7. Силаенков, А. Н. Повышение качества подготовки специалистов в области информационных технологий / А. Н. Силаенков // Наука, образование, бизнес: материалы регион. науч.-практ. конф. ученых, преподавателей, аспирантов, студентов, специалистов промышленности и связи, посвященной Дню радио. — Омск : Полиграфический центр КАН, 2009. — С. 9 — 12.
СИЛАЕНКОВ Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафед-
ры «Математические методы и информационные технологии в экономике» Омского государственного технического университета.
БАХМУТСКИЙ Юрий Андреевич, заместитель директора группы компаний «Сатори Консалтинг», г. Омск. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.05.2014 г. © А. Н. Силаенков, Ю. А. Бахмутский
№
УДК 37.022
Г. А. ФЕДОРОВА
Омский государственный педагогический университет
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ
В статье рассматриваются методологические принципы проектирования интегрированной информационной образовательной среды педагогического вуза и школы, которая моделирует новый тип профессиональной деятельности педагогов, включает организационно-методические, программные, технические средства хранения, обработки, передачи информации, на основе которых создаются эффективные условия для совместной учебно-исследовательской, творческой деятельности студентов, преподавателей педагогического вуза, учителей и учащихся школ с целью непрерывного профессионального развития будущих и практикующих учителей, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, непрерывная профессиональная подготовка, социальное партнерство.
Развитие процесса информатизации современного образования, реализуемого на базе информационных и телекоммуникационных технологий, привело к широкому распространению понятия «информационно-коммуникационная образовательная среда» (ИКОС). Актуальность и значимость процесса формирования ИКОС отражены в материалах Федеральных государственных образовательных стандартов, где образовательным учреждениям рекомендовано создавать информационную образовательную среду, которая «...включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [1].
Проектирование и внедрение интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» реализуется в рамках стратегического проекта Омского государственного педагогического университета. Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» — это интерактивная, открытая среда для творческого профессионального взаимодействия учителей, студентов, аспирантов, учащихся, преподавателей педагогического вуза, деятельность которых направлена на популяризация прошедших практическую проверку форм и методов электронного обучения. Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» создает условия для орга-
низации дистанционного повышения квалификации педагогов, обмена педагогическим опытом, методическими разработками и электронными образовательными ресурсами. Основной задачей среды является создание сетевой системы взаимодействия образовательных учреждений с региональным рынком педагогического труда [2].
Проектирование интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» осуществляется на основе следующих методологических принципов:
1. Принцип интегративности проектируемой ИКОС реализуется в деятельностном и содержательном компонентах и предусматривает:
— организацию взаимодействия разнородных, И ранее разобщенных компонентов системы профес- о сиональной подготовки педкадров на основе коор- И динирующей функции педагогического вуза, что С создает условия для совместной учебно-исследова- £ тельской, творческой деятельности студентов, пре- П подавателей педагогического вуза, учителей и уча- 5 щихся школ; И
— качественное и количественное преобразова- С ние информационного образовательного контента, | созданного в условиях профессионального взаимо- | действия учителей, преподавателей, студентов. И
2. Принцип открытости интегрирован- ЩЦ ной ИКОС «Школа — педвуз» является одним
Рис. 1. Интегрированная информационно-коммуникационная среда «Школа — педвуз» в региональной системе профессионального развития учителей
из основополагающих [3], т.к. основан на взаимодействии с внешним информационным, образовательным, социальным окружением, что служит условием для ее развития. Открытость среды обеспечивает свободный интерактивный доступ к электронным образовательным ресурсам и создает условия для поддержки образования на всех уровнях (школа, педагогический вуз, повышение квалификации учителей).
3. Принцип непрерывности профессионального развития учителей в условиях интегрированной ИКОС «Школа — педвуз». Непрерывность профессионального развития, отражающая специфику педагогической деятельности учителя, определяет постоянное обогащение его профессиональных возможностей и личностных качеств. Профессиональная деятельность в условиях интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» осуществляется как на этапе вузовской подготовки, так и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование направленности на непрерывное профессиональное развитие возможно, если педагог на всех этапах профессионального становления нацелен на повышение личностного профессионально-педагогического потенциала, необходимого для сознательного целеустремленного педагогического творчества.
4. Принцип нелинейности [3]. Реализация данного принципа в проектировании и реализации интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» предусматривает:
— создание банка цифрового контента, обеспечивающего образовательный процесс информационными ресурсами, основанными на передовых педагогических технологиях;
— научно-педагогическую и методическую поддержку учителей, основанную на активном использовании информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций;
— эффективную коммуникацию, сетевое взаимодействие и обмен информационными ресурсами всех участников образовательного процесса: учителей, преподавателей, студентов, учащихся с целью решения актуальных задач педагогической науки в современных условиях в целом и профессионального развития педагогических кадров в частности.
5. Принцип соответствия мировым тенденциям развития электронного обучения (е-1еаттд) и управ-
ления обучением (learning management). Современные тенденции развития электронного обучения связаны, прежде всего, с применением технологии Web 2.0, основанной на совместной деятельности пользователей сети. Дидактические и технологические решения электронного обучения также ориентированы на применении систем дистанционного обучения (СДО). Проектирование интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» на базе СДО МООДУС и с учетом тенденций развития Web 2.0. позволяет повысить эффективность форм и методов профессионального развития учителей, обеспечить развитие ИКТ компетентности педагогов, студентов за счет организации сотрудничества в условиях современных тенденций e-Learning.
6. Принцип социального партнерства. Реализуя образовательные программы вузовского и послевузовского профессионального образования в педагогическом вузе, осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических работников; выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования в области образования. В соответствии с этим педагогический вуз призван стать организатором и координатором социального партнерства региональных образовательных учреждений в реализации задач совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров.
Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» обеспечивает дистанционные формы реализации социального партнерства педагогического вуза и образовательных учреждений региона, что позволяет учитывать закономерности и принципы непрерывного многоуровневого профессионального образования; создавать инновационные образовательные проекты на основе системного, интегративного, деятельного подходов; учитывать региональные особенности и потребности в профессиональной подготовке учителей (рис. 1).
Таким образом, сформулированные методологические принципы являются основой для интеграции деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и педагогического вуза на основе интегрированной информационно-коммуникационной образовательной среды,
позволяющей обеспечить непрерывное профессиональное становление и развитие учителей, развитие информационной социализации учащихся в процессе активной совместной учебно-исследовательской и творческой деятельности, объединяющей высшую педагогическую и общеобразовательную школы. Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» обеспечивает творческое профессиональное взаимодействие учителей, студентов, преподавателей педагогического вуза на основе создания и внедрения региональной системы научно-педагогической и учебно-методической поддержки образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Омска и Омской области. Внедрение интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» обеспечивает поддержку учащихся, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг по месту жительства качественными образовательными ресурсами, выводит на инновационный уровень процесс преподавания; улучшает качество образования современного школьника и студента.
Библиографический список
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа : М1р://51а^аг1.е^.ги/са1а1од.а5рх?Са1а1одИ = 3650 (дата обращения: 03.07.2014).
2. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде / М. П. Лапчик [и др.] // Высшее образование в России. — 2008. — № 6. — С. 93-99.
3. Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Г. Захарова. — Тюмень, 2003. — 46 с.
ФЕДОРОВА Галина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры информатики и методики обучения информатике. Адрес для переписки: Fedorova_tmoi@ramЫer.ru
Статья поступила в редакцию 06.07.2014 г. © Г. А. Федорова
№
уДК 3701346 с. Г. ЧУХИН
Омский государственный педагогический университет
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ СУЩЕГО И ДОЛЖНОГО В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются основные противоречия современной социокультурной обусловленности гражданского образования. Основная цель исследования — обосновать актуальность функциональных изменений теории и практики гражданского образования под воздействием социокультурной ситуации исторического периода постмодерна. На современном этапе развития гражданского образования наряду с традиционными возможен прогноз появления новых функций, обусловленных социокультурными факторами.
Ключевые слова: гражданское образование, модерн, модернизированное общество, постмодерн, постмодернизм.
Гражданское образование личности является одной из основ правового демократического общества. Гражданское образование личности позволяет овладеть умениями по участию в управлении обществом и защите собственных интересов, способствует формированию морали и традиций демократии, сопровождается личностным и духовным развитием. Гражданское образование — это «непрерывный процесс освоения молодыми людьми знаний об устройстве и действиях общества, навыков жизни и деятельности в условиях демократического гражданского общества, способствующих воспитанию гражданственности и социализации личности в новых социально-экономических условиях» [1, с. 13].
Современная социокультурная ситуация характеризуется как переходный исторический период, который наступил вследствие масштабного кризиса
эпохи модерна. Можно выделить следующие признаки модернизированного общества: люди начинают во всех областях жизни действовать рационально, в то время как в традиционном обществе люди действуют так, как поступали их отцы и деды; достаточно высока как физическая, так и социальная мобильность населения; человек должен обладать способностью приспосабливаться к изменяющейся среде; имеются механизмы, которые обеспечивают возобновление экономического роста после любого кризиса; отличается от традиционного достаточно высоким уровнем гражданской культуры широких масс, что создает предпосылки для демократии. Само зарождение и развитие идеи гражданского общества, в современном ее понимании, связано, прежде всего, с идеалами эпохи модерна. Гражданское общество — это «социальная система, в которой