Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин С. А.

Системность как базовый принцип логистики предполагает исследование логистического объекта как совокупности подсистем и входящих в них элементов, т.е. единого целого. В связи с этим исследование любых объектов в логистической системе начинается с элементов и подсистем, выяснения того, в каких отношениях анализируемый объект находится с остальными элементами и подсистемами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Экономические системы. 2018. № 2

Economic Systems. 2018. No. 2

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Кузьмин С.А.

КУЗЬМИН Сергей Александрович - аспирант кафедры «Экономика и менеджмент», Ульяновский государственный технический университет, г Ульяновск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Системность как базовый принцип логистики предполагает исследование логистического объекта как совокупности подсистем и входящих в них элементов, т.е. единого целого. В связи с этим исследование любых объектов в логистической системе начинается с элементов и подсистем, выяснения того, в каких отношениях анализируемый объект находится с остальными элементами и подсистемами.

Ключевые слова: логистика, логистическая система.

Для цитирования: Кузьмин С.А. Принципы построения современной логистической системы промышленного предприятия // Экономические системы. 2018. Том 11. № 2 (41). С. 94-97. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-2-94-97

Любой анализ принципов построения современной логистической системы промышленного предприятия требует комплексности, которая предполагает наличие работающей инфраструктуры для обеспечения движения потоков, исходя из того, что без инфраструктуры нет движения, без которого нет, собственно, и потоков как таковых. Также в рамках комплексности следует рассмотреть координацию действий всех участников потокового движения при наличии централизованного мониторинга (контроля) и управления логистическими структурами предприятия. Принцип комплексности относим и к рыночной кооперации предприятия с контрагентами - внешними партнерами, с которыми необходимы прочные и прозрачные связи.

Комплексный подход также обусловлен и тем, что многоуровневые иерархические системы нередко сталкиваются с отказом от строгого оптимума управляющих воздействий, а также локальных решений, так как практически данный оптимум сложно достижим. В частности, может не хватать информации о факторах, влияющих на результаты принятых решений либо управляющих воздействий. В современных условиях также, как правило, действуют временные ограничения либо лимитированы возможности принимающих решения локальных блоков[4].

Традиционная для организации вертикальная соподчиненность раскрывает иерархию последовательно интегрированных вертикально взаимодействующих подсистем, образующих (вертикальная декомпозиция) данную конкретную систему. При этом межуровневое взаимодействие идет как между соседними уровнями по горизонтали, так и между соподчиненными по вертикали.

Право вмешательства считается приоритетом для подсистем верхнего уровня и обязательно для подсистем нижестоящих уровней. В системах, где алгоритм исполнения работ детерминирован, вмешательство нередко происходит через смену параметров подсистем нижнего уровня. Там, где алгоритм не детерминирован, за приоритет действий отвечает установленный порядок принятия и реализации решений на своих уровнях. При этом для выделения конкретного приоритета порядка действий элементы верхнего уровня принято считать «вышестоящими», а, соответственно, нижнего уровня - «нижестоящими».

Обратим внимание на существующую здесь проблему обратной связи управленческой «демократии», важную для сосуществования и взаимодействия упомянутых уровней структуры. Вмешательство, имея приоритет действия, всегда направлено сверху вниз и реализуется в форме директив и приказов, что, однако, не гарантирует эффективность работы системы, как и элементов любого уровня. Они в целом зависят от работы всех элементов системы. Собственно приоритет означает, что вмешательство предопределяет действия «внизу», тогда как успех работы верхнего уровня зависит не только от него самого, но и прежде всего от работы нижних уровней. Таким образом, системный эффект дает лишь налаженная обратная связь, опосредованная адекватной реакцией на вмешательствах, информация о которых всегда направлена снизу вверх. Эта взаимная зависимость действий наглядна, когда обмены с внешней средой идут, как правило, на предельно нижнем уровне системы.

Анализ сопряжения логистических потоков, как правило, не укладывается в простые рамки интуитивных решений, а требует применения принципа научности, который мы считаем одним из основных. Собственно логистика, как мы уже отмечали, определяется несложно. Это - управление потоками между точкой происхождения и точкой потребления для удовлетворения потребностей клиентов и/или корпораций. В то же время каждая позиция в приведенном лаконичном определении представляет собой особый объект управления и исследования, а их взаимодействующая совокупность в современных условиях уже не может быть обеспечена только лишь интуицией. Дело в том, что объектами управления в логистике являются как физические предметы (товары, грузы и т.п.), так и абстрактные элементы (время, информация). При этом логистика физических предметов обычно интегрирует потоки разнородной меняющейся информации, сопровождаясь необходимостью пользоваться услугами, обрабатывать и упаковывать материалы, грузы, подбирая для этого оборудование, расходные материалы и склады, обеспечивая безопасность [1. С. 49]. В эпоху глобализации решение задач такого уровня сложности может быть обеспечено исключительно на научной основе [2. С. 211].

В связи с этим мы исходим из признания логистики в том числе наукой о движении нефинансовых потоков в экономике. Её предметом будут их планирование, организация, управление, контроль и регулирование. В то же время, признавая логистику наукой, мы вынуждены признать, что «в одиночестве» она не способна решать стоящие перед ней задачи, которые под силу лишь современ-

Экономические системы. 2018. № 2

Economic Systems. 2018. №. 2

ному междисциплинарному знанию. Речь идет прежде всего о теории управления, экономической теории, теории систем. Логистика направлена на идеальную организацию производственной системы (она ей способствует и от неё же зависит), в силу этого взаимодействуя с организаций производства как самостоятельной дисциплиной, занимающейся проектированием, созданием и развитием производственных систем. Таким образом, базой для анализа и последующего методологического решения большинства логистических проблем являются законы рыночной экономики и закономерности организации промышленного производства.

Современный принцип научности в логистике предполагает аналитическое и расчетное начало на всех стадиях управления потоками, начиная с планирования, наличие расчетов траекторий и рисков движений потоков; признание за аналитиками, а не только за менеджерами «ручного» управления, статуса ключевого ресурса логистической системы предприятия.

Принцип определенности предполагает четкое видение и определение конечного результата в виде цели перемещения потока/потоков в соответствии с требованиями бизнес-процессов. В данном случае ключевая роль принадлежит службе управления логистикой, деятельности учетно-калькуляционных подразделений, которые обеспечивают минимизацию издержек при движении потоков.

Принцип конструктивности обеспечивает диспетчеризацию потока, его непрерывный мониторинг, в том числе за изменениями объектов потока с оперативной корректировкой движения.

Принцип надежности предполагает обеспечение безотказности и безопасности товарно-материального потока для персонала, грузов и окружающей среды, включая резервирование коммуникаций и оборудования, средств для возможных корректировок путей движения потока. Надежность предусматривает дублирование основных информационных и контрольных процессов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [3. С.167].

Принцип вариативности предполагает оперативное реагирование служб логистики предприятия на конъюнктуру рынка, его провалы, кризисные ситуации во внешней среде.

Для обеспечения вариативности предусматривается резервирование мощностей, загрузка которых может производиться по предварительно разработанным резервным планам предприятия.

Основные принципы логистики, рассмотренные в рамках наиболее применимой в данном случае теории систем, в значительной степени совпадают с принципами построения и функционирования самих систем. Это прежде всего научная обоснованность, комплексность, конкретность цели и задач, конструктивность, адекватность входящей информации, надежность и вариативность.

Источники

1. NyhuisP., WiendahiH.P. Fundamentals of Production Logistics. Berlin: Springer Heidelberg, 2009.

2. WatersD. Logistics: An Introduction to Supply Chain Management. Palgrave Macmillan, 2003.

3. Негомедзянов Ю.А., Негомедзянов Г.Ю. Управление взаимодействием звеньев цепи поставок на базе интеграции информационно-программных модулей // Вестник Тверского государственного университета. 2014. № 4-1. С. 166-170. Серия: Экономика и управление.

4. КушнирН.В. Элементы управления иерархическими системами с заданной иерархией // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-upravleniya-ierarhicheskimi-sistemami-s-zadannoy-ierarhiey (дата обращения: 10.04.2018).

PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF THE MODERN LOGISTIC SYSTEM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

Kuzmin S.A.

KUZMIN Sergey Aleksandrovich - postgraduate student of the «Economics and management» Department, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Ulyanovsk Oblast, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. Systematic as a basic principle of logistics implies the study of a logistics object as a collection of subsystems and the elements that enter into them, i.e. a single whole. In this regard, the study of any objects in the logistics system begins with the elements and subsystems, clarifying in what ways the analyzed object is with the rest of the elements and subsystems.

Keywords: logistics, logistics system.

For citation: Kuzmin S.A. Principles of construction of the modern logistic system of industrial enterprise. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 2 (41). P. 94-97. DOI 10.29030/2309-20762018-11-2-94-97

References

1. Nyhuis P., Wiendahi H.P. Fundamentals of Production Logistics. Berlin: Springer Heidelberg, 2009.

2. Waters D. Logistics: An Introduction to Supply Chain Management. Palgrave Macmillan, 2003.

3. Negomedzyanov Yu.A.. Negomedzyanov G.Yu. Upravleniye vzaimodeystviyem zvenyev tsepi postavok na baze integratsii informatsionno-programmnykh moduley // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4-1. P. 166-170. Seriya: Ekonomika i upravleniye.

4. Kushnir N.V. Elementy upravleniya iyerarkhicheskimi sistemami s zadannoy iyerarkhiyey // Nauchnyy zhurnal KubGAU. Scientific Journal of KubSAU. 2015. № 109. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/elementy-upravleniya-ierarhicheskimi-sistemami-s-zadannoy-ierarhiey (accessed: 10.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.