Научная статья на тему 'Принципы права: понятие, структуры, функции'

Принципы права: понятие, структуры, функции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11849
1774
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы права: понятие, структуры, функции»

В.Н. Карташов

Карташов Владимир Николаевич — доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

Принципы права: понятие, структуры, функции*

Введение.

Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности). Еще римские авторы обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei1.

Для целей нашего исследования важно уточнить объект (предмет) познания. Дело в том, что в литературе очень часто термины «принципы права» и «юридические принципы» рассматриваются в качестве синонимов. Анализ отечественных и зарубежных теоретических источников, законодательства и материалов юридической практики позволил нам выделить 4 группы принципов: принципы позитивного права, доктринальные, практически-прикладные и смешанные, например, доктринально-праксеологические фундаментальные правовые идеи и положения.

Следует выделять, во-первых, доктринальные принципы, которые сформулированы учеными-юристами и выступают в виде фундаментальных идей (идеалов), составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической идеологии и политики. Данные принципы не являются обязательными для субъектов права, поскольку не обеспечены мерами государственного и иного воздействия. Например, в сфере регулирования земельных отношений выделяются такие доктриналь-ные принципы, как принцип целевого использования земли, принцип рационального использования земли, принцип охраны земли и др.2.

Доктринальные принципы составляют мировоззренческую основу юридической деятельности субъектов права. В определённых социально-правовых ситуациях эти принципы могут быть обязательными в ходе правоприменения. Так, «Принципы международных коммерческих договоров» 1994 г. были разработаны в Международном институте унификации частного права (УНИДРУА)3. Они служат, с одной стороны, моделью для совершенствования национального и международного законодательства, а с другой — подлежат реализации в тех случаях, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться указанными принципами. Надлежаще заключённый договор на основе принципов УНИДРУА становится обязательным для сторон (ст. 1.3).

Во-вторых, обязательные для адресатов руководящие юридические начала, которые формируются в практической деятельности и закрепляются обычно в актах-документах вышестоящих компетентных органов (например, конституционных и верховных судов), мы относим к практически-прикладным принципам. Они составляют важнейшую часть внешне выраженного юридического опыта (социально-правовой памяти). К числу таких исходных требований относятся, например, принципы единообразного понимания, разъяснения и применения норм права и других юридических предписаний, принципы правовой стабильности и единого правового пространства4.

В-третьих, особую группу составляют смешанные юридические принципы, на которую в науке редко обращают внимание. Примером доктринально-праксеологических исходных положений могут служить «Азилумарские принципы искусственного интеллекта», которые были приняты по итогам конференции разработчиков и исследователей в сфере искусственного интеллекта, прошедшей в январе 2017 г. в Азилумаре (США). Свои подписи под ними поставили свыше 3 500 учёных, разработчиков, предприни-

* В основу статьи положены многочисленные мои публикации в научной и учебной литературе, посвященные указанной проблеме. Ссылки на соответствующие труды содержатся в тексте (в данных трудах имеется подробная библиография по теме). Постоянно идёт работа по совершенствованию уже опубликованных мной материалов, вводятся в оборот новые теоретические и эмпирические источники (В.В. Ершова, Т.В. Кашаниной, Ю.А. Крохиной, С.А. Авакья-на, Т.Н. Радько, ВА. Толстика, Ж.Л. Бержеля и др.).

1 См.: Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова. М., 1954. С. 563

2 См.: Тютюник А.С. Охрана земли в системе принципов земельного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 10-11.

3 См.: Международное частное право: сборник нормативных актов / сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова, М., 2004. 2004. С. 221-236.

4 См.: Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.К. Бабаева. М., 2019. С. 68 68 и след.

мателей и экспертов. Учёные и практики договорились, что в основе создания и использования «суперинтеллектов», должны быть положены принципы полезности, надёжности, безопасности, справедливости, сотрудничества, доверия, прозрачности, ответственности, совместимости с идеалами человеческого достоинства и др.1

В-четвёртых, главное место в системе Юридических принципов занимают принципы права. В различных юридических науках порой весьма витиевато определяется понятие «принцип права». Так, Д.А. Ковалёв следующим образом формулирует «конституционный принцип»: «это объективно существующее политическое и/или кибернетическая закономерность, а также закономерность самой правовой материи, которая нашла выражение в определённой системе конституционных институтов, направленных на обеспечение свободного её действия»2.

С.С. Ерашов определяет, что «принципы современного отечественного уголовного процесса как мировоззренческие идеи максимальной высокой степени общности относительно сущего в уголовном судопроизводстве, детерминирующее уголовно-процессуальную деятельность и возникающие в ходе неё правоотношения, и свободно проявляющиеся в правовых нормах»3.

По мнению Т.В. Кашаниной, «принципы права — это абстрактно выраженные требования, определяющие правовую деятельность субъектов права»4.

Анализ указанных и иных определений понятия «принцип права», привёл нас к следующему выводу. Принципы права — это исходные (базовые) нормативно— правовые требования (императивы, субимперативы), легально выраженные в законах и иных формах права, которые обеспечивают высокое качество и эффективность правового регулирования общественных отношений, разнообразных типов юридической практики. О них в основном и пойдет речь в данной статье5.

I. Понятие и основные признаки принципов права

Кратко рассмотрим основные признаки принципов права6.

По своим «истокам» принципы права представляют определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами юридической идеологии.

Разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права. (см., например, ст. 19 Конституции РФ, ст. 4 Конституции Греции, ст. 14 Конституции Испании, ст. 5, 7, 13, 14 и др. ФКЗ «О Конституционному Суде РФ»). Определённое недоразумение вызывает позиция отдельных авторов, которые принципы рассматривают в качестве форм права7

В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права. Так, презумпция невиновности, принципы осуществления правосудия только судом, законности, состязательности сторон, свободы оценки доказательств, обеспечения права на защиту являются исходной базой для уголовно-процессуальной отрасли права. Вместе с предметом и методом правового регулирования они играют, таким образом, важную системообразующую роль в системе права. Как бы ни именовали их в отечественной и зарубежной литературе («нормативно-руководящие положения», «исходные правовые начала», «нормы-признания», «нормы-принципы», «истинные нормы», «нормы-стандарты», «правовые аксиомы», «процессуальные максимы», «юридические каноны», «правовые презумпции»), главный момент здесь заключается в том, что принципы права составляют один из центральных элементов содержания права, то есть им присущи многие черты, характерные для позитивного права в целом: общеобязательность, формальная определённость, обеспеченность нормами государственного и иного воздействия, системность, регулятивность и другие.

Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей. Как мы

1 См. подробнее: Азилумарские принципы искусственного интеллекта // http://robopravo.ru/azilomarskiie_printsipy_ii

2 Ковалёв Д.А. Конституционный принцип: его понятия, реальность, эффективность // Журнал российского права. 1997. № 9. С. 73.

3 Ерашов С.С. Система принципов современного отечественного уголовного процесса: теоретико-правовые аспекты и практика применения: автореф. дис. ... канд юрид наук. Н.Новгород, 2001. С. 13.

4 Кашанина Т.В. Структуры права. М., 2012. С. 256.

5 Общей теории принципов права и их отдельным разновидностям посвящена обширная литература. См., например: Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Вып. 10. Принципы права /под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бутнева. Ярославль, 2006; Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010; Принципы права: проблемы теории и практики: в 2-х частях (разделы 1-^). М., 2017.

6 Подробнее об отдельных признаках см.: В.Н. Карташов. Теория правовой системы общества. В 2-х томах Яр., 2005. Том 1. С. 101-106; Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2013.С. 95-107

7 См., например: Ершов В.В. Основополагающие общетеоретические и гражданско-правовые принципы права. М., 2010. С. 26-27.

уже отмечали, некоторые нормы права в силу своей социально-правовой значимости и фундаментальности могут выступать одновременно и в качестве принципов права. В этом случае необходимо говорить о нормах-принципах. В части 1 ст. 63 Конституции Азербайджанской Республики следующим образом раскрывается принцип презумпции невиновности: «каждый, кто обвиняется в совершении преступления, до тех пор, пока его вина не доказана в установленном законом порядке и нет в связи с этим приговора суда, вступившего в законную силу, считается невиновным». Однако по своей природе, логическим, грамматическим, юридическим и иным средствам и способам выражения они чаще всего представляют относительно самостоятельные элементы содержания права. Трудно, например, отнести к норме права следующее положение, содержащееся в ст. 23 Конституции Литовской Республики: «Собственность неприкосновенна».

В отличие от норм, принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью. Следует согласиться с теми авторами (С.С. Алексеевым, Н.И. Матузовым, Т.В. Кашаниной, К.А. Струсь и др.), которые считают принципы в качестве сгустков интеллектуальной энергии права1.

Весьма спорной является точка зрения многих авторов, что принципы права выступают в качестве объективных закономерностей (начал, предписаний). Так, Т.В. Кашанина пишет, что «принципы права детерминированы объективными социальными закономерностями, а не являются произвольными конструкциями человеческого разума»2. На мой взгляд, принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими, политическими, социальными и др. общественными отношениями. Но поскольку принципы права и закрепляющие их формально-юридические источники являются результатом сознательно-волевой деятельности, то в этом плане они субъективны. Для того, чтобы быть реально действующими нормативно-правовыми предписаниями, а не благими пожеланиями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, реально и всесторонне отражать существующую действительность и основные закономерности развития общества.

Принципы права всегда состоят из системы властных, общеобязательных юридических требований (императивов и субимперативов), которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правового регулирования общественных отношений, разнообразных видов и подвидов правотворческой и правореализующей, интерпретационной и правосистематизирующей практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для субъектов юридической практики (законодателей, правоприменителей и т.п.), но и критерием оценки их деятельности. Нарушение, например, принципа состязательности, юридического равенства сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских или уголовных дел могут служить основаниями к отмене решения (приговора) суда.

Нередко принципы служат важным средством установления пробелов, ошибок, противоречий, коллизий и других недостатков в праве.3 Подавляющее большинство отечественных и зарубежных авторов подчеркивают существенную роль принципов по восполнению и преодолению пробелов в праве в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Особенно важную роль играют они в ходе реализации института правовой аналогии (см.: ст. 5 СК РФ, ст. 6 ГК РФ, ст. 7 Жк РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ). Например, в соответствии со ст. 5 СК РФ в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Без сомнения, что значительную ценность представляют принципы и при устранении ошибок, конфликтов, противоречий, коллизий и иных недостатков в содержании и форме права, юридической культуре и практики4.

Исключение того или иного общеобязательного требования либо ограничение действия принципа права в той или иной сфере общественной жизни возможно только на основе соответствующего закона (см., например, ст. 123 Конституции РФ).

Оптимальное и грамотное использование (соблюдение, применение) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы права, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.

1 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. М., 1981. Т. 1. С. 265; Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. С. 15, 39 и др.; Кашанина Т.В. Структуры права. С. 259.

2 Кашанина Т.В. Структуры права. С. 259-260.

3 См.: Карташов В.Н., Вантеева Н.В. Ошибочная юридическая деятельность органов местного самоуправления. Ярославль, 2010.

4 Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.

II. Структуры принципов права1

Под структурой принципов права следует понимать их строение, определенную систему свойств и элементов, взаимодействующих между собой и внешней средой через логические и генетические, функциональные и временные, пространственные и иные связи.

Таким образом, вся система принципов и каждый принцип права в отдельности представляют собой полиструктурные образования, включающие, в частности, логическую и стохастическую, генетическую и функциональную, временную и пространственную, горизонтальную и вертикальную, синергетическую и рекурсивную, циклическую и иные виды структур.

Рассмотрение логической (логико-философской) структуры позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы принципов права. Содержание принципов права образует единство всех составляющих их свойств (признаков) и элементов. Поскольку существенные признаки мы уже рассмотрели, главное внимание на примере конкретных принципов права уделим основным их элементам. Элементами («кирпичиками») содержания любого принципа права являются отдельные общеобязательные юридические требования (императивы, субимперативы).

Аксиомой должно быть признано положение, согласно которому содержание любого принципа права выводится из целого ряда нормативно-правовых предписаний путем глубокой и обстоятельной их интерпретации. Используя системный, логический, лингвистический и иные подходы при анализе, например, принципа гласности в деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 123 Конституции РФ; ст. 5, 51, 55, 76, 77, 78, 83, 112 и др. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ст. 10, 27, 29 и др. Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 6, 8, 10 и др. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; ст. 8 и др. ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» от 14 июня 1994 г.; и др.), мы пришли к выводу, что его содержание составляют следующие императивы:

а) рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ (далее — КС) проводится открыто; б) проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом.; в) решения КС, принятые как в открытых, так и закрытых заседаниях, провозглашаются публично; г) присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест (кино— и фотосъемка, видеозапись, прямая радио— и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения КС); д) Судья КС, не согласный с его решением, вправе письменно изложить свое особое мнение (особое мнение приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением КС); е) решение КС провозглашается в полном объеме и в открытом заседании суда немедленно после его подписания; ж) постановления и заключения КС не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их подписания также направляются: судьям КС; сторонам; Президенту РФ; Совету Федерации РФ; Государственной Думе РФ; Правительству РФ; Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ; Генеральному прокурору РФ; Министру юстиции РФ, а также могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам; з) постановления и заключения КС подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов Федерации, которых касается принятое решение; и) решения КС публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в других изданиях; к) решение КС может быть официально разъяснено только самим Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС других органов и лиц, которым оно направлено; л) о разъяснении решения КС выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение; м) официальными изданиями КС являются «Вестник Конституционного Суда РФ», «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», а по решению Суда и иные источники.

Указанная технология применима к формированию содержания любого принципа права. Думается, что на этот момент следует обратить внимание всем юристам (ученым и практикам).

Мы уже отмечали, что логическая структура позволяет выявить соотношение между содержанием и формой принципов права. «Структура, — пишет А.Г. Спиркин, — это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы»2. В самом общем плане формами внешнего выражения и закрепления принципов права являются международные нормативные правовые акты (общие и региональные) и договоры, конституции (России и зарубежных стран), конституционные законы, обычные законы и даже подзаконные акты. Практика закрепления принципов права, например, в указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, ведомственных и локальных нормативных актах нам представляется порочной, поскольку исходные, базовые,

1 В основу данного параграфа положено выступление с докладом автора на XI Международной научно-практической конференции в Российском государственном университете правосудия (Москва, 18-22 апреля 2016 года); Карташов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров, Ярославль., 2018. С.121-124.

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2009. С. 276-277.

универсальные и фундаментальные нормативно-руководящие начала должны формулироваться только в правовых актах, имеющих высшую юридическую силу.

Стохастическая структура позволяет отразить своеобразие и неповторимость использования «набора» специфических принципов права (их элементов) применительно к конкретному типу, виду и подвиду юридической практики и индивидуальной по своей сути социально-правовой ситуации, выяснить необходимые (стационарные и т.п.) и непостоянные (нестационарные, переменные и т.п.) свойства и элементы (требования, императивы, субимперативы и т.п.) отдельных принципов права, связи между ними. Так, для реализации принципа юридического равенства в правоприменительной практике иногда бывает достаточно использования не всех требований, составляющих его содержание, а лишь обеспечения равноправия сторон в судопроизводстве.

Генетическая структура раскрывает связи отдельных принципов права, их элементов (императивов, субимперативов и т.п.) или системы принципов в целом с экономическими, политическими, социальными и организационными, нравственными и религиозными, юридическими и иными предпосылками жизнедеятельности общества. Именно она позволяет как на уровне отдельных элементов, так и применительно к каждому принципу и системе принципов права на глубоко научной основе раскрыть причины и условия их возникновения и развития, механизмы их детерминации, преемственности и аккультурации.

Функциональная структура показывает, во-первых, насколько эффективно функционируют вся система (подсистема) принципов права, отдельные принципы права, каждый из императивов (субимперативов и т.п.) конкретного принципа права; во-вторых, раскрывает способы их (принципов, отдельных элементов и т.п.) взаимодействия в процессе правового регулирования отношений между людьми, их коллективами и организациями. В данном случае уже сами принципы права выступают в качестве определенной детерминанты по отношению к экономическим и политическим, социальным и иным потребностям и интересам субъектов и участников конкретной разновидности юридической практики.

Временная структура дает возможность раскрыть особенности в сущности, содержании, форме, функциях и т.п. принципов права, принятых в различные исторические периоды времени. Так, в отличие от УПК РСФСР 1960 г. (с соответствующими изменениями и дополнениями), ст. 429 которого устанавливала состязательность только применительно к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных-заседателей, ст. 15 УПК РФ 2001 г. формально распространила действие принципа состязательности на все стадии уголовного судопроизводства.

Пространственная структура проявляется в наличии разнообразных типов, видов и подвидов принципов права. Подавляющее большинство отечественных авторов классифицируют их на общие для данной отечественной системы права, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.

Анализ разнообразных точек зрения по поводу данного аспекта проблемы, а также изучение конституционного и текущего законодательства различных стран, привел нас к следующим выводам.

Принципы права можно классифицировать по различным основаниям.1 Одним из важнейших критериев их классификации является та или иная сфера общественной жизни, которая находит отражение в содержании указанных нормативно-правовых предписаниях и которая подвергается юридическому воздействию со стороны принципов права.

Принципы права, регулирующие экономические отношения, зависят от того, какова модель экономики в конкретном обществе: преимущественно рыночная или преимущественно огосударствленная. Для рыночной экономики характерными являются следующие принципы права: равноправие всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ, § 9 Конституции Венгерской Республики и др.), свобода предпринимательской деятельности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 41 Конституции Италии и др.).

К нормативно-руководящим началам, регулирующим социальные отношения в цивилизованных странах, относятся: принципы неотчуждаемости общепризнанных и естественных прав человека и гражданина (ст. 17 и 55 Конституции РФ, ст. 1 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и др.), гуманизма (ст. 2 Конституции РФ, ст. 1 Основного закона ФРГ и др.), справедливости (ст. 2 и 25 Конституции Греции, ст. 23 Конституции Бельгии и др.).

Все политические системы общества условно можно разграничить на две большие группы: демократические и недемократические. В демократических странах действуют, например, следующие фундаментальные юридические положения, которые регулируют политические отношения: принципы демократизма (народовластия, партиципации и т.п.), т.е. участия народа в осуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всех областях общественной жизни (ст. 3, 44 Конституции РФ, ст. 2 Конституции Франции и др.), политического плюрализма и многопартийности (ст. 13 Конституции РФ, ст. 11 Конституции Болгарии и др.).

К принципам права, регулирующим духовную жизнь в цивилизованных странах, можно отнести такие исходные положения: идеологический и культурный плюрализм (ст. 13 Конституции РФ, ст. 11 и 23

1 Подробнее см.: Карташов В.Н. Принципы права (некоторые аспекты понимания и классификации) // Юридические записки Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова / под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Крутикова, В.В. Бутнева. Ярославль, 1999. Вып. 3. С. 9-14; Он же. Теория правовой системы общества: учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2018. С. 88-93.

Конституции Бельгии и др.), свободу выражения мнений и убеждений, слова и печати, совести и т.п. (ст. 28, 29 и др. Конституции РФ, первая поправка к Конституции США, ст. 21 Конституции Японии и др.), принципы общедоступности и бесплатности основного (начального и т.п.) образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 33 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики и др.).

Указанные выше принципы права в отечественной литературе называют не совсем удачно, на наш взгляд, термином «общесоциальные принципы права».

Весьма разнообразны исходные начала правовой системы общества (их обычно обозначают терминами «специально-юридические принципы», «специфические правовые принципы»). Они характеризуют правовую систему в целом, либо отдельные ее элементы (систему права, отрасли права, судебную практику, юридическую ответственность), отражают закономерности их возникновения, развития и функционирования, специфику правового регулирования общественных отношений.

Все многообразие специално-юридических принципов права можно классифицировать на определенные виды. В зависимости от того, основу системы права в целом либо отдельных ее нормативно-правовых общностей (институтов права, отраслей права и т.п.) составляют принципы права, мы подразделяем их на следующие группы: а) нормативно-руководящие начала, отражающие природу отдельных институтов права; б) межинституционные принципы; в) принципы подотраслей права; г) отраслевые исходные положения; д) межотраслевые руководящие начала; е) общие для той или иной национальной системы (например, российской) принципы права; ж) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи (например, романо-германской; з) принципы регионального международного права (например, действующие в странах ЕС); и) исходные начала общего и частного международного права (они в свою очередь разграничиваются на принципы отдельных институтов и отраслей права, межотраслевые и пр.); к) общепризнанные принципы права, которые признаны подавляющим большинством государств и цивилизованных наций1.

По типу «обслуживаемой» юридической практики мы выделяем, например, принципы права, используемые в правотворческой, правореализующей, интерпретационной, правоситематизирующей практики. Тот или иной тип (вид, подвид) юридической практики, безусловно, накладывает определенный «отпечаток» на характер требований (императивов, субимперативов и т.п.), форм их выражения, направленность предписаний по адресатам и иные их качественные характеристики2.

В зависимости от способов их внешнего выражения в тех или иных формально-юридических источниках мы разграничиваем принципы, закрепленные в международных нормативных правовых актах, конвенциях и договорах, конституциях и конституционных законах, обычных законах и даже подзаконных актах. В связи с этим возникает вопрос о горизонтальной и вертикальной структурах принципов права. Первая дает возможность рассмотреть связи между принципами одного уровня юридической силы с позиции их координации, вторая — между принципами разных уровней и юридической силы, связанных между собой отношениями субординации. Поэтому мы не согласны с теми авторами (А.Л. Захаровым и др.), которые полагают, что «по юридической силе принципы равны, независимо от того, в каком нормативном акте они содержатся»3. Очевидно, например, что конституционные принципы имеют приоритет над принципами уголовно-исполнительного права.

Возможно, видимо, выделение и других принципов права, характеризующих, например, отдельные элементы правовой системы общества (правовую культуру, юридическую ответственность, правовой статус личности), нацеленные на организацию («судоустройственные») и функционирование («судопроизводственные») государственных и негосударственных учреждений4. В целом же все типы, виды и подвиды принципов права в той или иной степени отражают пространственную их структуру.

Синергетическая структура указывает на то, как достичь в конкретной разновидности юридической практики (правотворческой, правоприменительной, судебной) ее субъектам и участникам наибольшей эффективности и качества за счет оптимального использования разнообразных вариантов взаимодействия соответствующих юридических принципов и входящих в них элементов (императивов). Анализ практики конституционного толкования в России и зарубежных странах показывает, например, что наибольший эффект достигается тогда, когда интерпретатор одновременно и комплексно использует конституционные нормативно-руководящие начала, общепризнанные принципы права, исходные положения отдельных отраслей (институтов и т.п.), а также доктринальные и практически-прикладные юридические принципы. Ярким подтверждением тому служит постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. № 3-П5.

1 Подробнее об общепризнанных принципах права см.: Карташов В.Н. Общепризнанные принципы права (взгляды учёных и практиков на их природу) // Вестник Ярославского государственного университета. 2006. № 2; Он же. О сущности и некоторых видах общепризнанных принципов международного права // Международное публичное и частное право. 2010. № 1 (52) (в указанных работах содержится и соответствующая библиография).

2 Подробнее см.: Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Т. 1. Гл. 13-16.

3 Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. Самара, 2004. С. 82.

4 См., например: Крохина Ю.А. Принципы бюджетной системы Российской Федерации // Бюджетное право России: учебник. М., 2011. С. 24-55; Она же. Принципы бюджетного права // Указ соч. С. 65-68; Карташов В.Н. Принципы юридической ответственности // Юридическая культура, антикультура и ответственность. Ярославль, 2019. С. 251-261.

5 См.: Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., 2005. С. 720-236.

Рекурсивная структура позволяет проследить причинно-следственные связи между различными видами и элементами принципов права. Например, определенные элементы принципа юридического равенства (стороны имеют равные права заявлять ходатайства, представлять доказательства, высказывать свои доводы, соображения и т.п.) имманентно присущи принципу состязательности в судопроизводстве.

Понятия «цикл», «циклическая структура» несут в себе несколько смысловых нагрузок. Они отражают: а) законченность соответствующего юридического процесса предполагаемым (прогнозируемым) и планируемым результатом; б) диахронность развития, т.е. повторяемость определенных принципов права в типичных социально-правовых ситуациях; в) накопление правового опыта использования принципов права, передачу полезной информации от одних субъектов и участников практики другим, от «одного их поколения» другим «поколениям»; г) замкнутость, упорядоченность использования принципов права в юридическом процессе в целом, отдельных его стадиях и производствах. Например, при толковании Конституции РФ Конституционный Суд не может нарушать свою компетенцию и выступать в качестве законодателя, игнорировать определенную законом его подведомственность, «перескочить» какую-либо стадию конституционного судопроизводства, не применить тот или иной принцип в объективно необходимой правовой ситуации. Цикличность здесь также заключается в том, что по рассмотренным уже запросам и жалобам Конституционный Суд РФ отсылает заявителей к прежним своим решениям, тем самым не только экономя свое время, энергию и другие ресурсы, но и демонстрируя стабильность практики конституционного толкования. Цикличность разъяснений по одним и тем же вопросам на данном этапе как бы завершается.

Таким образом, исследование принципов права в качестве полиструктурного образования позволяет, во-первых, «снять» многие дискуссионные аспекты данной проблемы в юридической науке; во-вторых, дать рекомендации практикующим юристам по грамотному выяснению конкретных свойств и элементов отдельных принципов, установлению соответствующих причинно-следственных и иных связей между принципами права (их элементами), использованию предшествующего прогрессивного опыта применения принципов права в своей практической деятельности. В-третьих, юристы (ученые и практики) имеют возможность глубоко и всесторонне изучить всю систему принципов права, действующую в национальной и международной правовых системах, и даже правовых системах (семьях) других стран.

III. Функции принципов права

В отечественной литературе в соответствии с элементами, из которых состоит система права, выделяются несколько групп функций: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, институтов и норм права1. Функции принципов права, к сожалению, до сих пор разработаны достаточно слабо. В силу ограниченного объема статьи обратим внимание лишь на некоторые вопросы сделаем несколько существенных уточнений.

Во-первых, нельзя забывать, что принципы являются элементами системы права. Поэтому каждый из принципов права имеет собственные, присущие ему функции, и одновременно участвует в осуществлении функций другими компонентами системы права и общесистемных функций. То есть нельзя функции права сводить лишь к сумме функций или к отдельным функциям ее компонентов (отраслей, подотраслей, институтов, норм и принципов права). Система разнообразных внутренних и внешних, горизонтальных и вертикальных, координационных и субординационных, генетических и иных связей приводит к появлению у системы права таких функций, которые не присущи или присущи не в той мере каждому ее элементу.

Во-вторых, функции принципов права тесным образом связаны со всеми их структурами (логической, пространственной, временной и т.д.), что всегда следует иметь в виду при воздействии тех или иных разновидностей принципов права (отдельных их элементов) на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций. В-третьих, о функциях принципов права можно говорить лишь в том случае, если за ними стоят действующие субъекты и участники юридической практики.

Анализ взглядов отечественных и зарубежных авторов (логиков, философов, социологов, культурологов, юристов и др.) привел нас к выводу о том, что к основным признакам функций принципов права можно отнести следующие2: а) в функциях конкретизируются основные свойства, элементы содержания и формы, типы (виды и подвиды) принципов права; б) в них выражается динамизм и социально-преобразующая роль принципов права; в) это относительно обособленные направления более или менее однородного (гомогенного) воздействия (ориентационного, оценочного, коммуникативного и т.д.) принципов права на различные сферы личной и общественной жизни; г) они всегда представляют целенаправленное и предметное воздействие на общественные отношения, поскольку непосредственно связаны с определенными целями и задачами, стоящими перед субъектами и участниками юридической практики; д) в отличие от функций норм права функции принципов права обладают большей устойчиво-

1 См., например: Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995. С. 46 и след.; Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 2010. С. 312 и след.

2 Подробнее о понятиях и основных функциях принципов права см.: Скурко Е.В. Принципы права. М., 2008. С.45-48; юрид. записки ЯрГу имени П.Г. Демидова. Вып. 10 С. 25-32; Принципы российского права. С. 11 и след.

стью, стабильностью и универсальностью; е) функции принципов права в значительной степени детерминированы экономическими, политическими, духовными, организационными, юридическими и иными условиями жизнедеятельность общества; ж) только позитивные, прогрессивные направления воздействия на реальную действительность следует считать функциями принципов права. Негативное их влияние на конкретную социально-правовую ситуацию следует рассматривать как определенную дисфункцию (например, суд, осуществляя руководство процессом разбирательства дела, не оказывает содействия сторонам в реализации их правомочий либо умаляет права одной из них).

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия функции принципов права. Это такие относительно обособленные направления более или менее однородного и прогрессивного воздействия принципов права на сознание и поведение людей, в которых проявляются их природа, социальное и правовое назначение, место и роль в правовом регулировании общественных отношений и конкретных разновидностях юридической практики.

Принципы права относятся к многофункциональным системам. Классификация функций принципов права может осуществляться и по иным критериям: правовым системам (семьям), в которых проявляется их активная природа и творчески-преобразующая роль (присущая, например, романо-германской и англосаксонской, общим и региональным международно-правовым системам); типу (виду и подвиду) юридической практики, «обеспечивающих», например, правотворческую, правоприменительную и интерпретационную деятельность; времени действия (постоянные и временные); значимости (основные и неосновные); очевидности или скрытости предметного воздействия (явные и латентные); разновидности целей принципов права (общесоциальные и специально-юридические); способам и средствам юридического воздействия на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций (учредительную, коммуникативную и др.).

Кратко рассмотрим некоторые основные функции (подфункции) специально-юридических принципов права, к которым мы относим учредительную, регулятивную, охранительную, аксиологическую, коммуникативную, мировоззренческую и интегративную функции. Так, суть учредительной функции заложена уже в самом содержании, свойствах, элементах принципов права, поскольку они рассматриваются в юриспруденции (теоретической и практической) в качестве базовых (нормативно-руководящих) начал, генеральных (универсальных) юридических положений, отражающих устои и закономерности развития всех сфер жизнедеятельности общества. Поэтому не случайно они закрепляются в отечественных, зарубежных и международных правовых актах, имеющих учредительную природу (конституциях России и зарубежных стран, фундаментальных законах, международных договорах и конвенциях).

Регулятивная функция принципов права заключается в том, что они либо совместно с нормами права, либо самостоятельно устанавливают пределы правового регулирования общественных отношений. Данная функция состоит из ряда подфункций: информационной, ориентационной, мотивировочной и правовосполнительной.

Каждый принцип права должен нести весьма емкий информационный потенциал, быть четким, ясным и понятным для граждан и должностных лиц, т.е. выполнять информационную подфункцию. Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. То есть в данном случае речь идет об ориентационной подфункции принципов права.

Подавляющее большинство авторов о правовосполнительной функции (точнее подфункции) принципов права говорит лишь применительно к преодолению пробелов в праве с помощью института аналогии закона и аналогии права. Однако содержание указанной подфункции представляется более объемным, включающим, в частности, восстановление прав и свобод граждан, нарушенных правоотношений, законности и правопорядка. Данный вывод подкрепляется и материалами юридической практики. Так, в своем постановлении от 8 декабря 2003 г. Конституционный Суд РФ отмечает, что на основании соответствующих статей Конституции РФ и корреспондирующих им положений ст. 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. следует, что «правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах»1.

Содержание мотивировочной подфункции принципов права выражается в том, что в мотивировочной части любого юридического решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные субъектом юридической практики; доказательства, на которых основаны его доводы; доводы, по которым субъект отвергает те или иные доказательства. В качестве аргументов и контраргументов при формулировании соответствующих мотивов, на наш взгляд, непременно должны быть ссылки на требования, содержащиеся в отраслевых, межотраслевых и иных принципах права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Российская газета. 2003. 24 дек.

Суть правоохранительной функции принципов права, направленной на обеспечение законности и правопорядка, особенно ярко проявляется в правообеспечительной, превентивной, контрольной и др. ее подфункциях.

Любые принципы права в той или иной степени нацелены на охрану прав, свобод и законных интересов людей, их коллективов и организаций. На правообеспечительную подфункцию принципов права неоднократно обращали внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ и Пленумы Верховного Суда РФ. Например, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 10 декабря 1998 г. отмечает, что «права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 1, 2, 17, 18, 118)»1.

Превентивная подфункция принципов права связана с недопущением нарушений прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, законности и правопорядка в обществе. Так, в п. 1 ст. 10 УПК РФ (закрепляет отдельные императивы принципа неприкосновенности личности) говорится, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим кодексом.

Контрольная подфункция правоохранительной функции принципов права заключается в том, что в процессе разнообразных типов (видов и подвидов) юридической практики они (принципы) выступают в качестве важнейших средств, с помощью которых устанавливаются пробелы и противоречия, ошибки и иные дефекты в разнообразных правовых действиях, решениях и актах-документах. Указанная подфункция может, видимо, рассматриваться и в качестве самостоятельной функции принципов права. Этот вывод подтверждается, например, практикой осуществления судебного контроля («цензуры», по выражению Ж.-Л. Бержеля) за конституционностью правовых актов.

Роль коммуникативной функции принципов права сводится к проблеме одинакового их понимания и реализации (применения, использования) разнообразными субъектами и участниками юридической практики, что позволяет устанавливать и поддерживать необходимые контакты между ними, грамотно взаимодействовать при вынесении юридических решений.

Принципы права либо самостоятельно, либо совместно с другими нормативно-правовыми предписаниями, нравственными и иными социальными нормами служат критериями оценок конкретных правовых действий и выносимых решений субъектами и участниками юридической практики, т.е. выполняют аксиологическую функцию.

Все принципы права осуществляют мировоззренческую (идеологическую, воспитательную) функцию. В правовой системе общества в качестве фундаментальных ценностей «ядра» мировоззрения они (принципы) определяют уровень зрелости правовой культуры субъектов права, их правовых позиций и установок.

Интегративная функция принципов права проявляется, во-первых, в том, что на их основе (совместно с предметом, методом, целями и т.п. правового регулирования) формируются те или иные институты, отрасли и другие компоненты системы права. Во-вторых, они обеспечивают существенную, устойчивую и необходимую связь между разнообразными нормативно-правовыми предписаниями в самых разнообразных типах, видах и подвидах юридической практики. В-третьих, принципы права тесным образом взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, поскольку несоблюдение одного из них (например, принципа юридического равенства) влечет за собой нарушение других принципов (например, принципа состязательности, законности), а значит — принятия незаконного юридического решения.

Можно выделить и иные функции (подфункции) принципов права (рекомендательную, компенсационную, координационную, стабилизирующую и др.), что позволит более обстоятельно и глубже раскрыть разнообразные направления воздействия принципов права на сознание и поведение людей (их коллективов и организаций), все сферы жизнедеятельности общества.

Поэтому, на наш взгляд, трудно согласиться с позицией известного французского ученого Ж.-Л. Бержеля, который полагает, что общие принципы права выполняют только «фундаментальную» («соприкасаются с самим фундаментом юридической системы, имеют очень долгий срок жизни», «выступают фактором стабильности правовой системы.») и «техническую» («направляющую или корректирующую») функции2. Такой подход явно «обедняет» и выхолащивает социально-правовое назначение и творчески преобразующую роль принципов права в правовом регулировании общественных отношений, разнообразных типах (видах и подвидах) юридической практики и правовой системы в целом.

1 См.: Российская газета. 1998. 19 дек.

2 См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 178-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.