Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/69ECVN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Цапко К. А., Аль Джаиб Эзульдин Камил Жаир Принципы построения системы бюджетного управления в строительных организациях // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/69ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Tsapko K.A., Al Dzhaib Ezuldin Kamil Zhair (2020). Principles of building budget management system in construction organizations. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj. today/PDF/69ECVN520.pdf (in Russian)
УДК 69
ГРНТИ 06.81.12
Цапко Константин Александрович
ФГОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=807657
Аль Джаиб Эзульдин Камил Жаир
ФГОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Магистрант E-mail: [email protected]
Принципы построения системы бюджетного управления в строительных организациях
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются вопросы формирования эффективной системы бюджетного управления строительными проектами и строительными организациями, а также их корректной увязки друг с другом. На практике во многих строительных организациях бюджетирование все еще не применяется в полной мере, зачастую его использование фрагментарно и не интегрированно с другими функциями, при этом бюджет формируется статично лишь на начальном этапе реализации строительного проекта и ограничивается лишь комплексной детализацией расходов по элементам затрат и видам работ. В статье показано, что система бюджетирования в строительной организации должна формироваться с учетом общеметодологических принципов к бюджетированию, специфики проектно-ориентированного бюджетирования, а также специфики системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. В процессе анализа особенностей строительной отрасли, делается вывод о том, что в качестве основы формирования системы бюджетного управления в строительстве должна приниматься скользящая модель бюджетирования с особым акцентом на управление ресурсами строительных проектов. В связи с этим требуется трансформация сметной документации в бюджет строительства, в котором могут быть четко определены все прямые расходы строительства как в разрезе видов работ, так и статей затрат, а также накладные расходы по данному строительному проекту. В статье описаны механизм и принципы такой трансформации. Отмечено, что в строительной организации должны быть параллельно и взаимозависимо реализованы бюджетирование проектов и общефирменное бюджетирование. Приводятся схемы формирования данных контуров бюджетирования и их описание.
Ключевые слова: бюджетирование; бюджетное управление; бюджет проекта; строительство; строительная организация; экономика строительства; производственная программа; планирование
В настоящее время бюджетирование как инструмент управления коммерческими организациями в целом и финансами в частности применяется довольно широко. Возникнув как средство планирования и контроля доходов и расходов, оно трансформировалось на текущий момент в одну из наиболее распространенных технологий управления производственно-хозяйственной деятельностью, с учетом всех функций управления.
На практике результат от внедрения бюджетирования довольно высокий, что связывается с ориентацией деятельности организаций на достижение ключевых показателей экономической эффективности, возможностью корректного периодического мониторинга текущего результата и его анализа. При этом успешная реализация системы бюджетирования требует ее ориентации на специфику деятельности тех организаций, которые ее применяют [1].
В то же время в большинстве строительных организаций данный инструмент все еще не применяется в комплексной мере, зачастую его использование фрагментарно и не интегрированно с другими функциями (сметное ценообразование, управление строительным производством и др.). Во-многом это связано с дефицитом отраслевых методик бюджетного управления [2].
Виды строительных организаций и их влияние на финансовые модели бюджетироваия
Здесь следует уточнить понятие строительной организации, так как зачастую его используют обобщенно для всех организаций строительной сферы, при этом функции и модели их функционирования могут значительно отличаться. Необходимо различать, в первую очередь, застройщика (заказчика-застройщика, инвестора-заказчика-застройщика, девелопера) и подрядную (генподрядную, субподрядную) строительную организацию.
Застройщик обеспечивает строительство (реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства) на земельном участке, который находится в его собственности либо используется им на праве аренды (субаренды, безвозмездного пользования). В этом состоит отличительный признак застройщика. При этом застройщик может передать свои функции заказчику (техническому заказчику) [3].
Подрядчиком является строительная организация, непосредственно выполняющая работы по возведению объекта недвижимости на основании договора подряда с заказчиком (застройщиком-заказчиком).
Соответственно различие ролей и функций участников инвестиционно-строительного процесса приводит и к различиям в формировании финансовых моделей бюджетирования. В первую очередь различие связано в планировании доходов (поступлений денежных средств). Застройщик продает объект недвижимости конечному покупателю, доходы формируются после сдачи объекта в эксплуатацию, при этом расходы формируются на протяжении достаточно длительного периода строительство. В этом смысле к деятельности застройщика применима инвестиционная финансовая модель. В то время как для подрядной строительной организации, которая выполняет строительно-монтажные работы по договору подряда, сдает их выполнение поэтапно, на основании графика производства работ и графика
Введение
Вестник Евразийской науки 2020, №5, Том 12 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2020, No 5, Vol 12 https://esi.today
финансирования, данная деятельность является операционной текущей, а доходы и расходы обычно ритмично сбалансированы.
Методологические основы бюджетирования в строительстве
Рассмотрим основные принципы, на основе которых должна строиться система бюджетирования в строительной организации (рис. 1).
Специфика проектно-ориентированного бюджетирования
Система бюджетного управления строительной организации
. Строительная
| ) организация ( |
Общеметодологические принципы к бюджетированию
Специфика системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве
Рисунок 1. Методологические основы формирования система бюджетного управления строительной организации (разработано авторами)
Общеметодологические принципы, методы и подходы к формированию системы бюджетного управления, такие, в частности, как построение финансовой структуры и центров финансовой ответственности, широко отражены в научной литературе и изучены достаточно подробно [4-6].
Строительные организации, функционирующие в рамках инвестиционно-строительного комплекса осуществляют проектно-ориентированную деятельность, т. е. основным бизнес-процессом их деятельности является реализация строительных проектов, которые совокупно формируют производственную программу (портфель проектов) строительной организации. Таким образом в основе системы бюджетирования строительной организации лежат бюджеты реализуемых в рассматриваемый период инвестиционно-строительных проектов.
Иными словами, бюджетирование в строительных организациях строится на проектно-ориентированном подходе, который предполагает выделение строительных проектов в финансовой структуре компании в качестве базовых объектов, наряду с подразделениями различного уровня. В строительной организации, как и в любой другой, может возникнуть потребность в инвестиционных проектах развития, направленных на повышение потенциала бизнеса, однако данные проекты не являются основным бизнес-процессом и их бюджетирование осуществляется по иным принципам.
Общеизвестными являются такие особенности строительной отрасли, как нестационарный характер производства строительно-монтажных работ, их значительная продолжительность, большое количество привлекаемых сторонних (субподрядных) организаций, организационно-технологическая взаимосвязь выполняемых работ и непостоянство их ведения во время различных временных периодов. В процессе строительства объекта может возникать необходимость корректировки проектной документации, периодически происходит корректировка рабочей документации. Из-за факторов неопределенности ведения строительного бизнеса, распространенным явлением является перераспределение объемов работ, выполняемых собственными силами и передаваемых на субподряд, а также их перераспределение между субподрядными организациями. В результате этого меняются календарные графики производства работ, что соответственно сказывается на формировании доходов и расходов и их перераспределению во времени.
Таким образом, в качестве основы формирования системы бюджетного управления в строительстве должна приниматься скользящая модель бюджетирования с особым акцентом на управление ресурсами строительных проектов.
Трансформация сметной документации в бюджет строительства
Определение всех необходимых ресурсов в строительстве и их стоимостная оценка осуществляется на основе разработки сметной документации, которая до октября 2020 г. составлялась на основании положений Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации1. В недавнем времени была введена новая Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)2.
Решая ряд проблем системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, новая методика тем не менее не позволяет в большинстве случаев использовать для целей бюджетного управления строительной организацией и строительными проектами разработанную в рамках нее сметную документацию в неизменном виде. Фактически сметная стоимость определяет размер выручки от реализации строительного проекта, в то же время в большинстве случаев достоверно не показывает размер расходов. В связи с этим требуется трансформация сметной документации в бюджет строительства, в котором могут быть четко определены все прямые расходы строительства как в разрезе видов работ, так и статей затрат, а также накладные расходы по данному строительному проекту.
Можно выделить три фактора, которые определяют актуальность и оказывают основное влияние на механизм трансформации сметной документации:
1. форма собственности заказчика, которая оказывает влияние на процесс формирования цены строительства, выбора подрядчика и заключения договора подряда (контракта);
2. метод определения сметной стоимости;
1 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) / Госстрой России, Москва, 2004. - 72 с.
2 Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры): утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. №421/пр.
3. авторство сметной документации.
Сметная стоимость в соответствии с указанными выше методическими указаниями, определяется базисно-индексным, ресурсно-индексным и ресурсным методами. Базисно-индексный метод предполагает определение сметной стоимости на основе расценок в базисном уровне цен на 1 января 2000 года и использованием коэффициентов перехода в текущие цены. Практика показывает, что данный способ является основным при финансировании строительства за счет государственных (муниципальных) средств, при этом он наименее точен. Расценки, которые лежат в основе данного метода, определены усредненно, а технологии, которые заложены при определении ресурсоемкости строительных процессов, являются зачастую устарелыми.
Ресурсно-индексный метод использует не готовые расценки, а предполагает применение норм расхода и цен строительных ресурсов в базисном уровне и использование, как и в базисно-индексном методе, коэффициентов перехода в текущие цены. С учетом этого он более точен в определении стоимости строительно-монтажных работ по сравнению с базисно-индексным.
Наиболее точным является ресурсный метод, который использует цены строительных ресурсов в текущем уровне цен, при этом используются цены, размещенные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве3.
Государственная (муниципальная) форма собственности заказчика накладывает на него определенные ограничения в выборе подрядчика и регламентируем механизм заключения контракта4 . Аналогичные ограничения налагаются и на ряд других типов заказчиков (государственные корпорации, естественные монополии)5. При этом на момент проведения торгов сметная документация уже разработана (обычно, как было отмечено выше, базисно-индексным методом). Разработчиком сметной документации является проектная организация, которая ранее на основе тендерных процедур заключила соответствующий контракт с заказчиком. То есть потенциальный подрядчик не имеет никакой возможности повлиять на формирование сметной документации.
Таким образом для достоверной оценки затрат подрядчику необходима проверка расценок, норм и цен сметной документации, а также пересчет с учетом актуальных для конкретной строительной организации условий. Это может быть достигнуто только при создании и постоянной актуализации внутрифирменной базы нормативов расхода и стоимости ресурсов.
Другими проблемными вопросами структуры сметной документации, требующими разрешения в рамках интеграции сметного ценообразования и бюджетирования и разработки бюджета строительства, являются следующие:
1. В локальных сметах (локальных сметных расчетах), помимо прямых расходов, включаются накладные расходы и сметная прибыль, которые требуют исключения.
3 Положение о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 959.
4 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.
5 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 № 223-Ф3.
2. Сводная смета (сводный сметный расчет) содержит в свое составе ряд расходов (лимитированные затраты), которые определяются по установленным нормативам в процентах от других элементов сметной стоимости. К ним относятся, в частности, зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты. Данные затраты должны быть отнесены к определенным статьям бюджета, что требует индивидуальных решений.
3. Необходимость декомпозиции накладных расходов по объекту строительства по установленной методике на прямые, общепроизводственные, управленческие и коммерческие.
4. Распределение доходов и расходов объекта по периодам (месяц, квартал) в условиях отсутствия привязки сметной документации к календарному графику производства работ [7-9].
Разработанный с учетом изложенных выше принципов трансформации сметной документации бюджет строительства на примере крытого ледового катка представлен в таблице 1. В предлагаемой форме предусмотрена трехуровневая детализация: по временным периодам, соответствующим месячному шагу бюджетирования, по видам работ, по элементам затрат (в представленном примере детализация по элементам затрат дана для одного вида работ).
Таблица 1
Бюджет строительства крытого ледового катка, тыс. руб.
№ п/п Наименование Всего ноя.20 дек.20 янв.21 фев.21 мар.21 апр.21
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Выручка от реализации 227 417 6 767 11 057 5 389 6 424 13 329 21 608
2 Затраты по объекту строительства 184 671 4 731 8 421 5 010 5 628 9 768 16 237
2.1 Прямые затраты 177 515 4 142 7 817 4 397 5 010 9 158 15 648
2.1.1 Подготовка территории строительства 873 667 206
2.1.2 Закрепление грунтов 11 086 3 475 7 611
2.1.3 Земляные работы 1 987 1 987
2.1.4 Устройство фундаментов 3 467 2 410 1 057
2.1.5 Железобетонные конструкции 15 217 3 953 6 710 4 554
2.1.5.1 материальные расходы 8 704 2 261 3 838 2 605
2.1.5.2 заработная плата рабочих 815 212 359 243
2.1.5.3 начисления на зарплату рабочих 245 64 108 73
2.1.5.4 эксплуатация машин и оборудования 243 63 107 73
2.1.5.5 услуги субподрядных организаций 5 210 1 354 2 298 1 559
2.1.6 Перегородки, вентиляционные каналы 2 167 544 1 623
2.1.7 Перегородки из сэндвич-панелей 1 013 1 013
2.1.8 Монтаж металлоконструкций 11 751 5 980
2.1.9 Облицовка фасадов 4 939
2.1.10 Междуэтажные перекрытия 4 382 1 904 2 478
2.1.11 Кровельные работы 9 461
2.1.12 Крыльца, пандусы 690
2.1.13 Заполнение оконных и дверных проемов 3 350
2.1.14 Витражи 10 219
2.1.15 Устройство полов 6 976
2.1.16 Внутренние отделочные работы 6 689
2.1.17 Отопление 3 374
2.1.18 Водоснабжение 5 658
№ п/п Наименование Всего ноя.20 дек.20 янв.21 фев.21 мар.21 апр.21
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2.1.19 Канализация 1 027
2.1.20 Электроснабжение 7 964
2.1.21 Видеонаблюдение 1 549
2.1.22 Сети связи 810
2.1.23 Автоматическая пожарная и охранная сигнализация 1 479
2.1.24 Вентиляция и кондиционирование 18 462
2.1.25 Узел учета тепловой энергии, ИТП 2 575
2.1.26 Технологическое оборудование 34 325
2.1.27 Благоустройство территории 6 025
2.2 Накладные расходы по объекту 7 156 589 604 613 618 610 589
2.2.1 Вознаграждение за получение банковской гарантии 4 167 347 347 347 347 347 347
2.2.2 Временные (нетитульные) здания и сооружения 457 38 38 38 38 38 38
2.2.3 Содержание пожарной и сторожевой охраны 720 60 60 60 60 60 60
2.2.4 Содержание строительной площадки 1 277 114 129 138 143 135 114
2.2.5 Подготовка объекта строительства к сдаче 160
2.2.6 Командировочные расходы 135 10 10 10 10 10 10
2.2.7 Прочие накладные расходы по объекту 240 20 20 20 20 20 20
3 Маржинальная прибыль 42 746 2 035 2 636 378 796 3 561 5 371
4 Общехозяйственные расходы 10 721 854 1 145 746 854 854 987
5 Коммерческие расходы 84 7 7 7 7 7 7
6 Прибыль по объекту 31 941 1 174 1 484 -375 -65 2 700 4 377
Продолжение таблицы 1
№ п/п Наименование май.21 июн.21 июл.21 авг.21 сен.21 окт.21
1 2 10 11 12 13 14 15
1 Выручка от реализации 27 482 35 816 30 397 32 043 30 301 6 804
2 Затраты по объекту строительства 22 908 30 148 25 084 28 628 23 614 4 490
2.1 Прямые затраты 22 349 29 589 24 525 28 069 22 979 3 832
2.1.1 Подготовка территории строительства
2.1.2 Закрепление грунтов
2.1.3 Земляные работы
2.1.4 Устройство фундаментов
2.1.5 Железобетонные конструкции
2.1.5.1 материальные расходы
2.1.5.2 заработная плата рабочих
2.1.5.3 начисления на зарплату рабочих
2.1.5.4 эксплуатация машин и оборудования
2.1.5.5 услуги субподрядных организаций
2.1.6 Перегородки, вентиляционные каналы
2.1.7 Перегородки из сэндвич-панелей
2.1.8 Монтаж металлоконструкций 5 771
2.1.9 Облицовка фасадов 3 839 1 100
2.1.10 Междуэтажные перекрытия
2.1.11 Кровельные работы 7 319 2 142
2.1.12 Крыльца, пандусы 690
2.1.13 Заполнение оконных и дверных проемов 1 700 1 650
2.1.14 Витражи 7 211 3 008
2.1.15 Устройство полов 3 720 3 256
2.1.16 Внутренние отделочные работы 3 478 3 211
2.1.17 Отопление 1 100 1 100 1 174
№ п/п Наименование май.21 июн.21 июл.21 авг.21 сен.21 окт.21
1 2 10 11 12 13 14 15
2.1.18 Водоснабжение 1 827 1 827 2 004
2.1.19 Канализация 335 335 357
2.1.20 Электроснабжение 2 120 3 711 2 133
2.1.21 Видеонаблюдение 1 145 404
2.1.22 Сети связи 610 200
2.1.23 Автоматическая пожарная и охранная сигнализация 788 691
2.1.24 Вентиляция и кондиционирование 2 812 8 410 7 240
2.1.25 Узел учета тепловой энергии, ИТП 2 575
2.1.26 Технологическое оборудование 6 800 10 112 8 247 9 166
2.1.27 Благоустройство территории 1 591 1 897 2 537
2.2 Накладные расходы по объекту 559 559 559 559 635 658
2.2.1 Вознаграждение за получение банковской гарантии 347 347 347 347 347 347
2.2.2 Временные (нетитульные) здания и сооружения 38 38 38 38 38 38
2.2.3 Содержание пожарной и сторожевой охраны 60 60 60 60 60 60
2.2.4 Содержание строительной площадки 84 84 84 84 84 84
2.2.5 Подготовка объекта строительства к сдаче 71 89
2.2.6 Командировочные расходы 10 10 10 10 15 20
2.2.7 Прочие накладные расходы по объекту 20 20 20 20 20 20
3 Маржинальная прибыль 4 574 5 667 5 313 3 415 6 687 2 313
4 Общехозяйственные расходы 879 854 978 789 756 1 025
5 Коммерческие расходы 7 7 7 7 7 7
6 Прибыль по объекту 3 688 4 806 4 328 2 619 5 924 1 281
Разработано авторами
Взаимосвязь между проектным и общефирменным бюджетированием в строительстве
Бюджет строительства фактически является бюджетом доходов и расходов строительного проекта и составляет основу бюджетирования строительной организации, на базе которого формируются другие бюджеты, а система бюджетирования строится по принципу снизу-вверх. При этом строительный объект рассматривается как центр маржинального дохода (валовой прибыли).
В связи с этим в строительной организации должны быть параллельно и взаимозависимо реализованы бюджетирование проектов и общефирменное бюджетирование (рис. 2).
Бюджетное управление строительными проектами
Бюджет строительного проекта 1
Бюджет строительного проекта 2
Бюджет строительного проекта n
Бюджетное управление строительной организацией
Генеральный бюджет строительной организации
Рисунок 2. Взаимосвязь между проектным и общефирменным бюджетированием в строительстве (разработано авторами)
На рис. 3 представлена предлагаемая схема формирования бюджета объекта строительства, а на рис. 4 схема формирования генерального бюджета строительной организации.
Рисунок 3. Схема формирования бюджета объекта строительства (разработано авторами)
С
а
тк
е
о
р
<N п
а о
атк ог
е н
о ь
р л
п е
т
£ <u о о ог н и о рт
Он ь с
a л е т
о ет е
и ж
о о д
EC HQ рот ю
Ц с Б
£ s о т е еж
& д ю
H Б
0}
s
4
ю
Б
/ Блок бюджетов прямых расходов \
Бюджет затрат на заработную плату рабочих
Бюджет затрат на материалы
Бюджет затрат на машины и механизмы
Бюджет затрат на услуги сторонних (субподрядных) организаций
Бюджет общехозяйственных и коммерческих расходов
Бюджет накладных расходов объектов строительства
Бюджет продаж
Бюджет инвестиций
Бюджет дебиторской и кредиторской задолженности
->
Бюджет доходов и расходов
Бюджет движения денежных средств
Бюджет по балансовому листу
Рисунок 4. Схема формирования генерального бюджета строительной организации (разработано авторами)
На основе имеющейся сметной документации, а также форм производственной программы, включающих общих календарный график производства работ по объекту и графики потребления основных видов ресурсов, с учетом предлагаемых механизмов трансформации, в качестве операционных бюджетов по объекту строительства формируются бюджет затрат на заработную плату рабочих, бюджет затрат на материалы, бюджет затрат на машины и механизмы, бюджет затрат на услуги субподрядных организаций, бюджет накладных расходов, а также бюджет продаж. Показатели данных бюджетов по всем объектам строительства затем агрегируются в соответствующие бюджеты в рамках генерального бюджета строительной организации.
С другой стороны, значения показателей общехозяйственных и коммерческих расходов в рамках бюджета объекта строительства формируются на основе данных генерального
Страница 10 из 13
69ЕСУШ20
бюджета путем их распределения по строительным объектам по определенному алгоритму. В качестве способа распределения общехозяйственных и коммерческих расходов целесообразным представляется принимать прямые расходы, так как традиционный учет таких расходов на основе выручке от реализации может значительно искажать показатели эффективности реализации строительных проектов в следствие длительности производственного цикла в строительстве и неравномерности формирования выручки за выполненные работы [10].
В связи с тем, что в большинстве случаев реализация строительного проекта не ограничивается одним годовым циклом бюджетного планирования, при формировании годового генерального бюджета строительной организации на основе данных о начале и окончании работ по каждому объекту строительства, определяются бюджетные показатели, соответствующими периоду бюджетирования.
Многие строительные организации статично формируют бюджет лишь на начальном этапе реализации строительного проекта и ограничиваются лишь комплексной детализацией расходов по элементам затрат и видам работ. При этом учет данных расходов осуществляется на основе бухгалтерских данных, которые отражают показатели лишь по фактически сданным и принятым заказчиком работам. В итоге оперативная информация о фактически затраченных ресурсах и выполненных работах не формируется, что не позволяет использовать бюджет в качестве эффективного механизма управления.
Предлагаемая схема включает формирование динамического бюджета строительства и ряда оперативных бюджетов глубокого уровня детализации ресурсов, что обеспечивает действенный контроль расходов на основе данных управленческого учета. Реализация описанных в статье принципов позволит интегрировать различные управленческие контуры в единый контур бюджетирования и обеспечит управляемое экономическое развитие строительной организации.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Цапко К.А. Организация процесса бюджетирования проектов в проектно-изыскательских организациях // Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №4 http://naukovedenie.ru/PDF/107EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Расторгуева Н.Ф. Особенности бюджетирования в строительной организации // Сибирская финансовая школа. 2009. № 6. С. 44-51.
3. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет у инвестора, застройщика, заказчика и подрядчика/ Г.Ю. Касьянова (13-е изд., перераб. и доп.). - М.: АБАК, 2017. - 368 с.
4. Быстров А.В., Лихачева О.Н., Есина А.Р. Методические аспекты организации бюджетирования // Решение проблем финансового планирования и бюджетирования на современном предприятии. - 2015. - №5 (83). - С. 42-48.
5. Афанасьев М.П. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) // Вопросы экономики. - 2004. - №9. - С. 130-139.
6. Rosu M.M., Tarba I.C., Tiriplica P.G. Methodology for budget projects monitoring. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 400 (2018) 062026 DOI: 10.1088/1757-899X/400/6/062026.
7. Новак Е.В. Трансформация сметной документации в систему бюджетов проекта строительной компании // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - №4. -С. 78-81.
8. Новак Е.В. Методика трансформации сметной документации в систему бюджетов проекта строительной компании // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - №7. - С. 42-45.
9. Новак Е.В. Бюджетирование в строительстве. От простого к сложному // Бухучет в строительных организациях. - 2010. - № 8.
10. Никулина О.В., Пашова О.В. Методология формирования системы бюджетирования современной компании для обеспечения ее финансовой устойчивости в условиях кризиса // Экономика устойчивого развития. - 2016. -№4(28). - С. 348-361.
Tsapko Konstantin Aleksandrovich
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=807657
Al Dzhaib Ezuldin Kamil Zhair
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Principles of building budget management system in construction organizations
Abstract. In this article the authors discuss the issues of forming an efficient budget management system in construction projects and construction organizations as well as their proper link with one another. In practice many construction organizations still don't use budgeting to the full and often its use is fragmented and not integrated with other functions. In this case a budget is formed in a static way only at an earlier stage of a construction project and is limited to comprehensive detailing of expenses for costs elements and types of work. This article shows that a budget system in a construction organization should be formed considering general methodology budget principles, specificity of project-oriented budgeting and also specificity of pricing and estimated standardizing in construction. In the process of analysing features of construction industry the authors draw the conclusion that a sliding budget pattern with a particular focus on resource management of construction projects should be the basis of forming a budget management system in construction. In this context, transformation of estimated documentation is necessary in construction budget where all direct construction costs could be clearly defined both in the frame of types of works and cost items, also considering overhead expenses of the given construction project. This article describes the mechanism and the principles of such transformation. The authors note that budgeting of projects and organization-wide budgeting in a construction organization should be implemented interdependently and in parallel. The patterns of forming such budgeting loops and their description are included.
Keywords: budgeting; budget management; project budget; construction; construction organization; economics of construction; production program; planning