Научная статья на тему 'Принципы проектирования интегрированной информационно-образовательной среды педагогического вуза и школы'

Принципы проектирования интегрированной информационно-образовательной среды педагогического вуза и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNINTERRUPTED TRAINING / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Галина Аркадьевна

В статье рассматриваются методологические принципы проектирования интегрированной информационной образовательной среды педагогического вуза и школы, которая моделирует новый тип профессиональной деятельности педагогов, включает организационно-методические, программные, технические средства хранения, обработки, передачи информации, на основе которых создаются эффективные условия для совместной учебно-исследовательской, творческой деятельности студентов, преподавателей педагогического вуза, учителей и учащихся школ с целью непрерывного профессионального развития будущих и практикующих учителей, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Галина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of planning integrated information educational environment at pedagogical high school and secondary schools

This article presents the methodological principles of planning an integrated information educational environment at pedagogical high school and secondary schools. It simulates a new type of professional work of teachers, includes organizational methodical, software storage, processing, transmission of information to create an effective environment for collaborative teaching and research, creative activity of students, teachers of pedagogical high schools, teachers and pupils of secondary schools with the aim of uninterrupted professional development of future and practicing teachers to meet the individual educational needs of students.

Текст научной работы на тему «Принципы проектирования интегрированной информационно-образовательной среды педагогического вуза и школы»

7. Силаенков, А. Н. Повышение качества подготовки специалистов в области информационных технологий / А. Н. Силаенков // Наука, образование, бизнес: материалы регион. науч.-практ. конф. ученых, преподавателей, аспирантов, студентов, специалистов промышленности и связи, посвященной Дню радио. — Омск : Полиграфический центр КАН, 2009. — С. 9 — 12.

СИЛАЕНКОВ Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафед-

ры «Математические методы и информационные технологии в экономике» Омского государственного технического университета.

БАХМУТСКИЙ Юрий Андреевич, заместитель директора группы компаний «Сатори Консалтинг», г. Омск. Адрес для переписки: asilaenkov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2014 г. © А. Н. Силаенков, Ю. А. Бахмутский

УДК 37.022

Г. А. ФЕДОРОВА

Омский государственный педагогический университет

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ

В статье рассматриваются методологические принципы проектирования интегрированной информационной образовательной среды педагогического вуза и школы, которая моделирует новый тип профессиональной деятельности педагогов, включает организационно-методические, программные, технические средства хранения, обработки, передачи информации, на основе которых создаются эффективные условия для совместной учебно-исследовательской, творческой деятельности студентов, преподавателей педагогического вуза, учителей и учащихся школ с целью непрерывного профессионального развития будущих и практикующих учителей, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, непрерывная профессиональная подготовка, социальное партнерство.

Развитие процесса информатизации современного образования, реализуемого на базе информационных и телекоммуникационных технологий, привело к широкому распространению понятия «информационно-коммуникационная образовательная среда» (ИКОС). Актуальность и значимость процесса формирования ИКОС отражены в материалах Федеральных государственных образовательных стандартов, где образовательным учреждениям рекомендовано создавать информационную образовательную среду, которая «...включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [1].

Проектирование и внедрение интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» реализуется в рамках стратегического проекта Омского государственного педагогического университета. Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» — это интерактивная, открытая среда для творческого профессионального взаимодействия учителей, студентов, аспирантов, учащихся, преподавателей педагогического вуза, деятельность которых направлена на популяризация прошедших практическую проверку форм и методов электронного обучения. Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» создает условия для орга-

низации дистанционного повышения квалификации педагогов, обмена педагогическим опытом, методическими разработками и электронными образовательными ресурсами. Основной задачей среды является создание сетевой системы взаимодействия образовательных учреждений с региональным рынком педагогического труда [2].

Проектирование интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» осуществляется на основе следующих методологических принципов:

1. Принцип интегративности проектируемой ИКОС реализуется в деятельностном и содержательном компонентах и предусматривает:

— организацию взаимодействия разнородных, И ранее разобщенных компонентов системы профес- о сиональной подготовки педкадров на основе коор- И динирующей функции педагогического вуза, что С создает условия для совместной учебно-исследова- £ тельской, творческой деятельности студентов, пре- П подавателей педагогического вуза, учителей и уча- 5 щихся школ; И

— качественное и количественное преобразова- С ние информационного образовательного контента, | созданного в условиях профессионального взаимо- | действия учителей, преподавателей, студентов. И

2. Принцип открытости интегрирован- ЩЦ ной ИКОС «Школа — педвуз» является одним

Рис. 1. Интегрированная информационно-коммуникационная среда «Школа — педвуз» в региональной системе профессионального развития учителей

из основополагающих [3], т.к. основан на взаимодействии с внешним информационным, образовательным, социальным окружением, что служит условием для ее развития. Открытость среды обеспечивает свободный интерактивный доступ к электронным образовательным ресурсам и создает условия для поддержки образования на всех уровнях (школа, педагогический вуз, повышение квалификации учителей).

3. Принцип непрерывности профессионального развития учителей в условиях интегрированной ИКОС «Школа — педвуз». Непрерывность профессионального развития, отражающая специфику педагогической деятельности учителя, определяет постоянное обогащение его профессиональных возможностей и личностных качеств. Профессиональная деятельность в условиях интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» осуществляется как на этапе вузовской подготовки, так и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование направленности на непрерывное профессиональное развитие возможно, если педагог на всех этапах профессионального становления нацелен на повышение личностного профессионально-педагогического потенциала, необходимого для сознательного целеустремленного педагогического творчества.

4. Принцип нелинейности [3]. Реализация данного принципа в проектировании и реализации интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» предусматривает:

— создание банка цифрового контента, обеспечивающего образовательный процесс информационными ресурсами, основанными на передовых педагогических технологиях;

— научно-педагогическую и методическую поддержку учителей, основанную на активном использовании информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций;

— эффективную коммуникацию, сетевое взаимодействие и обмен информационными ресурсами всех участников образовательного процесса: учителей, преподавателей, студентов, учащихся с целью решения актуальных задач педагогической науки в современных условиях в целом и профессионального развития педагогических кадров в частности.

5. Принцип соответствия мировым тенденциям развития электронного обучения (е-1еаттд) и управ-

ления обучением (learning management). Современные тенденции развития электронного обучения связаны, прежде всего, с применением технологии Web 2.0, основанной на совместной деятельности пользователей сети. Дидактические и технологические решения электронного обучения также ориентированы на применении систем дистанционного обучения (СДО). Проектирование интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» на базе СДО МООДУС и с учетом тенденций развития Web 2.0. позволяет повысить эффективность форм и методов профессионального развития учителей, обеспечить развитие ИКТ компетентности педагогов, студентов за счет организации сотрудничества в условиях современных тенденций e-Learning.

6. Принцип социального партнерства. Реализуя образовательные программы вузовского и послевузовского профессионального образования в педагогическом вузе, осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических работников; выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования в области образования. В соответствии с этим педагогический вуз призван стать организатором и координатором социального партнерства региональных образовательных учреждений в реализации задач совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров.

Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» обеспечивает дистанционные формы реализации социального партнерства педагогического вуза и образовательных учреждений региона, что позволяет учитывать закономерности и принципы непрерывного многоуровневого профессионального образования; создавать инновационные образовательные проекты на основе системного, интегративного, деятельного подходов; учитывать региональные особенности и потребности в профессиональной подготовке учителей (рис. 1).

Таким образом, сформулированные методологические принципы являются основой для интеграции деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и педагогического вуза на основе интегрированной информационно-коммуникационной образовательной среды,

позволяющей обеспечить непрерывное профессиональное становление и развитие учителей, развитие информационной социализации учащихся в процессе активной совместной учебно-исследовательской и творческой деятельности, объединяющей высшую педагогическую и общеобразовательную школы. Интегрированная ИКОС «Школа — педвуз» обеспечивает творческое профессиональное взаимодействие учителей, студентов, преподавателей педагогического вуза на основе создания и внедрения региональной системы научно-педагогической и учебно-методической поддержки образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Омска и Омской области. Внедрение интегрированной ИКОС «Школа — педвуз» обеспечивает поддержку учащихся, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг по месту жительства качественными образовательными ресурсами, выводит на инновационный уровень процесс преподавания; улучшает качество образования современного школьника и студента.

Библиографический список

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа : М1р://51а^аг1.е^.ги/са1а1од.а5рх?Са1а1одИ = 3650 (дата обращения: 03.07.2014).

2. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде / М. П. Лапчик [и др.] // Высшее образование в России. — 2008. — № 6. — С. 93-99.

3. Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Г. Захарова. — Тюмень, 2003. — 46 с.

ФЕДОРОВА Галина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры информатики и методики обучения информатике. Адрес для переписки: Fedorova_tmoi@ramЫer.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2014 г. © Г. А. Федорова

уДК 3701346 с. Г. ЧУХИН

Омский государственный педагогический университет

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ СУЩЕГО И ДОЛЖНОГО В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются основные противоречия современной социокультурной обусловленности гражданского образования. Основная цель исследования — обосновать актуальность функциональных изменений теории и практики гражданского образования под воздействием социокультурной ситуации исторического периода постмодерна. На современном этапе развития гражданского образования наряду с традиционными возможен прогноз появления новых функций, обусловленных социокультурными факторами.

Ключевые слова: гражданское образование, модерн, модернизированное общество, постмодерн, постмодернизм.

Гражданское образование личности является одной из основ правового демократического общества. Гражданское образование личности позволяет овладеть умениями по участию в управлении обществом и защите собственных интересов, способствует формированию морали и традиций демократии, сопровождается личностным и духовным развитием. Гражданское образование — это «непрерывный процесс освоения молодыми людьми знаний об устройстве и действиях общества, навыков жизни и деятельности в условиях демократического гражданского общества, способствующих воспитанию гражданственности и социализации личности в новых социально-экономических условиях» [1, с. 13].

Современная социокультурная ситуация характеризуется как переходный исторический период, который наступил вследствие масштабного кризиса

эпохи модерна. Можно выделить следующие признаки модернизированного общества: люди начинают во всех областях жизни действовать рационально, в то время как в традиционном обществе люди действуют так, как поступали их отцы и деды; достаточно высока как физическая, так и социальная мобильность населения; человек должен обладать способностью приспосабливаться к изменяющейся среде; имеются механизмы, которые обеспечивают возобновление экономического роста после любого кризиса; отличается от традиционного достаточно высоким уровнем гражданской культуры широких масс, что создает предпосылки для демократии. Само зарождение и развитие идеи гражданского общества, в современном ее понимании, связано, прежде всего, с идеалами эпохи модерна. Гражданское общество — это «социальная система, в которой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.