными процессами. Это базовый принцип, который определяет в качестве объекта управления не предприятия и организации, а региональные процессы, в которых предприятия являются участниками. Это позволяет акцентировать внимание не на совершенствовании деятельности отдельных промышленных организаций, а на развитии всей производственно-технологической цепочки, включая и связующие ее элементы (региональную инфраструктуру). В сферу регионального внимания попадают структурные элементы регионального процесса, начиная от производства сырья или его поступления на территорию региона из вне до этапов получения конечной продукции. Согласно данному принципу желаемый стратегический результат достигается более эффективно, когда технологически взаимосвязанными видами промышленной деятельности управляют как интегрированными региональными процессами, затрагивая всех их участников

- промышленные предприятия, а также инфраструктурные организации.

Базовые принципы государственного стратегического управления социально-экономическим развитием РФ

Принципы Краткая характеристика

Принцип единства и целостности Единство принципов организации и функционирования системы государственного стратегического управления, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического управления и формирования отчетности по реализации документов стратегического управления

Принцип внутренней сбалансированности Согласованность основных элементов системы государственного стратегического управления между собой по целям социально-экономического развития, задачам и мероприятиям

Принцип результативности и эффективности Выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов

Принцип самостоятельности выбора путей решения задач Участники процесса государственного стратегического управления в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития

Принцип ответственности участников процесса управления Участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ

Принцип прозрачности (открытости) Документы, разрабатываемые в рамках системы государственного стратегического управления, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне, подлежат официальному опубликованию, проекты документов являются предметом общественного обсуждения

Принцип достоверности и реалистичности Обоснование возможности достижения целей социально-экономического развития, а также обоснование показателей, используемых в процессе государственного стратегического управления

Принцип финансовой обеспеченности При разработке и утверждении документов государственного стратегического управления, предусматривающих осуществление расходов, должны быть определены источники их финансирования с учётом основных показателей бюджетной системы РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу

1.

Принцип

управления

региональными

процессами

2.

Принцип ориентации на потребителя промышленной продукции

3.

Принцип

ответствен-

4.

Принцип

вовлечения

промыш-

ленных

предприятий

ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССНООРИЕНТИРОВАННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Принципы процессно-ориентированного стратегического управления развитием РПК

2. Принцип ориентации на потребителя промышленной продукции. Принцип устанавливает необходимость учета требований внутрирегиональных и внерегиональных потребителей промышленной продукции при принятии решений относительно стратегических перспектив развития того или иного регионального процесса. В целом параметры РПК (пространственная и отраслевая структура, масштабы

промышленной деятельности, стоимостные и временные характеристики региональных процессов и др.) должны быть адекватными клиентским запросам, чтобы своевременно и с минимальными издержками осуществить производство конкурентоспособной продукции. Вполне вероятно, что с течением времени изменения потребительских предпочтений потребуют трансформации и РПК. Поэтому процедура стратеги-

ческого управления должна основываться на анализе настоящих и будущих потребностей клиентов и, более того, стремлении превзойти ожидания потребителей.

Тем не менее, следует предостеречь от слишком активной интенсификации отдельных региональных процессов, при реализации которых происходит ухудшение экологической составляющей устойчивого развития региона. Последствия экологически небезопасных производств может оказать слишком негативное влияние на здоровье населения и природную среду. Механизм стратегического управления развитием РПК должен предусматривать возможность ограничения размещения или увеличения масштабов промышленной деятельности в ущерб экологии региона.

3. Принцип ответственности регионального руководства. Региональное руководство несет ответственность за развитие РПК, обеспечивает единство региональных целей, а также создает такую внутрирегиональную среду, при которой для промышленных предприятий создаются наиболее благоприятные условия функционирования и развития. Данный принцип подразумевает также принятие региональной властью мер по недопущению снижения уровня и качества жизни населения региона, работающего на предприятиях РПК, вследствие изменений в его организации - ликвидации промышленных предприятий, резкого снижения масштабов производственной деятельности, перепрофилирования предприятий, неправомерных действий их руководства и т.д. Прогнозирование таких ситуаций является важной составляющей стратегического управления развитием РПК.

Может показаться, что данный принцип вступает в противоречие с реальными возможностями региональных органов власти по управлению региональными процессами, участники которых с юридической точки зрения в большинстве своем являются самостоятельными экономическими субъектами. Несомненно, что применение властными структурами прямых административных методов управления в значительной степени ограничено. Однако возможности косвенного влияния органов власти (как региональных, так и федеральных) путем формирования благоприятной региональной среды - снижение административных барьеров, упрощение и обеспечение прозрачности административных процедур, создание ясной правовой базы и т.д. - до конца не исчерпаны.

4. Принцип вовлечения промышленных предприятий. Полное вовлечение промышленных предприятий является неизменным условием, обеспечивающим использование их возможностей для достижения региональных целей. Созданные в основном в советский период промышленные комплексы регионов, несмотря на сложный период адаптации к рыночным условиям, до сих пор сохраняют значительный производственный и технологический потенциал, который в полной мере не используется. Причины такой ситуации разнообразны: от неблагоприятной

рыночной конъюнктуры до внутренних проблем конкретных предприятий. Управление развитием РПК должно предусматривать расширение интеграционных процессов в рамках создания новых региональных процессов по воспроизводству инновационной промышленной продукции как одно из стратегических направлений. Это позволит нивелировать ограничители в развитии отдельных предприятий, превратив их в конкурентные преимущества РПК в целом.

5. Принцип ориентации на постоянное совершенствование региональных процессов. Постоянное совершенствование является аксиоматическим положением процессного подхода. В настоящее время считается, что улучшение является присущей характеристикой любого вида деятельности, его необходимой составляющей, без которой рано или поздно произойдет ухудшение результатов. В отношении РПК в полном своем содержании принцип постоянного совершенствования ранее не использовался. Предлагается перевести этот принцип на региональный уровень и применить его для региональных процессов по воспроизводству промышленной продукции, обеспечивая тем самым постоянное повышение конкурентоспособности РПК в целом. В качестве направлений совершенствования региональных процессов можно определить:

1) выявление «узких мест» в существующих региональных процессах и принятие на региональном уровне решений по их устранению с целью:

- ускорения воспроизводства региональной промышленной продукции по этапам ее жизненного цикла;

- сокращения продолжительности производственного цикла региональной промышленной продукции;

- устранения в структуре регионального процесса этапов (операций), не создающих ценности промышленной продукции для потребителя, но увеличивающих затраты на ее разработку, изготовление или реализацию (в т.ч. трансакционных затрат);

- повышения концентрация и интеграция предприятий - участников региональных процессов, т.е. формирование организационно- и территориальноинтегрированных структур (кластеров, ТПК, промышленных узлов, холдингов, корпораций, ФПГ и др.)

2) выявление потенциальных «ниш» - перспективных региональных процессов (или отдельных их этапов) и принятие решений для привлечения к ним инвестиций и инноваций.

В стратегическом управлении принцип постоянного совершенствования подразумевает реализацию циклических процессов управления развитием РПК, реализация и ответственность за результат которых возлагается на региональные органы власти. Конкретные управленческие инструменты и механизмы совершенствования, приводящие к развитию РПК в

стратегической перспективе, выбираются исходя из региональных условий и возможностей.

6. Принцип принятия решений, основанного на фактах. Принимаемые решения на региональном уровне должны основываться только на фактах, полученных на основе глубокого анализа данных и информации, а не на интуиции или личном опыте отдельных региональных руководителей или экспертов.

Не секрет, что по сегодняшний день в регионах стратегические документы разрабатываются далеко не специалистами (примером может являться стратегия социально-экономического развития Рязанской области, разработка которой велась в 2007 году, но которая до сих пор не принята вследствие не соответствия федеральным требованиям). Согласно законодательству о государственных и муниципальных закупках главным критерием победы в конкурсе является цена [15], при этом качество подготовки региональных стратегических документов, их достоверность, оценить достаточно сложно. Во многом это зависит от недостатка информации об объекте исследования.

Традиционно разработка стратегических предложений базируется на официальной статистике (ее анализу посвящена значительная часть любого стратегического документа), а также на результатах стратегического анализа. Не ставя под сомнение достоверность официальной статистики, результаты стратегического анализа являются вероятностными. Стратегический анализ (в основном SWOT-анализ) составляется исходя из понимания региональной ситуации самими разработчиками, тогда как «полевые» исследования не проводятся из-за их трудоемкости. Автору статьи посчастливилось организовывать и участвовать в проведении реального исследования промышленности Рязанской области при разработке схемы территориального планирования. В состав группы экспертов входили представители Рязанского государственного радиотехнического университета -члены Рязанского отделения Международной академии науки и практики организации производства, Рязанской ассоциации экономического сотрудничества предприятий и Союза работодателей Рязанской области при поддержке регионального правительства. В рамках данного исследования проводился стратегический анализ (SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST- анализ) промышленности региона посредством интервьюирования и письменных опросов руководителей наиболее значимых для области промышленных предприятий, встреч с главами администраций муниципальных районов. Работы проводились с выездом в муниципальные образования области, что позволило повысить достоверность полученных результатов.

Стратегические решения должны основываться на фактически полученном и постоянно обновляемом информационном материале. Дополнительные возможности для получения аналитических данных предоставляет Интернет, расширяется спектр общедос-

тупной информации, появляется возможность изучить мнение не только официальных лиц, но населения региона (хорошим примером опроса широкого круга респондентов является проект «Российский сетевой интеллект» НП «Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования» [16]).

7. Принцип взаимовыгодных отношений с другими регионами. Данный принцип обосновывает необходимость активного взаимодействия различных регионов (особенно соседних) в части совместного развития промышленной деятельности. Обособление регионов является экономически нецелесообразным и не позволяет использовать потенциальные возможности каждого из них в полном объеме.

Организация межрегиональных интегрированных процессов является актуальной задачей стратегического характера. Промышленные предприятия объективно взаимозависимы с предприятиями других регионов и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способности создавать конкурентоспособную промышленную продукцию.

Проведенное исследование показывает потенциальную возможность применения процессного управления на региональном уровне, что подтверждает универсальность процессного подхода. Практическое его применение для целей стратегического управления требует дальнейшей разработки методического обеспечения, однако уже сейчас процессный подход можно рассматривать как перспективное направление совершенствования управления развитием не только РПК, но и управленческой деятельности на региональном уровне в целом.

Литература

1. Тейлор Ф.У. Научные основы организации промышленных предприятий / Пер. под ред. [и с пре-дисл.] преп. Арт. акад. А.В. Панкина и горн. инж. Л.А. Левенстерна. - Санкт-Петербург: Л.А. Левенстерн, 1912. - 119 с.

2. Gantt H.L. Organizing for Work. - San Diego, Calif.: Harcourt Brace Jovanovich, 1919.

3. Fayol H. General and Industrial Management. -London: Pitman, 1949.

4. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: Сегодня и завтра / пер. с англ. под ред. В. А. Зоргенфрея, И. Б. Мандельштама. - Пятигорск: Снег, 2008. - 495 с.

5. Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product. - Milwaukee, WI: ASQ Quality Press, 1931.

6. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчиво го бизнеса / Генри Р. Нив ; Пер. с англ. - М.; Альпина Бизнес Букс, 2005.

- 370 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Juran J. Quality Control Handbook. - New York, N.Y.: McGraw-Hill, 1951.

8. Логинов К.В. Теория и методы процессного управления промышленным предприятиям: монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 210 с.

9. Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - №4(28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0126. - URL: http://uecs.mcnip.ru.

10. Хамер М., Чампин Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. - 288 с.

11. Бьёрн А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева / Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - 272 с.

12. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2009.

13. Хакен Г. Синергетика: [Пер. с англ.]. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

14. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. - М.: Мир, 1990. - 342 с.

15. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации 21 июл. 2005 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. № 30 (ч. 1), ст. 3105.

16. Экспертное сообщество «Российский сетевой интеллект» // Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования: сайт. URL: http://www.rusrand.ru/experts/.

& 8-(910)-500-28-88

E-mail: evdokimova.e.n@emop.rsreu.ru

Ключевые слова: региональный промышленный комплекс, процессный подход, региональный процесс, стратегическое управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.